Амортизационные жидкости

 

Амортизационные жидкости служат для смягчения ударных нагрузок, возникающих при движении автомобиля по неровной дороге. На современных автомобилях используются в основном гидравлические телескопические амортизаторы, в которых рабочим телом и является амортизационная жидкость. В основе работы гидравлических амортизаторов лежат свойства жидкостей практически не сжиматься и мгновенно передавать прилагаемые к ним нагрузки по всем направлениям.

Особенностью работы амортизационных жидкостей является широкий температурный диапазон: от –60°С в северных районах до +120–140°С за счет превращения, энергии сжатия в тепловую. По этой причине основным показателем является вязкостно-температурная характеристика амортизационных жидкостей: при высокой вязкости (низкие температуры) они работают жестко, при низкой вязкости (высокие температуры) возможна утечка из амортизатора, где давление достигает 10 МПа.

Амортизационная жидкость должна обладать пологой вязкостно-температурной кривой, достаточно низкой температурой застывания, хорошими смазывающими, противокоррозионными свойствами, обладать высокой физической и термической устойчивостью, быть совместимой с резиновыми уплотнителями. Они также не должны образовывать пены, так как это ухудшает работу амортизатора из-за увеличения сжимаемости. В амортизационные жидкости для обеспечения необходимых эксплуатационных свойств вводят соответствующие присадки.

В настоящее время в основном используются всесезонные амортизационные жидкости марок АЖ-12т, МГП-10 и МГП-12. Их свойства приведены в таблице 20. Амортизационные масла являются смесью минеральных маловязких масел с синтетическими продуктами (обычно с полисилоксанами).

 

Таблица 20

Свойства основных марок амортизационных жидкостей*

Показатель МГП-10 АЖ-12т МГП-12
Плотность при 20°С, кг/м3
Вязкость, мм2/с при температуре, °С      
–40, не более
–20, не более
+50, не менее
+100, не менее 3,6 3,6 3,9
Температура застывания, °С, не выше –40 –52 –43

* Качество АЖ-12т определяется ГОСТ 23008–78, МГП – техническими условиями.

Амортизационная жидкость теряет свои свойства из-за загрязнения продуктами окисления самой жидкости и износа амортизаторов, поэтому необходимы регулярная замена жидкости и ремонт амортизаторов. Это должно производиться на специальном оборудовании в автохозяйствах или СТО.

Из зарубежных амортизационных жидкостей следует в первую очередь указать жидкости, производимые фирмами ВР, Shell, Еsso, SТС.