Введение норм по выбросам автомобилей отравляющих веществ (ОВ) и требований к качеству автобензинов
Нормы по выбросам автомобилей | Требования к качеству автобензинов | |||
Год ввода | Год ввода | |||
Европа | Россия | Европа | Россия | |
Евро-1 | 1994 EN/228.93 | 1999 ГОСТ Р 51105-97 | ||
Евро-2 | ||||
Евро-3 | 2000 EN/228.99 | 2002 ГОСТ Р 51866-2002 | ||
Евро-4 | 2008 (концепция) | 2005 Правило 98/70/ЕС | не определен |
Таблица 3
Нормы токсических выхлопов автомобилей по европейским стандартам
Стандарт | Год введения | Содержание в ОГ, г/кВт×ч | |||
NOx | CO | [CH] | Твердые частицы | ||
Евро-0 | 14,4 | 11,2 | 2,5 | – | |
Евро-1 | 8,0 | 4,5 | 1,1 | 0,36 | |
Евро-2 | 7,0 | 4,0 | 1,1 | 0,15 | |
Евро-3 | 5,0 | 2,0 | 0,6 | 0,10 | |
Евро-4 | 3,5 | 1,5 | – | 0,02 | |
Евро-5 | 2,0 | 1,5 | – | 0,02 |
Таблица 4
Требования к составу автомобильных бензинов по европейским стандартам
Евро-2 | Евро-3 | Евро-4 | |
Содержание бензола, макс., % | 5,0 | 1,0 | 1,0 |
Содержание серы, макс., % | 0,05 | 0,015 | 0,005 |
Содержание ароматических углеводородов, макс., % | – | ||
Содержание олефиновых углеводородов, макс., % | – | ||
Содержание кислорода, макс., % | – | 2,3 | 2,7 |
Фракционный состав, % | |||
до 100°С перегоняется, не менее | – | ||
до 150°С перегоняется, не менее | – | ||
Давление насыщенных паров, кПа, не более | – | ||
Наличие моющих присадок | – | обязательно |
В связи с присоединением России к экологическим программам последние отечественные стандарты (1997 и 2002 гг.) на бензины разрабатывались с учетом европейских требований, однако это происходит с отставанием на 1–2 поколения (то есть на несколько лет). Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.
Принятый в 1999 г. ГОСТ Р 51105–97 соответствовал европейским стандартам ЕN228–93 (введен в 1994 г.) по составу бензинов и позволял обеспечить нормы Евро-2 по выбросам. Стандарт Р 51866–2002 введен в России в 2003 г., но соответствует стандарту ЕN228–99, действующему с 2000 г., и способен обеспечить нормы Евро-3.
В 2002 г. в РФ принята концепция развития автомобильной промышленности, в которой отражены и вопросы обеспечения экологической безопасности, в том числе организация производства двигателей, отвечающих требованиям Евро-3, до 2004 г., и Евро-4 – к 2008 г. Однако реализуется программа с отставанием. Так, двигателями Евро-3 должны оснащаться с 2006 г. только новые модели автомобилей, а производство двигателей Евро-4 может начаться не ранее 2010 г.