Использование методов активизации творчества при решении изобретательских задач
Рекомендуемая литература: [2], с.149-154; [3], с.41-53; [4], с. 149-177. .
Ассоциативные методы поиска технических решений
Ассоциативные методы активизации творческого мышления основываются на использовании аналогии вторичных смысловых оттенков понятий. Основными источниками для генерирования новых идей служат ассоциации, метафоры и гирлянды метафор, случайно выбранные понятия.
Метод фокальных объектов
Использование метода фокальных объектов заключается в следующем:
1. Выбирается объект изобретательства (фокальный объект).
2. Выбираются три-четыре случайных объекта (их берут наугад из словаря, каталога, технического журнала и т. д.).
3. Составляется список признаков случайных объектов.
4. Генерируются идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.
5. Полученные сочетания развиваются путем свободных ассоциаций.
6. Полученные идеи оцениваются, и отбираются полезные решения (целесообразно поручить оценку эксперту или группе экспертов, а затем совместно отобрать нужные решения).
Метод гирлянд случайностей и ассоциаций
Алгоритм применения метода следующий:
1. Определение синонимов объекта.
2. Произвольный выбор случайных объектов.
3. Образование комбинаций из элементов гирлянд синонимов и случайных объектов, т. е. каждый синоним соединяют с каждым случайным объектом.
4. Составление перечня признаков случайных объектов. Для удобства их можно объединить в таблицу.
5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов.
6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на шаге 4, генерируются гирлянды ассоциаций.
7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов технического объекта присоединяют элементы гирлянд ассоциаций.
8. Выбор альтернативы. На этом шаге решают вопрос: продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей.
9. Оценка и выбор рациональных вариантов идей.
10. Отбор оптимального варианта.
Метод контрольных вопросов
Суть метода заключается в том, чтобы с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Изобретатель отвечает на контрольные вопросы, содержащиеся в списке, и в связи с ними рассматривает свою задачу. Ниже предлагается наиболее популярный список таких вопросов американского изобретателя А. Осборна.