Введение норм по выбросам автомобилей отравляющих веществ (ОВ) и требований к качеству автобензинов

Нормы по выбросам автомобилей Требования к качеству автобензинов
  Год ввода Год ввода
Европа Россия Европа Россия
Евро-1 1994 EN/228.93 1999 ГОСТ Р 51105-97
Евро-2
Евро-3 2000 EN/228.99 2002 ГОСТ Р 51866-2002
Евро-4 2008 (концепция) 2005 Правило 98/70/ЕС не определен

 

Таблица 3

Нормы токсических выхлопов автомобилей по европейским стандартам

Стандарт Год введения Содержание в ОГ, г/кВт×ч
NOx CO [CH] Твердые частицы
Евро-0 14,4 11,2 2,5
Евро-1 8,0 4,5 1,1 0,36
Евро-2 7,0 4,0 1,1 0,15
Евро-3 5,0 2,0 0,6 0,10
Евро-4 3,5 1,5 0,02
Евро-5 2,0 1,5 0,02

 

Таблица 4

Требования к составу автомобильных бензинов по европейским стандартам

  Евро-2 Евро-3 Евро-4
Содержание бензола, макс., % 5,0 1,0 1,0
Содержание серы, макс., % 0,05 0,015 0,005
Содержание ароматических углеводородов, макс., %
Содержание олефиновых углеводородов, макс., %
Содержание кислорода, макс., % 2,3 2,7
Фракционный состав, %      
до 100°С перегоняется, не менее
до 150°С перегоняется, не менее
Давление насыщенных паров, кПа, не более
Наличие моющих присадок обязательно

 

В связи с присоединением России к экологическим программам последние отечественные стандарты (1997 и 2002 гг.) на бензины разрабатывались с учетом европейских требований, однако это происходит с отставанием на 1–2 поколения (то есть на несколько лет). Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.

Принятый в 1999 г. ГОСТ Р 51105–97 соответствовал европейским стандартам ЕN228–93 (введен в 1994 г.) по составу бензинов и позволял обеспечить нормы Евро-2 по выбросам. Стандарт Р 51866–2002 введен в России в 2003 г., но соответствует стандарту ЕN228–99, действующему с 2000 г., и способен обеспечить нормы Евро-3.

В 2002 г. в РФ принята концепция развития автомобильной промышленности, в которой отражены и вопросы обеспечения экологической безопасности, в том числе организация производства двигателей, отвечающих требованиям Евро-3, до 2004 г., и Евро-4 – к 2008 г. Однако реализуется программа с отставанием. Так, двигателями Евро-3 должны оснащаться с 2006 г. только новые модели автомобилей, а производство двигателей Евро-4 может начаться не ранее 2010 г.