Промышленный переворот и экономика края

Пензенская губерния относилась к так называемым «дворянским» губерниям, где все устои крепостничества получили наиболее полное и яркое выражение, и издавна была оплотом феодализма. После реформы 1861 г. за земельные наделы крестьяне должны были платить более высокие выкупные платежи, так как пензенские черноземы имели более высокую стоимость, чем, например, черноземы в поволжских губерниях, на Урале, Северном Кавказе и др. Стремясь во чтобы то ни стало обеспечить нормальное поступление выкупных платежей, подушных и поземельных налогов, царское правительство вынуждено было в Пензенской губернии наиболее настойчиво насаждать систему круговой финансовой поруки. Здесь сложилась прочная общинная форма крестьянского землепользования, оказавшая отрицательное влияние на темпы развития капитализма в деревне и на общий рост производительных сил, в том числе и на промышленный переворот. Последний, по сути, и стал возможен в губернии.

Образовался сложный клубок противоречий. В губернии из-за аграрного перенаселения имелись запасы нужных промышленности рабочих рук, но свобода этой рабочей силы была стеснена кабальными арендными договорами, финансовой круговой порукой общины, отработками и другими пережитками крепостничества. Плотность населения губернии могла способствовать развитию внутреннего рынка, но бедность и нищета основной массы населения снижали до минимума спрос на фабричные изделия.

По своим природным условиям губерния могла быть крупным поставщиком сельскохозяйственного сырья для промышленности, но измельчание крестьянского хозяйства и пережитки крепостничества открывали небольшой простор для развертывания высокотоварных сырьевых культур. Крупные помещичьи хозяйства также неохотно вступали на путь специализации производства, так как в условиях земельной тесноты помещики предпочитали получать нетрудовые доходы с земли в виде высокой арендной платы, а не путем организации крупного капиталистического сельскохозяйственного производства.

Между тем капиталистические отношения все же распространялись в хозяйствах губернии. Сельское хозяйство привлекало и капиталы, и рабочие руки, но оно же стимулировало и появление предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья и обслуживанию земледелия. Наряду с удовлетворением местных потребностей фабричная промышленность губернии (предприятия металлообработки, суконные и табачные фабрики, стекольные заводы, мельницы и некоторые другие предприятия) работали на всероссийский рынок, имея, конечно, определенные территориальные сферы влияния. В связи с этим усилилась зависимость промышленности губернии от таких факторов, как работа транспорта, состояние главных отраслей промышленности, в том числе топливно-энергетических, сырьевых.

Выйдя за пределы местного рынка, промышленность губернии попала в условия конкуренции за рынки сбыта, что усложнило ее развитие в начале ХХ в. Вместе с тем имели место затруднения с сырьем для обрабатывающей промышленности из-за нестабильности урожаев и низкой товарности сельского хозяйства. Если в Европейской России в целом с 1866 по 1890 г. число фабрики заводов увеличилось более чем вдвое, то в Пензенской губернии в этот период происходит сокращение численности предприятий.

С 1865 по 1889 г. число предприятий сократилось с 126 до 80, а количество рабочих в них – с 10,3 до 5,9 тыс. Это объяснялось тем, что значительная часть промышленности губернии (винокурение, сахароварение и пр.) базировалась в помещичьих имениях и после реформы 1861 г. переживала кризис. Возникшие в 1870-х гг. спичечная, мукомольная, лесопильная и другие отрасли производства не могли покрыть сокращения ни числа предприятий, ни количества рабочих старой промышленности. Промышленный переворот, который затронул земледельческую Пензенскую губернию, оказал влияние на техническое оснащение ряда отраслей. Так, на смену железоделательным заводам пришли новые –чугунолитейные и механические. В середине 1870-х гг. в Пензе существовали уже три паровых чугунолитейных предприятия купцов 2-й гильдии И. М. Лобанова, где последнего в 1884 г. числилось 250 рабочих.

Однако и новые чугунолитейные заводы имели мало специализированный универсальный характер, что было обусловлено отсутствием крупных заказчиков. Предприятия вынуждены были обслуживать интересы мелких потребителей крестьянского и кустарного производства. В губернии была развита суконная промышленность. Производство сукна составляло привилегию дворянства и до1860-х гг. основывалось на труде крепостных. Суконные фабрики находились почти во всех уездах. Из 32 фабрик, действовавших в 1860 г., 30 принадлежали помещикам и только две – пензенским купцам: И. В. Брюшкову и П. Г. Белоярцеву.

На капиталистических предприятиях на смену водяным колесам и конным приводам стали приходить паровые машины и двигатели внутреннего сгорания, ручные ткацкие станки заменяли механические. Однако в целом технический прогресс шел чрезвычайно медленно, фабричные постройки были тесными, преобладало устаревшее техническое оборудование. В то время как в Московском промышленном районе и некоторых других губерниях в пореформенные годы быстро росло производство тонких сукон и различных шерстяных изделий, в Пензенской губернии суконные фабрики продолжали вырабатывать грубые армейские сукна и существовали только благодаря казенным заказам для нужд армии.

В 1872–1874 гг. в Пензенском крае была построена линия Моршанск–Сызрань Сызрано-Вяземской железной дороги. Вместе со строительством магистрали велось сооружение депо и мастерских по ремонту и обслуживанию подвижного состава и путей. Таким образом, железнодорожные пути губернии стали связывать Московский промышленный район и главную водную магистраль страны – Волгу, а после окончания сооружения Московско-Казанской железной дороги встал вопрос о соединении ее с Сызрано-Вяземской железной дорогой и Пензой, чтобы дать выход в южные степные районы строительным материалам из богатых лесом Казанской, Симбирской и Пензенской губерний. Пензенская губерния стала крупнейшим железнодорожным узлом, важнейшим транспортным перекрестком, имевшим значение для всей России, особенно, для ее центральной части.

Строительство и эксплуатация железных дорог оказали огромное влияние на экономику губернии и прежде всего на активизацию промышленного развития. Например, суконные фабрики получили хорошую железнодорожную связь с источниками сырья – с заволжскими и закаспийскими степями, крупнейшими центрами российского овцеводства. Наряду с военным ведомством сукна стали отправлять на российские ярмарки и в крупные города. Большое количество товара шло в Нижний Новгород, Харьков, Урюпинск, в Среднюю Азию. К концу века объем перевозок товаров и пассажиров в нашем крае вырос в несколько раз. Помещичьи хозяйства вывозили к черноморским портам хлеб, масло и

другие продукты. Наряду с этим железные дороги способствовали притоку в губернию дешевой продукции фабрично-заводской промышленности более развитых районов страны. Это усиливало конкуренцию, в ходе которой часть «старых» предприятий закрывалась, а другие стремились к техническому прогрессу и выживали.

Отраслевая структура промышленности подчеркивает аграрный характер экономики губернии. На долю отраслей по переработке сельскохозяйственной и лесной продукции приходилась основная масса предприятий и рабочих. Эти отрасли размещались вблизи источников сырья, главным образом в сельской местности, где была масса дешевой рабочей силы.

После реформы 1861 г. число ремесленников в губернии выросло почти в пять раз: с 5,9 до 28 тыс. в 1875 г. Кустарными промыслами занимались целые села. Например, в Нижнеломовском уезде 16 сел занимались вязкой бредней, 19 – склеиванием коробок для спичек, в Городищенском уезде 13 сел плели рогожи, в Пензенском уезде свыше половины дворов в 24 селах пряли пух. Хозяевами кустарных промыслов были купцы-скупщики и богатые крестьяне, владевшие мастерскими.

Скупщики поставляли кустарям необходимые материалы, скупали изделия и продавали их за пределы губернии. К концу 1900 г. число крупных фабрик и заводов губернии, находившихся под надзором фабричной инспекции, возросло до 218, а количество фабрично-заводских рабочих превысило 16 тыс. 161 предприятие относилось к небольшим производствам – до 50 рабочих, на 37 трудилось от 50до 100 рабочих, на 12 – от 101 до 500,на пяти предприятиях – от 501 до 1000 и на трех – свыше 1 тыс. человек. Крупными предприятиями стали бумажные фабрики Сергеевых в Пензе, спичечные фабрики Камендровских в НижнемЛомове.

 

Вывод

Подводя итоги в данной работе можно сделать вывод, что Пензенская губерния в 19 начале 20 века была преимущественно аграрной страной. Среди населения преобладающее количество занимали крестьяне. Развитие промышленности, в отличие от показателей по всей России, проходило низкими темпами. Особенно стоит отметить строительство железнодорожных путей сообщения, позволившее соединить Пензенскую губернию со всеми соседними регионами.

 

 

Библиография:

1. Пензенский край в истории и культуре России. Монография под редакцией О.А.Суховой http://iff.pnzgu.ru/files/iff.pnzgu.ru/news/140703/penzenskiy_kray.pdf

2. Научная библиотека Россия на рубеже 19-20 века http://www.f-mx.ru/istoriya_4/rossiya_na_rubezhe_19-20_vva.html

 

Реферат на тему

"Социально-экономическое развитие Пензенской губернии XIX начала века XX"

 

Выполнила

ученица 9 Б класса

средней школы № 77

Денисенко Полина

 

октябрь 2015 года

Вопросы:

1. Соответствует ли развитие Пензенской области развитию России 19 века?

2.Какое значение имеет развитие железнодорожного транспорта в Пензенской губернии?

3.Какой была Пензенская губерния 19 века: аграрная или промышленная?

4.Условия освобождения крестьян при проведении реформы 1961 г?

5.Какие социальные слои преобладали в Пензенской губернии?