Живопись Микеланджело.

Хотя Микеланджело считал себя, прежде всего скульптором, живопись его не менее интересна.

Одним из самых ранних произведений является круглая станковая картина «Святое семейство» (Тондо Дони,) 1505 год. Свое название эта картина получила в честь Аньоло Дони, процветавшего флорентийского ткача, заказавшего картину к свадьбе. Тондо Дони – единственная из завершенных и дошедших до нас картин художника. Рассматривая её сложную композицию, зрители чаще всего восхищаются выдающимся мастерством Микеланджело-рисовальщика. Некоторые критики находят её резкой по цвету. Этому произведению сопутствует масса загадок. В частности, непонятно значение обнаженных юношей на заднем плане. Кто-то считает их фигурами ангелов, а кто-то, напротив, символом языческого мироощущения.

Самое грандиозное произведение Микеланджело – роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-1512 гг.). Эта роспись поражает не только своими размерами, она захватывает титаническим характером образов. На потолке изображена вся библейская история сотворения и грехопадения человечества. Это торжественный гимн творческой мощи и красоте свободного человека. Вся роспись разделена на отдельные участки, каждое из которых представляет собой отдельное произведение. Вдоль каждой стороны свода капеллы расположены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и пророчиц. Наиболее интересными росписями являются: «Сотворение светил», «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание из рая».

«Сотворение Адама» является одним из символов всего западноевропейского искусства. Прекрасно сложенный Адам еще остается не разбуженным для жизни, а в небе, приближаясь к Адаму, парит в окружении ангелов величественная фигура Бога-Отца. Творец протягивает длань, чтобы вдохнуть в свое создание искру божественного духа, и почти касается своим вытянутым пальцем пальца Адама. Этот крохотный промежуток между пальцами придает произведению небывалую напряженность.

Позже в этой же капелле Микеланджело расписал и стены.

На восточной стене капеллы изображена сцена «Страшного суда» (1536-1541 гг.). В центре росписи изображен Христос, который здесь предстает в виде прекрасного, но сурового судьи человечества. На фреске изображено более 300 фигур, среди которых изображены праведники, грешники, ангелы, мученики и черти. Среди святых, предъявляющих свидетельства своих мучений, мы видим фигуру святого Варфоломея, с которого заживо сняли кожу. Свою кожу он держит в руках, а его лик представляет собой автопортрет Микеланджело.

Другим интересными произведениями Микеланджело являются две знаменитые фрески из капеллы Паолина в Ватикане. К ним относят – «Обращение Савла» (1542-1550 гг.) и «Распятие св. Петра» (1542- 1550 гг.).

Джорджоне (1476 или 1477 – 1510).

В историю искусства Высокого Возрождения яркую страницу вписала Венеция, где этот период продолжался до середины XVI века. Именно в XVI веке она достигла своего наивысшего расцвета. Картины художников-венецианцев всегда отличались особой поэтичностью.

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, прозванный Джорджоне, родился в маленьком городке Кастельфранко, о его жизни сохранились скупые сведения. Известно, что он был красивым и обаятельным человеком, обладал исключительным талантом живописца и был превосходным музыкантом.

Джорджоне - художник тонкой поэзии, глубокого лирического чувства, скрытых переживаний. Музыка, меланхолия, созерцательное настроение – естественное содержание его картин. Вместе с тем, творчество Джорджоне человечно, полно пленительной красоты, сохраняет вечную волнующую привлекательность. Главную роль в его живописи играет колорит с многообразием тонов и их мягкими переливами.

Одной из его ранних работ относится церковная картина – «Мадонна да Кастельфранко» (1504),написанная по заказу видного венецианского военачальника – кондотьера Туцио Костанцо в память о его рано умершем сыне, молодом воине Маттео. На картине изображен условный интерьер небольшой часовни, где пол выложен черно-белыми мраморными плитами. У подножья трона стоит деревянная гробница, на стенке которой изображен герб семьи Костанцо. С обеих сторон она «охраняется» двумя фигурами святых. Пространство в этой картине не замкнуто, оно органично и легко сливается с пейзажем, который создает как бы фон в картине и придает ей воздушность и глубину. Этот пейзаж отвлекает зрителя от грустных размышлений, которые наводит «Мадонна да Кастельфранко».

Картина «Юдифь» (1502)была написана примерно в это же время. Произведение посвящено подвигу библейской героини Юдифи, спасшей родной город от нашествия ассирийцев. Она отправилась в стан врагов и убила их полководца – Олоферна. Войско неприятеля отступило. Прекрасная кроткая спокойная и полная достоинства Юдифь олицетворяет в картине высшую справедливость.

Знаменитая небольшая картина «Гроза» (1505) полна таинственной поэтичности, которой подчинены не столько люди, сколько сама природа, напряженно застывшая в ожидании грозы. Своеобразное освещение, порожденное вспышкой молнии и рассеянным светом луны, спрятанной за облаками, создает неуловимые воздушные эффекты. Впервые пейзаж играет столь важную роль в картине. На переднем плане картины по берегам изображены две фигуры: юноши в короткой пастушеской одежде с посохом в руке и молодой женщины с золотистыми волосами, кормящей грудью ребенка. Кто эти персонажи? Почему они не замечают надвигающейся на них бури, почему юноша, чуть улыбаясь, смотрит на женщину, а её взгляд обращен в сторону, как будто она к чему-то прислушивается? До сих пор эта картина остается самой загадочной из всех работ художника.

В картине названной «Три философа», снова возникает холмистый лесной пейзаж, словно погруженный в глубокую долину. Его замыкает на горизонте горная гряда насыщенного синего цвета, за которую опускается огненный диск солнца. Вечерние небеса с летучими серо-белыми облаками глубоки, воздушны и полны незаметных переходов от голубых до нежно-сиреневых тонов. Этот пейзаж, обрамленный темно-коричневыми стволами деревьев и лесной чащей, как бы представляет глубокий просвет. В глубоком молчании, среди тихого вечернего пейзажа, вдали от людей эти философы погружены в изучение тайн природы.

С 1507 года Джорджоне работал над одной из самых удивительных картин «Спящей Венерой».В этом произведении воплощен самый идеальный прекрасный женский образ в искусстве Высокого Возрождения. В расцвете своих творческих сил он умер от чумы, не успев закончить свою великую картину, и Тициан дописал в ней пейзаж.