Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Самостоятельные работы к разделу «Теория воспитания» для студентов III курса всех специальностей к программе №Педагогика: теории, системы , технологии»

(составитель: Еремеева Л.И.)

Самостоятельная работа № 1.

№ 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.*

Форма отчета: соответствующая картотека.

№ 2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.*

• Социальная сущность и системный характер воспитания.

• Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса.

• Критерии воспитанности личности.

• Закономерности и принципы воспитания.

(Ваш вариант — по согласованию с преподавателем)

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т. д.).

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

№ 3. В чем заключается различие соотношения воспитания и развития в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах? Попробуйте составить соответствующую таблицу и дать пояснения к ней. * *

Форма отчета: таблица с пояснениями.

№ 4. Проследите, как понятия «образование», «обучение», «развитие личности» входят в понятие «воспитание». Как аргументировать это при помощи схемы?**

Форма отчета: схема с пояснениями.

№ 5. Выберите одну из тем любого школьного предмета (по вашему выбору). Разработайте воспитательные задачи этого урока, которые можно реализовать при изучении данной темы.***

Форма отчета: фрагмент конспекта урока.

N° 6. Проведите самостоятельное исследование и выявите отношение учителей, учеников, родителей к различным направлениям содержания воспитания — умственному, нравственному, трудовому, физическому и т. д. Какие из них наиболее эффективны в современной школе?***

Форма отчета: текст с результатами исследования (с приложением таблиц, диаграмм и т. д.).

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Прежде всего выберите Задание, которое вам по силам и является для вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы.

Если вы выбрали задания № 1 и 2, то заготовьте карточки из плотной бумаги. Занесите на карточки название выбранных вами книг, статей из журналов «Педагогика», «Воспитание школьника», «Семья и школа» и других газетных публикаций с указанием фамилии автора, издательства, года издания, количества страниц и т. д. Составьте аннотации на книги или сделайте выписки из них по выбранной теме с указанием страницы книги, при этом старайтесь соблюдать следующие правила.

1. Вчитайтесь в название книги или статьи, осмыслите его.

2. Внимательно читайте текст и по ходу чтения кратко записывайте
основные мысли.

3. Отделяйте одну мысль от другой.

4. Закончив работу, выпишите все данные источника.

Чтобы выполнить задание № 3, проведите подробный анализ указанных понятий, выделите общее и частное, соедините их по необходимым основаниям и составьте схему, отражающую эти внутренние связи. Напишите пояснения к этой схеме.

Задание № 4 предполагает проявление аналитических и синтетических способностей вашего интеллекта. Проанализируйте значение понятий «образование», «обучение», «развитие личности» и «воспитание». Есть ли что-то, что объединяет их? Что именно? В чем эти понятия совпадают? Если да, то в каком мере и почему? Если нет — в какой мере и почему? Как это оформить в виде схемы? Если паи это удалось, не забудьте внести пояснения к этой схеме.

Выполняя задание № 5, выберите одну из тем: школьной программы по химии (биологии, математике и т. д.), проанализируйте содержание соответствующего раздела учебника, продумайте воспитательные цели такого урока. Оформите все это в виде фрагмента конспекта урока по какой-либо теме.

Задание № 6 — творческое. Для его выполнении вам следует продумать и разработать анкету для родителей. Постарайтесь сделать вопросы этой анкеты яркими, образными, интересными. Например, желая выявить отношение родителей к значению нравственного воспитания в современной школе, предложите им на выбор несколько форм участия родителей в воспитательной работе учителей и т. д. Получив данные, прокомментируйте их, составьте диаграммы и др.

Литература

 

Конвенция о правах ребенка // Сов. педагогика. — 1991. — № 10.

Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — М., 1985.

Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1Я86.

Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4.

ВулъфовБ. 3., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. — М.: УРАО, 1997.

Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. — М., 1991.

Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. — М.: Прометей, 1992.

Новикова Л. И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. - 2000. -№ 6.

Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1998.