Тема. Изменчивость. Виды изменчивости. Популяционная генетика.
Учебно-методический комплекс к занятию № 11.
Методические указания к аудиторному занятию № 11.
Тема. Изменчивость. Виды изменчивости. Популяционная генетика.
Цель занятия. Усвоить классификацию изменчивости и мутаций; принципы формирования пород и сортов в селекционной работе. Усвоить разницу между понятиями об идеальной и реальной популяциями; границы применения закона Харди - Вайнберга.
Знать: основные виды изменчивости и их медицинские примеры, основные выводы из законов популяционной генетики.
Уметь: пользоваться справочной литературой для предварительного медико - генетического консультирования по наблюдаемым признакам изменчивости человека (симптомам болезней), рассчитывать популяционную частоту носителей рецессивной наследственной патологии по данным о частоте больных.
Оснащение занятия:таблицы, схемы, методические указания, копия справочника по медико-генетическому консультированию, микрокалькуляторы.
Контрольные вопросы для определения исходного уровня знаний.
1. Биологическая роль и результаты нормальной и патологической изменчивости.
2. Фенотипическая изменчивость (модификационная и случайная).
3. Генотипическая соматическая изменчивость.
4. Генотипическая генеративная (наследственная) изменчивость.
5. Мутационная генеративная генотипическая изменчивость: генные (точковые мутации); хромосомные мутации; геномные мутации (анэуплоидии и изменения числа геномов) и механизмы их возникновения при мейозе.
6. Условия проявления генетического груза наследственных болезней.
7. Методы селекции (аутбридинг, инбридинг, отбор).
8. Понятие о частоте доминантных и рецессивных аллельных генов в популяции (уравнение вероятностей p+q = 1).
9. Понятие об идеальной популяции. Закон Харди–Вайнберга. Определение частоты гетерозиготных носителей наследственной патологии.
10. Комбинативная изменчивость, как основа адаптации видов. Механизмы приспособления микроорганизмов к антимикробным средствам. Опыт Ледербергов.
Тестовый контроль усвоения материала. Выбрать только одну букву, соответствующую правильному (правильному и полному) ответу или верно законченному высказыванию. Ответ "все верно" означает, что все вышеназванные варианты ответов верны.
1. Пример аутосомной трисомии
а- синдром Клайнфельтера б- синдром Шерешевского-Тернера в- синдром Дауна г- односторонняя гинекомастия д- все неверно
2. Пример половой трисомии
а- синдром Клайнфельтера б- синдром Шерешевского-Тернера в- синдром Дауна г- односторонняя гинекомастия д- все неверно
3. Совместимая с жизнью моносомия- это
а- синдром Клайнфельтера б- синдром Шерешевского-Тернера в- синдром Дауна г- односторонняя гинекомастия д- все неверно
4. Сколько может быть хромосом в зиготе человека при гаплоидии?
а- 23 б- 24 в- 46 г- 45 д- все неверно
5. Как изменяется частота рецессивных аллельных генов в 3 последовательных поколениях идеальной популяции?
а- повышается б- снижается в- не изменяется г- может повышаться и понижаться д- все неверно
6. Шансы популяции на выживание повышаются при
а- снижении гомозиготности б- увеличении гетерозиготности в- снижении действия мутагенных факторов г- все названное верно д- все неверно
7. Сколько человек имеют рецессивный аллельный ген, если 1 больной приходится на 200 здоровых людей?
а- 1 на 10 б- 1 на 7,7 в- 1 на 13 г- 1 на 200 д- 1 на 50
8. Сколько человек имеют рецессивный аллельный ген, если 1 больной приходится на 40000 здоровых людей?
а- 1 на 100 б- 2 на 5000 в- 1 на 10000 г- 1 на 40 д- 1 на 500
9. Скрытый генетический груз наследственной патологии включает
а- доминантные летальные гены б- рецессивные летальные гены в- любые неаллельные гены г- все верно д- все неверно
10. Что доказал опыт Ледербергов?
а- наличие положительных мутаций б- предсуществование антибиотико-устойчивых штаммов микроорганизмов в- эволюцию микробов г- все верно д- все неверно
Основная литература:
1. Чебышев Н. В. и др., Биология (Учебник). –М.:ВУНМЦ 2000. С. 205-277.
2. Конспект лекции № 11 (Генетика – 3).