Закономерности и принципы воспитания
Цель практического занятия:углубить и расширить представления студентов о сущности процесса воспитания, его общих закономерностях; рассмотреть факторы эффективности процесса воспитания; сформулировать и проанализировать основные принципы воспитания.
Основные понятия:
· воспитание,
· содержание воспитания,
· закономерности воспитания,
· эффективность воспитания,
· принципы воспитания
Вопросы для обсуждения
1. Сущность процесса воспитания.
2. Содержание воспитательного процесса.
3. Общие закономерности процесса воспитания.
4. Принципы воспитания:
a) специфика принципов воспитания;
б) общественная направленность воспитания;
в) позитивная направленность воспитательного процесса;
г) гуманизация воспитания,
д) личностный подход,
е) единство воспитательных воздействий.
Литература
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт, 2003. – С. 146-191.
2. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн.. Кн.2. – М.: Владос, 2003. – С.5-58.
3. Бех І.Д. Особистісно-зорієнтоване виховання. – К.: ІЗМН, 1998. – 204 с.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое воспитание?
2. Какие особенности процесса воспитания Вам известны?
3. В чем состоит содержание воспитательного процесса?
4. Что выражают общие закономерности процесса воспитания?
5. От чего зависит эффективность воспитательного процесса?
6. Как влияют воспитательные отношения на эффективность воспитательного процесса?
7. Зависит ли эффективность воспитательного процесса от его организации? В чем это проявляется?
8. Какие факторы воспитания называют объективными, а какие – субъективными? Как эти факторы влияют на эффективность воспитания?
9. Существует ли зависимость между интенсивностью воспитания и его эффективностью?
10. Существует ли зависимость между активностью участников воспитательного процесса и его эффективностью? В чем она проявляется?
11. Как влияет на эффективность воспитания качество воспитательного процесса?
12. Почему интенсивность воздействия на «внутреннюю сферу» личности определяет эффективность воспитательного процесса?
13. Что такое принципы воспитания?
14. Какие требования предъявляются к принципам воспитания?
15. Какие принципы воспитания выделяются в современной педагогике?
16. Почему общественная направленность считается принципом воспитания?
17. Почему в процессе воспитания нужно опираться на позитивные качества воспитанников?
18. Что предусматривает принцип гуманизации воспитания?