Отрасль туризма: условия функционирования
Экономика турфирмы
Туристская деятельность - это сфера экономической деятельности, направленная непосредственно на предоставление услуг людям, которые желают путешествовать. Туристы выступают как потребители разнообразных товаров и услуг.
Связи между производством и потреблением, производителями и звеньями общественного производства, обеспечивающими реализацию валового национального продукта, формируют рынок, который определяет поведение каждого человека, организации, государства.
В экономической литературе существуют различные подходы к определению природы рынка. В узком смысле рынок - это место, где встречаются спрос и предложение товаров и услуг и формируются их цены; или - совокупность сделок, осуществляемых в определенной сфере экономики и на конкретной территории.
В широком смысле рынок - сложнейший экономический организм, обеспечивающий обращение потребительских товаров, услуг, средств производства, денег, капиталов, жилья, технологий и др.
Итак, туристский рынок (рынок туристских услуг) - это общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи специфических туристских товаров и услуг в данное время и в данном месте. Принято считать, что рынок эффективно функционирует в том случае, если соблюдаются три основных условия:
- свободная конкуренция производителей;
- наличие одинаковых правил в области качества и безопасности выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
- возможность свободного выбора потребителей.
Рынок можно представить как механизм, который позволяет сбалансировать спрос, предложение и цену, и как способ поведения хозяйствующих субъектов. Экономика развитых стран приводится в движение рынком. Он выступает в качестве важнейшего фактора экономической среды. На рынке формируется система отношений, в которой координация действий осуществляется в процессе взаимодействия потребителей и производителей при минимальном вмешательстве государства.
Рыночная экономическая система функционирует на принципах саморегуляции. Здесь все решения принимаются самостоятельно отдельными лицами, домашними хозяйствами, предприятиями, компаниями, государственными учреждениями, странами. Поведение продавцов и покупателей координируется через механизм цен, который поддерживает равновесие между производством и потреблением, спросом и предложением. Поток товаров и услуг между хозяйствующими субъектами уравновешивается потоком денежных платежей.
Структура рынка. Общие принципы поведения предприятия на рынке определяются структурой рынка.
Под структурой рынка понимают его внутреннее строение, наличие устойчивой связи между его элементами, каждый из которых имеет свою специфику.
Существует множество критериев для ее характеристики, но наиболее распространенным является состояние конкурентной среды: численность продавцов и покупателей, степень дифференциации конкурирующих и схожести продаваемых товаров, уровень барьеров для проникновения новых конкурентов, способность продавцов и покупателей воздействовать на цены, величина издержек и структура затрат. Когда речь идет о структуре рынка, то имеется в виду не столько количество компаний и фирм, действующих на рынке, сколько острота конкуренции между ними.
Конкуренция - необходимое условие существования рынка. Обычно под конкуренцией понимают борьбу двух или более соперников на конкретных рынках. Содержание конкуренции раскрывается в ее функциях.
Во-первых, при наличии конкуренции фирмы создают только те товары и услуги, которые они в состоянии реализовать. Конкуренция воздействует на производство таким образом, чтобы оно максимально отвечало требованиям потребителей, иначе товар будет продан по низкой цене или останется нереализованным.
Во-вторых, конкуренция заставляет производителя рационально использовать ресурсы и постоянно повышать производительность труда, выбирая наиболее эффективную комбинацию факторов производства.
В-третьих, рыночная конкуренция заставляет производителя постоянно предлагать потребителю совершенно новую продукцию или улучшать уже существующую, чтобы получить более высокую прибыль.
Острота конкуренции непосредственно зависит от характера отношений между участниками рынка, находящимися на стороне предложения, и от их экономической мощи, однако на поведение фирмы оказывают влияние и другие немаловажные факторы, например темпы развития отрасли, степень дифференциации производимой продукции, скорость наращивания мощностей, сложность перелива капитала из одной отрасли в другую.
На туристском рынке степень остроты конкуренции усиливается тем, что спрос на этот вид услуги носит сезонный характер. При разработке стратегии поведения фирмы на рынке следует учитывать прежде всего такой важный компонент конкурентной среды, как количество продавцов и покупателей. Существуют рынки, где действует много фирм с небольшим объемом бизнеса, каждая из этих фирм ничем не выделяется среди множества других, но они все внимательно следят друг за другом. Есть рынки, где действует малое количество продавцов, но они являются достаточно крупными, чтобы повлиять на рынок в целом.
Другой важный компонент конкурентной среды, влияющий на стратегию фирмы, - степень схожести продаваемых товаров. При определении стратегии конкурентного поведения компании в зависимости от данного фактора обычно опираются на три основных критерия:
1) идентичные товары и услуги производятся в рамках одной отрасли (например, товары ресторанов быстрого обслуживания). Если продукция идентична, то покупатели не выказывают предпочтения определенной фирменной марке. Когда товары разных фирм одной отрасли имеют тенденцию заменять друг друга, то между компаниями, производящими идентичную продукцию, возникает внутриотраслевая конкуренция;
2) в рамках одной отрасли производятся не идентичные, а схожие товары. Эта схожесть может быть и очень близкой, и отдаленной (например, продукция ресторанов быстрого обслуживания и других предприятий, специализирующихся на приготовлении
пищи);
3) борьба за потенциальных клиентов идет между фирмами из разных отраслей (например, для ресторанов конкурентами являются продовольственные магазины). Эта форма конкуренции получила название межотраслевой. Обычно она осуществляется с помощью товаров-заменителей.
Если анализировать рынок, опираясь на такие показатели, как количество продавцов и покупателей, а также доля продукции каждой фирмы на рынке, то получим четыре основных его вида:
1) совершенная конкуренция;
2) чистая монополия;
3) монополистическая конкуренция;
4) олигополия.