Сущность хозяйственных операций (ситуаций), их виды и классификация

Содержание

 

14. Сущность хозяйственных операций (ситуаций), их виды и классификация…………………………………………………………………….3

18. Аудиторская оценка целесообразности вариантов решения хозяйственных ситуаций………………………………………………………………………….17

Литература……………………………………………………………………….30

Приложение 1: Положение о бухгалтерии……………………………………31

Приложение 2: Учетная политика предприятия………………………….….35

Приложение 3: Должностные инструкции работников бухгалтерии…..…..36

 

Сущность хозяйственных операций (ситуаций), их виды и классификация

Объектом измерения в бухгалтерском учете выступают хозяйственные операции, являющиеся фактами хозяйственной деятельности и оказывающие влияние на финансовое положение организации.

В действующих нормативных документах понятия «хозяйственная операция» и «факт хозяйственной деятельности» рассматриваются как синонимы.

Согласно определению, приведенному в бухгалтерском словаре, «хозяйственные операции (от лат. operatio - действие) - это отдельные хозяйственные действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании средств, а также в составе и назначении источников этих средств».

Факт хозяйственной деятельности (жизни) определяется как важнейшая категория бухгалтерского учета, выступающая элементом хозяйственного процесса. Он означает состояние, действие или событие, приводящее к констатации имеющихся в наличии средств и источников организации или к изменению в их составе.

Следовательно, факт хозяйственной деятельности составляет предмет бухгалтерского дела. Исходя из приведенных определений следует выделить понятия: состояние, действие, событие.

Состояние - это наличие объектов учета на определенную дату и в определенном месте. Под действием понимается факт хозяйственной деятельности, возникающий в результате целесообразной деятельности лиц и контрагентов, занятых в хозяйственном процессе. Событием признается факт хозяйственной деятельности, возникающий в результате каких-либо случайных явлений (например, стихийных бедствий, негативных поступков материально-ответственных лиц, судебных исков).

Совокупность фактов хозяйственной деятельности (ФХД) представляет собой объекты, характеризующие процессы деятельности и результаты деятельности. Группировка фактов хозяйственной деятельности предполагает их фиксацию, отражение информации в первичных документах и регистрацию в текущем учете.

В международной и российской практике ведения бухгалтерского учета существует классификация фактов хозяйственной деятельности. Основой классификации является экономическое и юридическое содержание отражаемого на счетах факта хозяйственной деятельности.

Классификация ФХД по отношению к контрагенту выделяет односторонние и двусторонние (многосторонние) операции. Двухсторонние ФХД осуществляются под наблюдением контрагента между независимыми партнерами. Чаще всего в практической деятельности это установление договорных обязательств и их исполнение с применением различных форм расчетов. Односторонние ФХД возникают в деятельности организации в результате чрезвычайных обстоятельств и случайных явлений. В этих случаях организацией должны быть учтены убытки от стихийных бедствий, определены суммы материального ущерба в результате пожара, наводнения, засухи и величина страхового возмещения.

Классификация ФХД на внешние и внутренние по отношению к организации обусловлена внешней и внутренней средой. Внешние ФХД отражают информационные связи, установленные организацией с другими контрагентами для осуществления текущей, финансовой и инвестиционной деятельности. К этой группе можно отнести ФХД, отражающие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, с бюджетом по налогам и сборам. Внутренние ФХД характеризуют деловую активность, протекающую во внутренней среде организации. Это расчет амортизационных отчислений, начислений заработной платы персоналу, отпуск материальных ресурсов на производственные и управленческие нужды, формирование себестоимости продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

При выделении классификационного признака по уровню обобщенности следует выделять индивидуальные и обобщенные (группировочные) ФХД. Индивидуальные операции могут быть описаны показателем, характеризующим только один объект бухгалтерского учета. Например, начисление амортизации по единице какого-либо оборудования, находящегося в цехах основного производства. Группировка индивидуальных ФХД по экономическому признаку позволяет представить информацию в обобщенном виде. Например, расчеты амортизации в резерве структурных подразделений хозяйствующего субъекта позволяют определить общую сумму начисленной амортизации в целом по предприятию и отразить ее на счете 02 (ежемесячно).

Длительность совершения ФХД по времени оказывает влияние на порядок отражения их по учетным периодам. Данный классификационной признак является основанием выделения разовых, длительных и абсолютных ФХД. Так, разовые (моментальные) ФХД осуществляются в течение одного учетного периода (месяц) или производственного цикла. В составе таких ФХД можно выделить выдачу заработной платы рабочим и служащим из кассы организации в определенные дни месяца; оприходование на склад материальных ресурсов при наличии всех подтверждающих документов; отнесение ежемесячных сумм начисленной амортизации по объектам основных средств и нематериальных актив на счет производственных затрат и т.д.

Факт хозяйственной деятельности, осуществляемый в течение нескольких учетных периодов, классифицируют как длительные. К ним можно отнести операции по лизингу, текущей аренде, инвестиционной и финансовой деятельности, финансовым вложениям и др. По мнению некоторых ученных, абсолютные ФХД наступают вследствие истечения сроков исковой давности и списания дебиторской или кредиторской задолженности.

Классификация ФХД по степени влияния на финансовое положение и принадлежности к отчетному периоду дополняют друг друга. Перечень доходов и расходов, признаваемых в бухгалтерском учете при наличии соответствующих условий, определен ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Также существуют такие операции, которые отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в особом порядке и называются условными.

Условный факт хозяйственной деятельности представляет собой хозяйственную ситуацию, сложившеюся на отчетную дату, последствия которой могут возникнуть или не возникнуть только в будущем, то есть возникновение последствий зависит от того, произойдет или нет в будущем одно или несколько каких-либо событий (ПБУ 8/01).

Решением о признании того или иного факта хозяйственной деятельности условным принимается бухгалтером организации в зависимости от степени уверенности в наступлении последствий, а также оценки вероятности их осуществления.

Разграничение фактов хозяйственной деятельности по временным периодам (в части доходов и расходов) осуществляется в соответствии с принципом начисления и формирования расходов по направлениям производимых выплат:

текущие расходы;

расходы капитального характера;

расходы будущих периодов;

отложенные расходы.

Признание текущих расходов для целей бухгалтерского учета осуществляется в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени оплаты (предварительной или последующей). Для признания расходов в целях налогообложения прибыли принимаются во внимание момент осуществления расходов, их состав и величина.

Расходы, связанные с инвестиционной деятельностью, учитываются отдельно от текущих. К расходам капитального характера относят расходы (долгосрочные инвестиции), осуществляемые в форме капитального строительства, расширения, реконструкции технического перевооружения действующих организаций, приобретения основных средств, земельных участков, объектов природопользования, создания нематериальных активов, формирования основного стада.

В состав расходов будущих периодов включаются расходы, понесенные организацией в данном отчетном периоде, но относящиеся к последующим (будущим) отчетным периодам.

Расходы будущих периодов включаются в состав расходов на производство продукции, выполненных работ, оказанных услуг как прямые расходы в течение установленного для их списания срока и учитываются по определенной номенклатуре статей. Организация при принятии учетной политики устанавливает состав, сроки, порядок распределения и списания расходов будущих периодов. Произведенные и документально оформленные расходы включаются в себестоимость исходя из их содержания в соответствии с действующими нормативными актами.

Отложенные расходы возникают в том случае, когда они признаются позже оплаченных счетов. Примером отложенных расходов являются расходы на НИОКР, организационные расходы, арендная плата и др. К данной категории в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» относят отложенные налоговые активы.

Факты хозяйственной деятельности оказывают постоянное влияние на валюту баланса. Они ведут к изменению величины статей как актива баланса, так и пассива. Существующие ФХД могут оказывать влияние одновременно и на статьи актива, и на статьи пассива баланса. Однако при всем многообразии отражаемых ФХД, осуществляемых в текущей, финансовой и инвестиционной деятельности, перечень изменений, происходящих под их влиянием, сводится к четырем типам.

В деятельности организации возникает множество хозяйственных ситуаций, связанных с установлением, изменением или прекращением гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

вследствие причинения вреда другому лицу;

вследствие неосновательного обогащения;

вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Перечисленные типы хозяйственных ситуаций имеют место в деятельности организации на протяжении ее жизненного цикла.

В условиях рынка хозяйственные ситуации более разнообразны, чем в условиях плановой экономики, что обусловлено саморегулирующимся характером экономических отношений.

Правовое поле рыночной экономики в России еще не сформировалось окончательно. Так, в стадии совершенствования находятся гражданское и налоговое законодательство, трудовое, административное и уголовное право. В то же время хозяйствующие субъекты имеют большую степень свободы для разрешения хозяйственных ситуаций, возникающих в их деятельности. Все не противоречащие действующему законодательству действия организации или предпринимателя приемлемы, однако требуют дополнительного и всестороннего анализа: оценки финансовых рисков, налоговых последствий, воздействия на финансовые результаты деятельности организации и т.д.

Юридическую основу разрешения и обоснования хозяйственной ситуации создает документ, составленный хозяйствующим субъектом в одно-, двух - или многостороннем порядке. Именно документ служит основанием для отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете.

Документы, в частности, закрепляют гражданские правоотношения, возникающие в гражданском обороте, участниками которого выступают граждане и юридические лица как российские, так и иностранные. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В рамках гражданского оборота между его участниками совершаются сделки, в том числе, как отмечено выше, двух - и многосторонние, представляющие собой выражение их согласованной воли и именуемые договорами.

Гражданские и юридические лица свободны в заключении договора, причем стороны могут заключать как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор, а также договор, сочетающий элементы различных договоров (смешанный).

Договор не должен противоречить закону и установленным им правилам на момент его заключения. В сфере гражданских договорных правоотношений полностью выполняется общеправовой принцип «разрешено все, что не запрещено законом».

Договоры гражданско-правового характера крайне разнообразны и дифференцируются в зависимости от целей их заключения, способов достижения этих целей, возможных участников.

Общие и специальные нормы гражданского законодательства определяют форму, существенные условия, необходимость государственной регистрации, порядок вступления в силу и действия каждого вида договоров, условия и степень ответственности сторон сделки.

К гражданско-правовым принято относить договоры: купли-продажи, аренды, перевозки грузов, комиссии, агентирования, поручения, страхования, доверительного управления имуществом, безвозмездного пользования, финансирования под уступки денежного требования, подряда, мены, кредита или займа.

Общие положения о договоре определены подраздела 2 раздела III части первой Гражданского кодекса (ГК РФ). Главы 27 - 29 этого подраздела разъясняют понятие и условия договоров, порядок заключения, изменения и расторжение договора. Общие нормы обязательственного права дополнены специальными нормами части второй ГК РФ, практически полностью посвященной отдельным видам договорных обязательств. Наряду с ГК РФ действует целая система законов и подзаконных актов в регулировании гражданско-правовых договорных отношений.

Договоры могут быть публичными или негласными в зависимости от степени осведомленности третьих лиц о факте их заключения и условиях.

Договор может носить возмездный и безвозмездный характер, который определяется соглашением сторон или предопределенен законом. Так, договор безвозмездного пользования носит только безвозмездного характера, а договоры агентирования, комиссии, коммерческой концессии, кредита, купли-продажи и - исключительно возмездный характер. В то же время стороны договоров поручения, займа, доверительного управления могут сами определять их характер.

Если договор предусматривает оплату его исполнения, то цена определяется соглашением сторон, государственными тарифами (расценками, ставками) или исчисляется исходя из требований ст.424 ГК РФ.

Договор считается заключенным, если между сторонами в приемлемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными принято считать условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключать договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Договоры совершаются устно или письменной форме (простой или нотариальной).

Сделка, для которой законом или соглашением сторон прямо не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может совершена устно. Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, не соблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность. Сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон совершаться устно, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.

Письменная форма договора обеспечивается путем составления документа, выражающего его содержания и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Должны совершаться в простой письменной форме следующие договор, за исключением требующих нотариального удостоверения:

сделки юридических лиц между собой и с гражданами;

сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки.

Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. В случае, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность. Несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность.

Нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях:

указанных в законе;

предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

Сделки с землей и другим недвижимым имуществом, движимым имуществом определенных видов подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст.131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации сделки, влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной. Если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать ее действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется. Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.

Таким образом, форма договора конкретного вида может быть установлена законом (преимущественно ГК РФ), а при отсутствии такого требования - форма определяется соглашением сторон.

Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также обменом документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п.3 ст.438 ГК РФ.

При составлении договора гражданско-правового характера следует соблюдать его общую структуру. Условно любой договор можно разделить на четыре раздела:

Преамбулу (или вводную часть).

Предмет договора.

Дополнительные условия договора.

Прочие условия договора.

При заключении договора необходимо учитывать возможные последствия нарушения их контрагентом. Так, ненадлежащее выполнение договора практически всегда влечет убытки для пострадавшей стороны сделки. Складываются они из прямого действительного ущерба и упущенной выгоды.

Каждая хозяйственная операция, происходящая в организации, изменяет или размер имущества, или величину источников его формирования, или одновременно и величину имущества, и его источники формирования. При этом изменения могут быть как в сторону увеличения, так и уменьшения, валюта баланса также изменяется.

Хозяйственные операции, совершающиеся в организации, по признаку их влияния на величину актива и пассива бухгалтерского баланса бывают четырех типов.

Операции первого типа изменяют состав имущества, т. е. затрагивают только актив баланса. В этом случае валюта баланса не изменяется.

Например, получены в кассу организации с расчетного счета в банке 5 тыс. руб. Данная операция затрагивает две статьи баланса: "Касса" и "Расчетный счет", которые характеризуют размещение средств и находятся во II разделе актива баланса. Выполнение этой хозяйственной операции означает, что по статье "Касса" средства увеличились на +5 тыс. руб., а по статье "Расчетный счет" - уменьшились на -5 тыс. руб., т. е. произошло перемещение средств внутри актива баланса и в целом валюта баланса не изменилась.

Если обозначим итог актива баланса "А", итог пассива баланса - "П", изменения, происходящие в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственной операции, - "И" и цифровыми индексами соответствующий тип операций (т. е. 1, 2, 3, 4), то влияние хозяйственных операций первого типа можно выразить в виде следующей формулы:

е А + И 1 – И 1 = е П , т.е.еА + 5 – 5 =еП.

Операции второго типа изменяют источники формирования имущества организации, т. е. затрагивают только пассив баланса. В этом случае валюта баланса не изменяется.

Например, часть прибыли отчетного года использована для создания фондов специального назначения в сумме 100 тыс. руб. Данная хозяйственная операция затрагивает такие статьи пассива баланса: "Нераспределенная прибыль отчетного года" и "Фонды накопления", которые характеризуют источники формирования имущества организации, находятся в IV разделе пассива баланса "Капитал и резервы". Выполнение этой хозяйственной операции означает, что по статье "Нераспределенная прибыль отчетного года" сумма на 100 тыс. руб. уменьшилась, а по статье "Фонды накопления" - на 100 тыс. руб. увеличилась, т. е. произошло перемещение сумм внутри пассива баланса и в целом валюта баланса не изменилась.

Используя предыдущие обозначения, влияние хозяйственной операции второго типа можно записать в виде следующей формулы:

е А = е П + И 2 – И 2 , т.е.еП + 100 – 100 =еА.

Операции третьего типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону увеличения. Причем валюта баланса по активу и пассиву возрастает на равную величину.

Например, на валютный счет организации зачислена краткосрочная ссуда банка в размере 200 тыс. руб. Данная хозяйственная операция затрагивает две статьи баланса: "Валютные счета", который находится во II разделе актива баланса "Оборотные активы", и "Краткосрочные кредиты банков"; данная статья показывается в VI разделе пассива баланса "Краткосрочные пассивы". Выполнение этой хозяйственной операции вызывает увеличение статьи "Валютные счета" на сумму +200 тыс. руб. и одновременно увеличение задолженности организации по полученной в банке краткосрочной ссуде, т. е. статья "Краткосрочные кредиты банков" также увеличилась на сумму +200 тыс. руб. Валюта баланса и по активу, и по пассиву увеличилась на + 200 тыс. руб.

Влияние хозяйственной операции третьего типа на бухгалтерский баланс можно записать в виде следующей формулы:

е А + И 3 = е П + И 3 , т.е.еА + 200 =еП + 200.

Операции четвертого типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону уменьшения. Причем валюта баланса по активу и пассиву уменьшается на равную величину.

Например, выдана из кассы заработная плата работникам организации в сумме 5 тыс. руб.

Данная хозяйственная операция затрагивает две статьи баланса: "Касса", которая находится во II разделе актива баланса "Оборотные активы", и "Кредиторская задолженность по оплате труда", которая показывается в VI разделе пассива баланса "Краткосрочные пассивы". Выполнение этой хозяйственной операции означает, что по статье "Касса" сумма уменьшилась на - 5 тыс. руб., но одновременно уменьшилась сумма и по статье "Кредиторская задолженность по оплате труда" на - 5 тыс. руб., так как при выдаче заработной платы задолженность организации работникам уменьшается. Валюта баланса и по активу, и по пассиву уменьшилась на - 5 тыс. руб.

Влияние хозяйственной операции четвертого типа на бухгалтерский баланс можно выразить в виде следующей формулы:

е А – И 4 = е П – И 4 , т.е.еА – 5 =еП – 5.

Как видно из приведенных формул, равенство валюты актива и пассива баланса при влиянии любого типа хозяйственной операции сохраняется.

Эти формулы имеют большое значение не только для отражения влияния различных видов хозяйственных операций на бухгалтерский баланс, но и на организацию бухгалтерского учета и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оценку его финансово-имущественного состояния в условиях использования различных средств вычислительной техники.

При этом следует иметь в виду, что как актив, так и пассив баланса представляют собой сумму всех составляющих их статей, каждая из которых имеет соответствующий код, исходя из типовой утвержденной отчетности, а каждая из статей в зависимости от ее экономического содержания и поставленной цели может быть представлена в виде математической формулы.

Так, во II разделе актива баланса "Оборотные активы" отражается статья "Запасы", которая, в частности, включает стоимость материалов, учитываемых в ее составе.

Если остатки материалов в денежной форме обозначим 0 м, остатки отдельных видов материалов, выраженные в натуральных измерителях, - q, а цены соответствующих материалов, по которым их остатки учитываются на предприятии, - р, количество единиц того или иного вида материала - от 1, 2, 3, ..., n, то величина запасов по материалам может быть представлена в виде следующей формулы:

О м = е qp.

При помощи математических формул могут быть выражены любые количественные и стоимостные изменения, происходящие в бухгалтерском балансе организации в результате проведения соответствующих хозяйственных операций.

18. Аудиторская оценка целесообразности вариантов решения хозяйственных ситуаций

В различных областях человеческой деятельности стало общим правилом оценивать эффективность осуществляемых в них мероприятий. При всем разнообразии методов таких оценок они обычно сводятся - в той или иной форме - к сопоставлению затрат на проведение мероприятия и эффекта, получаемого в результате его реализации. Даже военным приходится сейчас соизмерять результаты с затратами и обосновывать необходимость (или целесообразность) последних.

Аудит в нашей стране остается пока среди тех немногих областей, где такой подход игнорируется полностью или используется в минимальной степени - работает преимущественно аргументация, что «так делается на Западе»; в качестве примера можно привести создание федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, начатое в 1995 году и продолжающееся по настоящее время. Кроме того, большинство отечественных специалистов по аудиту пришло из бухгалтерского учета, а в нем вопросы эффективности традиционно недооцениваются (однако следует заметить, что в задачах его автоматизации наблюдается отход от этой традиции). Третья причина – сложность количественной оценки всего спектра результатов мероприятий в аудите; но это достаточно типичная для экономики ситуация, а опыт различных областей наметил более или менее универсальный выход: замена – в той или иной степени – количественного рассмотрения анализом на качественном уровне (подробнее об этом пойдет речь в первом разделе). Однако по мере исчерпания возможностей догоняющего развития в отечественном аудите - как и в других секторах народного хозяйства, возникших в процессе перехода страны к рыночной экономике, - действие указанных причин ослабляется и все более необходимой становится смена этого подхода классическим.

В рамках последнего подхода работы по измерению и анализу эффективности различных хозяйственных мероприятий носят обычно многофункциональный характер. Это и оправдание произведенных затрат, и улучшение инструмента изучения влияния различных факторов на конечные результаты и т.д. Но основное назначение исследований по измерению и анализу эффективности конкретного хозяйственного мероприятия заключается, как правило, в априорном технико-экономическом обосновании его целесообразности – или нецелесообразности – и в сравнении (с последующим выбором) вариантов его реализации, если оно признано целесообразным; в связи с этим иногда говорят об абсолютной и сравнительной эффективности.

Технически это реализуется обычно через введение представления о т.н. базовом и сравниваемом вариантах. При исследовании абсолютной эффективности в роли базового варианта, как правило, выступает ситуация до реализации хозяйственного мероприятия, точнее без его реализации - иногда это просто текущее положение вещей; в роли сравниваемого варианта выступает ситуация после (точнее – в случае) полного внедрения хозяйственного мероприятия [1, с. 16]; речь идет о реальной эффективности для апостериорного исследования и прогнозной в случае, когда вопрос о целесообразности хозяйственного мероприятия еще только прорабатывается. При исследовании сравнительной эффективности в качестве базового варианта выбирается самый естественный, простой, идеальный (в форме некоторой абстрактной теоретической конструкции, а реальные сравниваются с ним по размерам различных потерь) или просто один из нескольких возможных вариантов. В роли сравниваемого обычно последовательно выбираются оставшиеся; если сравниваемый оказывается предпочтительнее базового, то нередко он занимает место последнего в дальнейшем исследовании вариантов.

Вопросы анализа и оценки эффективности аудиторских мероприятий составляют важную часть концепции аудита, предложенной нами в [2], и одну из его 32 основных методологических проблем. Более того, и при решении других методологических проблем аудита зачастую приходится серьезно затрагивать эти вопросы. Например, решая проблему создания аудиторской статистики [2, с. 165, 184-186], никуда не деться от исследования того, что даст это создание аудиторским организациям, пользователям аудита, другим участникам рынка аудиторских услуг и народному хозяйству страны в целом.

Поскольку аудит является звеном в системе обработки экономической информации [2, с. 20 – 22], то все мероприятия в аудите означают изменения в обработке экономической информации. А эффект от таких изменений подразделяется на прямой и косвенный. Первый возникает в сфере самой обработки информации и связан преимущественно с изменением ее себестоимости, а второй - за ее пределами, у пользователей обработанной информации вследствие изменений ее качества и вытекающего отсюда изменения показателей их функционирования (в случае аудита - у пользователей аудита).

Классический подход к проведению различных хозяйственных мероприятий характеризуется тщательным изучением целей их создания, оценкой предполагаемых затрат и результатов, исследованием эффективности мероприятия (нередко это делается не только с позиций затрачивающего средства экономического субъекта, и тогда речь идет о коммерческой эффективности, но и с народнохозяйственных позиций – особенно, если планируются льготы со стороны государственных органов, например, кредитная гарантия с их стороны и вообще их участие в какой-либо форме – и тогда идет речь о народнохозяйственной эффективности), разработкой технико-экономического обоснования, подробным сравнением нескольких возможных вариантов реализации мероприятия и т.д. Описанный комплекс работ нередко занимает основную часть времени мероприятия и составляет значительную долю (до 20 – 25%) от общих затрат на него. В условиях развитой рыночной экономики собственники экономических субъектов вряд ли позволят его директорату осуществлять в отношении сколько-нибудь значимых хозяйственных мероприятий какой-либо иной подход. Нет никаких причин, делающих описанный подход невозможным в рамках аудита. (Термин «коммерческая эффективность» соответствует [1, с. 13-14], а в дорыночные времена говорилось о хозрасчетной эффективности.)

В другом отношении логично отойти от терминологии [1] и применительно к аудиту говорить не об инвестиционных проектах, а о более общей конструкции – мероприятиях. Действительно, в отечественном аудите до нормального оформления, типичного для инвестиционных проектов, пока далеко. Изначально не составляется полный план работ, перечень его участников, источников финансирования, разбиения на этапы. (Например, при работе над третьей очередью аудиторских стандартов не был известен состав стандартов пятой и последующих очередей, сколько всего будет стандартов и т.п.) В нормальном инвестиционном проекте, разумеется, должна быть заложена возможность различного рода изменений, но в любой момент времени инвестиционный проект является, как правило, полной и достаточно подробно проработанной конструкцией. Другими словами, мероприятия в аудите пока напоминают больше работу марксовой пчелы, которая может посрамить многих плохих архитекторов, но действует при этом, в отличие от них, инстинктивно, не представляя, как будет выглядеть законченное сооружение.

Хозяйственные мероприятия в аудите – по примеру других отраслей рыночной экономики – можно подразделять на народнохозяйственные, крупномасштабные и локальные. Такое деление приводится в [1, с. 104-105]; там есть и четвертая категория – глобальные проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на земном шаре (в качестве примера можно привести, по-видимому, создание международной космической станции), но в отечественном аудите такие проекты не просматриваются. Да и народнохозяйственные проекты, реализация которых, согласно определению, существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в масштабе всей страны, для аудита не характерны. По-видимому, лишь само полнокровное внедрение аудита в экономическую жизнь страны соответствует этому определению, но на сегодня такое внедрение в нашей стране, пожалуй, еще не произошло; это внедрение состоится, на наш взгляд, тогда, когда, грубо говоря, инициативный аудит станет основным, оттеснив на второе место обязательный, а последний станет реально востребованным.

Поэтому фактически мероприятия в отечественном аудите можно подразделять сейчас на крупномасштабные и локальные. Крупномасштабные мероприятия существенно влияют на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в отдельных регионах или отраслях страны (как показано в [2, с. 35 – 39], аудит – тоже отрасль, причем инфраструктурная) и изменяют уровень и структуру цен на соответствующих рынках. При локальных хозяйственных мероприятиях такое влияние незначительно, им можно пренебречь и рассматривать уровень и структуру цен неизменными (что существенно упрощает анализ и прогнозирование результатов мероприятий) [1, с. 104-105]; таким образом, деление хозяйственных мероприятий на крупномасштабные и локальные в некоторой мере условно.

Из приведенного определения следует, что в случае существенного влияния на качество продукции (или услуг) отрасли мероприятие также можно считать крупномасштабным. Добавим, что иногда деление на крупномасштабные и локальные мероприятия полезно и тогда, когда говорить о ценах неестественно. Например, внедрение западных стандартов финансовой отчетности в отечественный бухгалтерский учет будет крупномасштабным мероприятием, поскольку – надо надеяться – весьма повысит его качество. А большинство различного рода инструкций, писем и т.п. по бухгалтерскому учету явно тянут лишь на локальные мероприятия; но и в том, и в другом случае речь о ценах не идет, поскольку бухгалтерия не продает бухгалтерскую отчетность директорату.

Примером крупномасштабного мероприятия в аудите является принятие федерального закона « Об аудиторской деятельности» [1]. Хотя в ряде случаев он лишь закрепляет сложившееся в соответствии с ранее принятыми нормативными актами положение вещей (круг субъектов обязательного аудита, перечень сопутствующих аудиту услуг и т.д.), но в ряде случаев вводит новые нормы, которые окажут серьезное воздействие на рынок аудиторских услуг. Например, введение обязательного страхования ответственности аудитора [7, ст. 13] существенно и положительно скажется на качестве аудиторских услуг и несколько повысит цены на них из-за увеличения расходов аудиторских фирм. А ограничение состава аудиторских фирм не менее чем пятью аттестованными штатными аудиторами [3, ст. 4, п. 5] приведет к резкому сокращению числа малых аудиторских фирм, затруднению входа новых производителей на рынок аудиторских услуг и т.д., что, в свою очередь, серьезно уменьшит конкуренцию производителей на этом рынке и увеличит цены. Да и сам факт принятия закона означает несколько больший порядок на рынке аудиторских услуг с многочисленными последствиями этого, например, большее внимание к аудиту со стороны ряда экономических субъектов, до сих пор этого рынка сторонившихся.

Другими примерами крупномасштабных народнохозяйственных мероприятий в аудите являются введение несколько лет назад института субъектов обязательного аудита, распространение обязательного аудита на значительную часть государственных унитарных предприятий (оба эти мероприятия означали существенное увеличение спроса на аудиторские услуги, а это при первоначально том же количестве производителей услуг может серьезно изменить цены), предстоящее внедрение обязательного страхования гражданской ответственности аудиторов, создание и внедрение системы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ПСАД), поскольку их можно рассматривать и как прямой инструмент значительного повышения качества аудита, и как опосредствованный – через упрощение создания системы контроля этого качества – и т.д.

А вот возможное будущее ежегодное совершенствование системы ПСАД или добавление нового правила (стандарта) в систему можно будет обычно рассматривать как локальное мероприятие, поскольку серьезного влияния на цены и качество аудиторских услуг они не окажут. Примерами локальных мероприятий может служить и большинство нормативных актов по аудиту и т.п.

Деление мероприятий на крупномасштабные и локальные носит в системном анализе и других науках многофункциональный смысл. Для крупномасштабных характерно наличие ряда независимых – зачастую разнородных – критериев оценки их эффективности, зависимость нормативно-ценностного инструментария от варианта реализации мероприятия, применение иного математического аппарата [3, с. 159]. Можно добавить сюда иное отношение специалистов, финансирующих органов, общественности. В аудите это деление приобретает, по-видимому, и дополнительную смысловую нагрузку. Следует ожидать, что крупномасштабные мероприятия в аудите серьезно затрагивают интересы всех – или, по крайней мере, большинства участников рынка аудиторских услуг (поскольку существенно влияют на экономическую ситуацию в отрасли), а локальные затрагивают интересы лишь производителей аудиторских услуг, директората аудируемого экономического субъекта и, возможно, его собственников; на интересах внешних пользователей аудита локальные мероприятия, скорее всего, отражаться не будут. Например, принятие какого-либо федерального ПСАД обычно сказывается как-то на функционировании аудиторских организаций (а, возможно, также бухгалтерий и руководства аудируемых экономических субъектов), но обычно вряд ли серьезно отразится на интересах и поведении инвесторов экономических субъектов, их кредиторов, поставщиков и т.д.

При любых подходах и методах оценка и анализ эффективности хозяйственных мероприятий так или иначе связаны с соизмерением затрат на него с одной стороны, прямого и косвенного эффектов – с другой. Это, естественно, относится и к аудиту. Что касается измерения затрат, то ни в априорном, ни в апостериорном вариантах никакой аудиторской специфики оно, на наш взгляд, не несет. Так же, как в других отраслях, стоит задача – при расчетах и с народнохозяйственных, и с коммерческих позиций – не упустить основные компоненты этих затрат, осуществлять сведение единовременных и текущих затрат (учитывая при этом не только дисконтирование, но и пока еще не допускающую игнорирования в нашей стране инфляцию) и т.д. Поэтому довольно хорошо развитые общие методы оценки и анализа затрат, изложенные, например, в [1], сравнительно просто переносятся на хозяйственные мероприятия в аудите.

С прямым и – особенно – косвенным эффектами ситуация значительно сложнее. При рассмотрении эффективности с народнохозяйственных позиций оценка прямого эффекта не очень актуальна, поскольку в аудите он обычно значительно меньше косвенного. Однако при рассмотрении с позиций коммерческого подхода наличие и величину прямого эффекта игнорировать нельзя, поскольку он выражается, в основном, в изменении себестоимости аудиторских услуг, а это изменение чрезвычайно интересует руководство аудиторских организаций. А игнорировать коммерческий подход в рыночной экономике недопустимо – в отличие от социалистической, где такое игнорирование иногда худо-бедно возможно (например, там можно было решить, что с народнохозяйственных позиций в некотором регионе полезно сеять гречиху или кукурузу, и заставить все колхозы отвести под такую культуру значительный процент пашни, хотя бы и против воли их руководства; в развитой рыночной экономике при реальной самостоятельности хозяйствующих субъектов подобное невозможно).

При этом в отличие от большинства отраслей – в том числе и инфраструктурных – и от бухгалтерского учета для аудита характерны значительные трудности в количественной оценке прямого эффекта. Для сравнения – задача оценки прямого эффекта от автоматизации бухгалтерского учета довольно неплохо решалась «в лоб», простой калькуляцией себестоимости обработки информации в автоматизированной и неавтоматизированной системах. А в аудите такой подход работает далеко не всегда; в первую очередь, это относится к мероприятиям, действие которых простирается не на одну аудиторскую организацию, а на множество их.

Например, разработка федерального ПСАД в 1996 году «Планирование аудита», по-видимому, изменила затраты времени на проведение проверок у значительного числа аудиторских фирм хотя бы уже потому, что указанный стандарт содержал в приложении к нему пример общего плана и программы аудиторской проверки, обращение к которым зачастую сокращало затраты времени аудиторов на составление подобных документов в конкретных ситуациях. (С другой стороны, до появления этого ПСАД многие аудиторские фирмы не составляли указанные план и программу, а после появления – стали составлять, что, наоборот, могло увеличить затраты времени на проведение аудита; поэтому априори нельзя сказать, произошло в итоге увеличение или уменьшение временных затрат.) Но количественно оценить это изменение и в масштабах аудиторской фирмы и, тем более, в масштабах всей страны представляется довольно трудной задачей. Во всяком случае калькуляцией временных затрат по всем этапам аудита она вряд ли решаема. Похоже, что лучше всего ее решать на базе рассмотренного в предыдущем разделе метода экспертных оценок, о чем пойдет речь ниже.

 

 

Рис.1. Схема формирования косвенного эффекта от аудита

 

На рис. 1 приняты следующие обозначения:

1 - Улучшение инвестиционного процесса в стране;

2 - Улучшение оценки деятельности руководства ЭС;

3 - Усиление защиты интересов собственников ЭС;

4 - Усиление защиты интересов внешних пользователей аудиторских услуг;

5 - Улучшение функционирования ЭС;

6 - Изменение доходов государства;

7 - Ускорение создания среднего класса в стране;

8 - Прочие составляющие.

Что касается оценки КЭ, то из пяти описанных в начале работы подходов к его оценке наши возможности в аудите – как уже говорилось в конце первого раздела – находятся обычно на уровне второго подхода. В качестве конкретного инструмента реализации этого подхода в аудите можно использовать описанное в [2, с. 304 – 306, 358 – 365] построение схем формирования КЭ с последующим его анализом. На рис. 1 предложен пример схемы формирования КЭ при крупномасштабных мероприятиях в аудите с народнохозяйственных позиций, состоящей из четырех уровней: мероприятия, источники КЭ, его составляющие, итоговый результат. Такие схемы формирования КЭ не несут по сравнению с развернутыми рассуждениями никакой существенно новой информации. Основная их полезность состоит, пожалуй, в том, что они привлекают большее внимание к проблеме и дают канву для педантичного и скрупулезного анализа КЭ: они наглядны и обозримы, означают некоторую - пусть небольшую - формализацию анализа КЭ и весьма удобны в педагогическом отношении; кроме того, они могут оказаться первым шагом к количественной оценке КЭ в рамках третьего, четвертого или пятого подхода.

Схемы формирования КЭ от локальных мероприятий можно нередко рассматривать как упрощение схем для крупномасштабных [2, с. 305 – 306]. Различные вопросы, связанные с построением и использованием схем формирования КЭ в аудите, будут проиллюстрированы в следующем разделе на примере схем формирования КЭ от создания и совершенствования федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аналогичным образом и по аналогичным причинам в аудите полезно построение и анализ схем формирования прямого эффекта; это будет проиллюстрировано в следующем разделе опять-таки применительно к ПСАД. Как и в случае с КЭ, это может оказаться, кроме того, и первым шагом к его количественной оценке.

Поскольку в аудите, как правило, не работает пятый – и даже четвертый – подход к оценке КЭ, то невозможны и чисто формализованные решения о целесообразности тех или иных хозяйственных мероприятий и выборе вариантов их реализации на базе обычного аппарата теории эффективности, например, на основе вычисления срока окупаемости, чистого дисконтированного дохода интегрального экономического эффекта или т.п. Все методики такого рода, в частности из [1], основаны фактически на предположении возможности вычисления затрат и общего годового эффекта (последний является суммой КЭ и прямого эффекта, который в аудите, напомним, тоже рассчитать практически нереально). Поэтому все результаты, полученные в методиках такого рода (учет разновременности затрат и результатов, выбор года их приведения, учет инфляции, выбор наиболее подходящего расчетного критерия и т.д.), в аудите напрямую не применимы.

Решения о целесообразности какого-либо мероприятия в аудите (равно как и выбор варианта его реализации при положительном ответе на вопрос о целесообразности) приходится принимать по широко распространенной на практике и в системном анализе схеме. При этом на одну чашу весов кладутся затраты на реализацию мероприятия (или по различным его вариантам), а на другую - результаты анализа прямого и косвенного эффектов. Выбор решения является здесь неформальным актом ЛПР, опирающимся на его опыт, интуицию, профессионализм. Другими словами, речь идет здесь о явлении, родственном профессиональному суждению аудитора; можно назвать его профессиональным суждением руководителя.

Работу по такой схеме облегчает то обстоятельство, что все люди нередко - а руководители тем более - принимают в практической жизни решения именно по этой схеме (например, купить новый телевизор или обходиться старым). Собственно говоря, решения относительно целесообразности и варианта мероприятий в аудите сейчас принимаются фактически по этой схеме, так что сказанное выше является некоторым теоретическим обоснованием существующего положения вещей. Другое дело, что построение и тщательный анализ схем формирования КЭ - да и прямого эффекта тоже - вкупе с подробной оценкой затрат обостряют интуицию ЛПР (как здесь не вспомнить поговорку «информация – мать интуиции»), делают его профессиональное суждение более адекватным реальной действительности и тем самым повышают вероятность правильных решений.

Впрочем, в отдельных случаях в аудите возможна - пусть приближенная - оценка изменения технических (промежуточных) показателей косвенного эффекта и даже стоимостных показателей. Рассмотрим в связи с этим такой пример. Пусть некий банк дает кредит только при хорошей бухгалтерской отчетности и на год, без промежуточных выплат. При невозврате кредита в срок банк обращается в суд, но судебная процедура занимает много времени и заканчивается возвратом банку номинальной суммы, указанной в договоре кредита (что для банка, разумеется, хуже своевременного возврата, поскольку в последнем случае возвращенные средства могли бы принести за время, затраченное в ином случае на судебные разбирательства, дополнительный доход). Введение банком требования к претендентам на кредит провести предварительную независимую - возможно, с выбором аудиторской организации банком - аудиторскую проверку уменьшает вероятность невозврата кредита, а значит и потери банка; уменьшение этих потерь естественно трактовать как КЭ от введения института аудита (в рассматриваемой категории экономических субъектов) у одного из его пользователей.

 

 

Литература

 

1. Бородина В.В. Бухгалтерский учет для руководителя./ Практическое пособие. - М.: Книжный мир, 2000.

2. Бородина В.В. Документирование и документооборот в бухгалтерском учете. Практическое пособие. - М.: Книжный мир, 2009.

3. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. М.: «Дело и сервис», 2009.

4. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2008.

5. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет. 2-е доп.-М.: Финансы и статистика, 2003.

6. Михайлов А.В. Бухгалтерский учет многопрофильных предприятий: Практическое пособие. - М.: Мир, 2007.

7. Пошерстник Е.Б., Мейксин М.С. Бухгалтерский учет современной производственной компании. – Москва - Санкт-Петербург: Издательский Торговый Дом «Герда», 2008.

Приложение 1: Положение о бухгалтерии

Положение о бухгалтерии

 

1 Общие положения

1.1 Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением ОАО «ЧЧЧ» (далее – предприятие).

1.2 Бухгалтерия создается и ликвидируется приказом генерального директора

1.3 Бухгалтерия возглавляет главный бухгалтер, который административно подчинен генеральному директору.

1.4 Главный бухгалтер назначается и освобождается от занимаемой должности приказом генерального директора.

1.5 Работники бухгалтерии назначаются и освобождаются от занимаемой должности приказом генерального директора по представлению главного бухгалтера, согласованном ус сектором организации и оплаты труда.

1.6 Бухгалтерия в своей деятельности руководствуется:

-действующим законодательством Российской Федерации и нормативной документацией, распространяющейся на деятельность бухгалтерии;

-приказами и распоряжениями генерального директора и главного бухгалтера;

-распоряжениями и указаниями Представителя руководства по системе менеджмента качества предприятия по вопросам, касающимся функционирования Системы менеджмента качества (СМК);

-Руководством по качеству и стандартами предприятия;

-настоящим Положением.

1.7 Подлинник настоящего Положения хранится в канцелярии.

 

2 Организационная структура

2.1 Структуру и штатную численность бухгалтерии утверждает генеральный директор по представлению главного бухгалтера по согласованию с начальником отдела кадров.

2.2 Бухгалтерия состоит из одного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером.

2.3 Положение о бухгалтерии утверждается генеральным директором, распределение обязанностей между работниками бухгалтерии производится главным бухгалтером.

2.4 Состав и численность работников бухгалтерии определяется штатным расписанием, утвержденным генеральным директором.

 

3 Задачи

3.1 Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

3.2 Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3.3 Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

 

4 Функции бухгалтерии

4.1 Формирование учетной политики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости;

4.2 Работа по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы;

4.3 Разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности;

4.4 Обеспечение порядка проведения инвентаризаций;

4.5 Контроль за проведением хозяйственных операций;

4.6 Обеспечение соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;

4.7 Организация бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля;

4.8 Формирование и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественного положения, доходах и расходах;

4.9 Разработка и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины;

4.10 Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;

4.11 Своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;

4.12 Учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;

4.13 Своевременное и правильное оформление документов;

4.14 Обеспечение расчетов по заработной плате;

4.15 Правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансировнаие капитальных вложений;

4.16 Участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат;

4.17 Принятие мер по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства;

4.18 Участие в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, передача в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы;

4.19 Обеспечение строгого соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив;

4.20 Разработка и внедрение рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники;

4.21 Составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, другой бухгалтерской и статистической отчетности, предоставление их в установленном порядке в соответствующие органы;

4.22 Проверка организации бухгалтерского учета и отчетности в производственных (структурных) подразделениях предприятия;

4.23 Рассмотрение и подписание главным бухгалтером документов, служащих основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитных и расчетных обязательств;

4.24 Рассмотрение и визирование главным бухгалтером договоров и соглашений, заключаемых предприятием на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, и также приказов и распоряжений об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате, положений о премированин и т.п.

4.25 Обеспечение выполнения в бухгалтерии требований действующей на предприятии системы менеджмента качества (СМК).

 

5 Права бухгалтерии

Бухгалтерия, в лице главного бухгалтера, имеет право:

5.1 Требовать от всех подразделений предприятия соблюдения порядка оформления операций и предоставления необходимых документов и сведений;

5.2 Требовать от руководителей структурных подразделений предприятия и отдельных специалистов принятия мер, направленных на повышение эффеективности использования средств предприятия, обеспечение сохранности собственности предприятия, обеспечение правильной организации бухгалтерскоо учета;

5.3 Проверять в структурных подразделениях предприятия соблюдение установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

5.4 Вносить предложения руководству предприятия о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности должностных лиц предприятия по результатам проверок;

5.5 Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальныхи других ценностей, а также без соответствующего распоряжения руководителя предприятия;

5.6 Вести переписку по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, а также другим вопросам, входящим в компетенцию главной бухгалтерии и не требующим согласования с руководителем предприятия;

5.7 Представительствовать в установленом порядке от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции бухгалтерии во взаимоотношениях с налоговыми, финансовыми органами, органами государственных внебюджетных фондов, банками, кредитными учреждениями, иными государственными и муниципальными организациями, а также другими предприятиями, организациями, учреждениями.

 

6 Ответственность

6.2 На главного бухгалтера возлагается персональная ответственность за:

6.2.1 Соблюдение действующего законодательства в процессе руководства бухгалтерией.

6.2.2 Организацию деятельности бухгалтерии по выполнению задач и функций, возложенных на бухгалтерию.

6.2.3 Соблюдение работниками бухгалтерии производственной и трудовой дисциплины.

6.2.4 Организацию в бухгалтерии оперативной и качественной подготовки документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями.

 

6.2.5 Обеспечение сохранности имущества, находящегося в бухгалтерии и соблюдение правил пожарной безопасности.

6.2.6 Составление, утверждение и представление достоверной информации о деятельности производства

6.2.7 Своевременное и качественное исполнение приказов генерального директора

6.2.8 Соответствие действующему законодательству визируемых (подписываемых) им приказов, инструкций, положений и других документов.

6.2.9 Соблюдение требований и положений действующей на предприятии СМК, и результативность ее функционирования на производстве

6.2.10 Своевременное осуществление корректирующих и предупреждающих действий, распространяющихся на деятельность производства.

6.3 Ответственность других работников бухгалтерии устанавливается соответствующими инструкциями.

 

Положение составила

Главный бухгалтер ЧЧЧЧЧЧ

Согласовано:

Начальник юридического отдела ЧЧЧЧЧЧ

Начальник отдела кадров ЧЧЧЧЧЧ

 

Приложение 2: Учетная политика предприятия

 

Начало 2010 года, как и каждого отчетного года, связано для бухгалтера с обязанностью сформировать приказ об учетной политике предприятия. В принципе, в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» закреплен принцип последовательности применения учетной политики от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики), что позволяет, сформировав учетную политику однажды, с незначительными корректировками применять ее из года в год.

Однако, почти у любого бухгалтера периодически возникает вопрос, а все ли он предусмотрел и раскрыл в учетной политике, не будет ли нареканий со стороны налогового инспектора. Кроме того, предыдущий год был богатым на изменения налогового законодательства, в результате «учетная политика для целей налогообложения в 2010 г.» организации может весьма серьезно отличаться от учетной политики 2009 г.

 

Приложение 3: Должностные инструкции работников бухгалтерии

ООО «СФЕРА»

(наименование организации)

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

(должность руководителя)

Краснов Е.Ю. Краснов

(подпись) (расшифровка подписи)

« 17 » января 200 5 г.

«10» января 2005 г. № 4

 

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

главного бухгалтера

(наименование должности)

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора организации.

1.2. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно генеральному директору организации, а по отдельным вопросам согласовывает свою работу с финансовым директором.

1.3. Главному бухгалтеру подчиняются все работники бухгалтерии*.

1.4. Прием и сдача дел при назначении на должность и освобождении от должности главного бухгалтера оформляются актом приема-передачи дел после инвентаризации имущества и обязательств.

1.5. На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т. п.) права и обязанности главного бухгалтера временно возлагаются на его заместителя**, о чем объявляется приказом по организации.

 

2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

2.1. На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж финансово-хозяйственной работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет.

2.2. Главный бухгалтер должен знать:

– законодательство о бухгалтерском учете;

– основы гражданского и коммерческого права, финансовое и налоговое законодательство;

– нормативные и методические документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, финансово-хозяйственной деятельности организации;

– налоговый, статистический и управленческий учет;

– порядок оформления бухгалтерских операций и организацию документооборота по участкам учета, порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности, порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

– формы и порядок финансовых расчетов;

– условия налогообложения юридических и физич