ГЛАВА 2

Дизельное топливо. Дизелизация автомобильного транспорта

 

Общие положения

 

В силу целого ряда экономических, технических и экологических факторов во всем мире наблюдается увеличение производства автомобилей всех классов и назначений с дизельными двигателями. Если раньше, в основном, речь шла о большегрузных автомобилях, то сейчас не только грузовой автотранспорт, но и микроавтобусы, легковые автомобили оснащаются дизельными двигателями.

Среди причин перехода к дизельному топливу можно указать следующие:

- снижение расхода топлива по сравнению с карбюраторными двигателями при той же мощности (то есть повышение КПД двигателя);

- ресурс дизельного двигателя больше по сравнению с бензиновым;

- дизельное топливо дешевле, а выход дизельных фракций из нефти выше, чем выход бензиновых (тем более, что бензиновые фракции все шире используются в качестве сырья во многих процессах нефтехимического синтеза);

- отработавшие газы дизельных двигателей содержат меньше токсичных веществ.

В качестве примера экономических выгод от использования дизельного топлива можно указать на снижение стоимости перевозки грузов автопоездами с дизельными двигателями на 20–25 % по сравнению с перевозкой автопоездами с бензиновыми двигателями.

Однако переход к дизельному топливу выдвигает и определенные требования к обслуживанию двигателей, надежности работы и т.д. В частности, дизельные двигатели требовательны к своему техническому состоянию, нормальной работе всех систем, чувствительны к загрязнениям механическими примесями топлива, масел, воздуха, поступающего в цилиндр. Все это делает необходимым не только повышение требований в отношении эксплуатации и обслуживания автомобилей, но и разработку более надежной топливной аппаратуры, диагностического оборудования, высокоэффективных масел, присадок, резинотехнических изделий. Одним из насущных требований является снижение содержания серы в дизельных топливах (сейчас общее содержание серы в дизельных топливах допускается до 0,4–0,5 % по массе).