ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Решение педагогических задач осуществляется в процессе педагогического общения, совместной деятельности с обучаемыми, которая включает не только коммуникативные, но прежде всего предметно-практические взаимодействия педагога-психолога как с коллективом, так и с отдельными его представителями. Система этих взаимодействий — центральный фактор в структуре любой педагогической ситуации. Именно и налаживании плодотворного психолого-педагогического к взаимодействия его субъекта и объекта завязывается основной узел эффективности процесса обучения и воспитания.
Психолого-педагогическое взаимодействие также характеризует этико-профессиональную направленность, личностно-эмоциональный фон, непосредственное содержание психолого-педагогической деятельности. Психолого-педагогическое взаимодействие основывается на понимании обучения и воспитания как субъектно-субъектного процесса: ученик — не только и не столько объект учебно-воспитательных воздействий педагога, но и сам активный субъект, снимающийся самообразованием и самовоспитанием. Содержанием рассматриваемого взаимодействия выступает обмен информацией, реализация учебно-воспитательного воздействия и организация взаимоотношений с учащимися через совокупность приемов.
Прием— это способ осуществления чего-нибудь, отдельные действие, движение.
В психолого-педагогической литературе понятие «прием» рассматривается в тесной взаимосвязи с понятиями «действие», «операция».
Эта взаимосвязь подробно описана Ю.К. Бабанским: «Деятельность осуществляется посредством совокупности определенных действий, которые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям. Способы осуществления действия называют операциями. Совокупность определенных операций можно назвать приемом»1. Следовательно, прием — это способ выполнения действия посредством определенных операций; приемом может выступать и само действие.
С категорией «прием» напрямую связана категория «умение». Под умениемпонимается успешное выполнение какого-либо действия или более сложной деятельности с применением, а нередко и выбором правильных приемов, с учетом определенных условий2.
Психолого-педагогическое взаимодействие на основе совокупности приемов носит выраженный индивидуально-личностный характер, проявляется через призму личности педагога, зависит от его личностных качеств, мышления, знаний и стиля поведения и эффективно только тогда, когда он творчески подходит к обучению и воспитанию.
В настоящее время развернутой и однозначной систематизации приемов психолого-педагогического взаимодействия нет. Вместе с тем, используя в качестве основания выделение этапов такого взаимодействия (1-й этап — подготовка к предстоящему решению задач обучения и воспитания, моделированию взаимодействия; 2-й этап — непосредственное решение задач; 3-й этап — анализ результатов решения психолого-педагогических задач и организация взаимодействия), возможно осуществить следующую классификацию приемов психолого-педагогического взаимодействия.
1. Приемы управления педагога-психолога своим поведением:
— эмоционально-волевой выразительности (речевые, мимические, пантомимические);
— психорегулирующие.
2. Приемы организации непосредственного педагогического взаимодействия с воспитанниками и их коллективами (операционно-деятельностные): обучения, воспитания, развития, педагогического общения.
3. Общепедагогические приемы используются воспитателями в психолого-педагогической деятельности, в том числе в до- и послекоммуникативный период. В них в качестве компонентов могут входить приемы как самоуправления, так и операционно-деятельностные.
Большинство приемов психолого-педагогической деятельности имеют разработанные правила их успешной реализации, которые могут быть сформулированы и как условия эффективности применения того или иного приема. Проиллюстрируем сказанное (табл. 5).
Таблица 5