ИГНОРИРОВАНИЕ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
□ 10-а. Основной. Человека превращают в псевдодеятеля: модные хобби на любительском (непрофессиональном, нетворческом, некачественном) уровне — филателия, туризм, НЛО, мода, фотография, биополя, телепатия, йога...
Я1 О-в. Основной. Игнорирование. Модные увлечения смешны и неинтересны. Идет работа по выбранной цели.■ 10-г. Упреждающий. Тщательно, обдуманный распорядок личной жизни.
Пример к 10-а
"Передвигаясь короткими перебежками, одетые в маскировочную форму люди поодиночке и группами приближались к цели — штаб-квартире противника. Беспрестанно гремят выстрелы.
Что запечатлела камера телекомпании Эй-Би-Си — военные маневры? "Это — игра: выследить и "убить" противника", — говорит один из игроков Стэн Рассел...
Каждые субботу и воскресенье... собираются до 100 тыс. (!) любителей таких игр, которые длятся по нескольку часов, а стрельба из пистолетов и автоматов очень напоминает настоящий бой, хотя огонь ведется шариками с красящей жидкостью.
"Человек, участвующий пусть даже в игре, которая сопряжена с каким-либо насилием, впоследствии в большей степени предрасположен к совершению насилия в реальной жизни", — убежден профессор социальной психологии из Стэнфордского университета Филипп Зимбардо".
О Играют в убийства // Соц. индустрия. 1987. 4 сент.
180
Как стать гением
ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ЧЕЛОВЕКА ПРЕВРАЩАЮТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТИВНОГО ДЕЯТЕЛЯ
ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
□ 11-а. Основной. Человекапревращают в профессионального спортивного деятеля: активное увлечение спортом, требующее много времени.
■ 11-в. Основной. Игнорирова
ние. Понимание реального мес
та спорта в жизни, понимание
того, что "спорт — игра, а не
дело".
■ 11-г.Упреждающий. "Накап
ливание" здоровья для митте
льшпиля и эндшпиля. Мини
мальная, но регулярная физ
культура. Пример: Рахметов.
РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД ИНФОРМАЦИЕЙ (к ходам 10-а и 11-а)
Одним из характерных признаков псевдоцели является отсутствие ее общественной полезности. Когда ученый открывает новый химический элемент, он открывает его для всех. Когда атлет пробегает стометровку на несколько сотых секунд быстрее прежнего рекорда, он делает это для себя: от его достижений другие не становятся быстрее или сильнее. Более того, псевдоцель как раз и построена на единоличном владении: когда коллекционер добывает редкую марку с аномальным числом зубцов, например, марка эта ценна лишь своей уникальностью, потому что если такие марки будут иметь остальные, то она обесценится.
ВО стремятся навязать псевдоцель для "канализации" творческой энергии людей. Поэтому пирамида достижений по псевдоцели имеет массовый характер:
Игра________________________________________________________ Ш
сравнительно невысокий пик и очень широкое основание, как идеал — охватывающее всех людей. Пирамида достижений по достойной цели построена по иному принципу: пик, который на несколько порядков выше имеющегося уровня, и очень узкое основание. При жизни Циолковского не было толп его последователей, как есть сейчас толпы любителей кубика Ру-бика...
Другая крайность — игра в цель: присутствуют некоторые атрибуты творческого образа жизни (конфликты с начальством, притеснения, страдания, тяжелая жизнь и т.д.), а разработка не ведется вовсе. На человеке как бы надета маска Творческой Личности, но истинно творческого наполнения нет.
Как стать гением
ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ВОСПИТАНИЕ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ
ИДЕАЛОВ
ОТКАЗ ОТ СВЕРХЗАРАБОТКА
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
□ 12-а. Основной. Культивиро
вание целей, ограниченных по
вышением материального благо
состояния; интенсивное воспи
тание потребительских идеалов.
Вместо ДЦ — лично притяга
тельные цели, например власть,
богатство.
□ 12-6. Усиливающий. Свали
лись "даровые" большие деньги:
наследство, крупный выигрыш и
т.п.
■ 12-в. Основной. Отказ от сверх
заработка — нужно время для
продвижения к выбранной це
ли. Расчет необходимого прожи
точного минимума и траты по
этому минимуму. Все, что сверх
минимума, идет на достижение
Дц.
■ 12-г. Упреждающий. Регу
лярные и активные контакты с
искусством, литературой, исто
рией (продолжение ранее нача
той линии общекультурного об
разования).
Пример к 12-а
"Американский образ жизни от самых незначительных деталей до наиболее глубоких представлений и практики отличает исключительно эгоцентрическое мировоззрение, которое в свою очередь является точным отражением структуры самой экономики. Американская мечта включает личный транспорт, дом для одной семьи, собственное дело...
Несмотря на то что Южная Калифорния, как и многие американские города, затянута смогом, национальная экономика по-прежнему ориентируется на детройтское производство и счастливое представление о семье с тремя автомобилями".
О Шиллер Г. 1980. С.27.
Манипуляторы сознанием. М.: Мысль,
Игра________________________________________________________ 183
Пример к 12-в
Из интервью со Святославом Рерихом: "...Мы живем столько, сколько живем — не более того. Рано или поздно нам придется уйти. И туда, куда мы уйдем, ничего нельзя будет взять из того, что окружало нас при жизни. Рокфеллер, например, нажив миллионы на нефти, заболел тяжелой болезнью и медленно умирал. Состояние его было самое плачевное, он роздал почти все деньги, основал разные организации, фонды... Деньги уже были ему не нужны, он умер в своем поместье недалеко от Нью-Йорка.
Затем — Кодак, знаменитый Кодак, мы с ним встречались, Николай Константинович и я. Он был большой меценат, любил музыку. Он много сделал, широко жил, но нечто, что дает удовлетворение и счастье, ускользнуло от него. Он покончил жизнь самоубийством. Т.е. все, что он имел, — это было не то. Он потратил всю жизнь, чтобы собрать то, что так и не могло дать ему удовлетворения. Не дало спасения.
Значит, давайте попробуем устроить свою жизнь так, чтобы к концу ее сказать: да, я счастлив. Есть, конечно, люди, умеющие удовлетворяться физическими благами, но, если человек интеллектуален, развит и пойдет по неверному пути, он будет вполне несчастлив.
Я снова повторю: при желании быть счастливым просто. Это ведь похоже на "возлюби ближнего своего, как самого себя..."
О Рерих С. Мы ответственны в своих мыслях...// Лит. газ. 1987. 3 июня. С. 13.
Как стать -гением