Синдромы темперамента

Синдромами темперамента являются “легкий темперамент”, “трудный темперамент” и “темперамент с длительным привыканием”.

- Легкий темперамент характеризуется ритмичностью в возникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новые стимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения. В первые месяцы жизни дети с такими свойствами быстро привыкают ко времени кормления и сна, приучаются к новой пище и не боятся новых людей.
-Трудный темперамент представляет собой полную противоположность легкому и характеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую ситуацию, медленной адаптацией к изменениям, преобладанием отрицательных эмоций и высокой интенсивностью их проявления. В первые месяцы жизни дети с этими свойствами темперамента не могут привыкнуть к распорядку дня: они засыпают и просыпаются в разное время, промежутки между кормлениями оказываются для них то слишком длинными, то слишком короткими.
-Темперамент с длительным привыканием характеризуется медленной адаптацией и негативной, но слабой по интенсивности, реакцией на новые ситуации. Обладателям этих свойств темперамента не нравится непривычная пища, незнакомые люди, новые занятия, однако их отрицательная реакция имеет довольно слабое внешнее выражение и постепенно меняется на положительную. Во взрослом возрасте такие люди стараются избегать новых ситуаций, часто имеют проблемы с общением, хотя они выражены не так отчетливо, как у людей с трудным темпераментом, и, как и в детском возрасте, люди с этим типом темперамента не склонны к интенсивному выражению эмоций. синдромы свойств: обладатели “легкого” темперамента чаще имеют хорошую социальную адаптацию (они чаще удовлетворены своей работой, отношениями с окружающими, у них реже обнаруживаются невротические отклонения).

Вместе с тем, те или иные свойства темперамента и синдромы этих свойств не фатальны для будущего их обладателей. Действительно, “трудный” темперамент оказывается статистически чаще, чем “легкий”, связан с разнообразными сложностями, возникающими и в детстве, и во взрослом возрасте. Однако, как показали авторы Нью-Йоркского исследования , сложности эти не неизбежны и часто являются результатом ошибок в воспитании. В тех случаях, когда родители учитывают индивидуальные особенности своего “трудного” ребенка и исходят из этих особенностей, им удается помочь ребенку избежать многих сложностей в дальнейшем. Такие родители тщательно подготавливают ребенка к будущим новым ситуациям, например к началу школьного обучения, помогают ему наладить общение с другими детьми, то есть обучают ребенка навыкам общения, которые у него сами собой не складываются. Они стремятся не переломить не нравящиеся им свойства, а изменить их проявления, не ждут быстрых результатов. В этих случаях эффект оказывается поразительным.

Дело в том, что, чем старше становится ребенок, тем большую роль в его поведении играет не сам темперамент, а свойства, сформированные на его основе. Так, детский страх общения с незнакомыми людьми продолжает играть деструктивную роль во взрослом возрасте только в тех случаях, когда робость и застенчивость ребенка много раз становились причиной его неудач в общении, что приводит к естественному желанию оказываться в этих ситуациях как можно реже. Но, избегая этих ситуаций, стараясь как можно меньше общаться с незнакомыми людьми, ребенок сокращает свои возможности научиться тому, в чем он и так не слишком успешен. Именно эти вторичные наслоения на свойства темперамента и приводят к тому, что во взрослом возрасте сохраняются те же проблемы, что были в детстве.Трудный темперамент потому и называется трудным, что для адаптации детей, обладающих им, требуется гораздо больше внимания и усилий со стороны родителей и воспитателей, чем для адаптации детей с более благоприятными свойствами темперамента. Не у всех хватает на это сил и умения, и именно поэтому дети с определенными свойствами темперамента чаще оказываются менее подготовленными ко взрослой жизни.Нефатальный характер свойств темперамента проявляется и в противоположном эффекте. Неблагополучная семейная ситуация, неправильный стиль общения с ребенком могут привести к тому, что дети с синдромом свойств легкого темперамента окажутся впоследствии замкнутыми, невротичными, боящимися любых изменений. Таким образом, особенности темперамента, рассматриваемые в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании , оказались онтогенетически устойчивыми на протяжении многих лет, но в то же время их роль в адаптации оказалась тесно связана с условиями развития и воспитания ребенка.

Вопрос 4)Трехкомпонентная теория Пломина и Басса (Штат Колорадо г. Боулдер) построена на понимании темперамента как совокупности динамических особенностей поведения, образующих подструктуру личностных черт. Основными свойствами темперамента можно считать активность, эмоциональность и социабельность.
Активность - проявление общего энергетического уровня в моторике. Выделено три показателя активности: темп движений, интенсивность и выносливость. Темп связан с быстротой движений (быстрая речь, спешка и др.); интенсивность проявляется в амплитуде и силе движений; выносливость - в способности долго оставаться активным, не уставать, сохранять высокий уровень работоспособности.
Эмоциональность - проявление двух эмоций: гнева и страха. О страхе говорят в связи с интенсивностью стимула, который способен вызвать страх, а также длительностью последствия, разнообразием ситуаций, которые его вызывают, сопутствующими физиологическими реакциями. Гнев так же определяется по интенсивности стимула, по величине латентного времени, по продолжительности реакции. Положительные эмоции, согласно авторам, не образуют самостоятельных свойств темперамента, т.к. являются компонентами активности и социабильности.
Социабельность обнаруживается в желании быть среди других людей. Она проявляется в стремлении избегать одиночества, в желании устанавливать новые межличностные контакты.
Пломин и Басс определили, что существует различие во внутрипарном сходстве между монозиготными и дизиготными близнецами. Оно доказывало существенность влияния генетического фактора, но ставило вопрос о том, почему реальная разница между дизиготными близнецами более значительна, чем это можно было бы предполагать гипотетически. Был сделан вывод о том, что различия между дизиготными близнецами усиливаются вследствие разного отношения к ним родителей. Генотип вносит вклад в индивидуальные различия между детьми, но условия, в которых они живут, могут их усиливать, а иногда и , наоборот, ослаблять.
Исследования, проводимые на детях более старшего возраста (например, подросткового), подтвердили гипотезу о генетической обусловленности эмоциональности, активности и социабильности. Оценка вклада генотипа неоднозначна в разных исследованиях и колеблется от r=0,3 до r=0,5.

Вопрос 5)К неаддитивному наследованию относятся эффекты доминирования и эпистаза. Во-вторых, такие результаты могут быть связаны с влиянием ассортативности, т.е. тенденциозности в подборе брачных партнеров по чертам темперамента. Экспериментальная проверка гипотезы о влиянии ассортативности дала скорее отрицательные, чем положительные результаты, поэтому вряд ли ассортативность является причиной полученных соотношений внутрипарного сходства родственников по свойствам темперамента. В-третьих, на результаты могли повлиять особенности отношений между близнецами. Например, МЗ близнецы в силу их генетической идентичности могут оказываться в более похожих средовых условиях, которые влияют на оценки темперамента. В то же время для ДЗ близнецов могут быть характерны контрастные эффекты (подчеркивание несходства). Однако, если учесть, что наследственные черты темперамента проявляются уже в младенчестве, вряд ли особенности близнецовой среды играют здесь значительную роль.
Таким образом, можно констатировать, что свойства темперамента, связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, по всей видимости, в значительной мере зависят от влияний генотипа.К неаддитивному наследованию относятся эффекты доминирования и эпистаза. Во-вторых, такие результаты могут быть связаны с влиянием ассортативности, т.е. тенденциозности в подборе брачных партнеров по чертам темперамента. Экспериментальная проверка гипотезы о влиянии ассортативности дала скорее отрицательные, чем положительные результаты, поэтому вряд ли ассортативность является причиной полученных соотношений внутрипарного сходства родственников по свойствам темперамента. В-третьих, на результаты могли повлиять особенности отношений между близнецами. Например, МЗ близнецы в силу их генетической идентичности могут оказываться в более похожих средовых условиях, которые влияют на оценки темперамента. В то же время для ДЗ близнецов могут быть характерны контрастные эффекты (подчеркивание несходства). Однако, если учесть, что наследственные черты темперамента проявляются уже в младенчестве, вряд ли особенности близнецовой среды играют здесь значительную роль.
Таким образом, можно констатировать, что свойства темперамента, связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, по всей видимости, в значительной мере зависят от влияний генотипа.Современная психогенетика располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом. Начиная с младенческого возраста, МЗ близнецы демонстрируют гораздо более высокое сходство по чертам темперамента , чем ДЗ близнецы. Для последних характерны чрезвычайно низкие оценки внутрипарного сходства. Такие соотношения свидетельствуют в пользу гипотезы о неаддитивных эффектах действия генов на вариативность темперамента

6)Какие особенности близнецовой среды влияют на наследуемость темперамента?Наследственные черты темперамента проявляются уже в младенчестве, вряд ли особенности близнецовой среды играют здесь значительную роль.
Таким образом, можно констатировать, что свойства темперамента , связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, по всей видимости, в значительной мере зависят от влияний генотипа.

Следует также обратить внимание на увеличение наследуемости темперамента с возрастом, о чем свидетельствуют значительные различия коэффициентов корреляции МЗ и ДЗ близнецов по большинству свойств темперамента в старших возрастах.
Таким образом, для свойств темперамента, рассматриваемых в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, выявляется значительный вклад наследственной составляющей, причем уже в младенческом возрасте. Это следует учитывать воспитателям и родителям, чтобы создавать для детей условия развития, соответствующие особенностям их темперамента.

При сравнении МЗ и ДЗ близнецов по этим свойствам авторами также было отмечено высокое внутрипарное сходство МЗ близнецов и низкое - ДЗ близнецов .

Внутрипарное сходство в показателях темперамента, рассматриваемых А. Бассом и Р. Пломином

Показатели темперамента 3,5 года 4,5 года 4,5 года 7,5 лет
rМЗ n = 36 rДЗ n = 31 rМЗ n = 60 rДЗ n = 81 rМЗ n = 81 rДЗ n = 57 rМЗ n = 51 rДЗ n = 33
Активность 0,65 -0,38 0,41 -0,41 0,62 0,09 0,73 0,05
Общая эмоциональность 0,70 0,06 - - 0,64 0,03 0,60 0,27
Страх - - 0,70 0,38 - - 0,66 0,05
Гнев - - 0,57 -0,12 - - - -
Социабельность 0,48 -0,16 - - 0,62 0,13 - -

 

Внутрипарное сходство у разлученных и неразлученных близнецов по свойствам темперамента

Показатели темперамента Разлученные близнецы Близнецы, живущие вместе
МЗ ДЗ МЗ ДЗ
Эмоциональность        
Страх 0,37 0,04 0,49 0,08
Гнев 0,33 0,09 0,37 0,08
Активность 0,27 0,00 0,38 0,18
Социабельность 0,20 0,19 0,35 0,19

Поражают чрезвычайно низкие, и в ряде случаев даже отрицательные, значения коэффициентов корреляции ДЗ близнецов. Такие результаты могут быть следствием неаддитивного наследования или особенностей внутрипарных отношений близнецов. Дальнейшие исследования тех же свойств темперамента в семьях с приемными детьми и в обычных семьях дали противоречивые результаты. Противоречия значительно больше в младших возрастных группах. Начиная с подросткового возраста, связь эмоциональности, социабельности и активности с генотипом становится более устойчивой. Таким образом, можно констатировать, что свойства темперамента, связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, по всей видимости, в значительной мере зависят от влияний генотипа.