Пример к 3-г

"Досыта в семье Илизаровых никогда не наедались, еда появлялась в достатке лишь летом, когда созревали овощи и фрукты. А обычно — каша-затируха, которую готовила мать из отрубей. Как только появлялись плоды, трудно было удержаться от соблазна полакомиться ими. Вот и он, Гавриил, наелся зеленых груш. И тяжело заболел. Жар. Все плывет перед гла­зами...

Спас Гавриила фельдшер, заставив его выпить несколько чайников кипяченой воды и дав какие-то чудодейственные таблетки. Наутро болезнь отступила. Мальчик отчетливо почув­ствовал, как в него входила жизнь. Это его совершенно поразило. Как же такое могло случиться? Ведь он умирал, значит, бог в самом деле хотел взять его к себе — и вдруг оказался бессильным!

Только потому, что фельдшер дал какие-то таблетки! И тогда же, лежа на циновке, всматриваясь в высокие своды над головой (еемья-наша в полуразрушенной мечети), Гавриил решил: вы­расту и стану врачом, буду учиться, чтобы раздавать людям таблетки и спасать их от смерти и страданий".

О Нувахов Б. Доктор Илизаров. М.: Прогресс, 1987. С.24,25.

6 С Альтшуллер, И. Верткин



Как стать гением


ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


НЕДОПУЩЕНИЕ ДО ИНФОРМАЦИИ


ПОИСК НЕЗАВИСИ­МОЙ ЦЕЛИ


 


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


 


4-а. Основной. Недопуще­ние до информации, необходи­мой для поиска (выбора) ДЦ.


I4-в. Основной. Поиск неза­висимой цели по общедоступной информации.

4-г. Упреждающий. Поиск цели, для дальнейшей разра­ботки которой не нужна ника­кая труднодоступная информа­ция или труднодоступное обору­дование.


Примечание к 4-а

ДЦ— цель революционная по своей новизне, то есть цель, лежащая за передним краем науки, искусства, социального обустройства. Передний край очерчен лишь в спецлитературе, описан на спецязыке. Популяр­ная литература отражает уже известные, вчерашние знания. Спецлитература (даже если удастся найти к ней доступ и прорваться сквозь терминологические дебри) знакомит с сегодняшним, самым современным уровнем знаний. А нужна популярная литература по проблемам завтрашнего дня. Такого класса литературы нет. В ка­кой-то мере эту функцию выполняет фантастика.

Примечание к 4-г

Часто возражают: "Многие современные цели, на­пример в медицине, принципиально недостижимы без использования спецоборудования: сложных и дорогих рентгеновских микроскопов, мощных ЭВМ, лазерных установок. Означает ли это, что такие цели не относятся к достойным?"


Игра________________________________________________________ 163

Мы рассматриваем стратегию ТЛ, то есть одного человека. Ход 4-г выражает простую мысль: одиночный исследователь должен выбирать цель, достижение ко­торой не требует сложного, дорогостоящего, дефи­цитного оборудования. Это вовсе не значит, что цель должна быть небольшой. Напротив, новая идея, выдви­гаемая одиночным исследователем, чаще всего со­держит совершенно неожиданную концепцию, открыва­ет новые миры. Большинство крупнейших открытий и изобретений были созданы, в сущности, в домашних условиях с использованием самодельного оборудова­ния. На первых порах работает найденная концепция. Все зависит именно от нее, а не от сложности и точ­ности оборудования. Первый прибор Майкельсона сто­ил всего 10 долларов. А последняя установка Май­кельсона обошлась в 50 000 долларов. Качественной разницы между результатами не было.

ВНИМАНИЕ!

На любом этапе Дебюта у Творческой Личности есть очень сильные упреждающие ходы: 1) ознакомление с фондом биографий творческих личностей, "Жизненной стратегией", фондом достойных целей; 2) корректиро­вка своей жизненной программы в соответствии с эти­ми материалами.



Как стать гением


ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


ВЫСМЕИВАНИЕ


ПОИСК ЦЕЛИ, ДОСТУП-НОИ ДЛЯ ОДИНОЧКИ


 


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


 


5-а. Основной. Высмеива­
ние, издевательское отношение
к поискам ДЦ со стороны лю­
дей, не имеющих и ие ищущих

Дц.

5-6. Усиливающий. Неприя­
тие цели специалистами, кото­
рые считают поставленную цель
неверной, несбыточной, опас­
ной, еретической.


Н5-е. Основной. Высмеива­ние, непонимание окружающи­ми — одни из косвенных приз­наков правильности выбранного направления. Поэтому ответом на высмеивание должна быть еще большая активизация под­готовки к достижению цели.5-г. Упреждающий. Поиск такой цели, разработка кото­рой возможна даже в одиночку. Выработка системы поведения в особо стесненных условиях (например, в длительных коман­дировках, при военной службе), подбор упражнений, тем — время не должно пропадать впустую.


Примечание к 5-а

Ход, зачастую не ослабляющий, а усиливающий по­зиции ТЛ: высмеивание вырабатывает характер, "со­противляемость".

Пример к 5-а и к 5-6

О первой экспедиции Нансена через Гренландию: "Сразу же, как только был опубликован план экспедиции, раздался друж­ный хор насмешливых комментаторов как со стороны газет, так и со стороны специалистов-полярников Норвегии, Англии и других стран. Один датский исследователь писал, например, о предстоящей экспедиции так: "Каждый, кто хоть немного знаком


Игра________________________________________________________ 165

с условиями, в которых будет проходить путешествие, должен прекратить поддерживать эту безумную затею. Способ, которым Нансен собирается достичь побережья Гренландии, то есть покинуть палубу корабля и, подобно полярному медведю, пере­ползать с одной льдины на другую, показывает такое безрассуд­ство, что вряд ли можно относиться к этому серьезно".

"Незадолго до начала экспедиции в одном из юмористи­ческих журналов Бергена появилось следующее ироническое объявление: "В июне сего года препаратор Нансен демонстри­рует бег и прыжки на лыжах по центральной области Грен­ландии. Постоянные сидячие места в ледниковых трещинах. Обратного билета не требуется".

О Шеклтон Э. Фритьоф Нансен — исследователь. М.: Прогресс, 1986. С.20,22.

Пример к 5-6

"...Весь этот опыт с начала и до конца противоречил обще­принятым нормам. С точки зрения так называемого здравого смысла это была сплошная ересь.

Я считался еретиком по многим причинам. Во-первых, по­тому; что мы хотели доплыть до заранее определенного пункта на лодке, которую все признавали неуправляемой и неприспо­собленной для такого плавания. Эта первая ересь непосредствен­но затрагивала судостроителей и моряков. В самом деле, многие специалисты уверяли нас, что мы не уплывем дальше Иерских островов. Но гораздо страшнее была вторая ересь, которая заключалась в том, что я ломал общепринятые представления, утверждая, что человек может жить одними дарами моря и пить соленую воду. И, наконец, третья ересь, о которой в одной "серьезной" газете было сказано следующее: "Даже опытные моряки на кораблях не считают, что они всегда могут справиться с бушующим морем, ветром и течениями. И в то же время какой-то новичок без колебаний доверяет свою жизнь и жизнь своего товарища обыкновенной ореховой скорлупке, которая не была даже осмотрена морским инспектором!"

return false">ссылка скрыта

После всего этого я дал нашей лодке имя "Еретик".

О Бомбар А. За бортом по своей воле. М.: Мысль, 1975. С.38.



Как стать гением


ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


СТАНДАРТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


САМО­ОБРАЗОВАНИЕ


 


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


 


6-а. Основной. Стандартное
специальное образование: пло­
хое, нетворческое, не по инте­
ресам, дающее профессию, ну­
жную для ВО и зависимую от
ВО. Основные причины: 1)иа
момент выбора цели нет нужно­
го курса; 2)преподавателея под­
бирают угодных ВО, вернопод­
данных, даже если они слабы
как специалисты и преподава­
тели.

6-6. Усиливающий. Недопу­
щение в привилегированные
специальные учебные заведе­
ния с относительно хорошим
уровнем обучения. Дискримина­
ция по классовым, расовым, на­
циональным, групповым и т.п.
признакам.


Н 6-в. Основной. Специальное самообразование: эффективная индивидуальная программа в соответствии с выбранным на­правлением или целью (Амунд­сен — занятия спортом, изу­чение магнитных измерений и т.д.). Освоение "системы Лю-бищева": сокращение непроиз­водительных трат времени, под­бор книг, задач, упражнений для работы "на ходу" — в тран­спорте, в пути, в вынужденном ожидании; уменьшение времени на сон. '

6-г. Упреждающий. Выра­
ботка умения работать в любых
условиях. Освоение второй
(свободной) профессии. Кроме
того, освоение необходимых
при достижении любой цели ли­
тературных навыков (для про­
паганды и внедрения получен­
ных результатов) и иностран­
ных языков (например, для ра­
боты с патентной литературой).
Специализация в профессии,
максимально полезной для вы­
бранной цели._____________


Игра________________________________________________________ 167

Пример к 6-а

О результатах проверки КНК СССР и Минвузом СССР Азербайджанского института народного хозяйства:

"Ум на самом деле отказывается верить в реальность иных фактов. Студент-экономист не способен справиться со сло­жением простых дробей. Нелепая выдумка! Глупая шутка! Но лист, скрепленный печатью, удостоверяет, что никакой мисти­фикации нет, будущий специалист и вправду не смог верно подсчитать сумму Vi + Vi. Случай не уникальный. Приведу данные из официального отчета: "Из 60 студентов, выполнявших контрольную работу по математике в объеме минимальных требований, предъявляемых при поступлении в вуз, правильно решили все задачи лишь четверо. Более 80 процентов не спра­вились с примерами на уровне 9—10-х классов, а 24 человека — даже с примерами на сложение и деление на уровне 4—5-х классов..."

Да, что-то похожее на дурной сон, а что-то — на сцену из третьесортной комедии. Педагога с ученой степенью спраши­вают: какие языки программирования использовались при осво­ении преподавателями методов работы на §ВМ? Ответ повергает специалистов в замешательство: "Язык ЭВМ? Русский и азер­байджанский..."

О Рягош В. Банкротство наставников // Правда. 1987. 15 июля.

Пример к 6-а

О проблемах высшего образования (точнее — специального образования) в Америке:

"...Число студентов университетов в два раза превышает чис­ло всех рабочих страны, занятых в производстве...

Стотон Линд пишет... следующее: "Образование пытается подготовить молодежь к недостойной и бесчеловечной трудовой жизни взрослых, а потому само становится мишенью. Быстрый рост высшего образования после второй мировой войны был вызван техническими изменениями в промышленности. Авто­матизированная и компьютеризированная промышленность нуж­дается во все большем числе молодых мужчин и женщин, обладающих квалификацией служащих и покорностью рабочих. Большинство из семи миллионов учащихся наших колледжей. готовятся для квалифицированного послушания. Студент, как и


168__________________________________ Как стать гением

работник, которым он намеревается стать, пользуется своим умом, равно как и руками, но не творчески, не по собственной инициативе, а по-прежнему в рамках приказов, спускаемых сверху вниз. Таково и современное высшее образование. И студенты заявляют тем, кто отдает им приказы, что они могут тренироваться в искусстве десятника на ком-нибудь другом. Они не желают быть согбенными, сломленными и бессловесными".

О Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980, С. 162-163.

Пример к 6-6

Левитан учился у Саврасова — в Училище живописи и ваяния.

"Осенью Левитан написал "Осенний день в Сокольниках". Это была его первая картина, где серая и золотая осень, печаль­ная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце.

Саврасов мельком взглянул на картину и написал мелом на изнанке: "Большая серебряная медаль".

Преподаватели училища побаивались Саврасова. Вечно пья­ный, задиристый, он вел себя с учениками как равными, а напившись, ниспровергал все, кричал о бесталанности признан­ных художников и требовал на холстах воздуха, простора, света. Неприязнь к Саврасову преподаватели переносили на его люби­мого ученика — Левитана. Кроме того, талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа — это было дело коренных русских художников. Картина была признана недо­стойной медали. Левитан не получил звания художника, ему дали всего лишь диплом учителя чистописания. С этим жалким дипломом вышел в жизнь один из тончайших художников своего времени..."

О Паустовский К.Г. Исаак Левитан // Собр. соч.: В 9 т. М.: Худож. лит., 1982. Т.З. С.535.

Пример к 6-в

О.Ю.Шмидт, вспоминая начало своей студенческой жизни, рассказывал, что он тогда составил список литературы, которую считал необходимым прочитать. А затем прикинул, сколько на


Игра________________________________________________________ 169

это уйдет времени. "Я сел подсчитывать — ведь все же я был математиком. Оказалось, необходимо 1000 лет, чтобы все наме­ченное одолеть... Тысячу лет прожить нельзя, и все знать невоз­можно. С болью в душе стал я вычеркивать то, что хотя и интересно, и нужно, но без чего все же можно обойтись. Оставил только то, без чего не мыслил себе пути в науку. Вновь под­считал... Осталось еще на 250 лет!" Ясно, что и 250 лет прожить невозможно. Шмидт приходит к выводу о необходимости увели­чить количество часов для занятий. Это пришлось сделать за счет сна: в молодые годы "потеря" примерно одной трети жизни в виде сна казалась неоправданной. И Отто Юльевич пытался сократить время сна до 5—6 и даже до 4 часов.

О Яницкий Н.Ф. Отто Юльевич Шмидт // Отто Юль­евич Шмидт: Жизнь и деятельность. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С.18-19.

Пример к 6-в

О системе А.А.Любищева см. приложение 1 (С.353).

Пример к 6-г

Из интервью Ч.П.Сноу:

"Вопрос: Интересно, какие условия для работы вы предпо­читаете?

Ответ: Пожалуй, я предпочитаю тишину, покой, одиночест­во, но на самом деле редкий профессионал получает такие условия. Одно из непременных свойств профессионала заклю­чается в способности как можно меньше поддаваться всяким внешним раздражителям в процессе работы. Если это свойство не развить в себе, нужных условий вы никогда не добьетесь. Бели вы можете писать лишь в атласном халате, в комнате окнами на северо-восток, при температуре 67 градусов по Реомюру, то ваши шансы на успех невелики".

О Сноу Ч.П. Портреты и размышления. М.: Прогресс, 1985. С.320.



Как стать гением


ДЕБЮТ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


ПУГАЕТ МАСШТАБ­НОСТЬ


ВЫБОР ДЦ-1


 


ОТВЕТ ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ХОД ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


 


Ш 7-а. Основной. ДЦ пугает своей масштабностью; для до­стижения цели требуются зна­ния, выходящие за рамки при­обретенной специальности. Кроме того, на первых порах кажется, что в одиночку к такой цели нельзя подступиться. Во­зникает неуверенность в своих силах.


 

1-е. Основной. ВЫБОР ЦЕ­
ЛИ-1 Активное овладение тре­
буемыми знаниями. Овладение
техникой выявления и решения
задач в выбранной области.

7-г. Упреждающий. Анализ
дальних следствий и перспектив
по цели-1: по возможности вы­
явление цели-2 (надцели) и це-
ли-3 (наднадцели). Начало сбо­
ра информации по целям 2 и 3
(см. следующую страницу).


Пример к 7-а

"Когда я студентом-медиком впервые зашел в библиотеку нашей кафедры биохимии, то увидел целую стену, целиком заполненную томами "Справочника по биологическим методам" Абдерхальдена и 'Справочника по органической химии" Бейль-штейна. Я был просто ошарашен этим зрелищем. Никогда ранее я не ощущал столь отчетливо ограниченность своих возможнос­тей. Каждый том мне как биохимику был нужен, но с первого же взгляда стало ясно, что, проживи я хоть сто лет, овладеть всем этим мне не под силу. Я всегда вспоминаю это ощущение, когда вижу ошарашенные лица аспирантов, впервые входящих в нашу библиотеку, насчитывающую теперь более полумиллиона томов.

Подобные обескураживающие факты порой отпугивают от науки многих талантливых людей Я преодолел в себе чувство неполноценности, постоянно повторяя: "Если другие смогли это сделать, то почему же я не смогу?" Для такого "оптимизма по аналогии" у меня, в общем-то, не было оснований, однако этот


Игра________________________________________________ Ш

способ сработал. Он помог мне восстановить уверенность в себе".

О Селье Г. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. С. 166.

КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ-1

Цели 1, 2, 3 составляют системную иерархию: цель, более общую над цель и еще более общую наднадцель Часто цель-1 — техническая, цель-2 — научно-техническая, цель-3 — социально-на­учная (или социальная). Например, изобретение электрической лампы — цель-1, электрификация — цель-2, социальная перестрой­ка на основе всеобщей электрификации — цель-3

Один из ключевых моментов "Стратегии" заключается в перехо­де от цели-1 к надцели (цели-2) и в дальнейшем — к наднадцели (цели-3). Переходы эти часто происходят стихийно с большими потерями времени. Одна из главных причин в том, что ТЛ в азарте борьбы за внедрение результатов по цели-1 рассматривает факт внедрения как окончательную победу, упуская возможность перейти к целям 2 и 3 и не ощущая необходимости заблаговременной подготовки к достижению целей 2 и 3

По идее, переход к надцелям должен осуществляться как можно быстрее, ибо только цель-3 может внести окончательные кор­рективы в формулировки целей 1 и 2 К сожалению, немедленный переход от цели-1 к целям 2 и 3 на практике почти всегда невозмо­жен: не видны эти цели, не готова к их восприятию и разработке творческая личность Мы записали ход 7-г идеализированно: пос­тавили его на самую раннюю позицию Фактически же он может быть сделан, например, после получения результатов по цели-1, даже много позже — после попыток внедрения результатов по цели-2.

Время, прошедшее от хода 7 до фактически совершенного перехода в систему надцели, нельзя считать чистой потерей Рабо­тая над целью-1 или над кустом подобных целей, ТЛ, если она не поглощена "текучкой" и погоней за "наваром", готовит себя к мышлению на новом уровне Смутные представления о надцелях постепенно корректируются и превращаются в четкие теорети­ческие построения

Наступит время, когда ЖСТЛ будут изучать в школах, и человек, выбирая цель-1, обязательно продумает систему надцелей. Тогда временной промежуток между усмотрением цели и надцелей све­дется к минимуму.



Как стать гением


ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


ПУГАЕТ ДОЛГИЙ ПУТЬ КДЦ-1


СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГ­РАММЫ


 


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


 


D 8-а. Основной. Выбрана цель, к которой надо долго ид­ти, для достижения которой требуется очень большой объем работы, и это пугает — уже сейчас, когда еще не сделано ни шага к цели.


 

8-в. Основной. Готовность к
долговременной битве за цель.
Установка на медленное, поэ­
тапное получение ряда проме­
жуточных результатов (в проти­
вовес установке на "сразу все
или ничего").

8-г. Упреждающий. Состав­
ление плана и программы до­
стижения цели (составление
двух программ:"блиц-програм-
мы" и программы "позиционной
войны"; моральная готовность
к "позиционной войне". При­
мер: Пири — 23 года подготовки
к покорению Северного полю­
са).


Примечание к 7-а и 8-а Первые удары со стороны внутренних обстоятельств...

Пример к 8-в

Двадцать лет готовил Ньютон книгу о законе всемирного тяготения: так высока была требовательность Ньютона к точ­ности и безошибочности своих утверждений.

"О жизни и работе Ньютона в годы, когда создавалась великая книга, рассказывал его секретарь Гэмфри: "Он был занят работой постоянно. Он не позволял себе ни отдыха, ни спорта, ни прогулок. Он никогда не ездил верхом. Он считал потерянным


Игра________________________________________________________ 173

каждый час.если тот не был посвящен научным занятиям. Редко выходил он из своей комнаты, где день за днем занимался математическими расчетами и теоретическими выкладками. Он так увлекался работой, что забывал обедать. Когда же ему несколько раз напоминали об этом, Ньютон стоя съедал нес­колько кусков и молча возвращался к прерванным вычислениям. Осенью и весной он, кроме того, много времени проводил в химической лаборатории. На сон ему оставалось всего 4—5 часов в сутки".

О Глухов А.Г. Книги, пронизывающие века. М.: Книга, 1975. С.69.

Пример к 8-е

Из предисловия Роберта С.Дитца к книге Жака Пиккара: "Я с радостным волнением думал, что вот появились двое людей, придумавшие и построившие удивительную подводную лодку, что они уже достигли на ней глубины, в 30 раз превыша­ющей возможности обычной подводной лодки... Как правило, такая титаническая работа оказывается под силу только военно­му ведомству морской державы. Подводные лодки строят пра­вительственные организации, имеющие в своем распоряжении людей, материалы, квалифицированных специалистов — все, включая электронные компьютеры... Нет. Жак в самом деле был анахронизмом: никаких секретарей, ассистентов, практически без лаборатории и без денег. И тем не менее именно Пиккары лидировали в этой области. Более того, они опередили на 10 лет соответствующие ведомства крупнейших морских держав.

Их выручали блестящая методика и постановка дела; как одержимые они работали по 16 часов в сутки, ни на йоту не отклоняясь от распорядка".

О Пиккар Ж. Глубина 11 тысяч метров. Солнце под водой. М.: Мысль, 1974. СЮ.

Пример к 8-г

Первая устойчивая должность Уэллса — помощник учителя в Мидхерсте.

"На стене его комнаты висели два листка бумаги. На одном было написано строжайшее расписание занятий и чтения. В пять часов утра помощник учителя, вскочив с постели, переворачивал


174_____________________________________________ Как стать гением

набок стоявший в комнате сундук, который не мог быть исполь­зован по назначению за отсутствием у постояльца вещей, засо­вывал внутрь ноги, чтобы удобнее было сидеть, и раскладывал на нем книги. Заниматься полагалось все свободное время, включая обед. Прожевывая пищу, тоже можно было усвоить полезные сведения. На отдых отводилось час двадцать минут в день.

Другой листок содержал более дальние планы. Здесь были расписаны все будущие житейские, научные, общественные успехи молодого учителя, которому предстояло точно в намечен­ные сроки перешагивать с одной ступеньки общественной лест­ницы на другую, чтобы в конце концов достичь ее вершины — положения видного ученого и высокопочитаемого автора трудов в защиту либерализма. Два лозунга, вывешенные там, где пола­галось висеть библейским прописям, — "Знание — сила" и "Чего добился один, может добиться другой' — должны были ежечасно поддерживать рвение обитателя комнаты".

□ Кагарлицкий Ю. Герберт Уэллс. М.: Гослитиздат, 1963. С.14.

Часть 2

Главный конфликт

Человек, стандартно формируемый Внешними Об­стоятельствами, должен иметь стандартное времярасп-ределение. Для человека же, становящегося Творчес­кою Личностью, это не подходит. Стандартный расход времени воспринимается как попытка отъема основно­го рабочего времени, необходимого для продвижения к цели.


Игра



ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ


ЧЕЛОВЕКА ПРЕВРАЩАЮТ В ЗРИТЕЛЯ


САМО­ВОСПИТАНИЕ


 


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


 


9-а. Основной. Человека
превращают в зрителя: массо­
вая псевдокультура, ТВ, кино,
бесцельно поглощающие свобод­
ное время и приучающие к пот­
ребительству. Культивирование
болельщиков в спорте.

9-6. Усиливающий. Воспита­
ние "активных" болельщиков: аг­
рессивных "борцов" за любимую
команду.


Я 9-в. Основной. Игнорирова­ние. Идет работа по выбранной цели, прежде всего — отработка системы чтения, набор инфор­мационного фонда (сбор инфор­мационных единиц, ранжирова­ние по силе решений, выявление закономерностей, построение кон­цепции на основе "сильных" ре­шений).

9-г. Упреждающий. Обще­культурное самообразование: изучение истории, культуры. Вы­работка аналитического отно­шения к любой информации. Изучение правовых норм. Рас­ширение набираемого инфор­мационного фонда за узкие пре­делы поставленной цели, так как в дальнейшем предстоит пере­ход к целям 2 и 3.


Примечание к 9-а и 9-в

Перечисленные в 9-а социальные явления — следст­вия (а не причины) процессов, идущих в обществе.По­этому бороться непосредственно с этими явлениями — предельно неэффективное занятие. Их надо просто игнорировать. Или выбирать в качестве ДЦ перестройку общества.


176_____________________________________________ Как стать гением

Пример к 9-а

"Какое место занимает музыка в жизни американской моло­дежи? Как влияет она на поведение школьников? Исследования показывают, что за 12 лет обучения школьники тратят на про­слушивание рок-музыки в общей сложности 10 500 часов. Это только на 500 часов меньше времени, проведенного на уроках".

О Роковая музыка // Наука и религия. 1987. N 8. С. 18.

Пример к 9-а

"Огромные телеаудитории, собираемые профессиональным футболом каждую неделю в течение нескольких месяцев, пред­ставляют собой прекрасную возможность для массовых на­ционалистических и милитаристских инъекций".

О Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. С. 176.

Пример к 9-6

"В 1970 году почти 200 000 сальвадорцев покинули Гондурас. Одновременно 100 000 гондурасцев вынуждены были покинуть обжитые места в Сальвадоре и выехать в Гондурас. И все из-за футбола, из-за того, что сборная Сальвадора проиграла в Гонду­расе. Полиция этих стран выслала из страны представителей другой национальности. Более того, армии этих стран чуть было не развернули военные действия..."

О Антомонов Ю.Г. Размышления об эволюции материи. М.: Сов. Россия, 1976. С. 148.

Пример к 9-6

"Победителей освистывали почти всю дорогу до вокзала. А когда автобус со спартаковцами, пробившийся сквозь толпу и поток транспорта только благодаря умелым действиям водителей машин в сопровождении Киевской ГАИ, остановился прямо на перроне, его блокировали болельщики в сине-белых шарфах и шапочках Их попытались оттеснить юноши в таких же шарфах и шапочках, но только красно-белого цвета. Одни болельщики на­бросились на других. В ход пошли первые попавшиеся под руку предметы: камни, бутылки. Пассажиры поезда в панике бросились в разные стороны. Небольшая группа работников милиции пона­чалу просто растерялась, не зная, что и предпринять.


Игра________________________________________________________ 177

Игроки "Спартака" поспешили в вагон. Когда они занимали места в фирменном поезде N2, камни и бутылки полетели в окна их вагонов. Распоясавшиеся юнцы стали бросать камни и бу­тылки и в окна других вагонов. Один из нас возвращался в Москву в этом поезде. Наблюдал эту жуткую сцену, видел разъяренные лица молодых людей, атаковавших в исступлении разные вагоны, видел и бездействующих при этом блюстителей порядка. Ближе к отходу поезда прибыла новая группа ра­ботников милиции: это стало ясно по тому, что хулиганы бро­сились врассыпную".

О Богатырев Е., Федосов Б. Распоясались... Хулиганские выходки околофутбольных болельщиков // Известия. 1987. 22 сент.

Пример к 9-6

"Ужас и негодование охватили Западную Европу в связи с побоищем, разыгравшимся на стадионе в Брюсселе во время футбольного матча Кубка европейских чемпионов по футболу между туринским клубом "Ювентус" и английским "Ливерпу­лем". Так комментируют обозреватели печати результаты стычек между болельщиками, в ходе которых, по имеющимся данным, 42 человека погибли и 350 получили ранения. Еще до первого удара по мячу поле превратилось в арену массового убийства. Беспорядки были спровоцированы пьяными болельщиками "Ли­верпуля", которые прорвались в зону, отведенную на трибунах поклонникам туринского клуба. Сотни итальянцев подверглись жестокому и бессмысленному обстрелу петардами, избиению бутылками, древками от флагов, камнями и другими предме­тами. Они были оттеснены к бетонной перегородке, отделявшей один сектор от другого, которая под натиском толпы рухнула, придавив большое число людей. Возникла кровопролитная свал­ка. Кровь, бездыханные тела, стоны, крики боли и отчаяния — вся эта картина, по словам очевидцев, напоминала какую-то дикую средневековую битву".

О Побоище на стадионе // Соц. индустрия. 1985. 31 мая.

Пример к 9-в

"Для своих фантастических романов Жюль Верн использовал громадное множество фактически? данных. Поэтому он, что называется, заготовлял материалы впрок. Читая книги, журналы,


178_____________________________________________ Как стать гением

газеты, французский романист регулярно делал выписки по физике, химии, астрономии, географии, геологии, истории и т.д. К концу его жизни накопилось более двадцати тысяч связок с выписками...

Советский литературовед П.И.Лебедев-Полянский, работая над монографией о Добролюбове, перечитал все, что печаталось о революционном критике-демократе в книгах, журналах, газе­тах, причем сделал около шести тысяч выписок. Отбросим время, потраченное на поиски и получение литературы, даже на чтение, и попробуем хотя бы приблизительно подсчитать, сколь­ко времени ушло на одни только выписки. Если каждая выписка заняла в среднем десять минут, то все шесть тысяч — шестьдесят тысяч минут, или тысячу часов, то есть более сорока дней непрерывной работы!"

О Рисе О.В. От замысла к книге. М.: Книга, 1969. С.27— 28.

Пример к 9-г

"Нельзя быть культурным человеком без знания основных результатов всех-наук. Культура едина. Синтетична. Нет отдель­ной культуры для инженера и медика. Все вместе науки форми­руют культуру, ее идеологию — мировоззрение".

О Шмидт О.Ю. О взаимосвязи наук: Тез. докл. [1943] // Отто Юльевич Шмидт: Жизнь и деятельность. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 19.


Игра


Щ


ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ


ЧЕЛОВЕКА

ПРЕВРАЩАЮТ

В ПСЕВДОДЕЯТЕЛЯ