Отрасль туризма: условия функционирования

Экономика турфирмы

Туристская деятельность - это сфера экономической дея­тельности, направленная непосредственно на предоставление услуг людям, которые желают путешествовать. Туристы выступа­ют как потребители разнообразных товаров и услуг.

Связи между производством и потреблением, производителя­ми и звеньями общественного производства, обеспечивающими реализацию валового национального продукта, формируют ры­нок, который определяет поведение каждого человека, организа­ции, государства.

В экономической литературе существуют раз­личные подходы к определению природы рынка. В узком смысле рынок - это место, где встречаются спрос и предложение товаров и услуг и формируются их цены; или - совокупность сделок, осуществляемых в определенной сфере экономики и на конкрет­ной территории.

В широком смысле рынок - сложнейший эконо­мический организм, обеспечивающий обращение потребительских товаров, услуг, средств производства, денег, капиталов, жилья, технологий и др.

Итак, туристский рынок (рынок туристских услуг) - это об­щественно-экономическое явление, объединяющее спрос и пред­ложение для обеспечения процесса купли-продажи специфиче­ских туристских товаров и услуг в данное время и в данном месте. Принято считать, что рынок эффективно функционирует в том случае, если соблюдаются три основных условия:

- свободная конкуренция производителей;

- наличие одинаковых правил в области качества и безопасно­сти выпускаемой продукции и оказываемых услуг;

- возможность свободного выбора потребителей.

Рынок можно представить как механизм, который позволяет сбалансировать спрос, предложение и цену, и как способ поведе­ния хозяйствующих субъектов. Экономика развитых стран приво­дится в движение рынком. Он выступает в качестве важнейшего фактора экономической среды. На рынке формируется система отношений, в которой координация действий осуществляется в процессе взаимодействия потребителей и производителей при минимальном вмешательстве государства.

Рыночная экономическая система функционирует на принци­пах саморегуляции. Здесь все решения принимаются самостоятельно отдельными лицами, домашними хозяйствами, предприятиями, компаниями, государственными учреждениями, странами. Поведение продавцов и покупателей координируется через механизм цен, который поддерживает равновесие между производством и потреблением, спросом и предложением. Поток товаров и услуг между хозяйствующими субъектами уравновешивается потоком денежных платежей.

Структура рынка. Общие принципы поведения предприятия на рынке определяются структурой рынка.

Под структурой рынка понимают его внутреннее строение, наличие устойчивой связи между его элементами, каждый из которых имеет свою специфи­ку.

Существует множество критериев для ее характеристики, но наиболее распространенным является состояние конкурентной сре­ды: численность продавцов и покупателей, степень дифференци­ации конкурирующих и схожести продаваемых товаров, уровень барьеров для проникновения новых конкурентов, способность про­давцов и покупателей воздействовать на цены, величина издер­жек и структура затрат. Когда речь идет о структуре рынка, то имеется в виду не столько количество компаний и фирм, дей­ствующих на рынке, сколько острота конкуренции между ними.

Конкуренция - необходимое условие существования рынка. Обычно под конкуренцией понимают борьбу двух или более со­перников на конкретных рынках. Содержание конкуренции рас­крывается в ее функциях.

Во-первых, при наличии конкуренции фирмы создают только те товары и услуги, которые они в состоянии реализовать. Конку­ренция воздействует на производство таким образом, чтобы оно максимально отвечало требованиям потребителей, иначе товар будет продан по низкой цене или останется нереализованным.

Во-вторых, конкуренция заставляет производителя рационально использовать ресурсы и постоянно повышать производительность труда, выбирая наиболее эффективную комбинацию факторов производства.

В-третьих, рыночная конкуренция заставляет производителя постоянно предлагать потребителю совершенно новую продукцию или улучшать уже существующую, чтобы получить более высокую прибыль.

Острота конкуренции непосредственно зависит от характера отношений между участниками рынка, находящимися на сторо­не предложения, и от их экономической мощи, однако на пове­дение фирмы оказывают влияние и другие немаловажные фак­торы, например темпы развития отрасли, степень дифференциа­ции производимой продукции, скорость наращивания мощно­стей, сложность перелива капитала из одной отрасли в другую.

На туристском рынке степень остроты конкуренции усиливается тем, что спрос на этот вид услуги носит сезонный характер. При разработке стратегии поведения фирмы на рынке следует учиты­вать прежде всего такой важный компонент конкурентной среды, как количество продавцов и покупателей. Существуют рынки, где действует много фирм с небольшим объемом бизнеса, каждая из этих фирм ничем не выделяется среди множества дру­гих, но они все внимательно следят друг за другом. Есть рынки, где действует малое количество продавцов, но они являются достаточно крупными, чтобы повлиять на рынок в целом.

Другой важный компонент конкурентной среды, влияющий на стратегию фирмы, - степень схожести продаваемых товаров. При определении стратегии конкурентного поведения компании в зависимости от данного фактора обычно опираются на три ос­новных критерия:

1) идентичные товары и услуги производятся в рамках одной отрасли (например, товары ресторанов быстрого обслуживания). Если продукция иден­тична, то покупатели не выказывают предпочтения определенной фирменной марке. Когда товары разных фирм одной отрасли имеют тенденцию заменять друг друга, то между компаниями, производящими идентичную продукцию, возникает внутриотраслевая конкуренция;

2) в рамках одной отрасли производятся не идентичные, а схо­жие товары. Эта схожесть может быть и очень близкой, и отдален­ной (например, продукция ресторанов быстрого обслуживания и других предприятий, специализирующихся на приготовлении
пищи);

3) борьба за потенциальных клиентов идет между фирмами из разных отраслей (например, для ресторанов конкурентами явля­ются продовольственные магазины). Эта форма конкуренции получила название межотраслевой. Обычно она осуществляется с по­мощью товаров-заменителей.

Если анализировать рынок, опираясь на такие показатели, как количество продавцов и покупателей, а также доля продукции каждой фирмы на рынке, то получим четыре основных его вида:

1) совершенная конкуренция;

2) чистая монополия;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия.