Тема. Изменчивость. Виды изменчивости. Популяционная генетика.

Учебно-методический комплекс к занятию № 11.

Методические указания к аудиторному занятию № 11.

Тема. Изменчивость. Виды изменчивости. Популяционная генетика.

Цель занятия. Усвоить классификацию изменчивости и мутаций; принципы формирования пород и сортов в селекционной работе. Усвоить разницу между понятиями об идеальной и реальной популяциями; границы применения закона Харди - Вайнберга.

Знать: основные виды изменчивости и их медицинские примеры, основные выводы из законов популяционной генетики.

Уметь: пользоваться справочной литературой для предварительного медико - генетического консультирования по наблюдаемым признакам изменчивости человека (симптомам болезней), рассчитывать популяционную частоту носителей рецессивной наследственной патологии по данным о частоте больных.

Оснащение занятия:таблицы, схемы, методические указания, копия справочника по медико-генетическому консультированию, микрокалькуляторы.

Контрольные вопросы для определения исходного уровня знаний.

1. Биологическая роль и результаты нормальной и патологической изменчивости.

2. Фенотипическая изменчивость (модификационная и случайная).

3. Генотипическая соматическая изменчивость.

4. Генотипическая генеративная (наследственная) изменчивость.

5. Мутационная генеративная генотипическая изменчивость: генные (точковые мутации); хромосомные мутации; геномные мутации (анэуплоидии и изменения числа геномов) и механизмы их возникновения при мейозе.

6. Условия проявления генетического груза наследственных болезней.

7. Методы селекции (аутбридинг, инбридинг, отбор).

8. Понятие о частоте доминантных и рецессивных аллельных генов в популяции (уравнение вероятностей p+q = 1).

9. Понятие об идеальной популяции. Закон Харди–Вайнберга. Определение частоты гетерозиготных носителей наследственной патологии.

10. Комбинативная изменчивость, как основа адаптации видов. Механизмы приспособления микроорганизмов к антимикробным средствам. Опыт Ледербергов.

Тестовый контроль усвоения материала. Выбрать только одну букву, соответствующую правильному (правильному и полному) ответу или верно законченному высказыванию. Ответ "все верно" означает, что все вышеназванные варианты ответов верны.

1. Пример аутосомной трисомии

а- синдром Клайнфельтера б- синдром Шерешевского-Тернера в- синдром Дауна г- односторонняя гинекомастия д- все неверно

2. Пример половой трисомии

а- синдром Клайнфельтера б- синдром Шерешевского-Тернера в- синдром Дауна г- односторонняя гинекомастия д- все неверно

3. Совместимая с жизнью моносомия- это

а- синдром Клайнфельтера б- синдром Шерешевского-Тернера в- синдром Дауна г- односторонняя гинекомастия д- все неверно

4. Сколько может быть хромосом в зиготе человека при гаплоидии?

а- 23 б- 24 в- 46 г- 45 д- все неверно

5. Как изменяется частота рецессивных аллельных генов в 3 последовательных поколениях идеальной популяции?

а- повышается б- снижается в- не изменяется г- может повышаться и понижаться д- все неверно

6. Шансы популяции на выживание повышаются при

а- снижении гомозиготности б- увеличении гетерозиготности в- снижении действия мутагенных факторов г- все названное верно д- все неверно

7. Сколько человек имеют рецессивный аллельный ген, если 1 больной приходится на 200 здоровых людей?

а- 1 на 10 б- 1 на 7,7 в- 1 на 13 г- 1 на 200 д- 1 на 50

8. Сколько человек имеют рецессивный аллельный ген, если 1 больной приходится на 40000 здоровых людей?

а- 1 на 100 б- 2 на 5000 в- 1 на 10000 г- 1 на 40 д- 1 на 500

9. Скрытый генетический груз наследственной патологии включает

а- доминантные летальные гены б- рецессивные летальные гены в- любые неаллельные гены г- все верно д- все неверно

10. Что доказал опыт Ледербергов?

а- наличие положительных мутаций б- предсуществование антибиотико-устойчивых штаммов микроорганизмов в- эволюцию микробов г- все верно д- все неверно

Основная литература:

1. Чебышев Н. В. и др., Биология (Учебник). –М.:ВУНМЦ 2000. С. 205-277.

2. Конспект лекции № 11 (Генетика – 3).