Как стать гением


МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


НЕСЧАСТЬЕ, КАТАКЛИЗМ


ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ


 


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


 


24-а. Основной. Несчастье
"местного значения": семейные
раздоры, отстал от поезда, по­
жар в квартире и т.п.

24-6. Усиливающий. Общий
катаклизм: волна репрессий,
война, стихийное бедствие и т.д.


24-в. Основной. По мере во­зможности продолжать работу. Приспособление знаний, умений по ДЦ к условиям катаклизма и по мере возможности продол­жение работы. Пример: во вре­мя первой мировой войны М.Кюри организовала пункты рентгенодиагностики, которые действовали в войсках.


Примечание к 24-а и 24-6

Если ход 24-а в какой-то степени еще управляем, зависим от поведения человека, то ход 24-6 совершен­но неуправляем и абсолютно независим (почти всегда) от поведения ТЛ. Ответный ход 24-в слаб. В "Жизнен­ной стратегии" встречается несколько таких слабых ходов. Их усиление, разработка —дело будущего. Хотя, разумеется, следует отметить, что в жизни возможны и безвыходные ситуации.

Пример к 24-6

"28 июня 1938 года. Москва...

Вошли трое с дворником, предъявили ордер, посадили на стулья посередине комнаты. Королев сидел молча. Не говорил об ошибке, которая, конечно же, очень скоро будет исправлена. Обыск по освоенному трафарету: от двери по часовой стрелке. Денег в доме было мало. Облигации. Тупо листали книги. Сверток с собой — две смены белья. Потом он корил себя, что надел хорошее кожаное пальто.


Игра________________________________________________ 207

Утром в приемной на Кузнецком мосту пояснили: "Продавал чертежи фирме "Мессершмитт"...

О Голованов Я. Семь дней из жизни Королева // Лит. газ. 1987. 7 янв. СЮ.

Пример к 24-6

"Великий Галилей был изгнан с родной земли и вынужден скитаться из одного города в другой, пока его не бросили в тюрьму и не потребовали отречься от своих открытий как от недостойных заблуждений. Декарт также был изгнан, странство­вал, служил в армии, был врачом, философом, математиком и умер на чужбине. Везалий (Андреас Везалий /1514—1564/ — естествоиспытатель эпохи Возрождения, основоположник науч­ной анатомии. Преследовался церковью. — Прим. перев.) был вынужден жить бродягой, подвергаясь суровым наказаниям за вымышленные преступления, и в конце концов умер от голода. Коперник не решался публиковать свои великие открытия и увидел их в напечатанном виде только в канун своей смерти. Кеплер, удостоенный императорской пенсии, жил в нищете, ибо так никогда ее и не получил.

Пусть не подумает читатель, что преследования такого рода были возможны лишь во тьме средневековья, — это может случиться и в высококультурном современном государстве, как случилось, например, в гитлеровской Германии. Научные труды Альберта Эйнштейна, Отто Варбурга и многих других вели­чайших ученых Германии и всего мира были объявлены "ев­рейскими", а значит, неприемлемыми. Все эти люди должны были бежать из своей страны, ибо в наше время социальный демагог, получивший доступ к средствам массовой информации, с гораздо большей легкостью, чем в средние века, за какие-нибудь несколько месяцев может так дезориентировать общест­венное мнение, что слепая ярость толпы обрушится на вели­чайших представителей национальной культуры, на церкви, на картины и книги, пусть даже они и не общепонятны".

О Селье Г. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. С. 148—149.

Пример к 24-6

Ленард в речи на открытии нового физического института заявил:


208_____________________________________________ Как стать гением

"Я надеюсь, что институт станет оплотом против азиатского духа в науке. Наш фюрер изгоняет этот дух из политики и политической экономии, где он называется марксизмом. Но в результате коммерческих махинаций Эйнштейна этот дух сохра­няет свои позиции в естествознании. Мы должны понять, что недостойно немца быть духовным последователем еврея. Науки о природе в собственном смысле имеют целиком арийское происхождение, и немцы должны сегодня снова находить соб­ственную дорогу в неизвестное".

О Кузнецов Б.Г. Эйнштейн: жизнь, смерть, бессмертие.

М.: Наука, 1972. С.231.

(Любопытно, что дальше, на с.236, Б.Г.Кузнецов пишет: "Нужно заметить, что в годы нацистского режима некоторые профессора разъясняли студентам содержание теории относите­льности. Они не упоминали ни имени Эйнштейна, ни названия теории и большей частью приводили формулы и выводы без изложения основной концепции".)

Пример к 24-6

"И вот 6 августа 1940 года... Николая Ивановича арестовали... Допрос Вавилова начался 12 августа 1940 года в Москве во внутренней тюрьме НКВД. Старший лейтенант Хват начал до­прос словами: "Вы арестованы как активный участник антисо­ветской вредительской организации и шпион иностранных раз­ведок. Признаете ли вы себя виновным?" Ответ Вавилова. "Нет, не признаю. Шпионом и участником антисоветских органи­заций я никогда не был. Я всегда честно работал на Советское государство..." Ответ Вавилова его не удовлетворяет. За про­шедшие до суда одиннадцать месяцев он вызывает Вавилова на допрос четыреста раз. Четыреста сеансов глумления и истязания!

В первые дни Вавилов держался очень твердо и решительно, отрицая выдвинутые против него абсурдные обвинения. Но следователь был инквизитором бериевской выучки и умел "рас­калывать" даже таких мужественных, твердых и волевых людей, как Вавилов, и 24 августа он добивается "признания"... После того, как Вавилов признал себя "вредителем и врагом народа", до марта 1941 года его больше не вызывают на допросы, и, сидя в одиночной камере, он мог отдаться своим мыслям... Он не может бездействовать: пишет давно задуманную книгу об исто­рии мирового земледелия... Это был последний подвиг великого ученого и великого гражданина.


Игра________________________________________________________ 209

В марте 1941года снова начинаются допросы. К этому времени он был переведен в двадцать седьмую камеру Бутырской тюрьмы, в которой уже сидело около двухсот человек. Один из сидевших там арестантов (художник Г.Г.Филипповский) расска­зывал, что, когда его втолкнули в камеру, он сразу заметил пожилого человека, который, лежа на нарах, задирал кверху опухшие ноги с огромными вздутыми синими ступнями. Это был Вавилов, лишь недавно вернувшийся после ночного допроса, где следователь заставил его простоять более десяти часов. Лицо его было отечным, с мешками под глазами. Каждую ночь Вавилова уводили на допрос, а на рассвете обессиленного волокли назад и бросали прямо у порога камеры. До своего места на нарах Вавилов добирался ползком (стоять, а тем более ходить, он уже не мог), соседи кое-как стаскивали с его ног ботинки...

...9 июля 1941 года состоялась комедия суда над "троцкистом и монархистом"... На закрытом заседании Военной коллегии Верховного суда СССР... Вавилову выносится приговор — вы­сшая мера наказания, расстрел. В помиловании Вавилову было отказано... Но Вавилова не расстреляли в Бутырской тюрьме. Расстрел был отсрочен на полтора года. Фактически мгновенная смерть была заменена медленной, мучительной смертью, полной унижений.

29 октября его на поезде привозят в Саратов. Вавилов попа­дает в корпус, где содержали наиболее крупных общественных и политических деятелей. Здесь с ним вместе оказались редактор "Известий" Юрий Михайлович Сгеклов, философ, историк и литературовед, директор Института мировой литературы Ака­демии наук СССР академик Иван Капитонович Луппол и другие крупные деятели. Сначала Вавилов сидел в одиночке, а затем он попал в камеру, где его соседями оказались И. К.Луппол и инженер Иван Федорович Филатов... Вот что рассказывал уже почти умирающий Филатов механику Г.М.Лозовскому:

"Камера была очень узкая с одной койкой, прикованной к стене, окон не имела. Находилась эта камера в подвальном помещении тюрьмы... Жара, духота... Сидели потные. Одежду свою, холщовый мешок с прорезью для головы и для рук, заключенные называли хитоном. На ногах лапти, плетенные из коры липы. Луппол говорил, что такую одежду носили рабы в Древнем Риме... Вавилов навел дисциплину в камере. Ободрял своих товарищей. Чтобы отвлечь их от тяжелой действитель­ности, завел чтение лекций по истории, биологии, лесотехнике.


210____________________________________________ Как стать гением

Лекции читали поочередно все трое..." В камере смертников Вавилов пробыл в общей сложности около года. За это время арестантов ни разу не вывели на прогулку. Им было запрещено переписываться с родными, получать передачу. Их не выпускали в баню и даже не давали мыла для умывания в камере. К весне 1942 года состояние Вавилова ухудшилось, и он тяжело заболел цингой...

Весной 1942 года в тюрьме разыгралась эпидемия дизентерии. Заболел и Вавилов. Однако и это испытание не было последним. К двум академикам, Вавилову и Лупполу, посадили какого-то умалишенного, который, пуская в ход кулаки и зубы, отнимал у них утреннюю пайку хлеба. А в это время в Саратове жила поселившаяся у своей сестры-учительницы жена Вавилова, док­тор биологических наук Елена Ивановна Барулина. Но о том, что муж ее в Саратове, она не знала (продуктовые посылки, приобретенные на ее более чем скромные средства, Барулина посылала в Москву, где они исчезали в недрах НКВД). Вавилов тоже ничего не знал о жене, как не знал и о том, что в мае 1942 года был избран членом Лондонского королевского общества.

Между тем 13 июня 1942 года заместитель народного комис­сара внутренних дел В.И.Меркулов пишет председателю Воен­ной коллегии Верховного суда СССР Ульриху о Вавилове и Лупполе: "Ввиду того, что указанные осужденные могут быть использованы на работах, имеющих оборонное значение, НКВД СССР ходатайствует о замене высшей меры наказания заклю­чением в исправительно-трудовом лагере НКВД сроком на 20 лет каждому". Президиум Верховного Совета быстро принял постановление. Легко себе представить, с какой радостью Вави­лов написал: "Настоящее постановление мне объявлено 4 июля 1942 года". Казалось, все будет хорошо. Вавилова и Луппола из подвала перевели в общую камеру на первом этаже. Вскоре Луппола отправили в лагерь. Но Вавилов так и не дождался этого желанного для него теперь лагеря. Он заболел дизентерией и 24 января 1943 года попадает в тюремную больницу. А через два дня его не стало. Перестало биться сердце одного из величайших сынов России. Николай Иванович Вавилов бьш погребен в общей могиле для заключенных на Воскресенском кладбище Саратова..."

О Тахтаджян А. Континенты Вавилова // Лит. газ. 1987. 25нояб. С. 12.


■ЯЯМ

МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


БОЛЕЗНЬ


ПРОДОЛЖЕНИЕ ИНТЕНСИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ


 


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


 


25-а. Основной. Болезнь:
трудно продвигаться к ДЦ, на­
пример, лежа с температурой в
постели.

25-6. Усиливающий. Опера­
ция "Соседи": нет подходящих
домашних условий для спокой­
ных, неторопливых размышле­
ний (сосед-пьяница, круглосу­
точно музыка за стеной и т.д.).


25-в. Основной. Умение ра­ботать в любых условиях, мо­ральная готовность к любым ус­ловиям; еще большая рациона­лизация расходуемого времени.


Пример к 25-в

Остиле работы Миклухо-Маклая во время жизни на Новой Гвинее:

"Работал ученый неутомимо, не щадя себя. Он жалел , что тратит время на устройство и ремонт жилья (часто протекала крыша!), на поиски пропитания ("нередко приходилось голо­дать, если охота оказывалась неудачной") и приготовление пи­щи, на отдых, наконец. Его часто одолевала "бледная, холодная, дрожащая, а затем сжигающая лихорадка". Порой приступы ее были таковы, что он не в силах был поднести ко рту ложку с лекарством. Тогда в дневнике появлялась всего одна строчка: "Лихорадка". И все же трижды в день он выбирается на веранду, чтобы записать метеорологические исследования.

Вот один из рабочих дней. Встает в пять утра, колет дрова, кипятит воду, варит бобы, ухаживает за больным слугой, чело­веком прожорливым, трусливым и ленивым, вырезает из кон­сервной банки серьги для туземцев, измеряет температуру воды и воздуха, отправляется на коралловый риф за морскими живот-


212____________________________________________ Как стать гением

ными или в лес, совершает экскурсии в соседние деревни. Он пишет: "Утром я зоолог-естествоиспытатель, затем ... повар, врач, аптекарь, маляр, даже прачка". Вдобавок ко всему он измеряет папуасские головы, собирает утварь, оружие и укра­шения местных жителей — людей каменного века, все это чрезвычайно важно для науки. Миклухо-Маклай учит язык папуасов и лечит их".

О Глухов А,Г. Книги, пронизывающие века. М.: Книга, 1975. С.119-120.

Пример к 25-в

О Цандере.

"Фанатик? Да, фанатик. Но не темный и бездумный испол­нитель чьей-то воли, а фанатик в самом высоком смысле этого слова, человек, преданный высокой, благородной идее. Жена вспоминала, что он часто говорил с улыбкой: "Что я по срав­нению с человечеством? Капля в океане! Но я обязан работать для него..."

Обязан! Поэтому учился задерживать дыхание: в марсиан­ском корабле ограничен запас воздуха. Поэтому пил соду: в марсианском корабле сода должна поддерживать тонус. Когда он заболел, его пришли навестить друзья. У Цандера был жар, а в комнате страшный холод. Он лежал, укрытый несколькими одеялами, пальто, ковром, снятым со стены. Стали поправлять постель, а под ковром, под пальто, между одеялами — гра­дусники: он ставил опыты по теплопередаче: ведь освещенная солнцем поверхность марсианского корабля будет сильно нагре­ваться, а теневая охлаждаться".

О Голованов Я. Марсианин. М.: Мол. гвардия, 1985. С.214-215.


Игра



МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ


готовность

РИСКОВАТЬ


 


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


 


26-а. Основной. Достиже­ние ДЦ требует самопожертво­вания: не отказа от земных благ, не снижения потребностей, а риска, связанного с собственной жизнью, здоровьем.


26-в. Основной. Моральная готовность рисковать во имя творчества.


Пример к 26-а и 26-в ,

О Н.И.Вавилове:

"В записной книжке академика за 1929 год среди срочных дел, которые надлежало завершить до отъезда в Западный Китай, значится: "Составить завещание". Путешественник был слишком хорошо осведомлен о превратностях дороги, чтобы не забывать о свергающихся в пропасть лошадях и возможных воздушных катастрофах. Но одно дело помнить, другое — бояться. Страха не было. Он готов платить этот налог, платить чем угодно — риском, трудом, собственной жизнью".

О Поповский М. Надо спешить! Путешествия академика Николая Вавилова // Люди среди людей. Повести. М.: Дет. лит. 1972. С. 184.

Пример к 26-а и 26-в

"И.И.Мечников во время одной из эпидемий холеры во Франции, желая установить роль вибрионов, выпил чистую культуру холерных вибрионов, выделенных от больного. Следуя примеру своего учителя, этот опыт повторили его помощники Латипи и Жюпиль. Последний заболел тяжелой формой холеры, причиняя тяжелые моральные страдания Мечникову, допустив-


214____________________________________________ Как стать гением

шему эти опыты... В своих воспоминаниях его жена О.Н.Меч­никова так писала об этом: "Призванный врач, хорошо знакомый с клинической картиной холеры, объявил, что болезнь крайне опасна ввиду ее тяжелых нервных проявлений. Илья Ильич в смертельной тревоге не чувствовал в себе силы пережить фаталь­ный исход. Больной, к счастью, выздоровел..."

О Блинкин С.А. Люди большого мужества. М.: Медицина, 1967. С.182-183.

Пример к 26-а и 26-в

"Помню, около этого времени я делал опыты с цыплятами. На центробежной машине я усиливал их вес в 5 раз. Ни малей­шего вреда они не получили. Такие же опыты еще раньше в Вятке я производил и с насекомыми. Подвергал и себя эк­спериментам: по нескольку дней ничего не ел и не пил. Лишение воды мог выдержать только в течение двух дней. По истечении их я на несколько минут терял зрение".

О Циолковский К.Э. Черты из моей жизни // К.Э.Циол­ковский. Грезы о Земле и небе. Тула: Приок. кн. изд., 1986. С.403.


Игра



МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


СЛУЖЕБНЫЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ,

"ДИССЕРТАЦИЯ-


САМООТКАЗ


 


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


 


27-а. Основной. Появление
перспектив продвижения по
служеВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


 


27-а. Основной. Появление
перспектив продвижения по
служебной лестнице.

27-6. Усиливающий. Опера­
ция "Диссертация": "Снача­
ла встану на ноги — напишу
диссертацию (стану завлабом,
директором...)? а потом вернусь
к работе по ДЦ". Занятия по ДЦ
откладываются до послепенси-
онного возраста, но выясняется,
что и на пенсии нет времени на
ДЦ...


27-в. Основной. Самоотказ от служебного роста ради сох­ранения свободного времени для продвижения к выбранной цели и свободы принимать лич­ные решения. Строгий контроль за расходом времени. Примеры: Чюрленис, Швейцер. Ни на день ие откладывать работы по ДЦ: чем больше временной промежуток бездействия, тем меньше шансов вернуться. В 27-г. Упреждающий. Мас­ка человека "не от мира сего": чтобы не трогали — не выдви­гали и не выгоняли.


Примечание к 27-в

Речь здесь идет о выборе между работой и Работой по ДЦ. Разумеется, если профессия полностью совпадает с избранной ДЦ, нет смысла отказываться от про­движения по службе, ибо продвижение — в этом только случае! — означает ускорение темпов достижения ДЦ. Однако явление это крайне редкое: ведь чаще всего ДЦ — цель еретическая (или старая недостигнутая, но с еретической концепцией достижения). По такой цели нет еще профессии (или профессия есть, но так никто не работает — и другим не позволяют). Наиболее часто встречается иная ситуация: служба — это способ зара­батывания денег на достижение ДЦ.Этим и определя-


216____________________________________________ Как стать гением

ется логика действий человека, стремящегосяне поте­рять темпов продвижения к ДЦ.

Пример к 27-в

"Ученому нужна менее эффектная, но более устойчивая раз­новидность мужества, с тем, чтобы выбрать деятельность, кото­рая наверняка лишит его многих радостей, в том числе в семей­ной жизни и в достижении благосостояния. Молодым начи­нающим врачом он должен стремиться к низкооплачиваемой работе в лаборатории, а не к более привлекательной работе в медицинских учреждениях. По мере роста профессионального уровня ему нужна немалая смелость, чтобы отказаться от пред­ложения занять высокооплачиваемую и влиятельную админист­ративную должность. Еще большее мужество потребуется для продолжения оригинальной научно-исследовательской работы, не получающей ни моральной, ни материальной поддержки.

Молодой человек, желающий войти в науку, должен быть способен к переоценке ценностей и к отказу от общепринятых символов успеха, в особенности от культа "красивой жизни". Для этого нужны незаурядное мужество и вера — прежде всего в свои собственные еще не испытанные возможности".

О Селье Г. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. С.57.

ВНИМАНИЕ!

Человек, проигравший в Игре с внешними (и ••— внутренними) обстоятельствами, становится частью внешних обстоятельств. Собственно, ВО и состоят из проигравших или не вступивших в Игру.


Игра