Классификация видов туризма
Туризм –все специально организованные маршруты по перемещению граждан, осуществляемые за их счет (или за счет пославших их организаций), кроме перемещений, связанных с выполнением профессиональных или иных обязанностей.
Турист -потребитель тура, туристского продукта или туристских услуг – временный посетитель местности, населенного пункта или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии, находящийся в данной местности не менее 24 часов, но не более 6 месяцев, путешествующий с различными целями, кроме занятия деятельностью оплачиваемой из местного источника.
Экскурсант –временный (однодневный) посетитель местности, независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии, находящийся на данной территории целях туризма не белее 24 часов.
Классификация в туризме обозначает выявление его отдельных форм и видов в зависимости от основного показателя — критерия.
Как всякая другая классификация, классификация видов туризма помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции.
Туризм — сложное и многоплановое понятие. Очень сложно выделить формы и виды туризма в их чистом виде, поэтому нет в мире единой классификации. Те, что существуют, имеют некоторые расхождения, но в целом между собой согласуются.
Туризм можно классифицировать по различным критериям:
• По цели поездки.
Этот критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист может ставить перед собой несколько целей, но только одна из них будет доминирующей.
В зависимости от цели отличают следующие виды туризма:
Познавательный или культурно-развлекательный.
Включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с целью отдыха;
Развлекательные туры.
Эти туры очень популярны и разнообразны. Их продолжительность невелика (2-4 дня). В Европе очень распространены рождественские туры. Программа таких туров состоит в основном из развлечений (посещение праздничных мероприятий, ресторанов, концертов и т.д.).
Деловой.
В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристического обмена. Деловые поездки крайне важны с экономической точки зрения, так как они не зависят от сезонных факторов. Они, наоборот, несколько сокращаются в разгар туристического сезона. К деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц для участия в переговорах, совещаниях, праздниках, церемониях вступления в должность глав государства и правительств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники посольств и консульств, сотрудники торговых представительств и других организаций, которые работают за границей.
К разновидности делового туризма относятся поездки для участия или посещения национальных и международных выставок и ярмарок, поездки в составе специализированных групп по профессиям. За последние годы спрос на такие поездки постоянно растет. По своему характеру они приближаются к познавательным поездкам, но специальная программа посещения различных объектов и предприятий, а также однородный профессиональный состав группы предопределяет целесообразность выделения таких поездок в отдельную разновидность такого туризма.
Этнический
Цель этого туризма — посещение родственников, места своего рождения или родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей — Польша, Венгрия, Югославия.
Специалисты отмечают определенные изменения в этом виде туризма. Несколько лет назад основное место занимали поездки с целью посещения родственников или мест рождения. Со временем прямых родственников сменяют следующие поколения, родственные связи утрачиваются и в большей степени мотивом поездок становится знакомство с родиной предков. Данные обстоятельства меняют характер спроса этих туристов в поездках, в частности повышается спрос на размещение в гостиницах, а не у родственников, меняются требования к программе пребывания;
Религиозный
В настоящее время религиозный туризм пользуется большой популярностью. Религиозный туризм (паломничество) является одним из самых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к святым местам с целью посещения храмов и монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов. Зарождение паломничества связанно с формированием в мире основных религиозных течений. Паломничество, как и туризм вообще, бывает внутренним (в пределах отдельной страны) и международным. Воздействие религиозного туризма на экономику некоторых стан и районов мира, в первую очередь на сами религиозные центры, весьма велико. Это связано с тем, что паломники оставляют в стране пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей. Центрами религиозного туризма являются: Мекка, Медина, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности. В туризме с религиозными целями можно выделить несколько видов путешествий:
1) паломничество (посещение святых мест для поклонения реликвиям);
2) познавательные экуменические поездки (знакомство с религиозными памятниками, историей религии, культурой религии);
3) научные поездки (поездки богословов, историков, ученых занимающихся вопросами религии).
Серьезной проблемой в данном виде туризма является вопрос о подготовке кадров. Важно, чтобы гиды и экскурсоводы могли не только показать исторические и архитектурные достопримечательности, но и были знакомы с духовными и религиозными ценностями.
Спортивный
Спортивный туризм — это поездки для участия в различных спортивных состязаниях. Спортивный туризм подразделяется на две разновидности: активный — поездка и пребывание в посещаемом месте для непосредственного участия в спортивных соревнованиях и пассивный — когда поездка и пребывание осуществляются для участия в спортивных соревнованиях в качестве зрителя;
Рекреационный
Рекреационный туризм, или отпускной, — это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым. Поездки иностранных туристов в Испанию, Турцию, Италию, Францию преследуют прежде всего именно эту цель. Здесь характерны большая продолжительность путешествия, меньшее количество городов, которые входят в маршрут, и соответственно большая продолжительность пребывания в одном месте, которым, как правило, является курорт на морском побережье.
Экскурсионный туризм
Этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции информации, расширения кругозора и интеллекта. Для экскурсионного туризма так же, как и для рекреационного, характерными являются поездки и на групповой, и на индивидуальной основе.
Познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха. Во время отдыха туристы могут совершать экскурсии, в том числе в другие города и даже в другие страны.
В ряде государств характерной чертой познавательных экскурсий является тенденция совершать их на большие расстояния с посещением за одну поездку сразу нескольких стран.
Учебный
Под учебным туризмом понимают поездки с целью получения или улучшения своих знаний. Наиболее распространенные — изучение иностранного языка и непосредственное общение с носителями языка;
Экзотический
Экзотический туризм связан с желанием увидеть, познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жизни. Это климатические условия, необычные флора и фауна, кухня разных народов, архитектура, национальные обычаи и др.;
Приключенческий туризм.
Эта довольно своеобразная форма отдыха обеспечивает не только пребывание туристов в привлекательном для них месте, но и их занятие необычным видом деятельности («охота на медведей в Сибири», «ловля лосося на Камчатке», «поиски пиратских кладов в Карибском море» и т.д.).
Приключенческий туризм подразделяется на несколько видов:
1) походные экспедиции;
2) сафари-туры (охота, рыбалка, ловля бабочек и т.д.);
3) морские путешествия (яхтинг).
География и тематика приключенческих туров довольно обширна и разнообразна. Обычно это групповые туры. Специфической чертой такого туризма является получение различных лицензий, которые разрешают охоту, рыбалку, вывоз трофеев. Приключенческий туризм связан с определенным риском, поэтому для обеспечения безопасности таких туров необходимы высококвалифицированные инструкторы, проводники и т.д. Данный вид туризма имеет довольно высокую стоимость, и его можно отнести к разряду элитарного отдыха.
Экологический
Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не нанося ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т. к. ничто не угрожает их здоровью.
Для жителей Европы и Америки путешествия по охраняемым природным территориям, т. е. экологический туризм давно стали одним из самых распространенных видов отдыха. В различных регионах они составляют от 20 до 60% от общих объемов международного туризма. Экологический туризм в туристической индустрии за рубежом является главным источником валютных доходов. Российская система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) по-своему уникальна, не имеет аналогов в мире, несмотря на множество трудностей, доказала свою жизнеспособность. Первый российский заповедник — Баргузинский — был создан в 1916 году. Последний, сотый заповедник — в январе 2001 года на границе Чечни и Ингушетии.
Кроме заповедников в России — 35 национальных парков и 68 федеральных заказников. Российская система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) признана во всем мире:
— 22 российских заповедника имеют международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО;
— 25 заповедников, национальных парков и других ООПТ находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия;
— 30 заповедников, национальных парков и заказников — под юрисдикцией Международной конвенции о водно-болотных угодьях;
— 4 заповедника имеют дипломы Совета Европы;
— 3 заповедника входят в состав международных трансграничных особо охраняемых природных территорий.
Лечение
В основе этого вида туризма лежит потребность в лечении различных заболеваний. Поездки с целью лечения (бальнеологический туризм) отличаются от всех других видов туризма, так как прежде всего они носят сугубо личный, индивидуальный характер. Однако нередки случаи, когда туристы объединяются для совместных поездок, что имеет своей целью получение групповых скидок за проезд. Обычная продолжительность тура на лечение составляет 24-28 дней, что значительно больше, чем по другим видам туризма.
Как правило, организацией маршрутов с целью лечения занимаются только те фирмы, которые на этом виде туризма специализируются. Обычно они связаны с различными медицинскими учреждениями и организациями. Поездку на лечение рекомендует врач, а уже затем ее оформляет туристская фирма. Большое значение для формирования спроса на путешествия с целью лечения имеет информированность представителей медицинских учреждений данной страны о курортах и возможностях лечения в других странах.
Лечебный туризм имеет несколько разновидностей, характеризующихся природными средствами воздействия на человеческий организм, например: климатолечение, бальнеолечение (термальные и лечебные воды), морелечение, грязелечение и т.д. Зачастую при лечении могут использоваться несколько видов воздействия, в таких случаях вид туризма определяет основное средство воздействия на организм отдыхающего.
Научный
Этот вид путешествий является сравнительно новым в международном туризме. Развитие внешнеэкономических связей, НТР и материально-технический прогресс, стремление использовать передовой опыт других стран и народов в создании духовных и материальных ценностей способствуют расширению международных контактов среди представителей научных кругов разных держав. Данный вид туризма, включает поездки с целью участия в различных совещаниях, конгрессах, симпозиумах, семинарах занимает все более прочное место в современном международном туризме.
Обычно в каждой такой международной встрече участвуют от 200 до 10 тыс. человек. Нередко участников конгресса сопровождают члены их семей, для которых организаторы форумов предлагают чисто туристскую программу. Как правило, и сами участники во время проведения научного мероприятия знакомятся с достопримечательностями данного города, а после завершения конгресса совершают ознакомительные поездки по стране. Характерной чертой этого вида туризма является то, что участник конгресса тратит во время своего пребывания в стране значительно больше денег, чем обычный турист. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных научных форумов и встреч. Специально для этого создаются крупные конгрессные центры, имеющие залы для заседаний и средства для размещения посетителей. Некоторые туристские фирмы полностью специализируются на обслуживании мероприятий такого рода.
Шоп- туры
Поездки за границу с целью приобретения товаров народного потребления (в основном изделий легкой промышленности, автомобилей, мебели и т.д.) для последующей их реализации.
• По способу передвижения.
Это может быть пешеходный туризм, велосипедный, конный, альпинизм, лыжный, мототуризм.
• Использования транспортных средств.
Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами.Путешествие с использованием стандартных видов транспорта: воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания) – авиационный туризм – является наиболее перспективным, т.к. обеспечивает экономию времени при доставке туристов. Водный транспорт (пассажирские линии и паромы, круизы - путешествие на арендованных судах продолжительностью более суток). Сухопутный транспорт (железнодорожный - относительно дешевый, поэтому доступен менее обеспеченным слоям населения, автобусы, частные автомашины - в составе автомобильного туризма выделяют караванинг, при котором в качестве средства размещения используется караван - автомобиль-фургон со спальными местами, прокат транспортных средств и др.) или с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, воздушный шар, дельтаплан и др.).
• По сроку поездки.
Путешествие по стране проживания или же вне страны проживания может длиться от 24 часов до 6 месяцев по международному законодательству, максимальный срок — 1 год. Если путешествие длится не более 24 часов, то это будет экскурсия. Продолжительность пребывания или поездки является важным статистическим показателем, который играет роль при определении максимального предела, после которого посещение не считается больше туристическим. По сроку пребывания поездки делятся на продолжительные, краткосрочные и туры выходного дня.
• Сезонности.
Активный туристический сезон.
Характеризуется большим потоком туристов. В России он делится на два основных периода, т. е. он двухсезонный:
1) летний (с конца мая по середину сентября в период летних отпусков и школьных каникул);
2) Зимний (с середины декабря до конца февраля — период горнолыжного сезона, рождественских и новогоднего праздников);
межсезон (полусезон). В нашей стране — осень и весна, количество туристов значительно уменьшается в сравнении с активным сезоном;
несезон.
В последние годы круглогодично работают лишь несколько крупных санаториев, остальные закрываются с начала октября до конца апреля в связи с тем, что туристов приезжает очень мало или они вообще не приезжают, и поэтому дальнейшая работа становится нерентабельной; для них наступает несезон или так называемый «мертвый» сезон.
Несезон характерен для тех районов, которые посещаются туристами в определенное время года (они являются односезонными). Примером может послужить курортная зона побережья Литвы (Нида, Паланга). В летнее время, особенно в июле, августе, поток туристов настолько велик, что достаточно сложно найти свободный номер в одной из гостиниц, в остальное время года курорт пустует, поскольку с моря дует очень сильный холодный ветер.
• По уровню организации.
Индивидуальный тур — независимое путешествие одного или нескольких лиц, связано с обслуживанием, носящим персональный характере как правило, с более высокими ценами.
Групповой тур — совместная поездка нескольких лиц (путешествие считается групповым, если количество ее участников составляет не меньше шести и более человек по международным стандартам) по единому маршруту и на одинаковых условиях. Объединение туристов в одну группу обусловливается общностью интересов и целей поездки, а также сравнительно более низкими ценами по сравнению с индивидуальными турами в связи с предоставлением групповых скидок.
Организация путешествия может носить организованный и самодеятельный характер.
Путешествие отдельного туриста или группы туристов по предварительно разработанной туристической фирмой программе называется организованным. Организованные туристы обеспечиваются необходимым туристическим сервисом, который оговаривается в заранее приобретенных турах.
Самодеятельный, или неорганизованный туризм, где в качестве организатора путешествия выступает не туроператор, а сам турист, путешественник, используя рекламные материалы, с помощью информационных сетей. Иными словами, турист сам определяет длительность поездки; маршрут, посещаемые объекты, сам бронирует гостиницу и т. д., он не связан никакими обязательствами с туристической фирмой.
• По демографическим и социальным составам участников поездки.
В зависимости от места проживания туриста (городской житель или сельский), от социального положения в обществе (детский, школьный, молодежный, семейный, по профессиональному составу и др.). Играет роль и возраст туриста: в последнее время, значительно увеличилось количество путешественников преклонного (пенсионного) возраста.
• По направленности туристических потоков.
Въездной — путешествия лиц по стране, постоянно проживающих в других странах.
Выездной — путешествие лиц, постоянно проживающих в стране, например, в России, в другую страну.
Внутренний — путешествие по стране лиц, постоянно в ней проживающих.
• По принципу оплаты.
Коммерческий.
Это стандартный вариант, когда туристическая фирма реализует свой турпродукт покупателю и, соответственно, получает прибыль.
Социальный.
Под социальным туризмом понимаются путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, при этом, отдельным категориям туристов государство в порядке, установленном законодательством, предоставляет льготы социального характера.
В странах Европейского Союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристические услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане.
Интенсив-туризм
Представляет собой поощрительную поездку за счет фирмы, организуемую предприятием для своих работников за достижения в труде (например, за повышение общего объема продаж, эффективную рекламу, помощь в обучении персонала и т. д.).
По данными ВТО, можно сделать вывод, что при всем разнообразии видов туризма основной целью туристских поездок продолжает оставаться отдых. На его долю приходится 70% общего числа прибытий в мире. Деловые путешествия, включая участие в научных форумах, составляют около 13%. Однако необходимо отметить, что это сочетание в различных регионах мира выглядит неодинаково. Например, в африканских государствах доля поездок на отдых значительно ниже, она составляет около 30%, а доля поездок делового характера, напротив, резко превышает среднемировые показатели и составляет примерно 40%.