ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Решение педагогических задач осуществляется в процессе педагогического общения, совместной деятельности с обучае­мыми, которая включает не только коммуникативные, но прежде всего предметно-практические взаимодействия педагога-психолога как с коллективом, так и с отдельными его представителями. Система этих взаимодействий — централь­ный фактор в структуре любой педагогической ситуации. Имен­но и налаживании плодотворного психолого-педагогического к взаимодействия его субъекта и объекта завязывается основной узел эффективности процесса обучения и воспитания.

Психолого-педагогическое взаимодействие также характеризует этико-профессиональную направленность, личностно-эмоциональный фон, непосредственное содержание психолого-педагогической деятельности. Психолого-педагогическое взаимодействие основывается на понимании обу­чения и воспитания как субъектно-субъектного процесса: ученик — не только и не столько объект учебно-воспитательных воздействий педагога, но и сам активный субъект, снимающийся самообразованием и самовоспитанием. Содержанием рассматриваемого взаимодействия выступает об­мен информацией, реализация учебно-воспитательного воздействия и организация взаимоотношений с учащимися через совокупность приемов.

Прием— это способ осуществления чего-нибудь, отдель­ные действие, движение.

В психолого-педагогической литературе понятие «прием» рассматривается в тесной взаимосвязи с понятиями «дей­ствие», «операция».

Эта взаимосвязь подробно описана Ю.К. Бабанским: «Деятельность осуществляется посредством совокупности определенных действий, которые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям. Способы осуще­ствления действия называют операциями. Совокупность определенных операций можно назвать приемом»1. Следо­вательно, прием — это способ выполнения действия по­средством определенных операций; приемом может вы­ступать и само действие.

С категорией «прием» напрямую связана категория «уме­ние». Под умениемпонимается успешное выполнение како­го-либо действия или более сложной деятельности с приме­нением, а нередко и выбором правильных приемов, с уче­том определенных условий2.

Психолого-педагогическое взаимодействие на основе со­вокупности приемов носит выраженный индивидуально-лич­ностный характер, проявляется через призму личности педа­гога, зависит от его личностных качеств, мышления, знаний и стиля поведения и эффективно только тогда, когда он творчески подходит к обучению и воспитанию.

В настоящее время развернутой и однозначной система­тизации приемов психолого-педагогического взаимодействия нет. Вместе с тем, используя в качестве основания выделе­ние этапов такого взаимодействия (1-й этап — подготовка к предстоящему решению задач обучения и воспитания, моделированию взаимодействия; 2-й этап — непосредствен­ное решение задач; 3-й этап — анализ результатов решения психолого-педагогических задач и организация взаимодей­ствия), возможно осуществить следующую классификацию приемов психолого-педагогического взаимодействия.

1. Приемы управления педагога-психолога своим поведе­нием:

— эмоционально-волевой выразительности (речевые, ми­мические, пантомимические);

— психорегулирующие.

2. Приемы организации непосредственного педагогиче­ского взаимодействия с воспитанниками и их коллектива­ми (операционно-деятельностные): обучения, воспитания, развития, педагогического общения.

3. Общепедагогические приемы используются воспитате­лями в психолого-педагогической деятельности, в том чис­ле в до- и послекоммуникативный период. В них в качестве компонентов могут входить приемы как самоуправления, так и операционно-деятельностные.

Большинство приемов психолого-педагогической деятель­ности имеют разработанные правила их успешной реализа­ции, которые могут быть сформулированы и как условия эффективности применения того или иного приема. Проил­люстрируем сказанное (табл. 5).

Таблица 5