Использование методов активизации творчества при решении изобретательских задач

 

Рекомендуемая литература: [2], с.149-154; [3], с.41-53; [4], с. 149-177. .

 

Ассоциативные методы поиска технических решений

Ассоциативные методы активизации творческого мышления основываются на использовании аналогии вторичных смы­словых оттенков понятий. Основными источниками для генерирования новых идей служат ассоциации, метафоры и гирлянды метафор, случайно выбранные поня­тия.

Метод фокальных объектов

Использование метода фокальных объектов заключается в следующем:

1. Выбирается объект изобретательства (фокальный объект).

2. Выбираются три-четыре случайных объекта (их берут наугад из словаря, каталога, технического журнала и т. д.).

3. Составляется список признаков случайных объектов.

4. Генерируются идеи путем присоединения к фокальному объ­екту признаков случайных объектов.

5. Полученные сочетания развиваются путем свободных ассоциа­ций.

6. Полученные идеи оцениваются, и отбираются полезные решения (целесо­образно поручить оценку эксперту или группе экспертов, а затем совместно отобрать нужные решения).

 

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций

Алгоритм применения метода следующий:

1. Определение синонимов объекта.

2. Произвольный выбор случайных объектов.

3. Образование комбинаций из элементов гирлянд синонимов и случайных объектов, т. е. каждый синоним соединяют с каждым случайным объектом.

4. Составление перечня признаков случайных объектов. Для удобства их можно объединить в таблицу.

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно вы­бранных объектов.

6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Поочередно из призна­ков случайных объектов, выявленных на шаге 4, генерируются гирлянды ассоциаций.

7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синони­мов технического объекта присоединяют элементы гирлянд ас­социаций.

8. Выбор альтернативы. На этом шаге решают вопрос: продол­жать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей.

9. Оценка и выбор рациональных вариантов идей.

10. Отбор оптимального варианта.

 

Метод контрольных вопросов

Суть метода заключается в том, чтобы с помощью наво­дящих вопросов подвести к решению задачи. Изобретатель отвечает на контрольные вопросы, содержащиеся в списке, и в связи с ними рассматривает свою задачу. Ниже предлагается наиболее популярный список таких во­просов американского изобретателя А. Осборна.