Решение

 

1. Назначается число зубьев ведущей звездочки. В соответствии с

 

рекомендацией табл. 4.1 приложения 4 при i = 1…2 Z1 = 30…27. Принимаем Z1 = 27.

2. Число зубьев ведомой звездочки Z2 = Z1× i = 27× 2 = 54 < Z2max = 100…120.

3. Определяется расчетная мощность Pр , эквивалентная по своему влиянию на долговечность цепи мощности P1, приложенной в условиях работы базовой передачи (табл. 4.2 и 4. 3 приложения 4)

где Kz - коэффициент числа зубьев; Kz = Z01 / Z1, Z01 = 25. В рассматриваемом примере Kz = 25/ 27 = 0.926;

Kn - коэффициент частоты вращения; Kn = n01 / n1, принимается ближайшей к расчетной из стандартного ряда Kn = 400 /400 = 1.0;

Kэ - коэффициент эксплуатации, определяемый по формуле

где Kд - коэффициент динамической нагрузки;

Kа - коэффициент межосевого расстояния или длины цепи;

Kн - коэффициент наклона передачи к горизонту;

Kрег - коэффициент способа регулировки натяжения цепи;

Kс - коэффициент смазки и загрязнения передачи;

Kреж - коэффициент режима нагрузки.

Все приведенные коэффициенты определяются по табл. 4.2 приложения 4, в нашем случае принимаем: Kд = 1,2 при работе с небольшими колебаниями, Kа = 1, Kн = 1, Kрег = 1 – при регулировке натяжения за счет одной из звездочек, Kс = 1,3 – при работе с небольшими скоростями в запыленном помещении, Kреж = 1.0 – при односменной работе. И коэффициент эксплуатации

Kэ = 1,2 × 1,0 × 1,0 × 1,0 × 1,3 × 1,0 = 1,56.

Расчетная мощность

Pр = 7,5 × 0,926× 1,0× 1,56 = 10,8 кВт.

4. По определенной величине Pр и принятой частоте вращения

n1 = 400 1/ мин назначается цепь по ГОСТ 13568-97 типа ПР и по табл. 4.3 определяются ее шаг и межосевое расстояние.

В рассматриваемом примере при наших исходных данных и

P p < [Pp ] = 19 кВт принимаем цепь ПР 25,4-56700. Шаг цепи

pц = 25,4 мм. Принятое значение шага меньше максимально допустимого при частоте вращения 400 1/мин, равного 44,45 мм.

5. Определяется предварительно межосевое расстояние. Из условия долговечности цепи на практике рекомендуется принимать a = (30…50) pц. Нижние значения принимаются для i = 1…2, верхние для i = 6…7. Примем в нашем случае a = 40× 25,4 = 1016 мм.

6. Определяется скорость цепи


 

7. Определяется длина цепи, выраженная в шагах или числах звеньев цепи

.

Это значение округляем до целого числа, чтобы не применять специальных соединительных звеньев. Принимаем Lp=121.

8. Уточняется межосевое расстояние

 

 

Передача работает лучше при небольшом провисании холостой ветви цепи, поэтому расчетное межосевое расстояние рекомендуют уменьшать примерно на (0,002…0,004) a . В рассматриваемом примере

Δa = 0,003. a =0,003 .1016,5 = 3 мм.

Принимаем a = 1013,5 мм.

9. Определяем диаметры звездочек

219 мм;

 

438 мм.

 

10. Определяется окружное усилие в цепи

1641 Н.

Считаем его равным натяжению ведущей ветви рассчитываемой

передачи (для практических расчетов принимаем равной нулю натяжение ведомой ветви)

11. Определяется удельное давление в шарнирах

9,13 МПа,

где B – длина ступицы;d - диаметр валика. По табл. 4.3 приложения 4 находим

В = 13.28 мм, d = 5.08 мм.

[p0] – допустимое давление в шарнирах цепи. По табл. 4.5 приложения 4 [ p0 ]= 24 МПа.

Определяем допустимое удельное давление в шарнирах для конкретной передачи

.

Поскольку давление в шарнирах цепи ниже допустимого, прочность и износостойкость цепи доказаны.

 

Задания к контрольной работе № 4

 

Схема передачи показана на рис. 3.1

 

 

Таблица 4.1

Пара-метр Задание
Р, кВт 1,5 2,2 5,5 5,5 2,2 1,5
i 1,8 2,24 2,8 3,15 1,8 2,5 3,15 2,8

 

Таблица 4.2

Пара-метр Вариант
n1,1/мин
α 0
Работа передачи двухсменная с легкими толчками

 

 


 

ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ

 

Кроме контрольных работ студенты обязаны выполнить письменные работы (рефераты) по предлагаемому перечню вопросов. Номера вопросов выбираются в соответствии с таблицей вариантов контрольных вопросов по двум последним цифрам учебного шифра, если от преподавателя не последует иных указаний.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

 

Предлагаемый перечень вопросов имеет целью активизацию и повышение эффективности самостоятельной работы студентов-заочников, развитие навыков работы с учебной литературой при изучении курса «Детали машин и основы конструирования». Ответы на предлагаемые вопросы должны представляться в виде кратких рефератов, составляемых на основе изучения соответствующих разделов учебной литературы. Но они ни в коем случае не могут являться результатом простого переписывания текста учебника. Весьма ценной представляется иллюстрация теоретических положений примерами из практической деятельности автора реферата.

Работы, представляющие собой дословную копию рефератов, выполненных другими студентами, не будут зачтены.

Оценка выполненной работы учитывается при сдаче зачетов и экзаменов.

Полнота ответа на вопрос и его содержание определяются программой курса.