И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ДИДАКТИКЕ

1. Понятие о дидактике и ее исследование в педа­
гогике.

2. Сущность образования как отражение единства
развивающей и воспитательно-формирующей функ­
ций обучения.

3. Основные проблемы, которые разрабатывает
дидактика.

4. Выделение из дидактики частных методик и ее
влияние на их развитие.


1. Понятие о дидактике и ее исследование в педаго­
гике. В главе о сущности и общих закономерностях вос­
питания показано, что важнейшим его аспектом явля­
ется овладение личностью той стороной общественного
опыта, которая включает в себя знания, практические
умения и навыки, а также способы творческой деятель­
ности.
Указанная задача решается в процессе обучения.
В этой связи перед педагогикой встают вопросы: каким
должен быть этот процесс, как его нужно осуществлять
и использовать для развития и формирования личности?
Теоретическая разработка этих вопросов обусловила
развитие особой научной дисциплины — дидактики.

Термин дидактика происходит от греческих слов didacticos - поучающий и didasko - изучающий. Счита­ется, что этот термин ввел немецкий педагог В.Ратке (1571—1635). Под дидактикой он понимал научную дис­циплину, которая занимается исследованием теорети­ческих и методических основ обучения. Фундаменталь­ную научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А.Коменский. В 1632 году он написал на чешском языке "Великую дидактику", в 1633—1638 гг. перевел ее на латинский язык, а в 1657 году она была издана в Амстердаме. Под дидактикой Коменский понимал "все­общее искусство учить всех всему". Эта капитальная работа вошла в историю как выдающееся достижение мировой педагогики и сохраняет определенное научное значение до настоящего времени. Большой вклад в разра­ботку дидактики внесли такие известные педагоги, как Г.Песталоцци, И.Гербарт, К.Д.Ушинский, В.П.Острогорский, П.Ф.Каптерев. Немало сделано в этом направлении дидак-тами Н.П.Груздевым, М.А.Даниловым, Б.П.Есиповым, Л.В.Занковым, М.Н.Скаткиным, Н.А.Менчинской, Ю.К.Бабанским и др.

2. Сущность образования как отражение единства
развивающей и воспитательно-формирующей функций
обучения. Для понимания роли обучения как средства
развития и формирования личности и разработки его те­
оретических основ большое значение имеет то, что этот
процесс не сводится только к овладению обучающимися
знаниями, выработке практических умений и навыков,
а также способов творческой деятельности. Обучение ока­
зывает более широкое развивающее и формирующее вли­
яние на личность.


Дело в том, что знания как предмет усвоения имеют три взаимосвязанные стороны: теоретическую (научные обобщения и понятия в совокупности с фактическим ма­териалом), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззрен-ческо-нравственную (заключенные в знаниях мировоззрен­ческие и нравственно-эстетические идеи).

Естественно, что при правильно поставленном обуче­нии учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами изучаемого материала, то есть усваивают теорию (поня­тия, правила, законы, выводы), вырабатывают умения и навыки применения их на практике, а также способы творческой деятельности и вместе с тем глубоко осмыс­ливают мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи. В результате одновременно и в неразрывном един­стве происходит обогащение личности научными знани­ями, развитие ее интеллектуальных и творческих спо­собностей, а также формирование ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, что делает этот про­цесс весьма важным средством воспитания.

Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновенрте в педагогике особого понятия, обозначающего этот про­цесс. Таким понятием явилось образование. Упомянутое впервые в XVIII веке в педагогических статьях известно­го русского просветителя-демократа Н.И.Новикова, по­нятие образование продолжительное время не имело спе­циального терминологического содержания и вплоть до середины XIX века употреблялось как синоним воспита­ния. Потом оно стало приобретать специфическое терми­нологическое значение и связываться с обучением, обозначая его формирующее влияние на личность. Та­ким образом, понятие образование обозначает и обуче­ние, и органически связанное с ним и вытекающее из него воспитание личности. Именно так понимал его Н.Г.Чернышевский:

Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы чело­век был образованным в полном смысле слова.

Все это позволяет сделать вывод: под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и на­выков и связанный с ними тот или иной уровень разви-


тия ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической куль­туры, которые в своей совокупности определяют ее со­циальный облик и индивидуальное своеобразие.

В данном случае это понятие обозначает те результаты, которых добивается личность в своем развитии в процес­се учебно-воспитательной работы. Именно этот смысл вкладывают в него, когда говорят: он имеет неполное среднее, среднее или высшее образование.

Но это понятие может иметь и иной смысл и обозна­чать образовательный процесс, процесс получения обра­зования. Например, когда говорят об образовании в школе или вузе, о его осуществлении, то как раз и имеют в виду то, как происходит этот процесс, как его совершенство­вать. В этом случае понятия "образование" и "обучение" совпадают и выступают как синонимы. Главное, однако, заключается в том, что в любом случае образование как понятие включает в себя, с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, то есть обучение, а с другой — воспитательно-формирующее влияние этого про­цесса на личность, олицетворяя их единство и органи­ческую взаимосвязь. И когда дидактику иной раз опре­деляют как теорию обучения и образования, то тем са­мым хотят подчеркнуть, что она исследует как теорети­ческие основы процесса обучения, так и его воспитатель­но-формирующее влияние на умственное, мировоззрен­ческое и нравственно-эстетическое развитие личности.

Подобная трактовка дидактики имеет не формальное значение. Из нее вытекает, что при разработке теорети­ческих основ обучения она не может ограничиваться толь­ко раскрытием процессуальной стороны вооружения обу­чающихся знаниями, практическими умениями и навы­ками; она должна глубоко исследовать те дидактические условия, которые способствуют реализации развивающе-формирующего потенциала обучения, то есть образова­нию учащихся.

3. Основные проблемы, которые разрабатывает дидактика. Как теория обучения и образования дидак­тика исследует следующие проблемы:

во-первых, определяет педагогические основы содер­жания образования;

во-вторых, исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающе-воспитательного влияния на учащихся;


в-третьих, изучает закономерности учебно-познава­тельной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;

в-четвертых, разрабатывает систему общепедагогичес­ких методов обучения и условия их наиболее эффектив­ного применения;

в-пятых, определяет и совершенствует организацион­ные формы учебной работы в образовательно-воспита­тельных учреждениях.

4. Выделение из дидактики частныхметодик и ее влияние на их развитие.Долгое время дидактика была единственной педагогической дисциплиной, исследовав­шей теорию и методику обучения. Но впоследствии выявилось, что она не в состоянии раскрывать специфи­ку учебной работы по каждому предмету, так как эта специфика является весьма существенной. Так, обуче­ние математике, физике и химии имеет много различий по сравнению с учебной работой по таким предметам, как история и литература. Еще более специфичным явля­ется обучение пению или проведение учебных занятий по физической культуре и труду. Это привело к тому, что из дидактики стали выделяться и формироваться особые педагогические дисциплины, которые стали на­зываться частными методиками, или частными дидак­тиками. В результате этого разграничились и области их исследования. За дидактикой осталась разработка об­щетеоретических основ процесса обучения. Частные же методики, используя теоретические идеи дидактики, ис­следуют организацию обучения по отдельным учебным предметам. Естественно, что дидактика и частные мето­дики развиваются в тесной связи между собой и обога­щают друг друга.

В связи с острой необходимостью совершенствования работы школы и других учебно-воспитательных учреж­дений роль дидактики как общей теории обучения и об­разования существенно возрастает. Она призвана более эффективно помогать учителям и руководителям школ в улучшении процесса обучения, в повышении качества успеваемости и воспитания учащихся. В ее задачу входят также развитие инновационных форм и методов учеб­ной работы, обогащение и распространение передового опыта обучения, стимулирование научно-педагогичес­кой пытливости и творчества работников школы.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Раскройте роль и специфику обучения во всестороннем развитии
личности.

2. Что следует понимать под образованием? В каких двух значе­
ниях употребляется это понятие?

3. Как обосновывается положение о том, что понятие образование
выражает единство и взаимосвязь обучения и воспитания. Какое зна­
чение имеет это положение для теории и школьной практики?

4. Дайте определение дидактики как особой педагогической дис­
циплины и назовите проблемы, которые она исследует.

5. Раскройте специфику и взаимосвязь дидактики и частных мето­
дик.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Всесвятский Б.В. Проблемы дидактики биологии: Пособие для учи­телей. М., 1969.

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. М., 1982.

Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических иссле­дований. М., 1982.

Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В.Долженко. М., 1986.

Марев М. Методологические основы дидактики / Пер. с болг. М., 1987.

Метельский Н.В. Дидактика математики: Лекции по общим воп­росам. Мн., 1975.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984.