Каков основной вопрос философии?

Основной вопрос философии — лежащий (этимологически) в основании ответов на главные вопросы, то есть, задающий угол зрения во взгляде на мироздание. Основным — является вопрос о соотношении материи и сознания. Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую (что первично: материя или сознание?) и гносеологическую(познаваем ли мир, иными словами, может ли сознание познать себя и материю?).

Первая сторона. Те мыслители, которые считают, что материя первична, называются материалисты (Демокрит, М.В. Ломоносов, Л. Фейербах). В отличие от классического материализма, не отрицающего наличие духовного, сознания, существует ещё вульгарный материализм (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт), считающий, что мир — только материален («Как печень выделяет желчь, так мозг выделяет мысль» (К. Фогт).

Те, кто считает, что первично сознание — идеалисты. Различаются объективные и субъективныеидеалисты. Первые (Платон, Г. Гегель, В. Соловьёв) считают, что до человека, вне и независимо от него существует вечное духовное первоначало мира (Мировой Дух, Мировой Разум, Бог), творящее человека и весь материальный мир.Вторые (Д. Юм, Дж. Беркли, Й. Фихте) — полагают, что мир — лишь проекция человеческих представлений о нём («Мир — комплекс моих ощущений» (Дж. Беркли).

Материалисты и идеалисты, признающие первоосновой мира то или иное единое начало, называются монистами. Мыслители, считающие, что у мира — два первоначала (одновременно, и материя, и дух) — дуалисты (Аристотель, Р. Декарт, И. Кант). Мыслители, считающие, что у мира множество первоначал — плюралисты (Эмпедокл).

Вторая сторона.Мыслители, считающие, что мир непознаваем, называются агностики (софисты (Протагор), скептики, субъективные идеалисты, И. Кант (познаваемо лишь явление, но не сущность). Их доводы: мир бесконечен, непрерывно меняется, воспринимается лишь субъективно. Занимающие противоположную им позицию исследователи, считают что мир познаваем, доказательством чему — наука и применение её открытий на практике, и вообще, способность человека (и не только) выживать в мире, то есть верно ориентироваться в нём, распознавая, например, опасности, и избегая их.