Колесный движитель

 

Назначение:служат для реализации крутящего момента в контакте с опорной поверхностью (дорогой), создании толкающих усилий, поворачивающих и тормозных моментов.

Общее устройство:состоит 6 колесно-ступичных узлов, включающих ступицу, колесо, шину, детали крепления шины на ободе.

Установка и крепление:устанавливаются на подшипниках цапф картеров мостов.

Ступица.

Назначение:служит дляобеспечения вращения колеса на цапфе моста.

Установка и крепление:устанавливаются на цапфе 6, в соответствии с рисунком 141 (кожухе полуоси) на двух роликовых конических подшипниках 12, расположенных седлообразно.

Ступицы 13, в соответствии с рисунком 141, всех шести колес одинаковые, отливаются из чугуна. Внутренняя поверхность ступицы имеет точно образованные пояски для установки наружных обойм подшипников. Торцовая часть имеет обработанный фланец с отверстиями для крепления крышки ступицы 8 (рисунок 141) и зубчатый внутренний венец для зацепления с фланцем полуоси. В средней части снаружи ступицы выполнен фланец, к которому крепятся тормозной барабан и диск колеса. Для предотвращения вытекания смазки за внутренним подшипником устанавливается манжета (сальник) 27.

Подшипники регулируются в процессе эксплуатации, для чего выполнен регулировочный узел, в соответствии с рисунком 142, который включает контргайку 2, стопорную шайбу 3, замочную шайбу 4, регулировочную гайку 5.

Колеса.

Назначение:служат длявосприятия нагрузки и передачи крутящего момента от ступицы к шине.

Характеристика:дисковые, неразъемные, с полуглубоким ободом с тороидальными посадочными полками, с центрированием по фаскам крепежных отверстий.

Установка и крепление:устанавливаются на шпильках ступиц и крепятся к ним гайками. Колеса устанавливаются с развалом и схождением.

 

Рис.143.Установка управляемых колес автомобиля Урал – 4320.31

 

Схождение колес в горизонтальной плоскости оценивают, в соответствии с рисунком 143, как разность расстояний между колесами, измеряемых на высоте их осей между краями ободьев. Эта разность должна составлять 3-8 мм, что соответствует углам, не превышающим 4°. Схождение необходимо для повышения устойчивости движения автомобиля в прямолинейном направлении и повышения чувствительности к повороту рулевого колеса. В процессе эксплуатации угол схождения колес может изменяться из-за износа подшипников шкворней поворотных кулаков, шарнирных соединений рулевой трапеции и деформации ее рычагов, вследствие чего схождение управляемых колес в процессе эксплуатации регулируется. При установке колес со схождением повышается сопротивление качению, что приводит к увеличению изнашивания шин и расхода топлива.

Для частичного устранения этого явления колеса устанавливают с развалом (наклон верхней части колеса наружу) 10, что также облегчает управление автомобилем, предотвращают завал (обратный развал) колес под нагрузкой, разгружает наружный подшипник ступицы. Развал в процессе эксплуатации не регулируется.

Устройство(в соответствии с рисунком 144):обод 5, диск 12, ограничитель замочного кольца 11.

Рис.144.Колесо 240Г-508 с шиной в сборе

1-покрышка; 2-камера; 3-ободная лента; 4-уплотнитель вентильного паза; 5-основание обода с диском; 6-бортовое кольцо; 7-пружина балансировочного груза; 8-балансировочный груз; 9-замочное кольцо; 10-колесный кран; 11-ограничитель замочного кольца, 12 – диск

 

Ободья колес 5 стальные, имеют размерность 240Г-508, где 240 – ширина полок под борта покрышки, мм, 508 – посадочный диаметр бортов покрышки, мм.

Ободья 5, в соответствии с рисунком 144, включают в себя тороидальные посадочные полки, на которые опираются шины своими бортами, монтажные ручьи, позволяющие осуществить монтаж шин на ободья и демонтаж.

Диски 12, которыми колеса крепятся к ступице, приварены к ободьям. Резиновые уплотнители 9 вентильного паза колеса предотвращают попадание грязи внутрь шин и обеспечивают установку вентилей камер в определенном положении.

Ограничители замочных колец 11 служат для предотвращения проворачивания колец в эксплуатации при движении автомобиля со сниженным давлением воздуха в шинах и одновременно являются и кронштейнами, на которых крепятся колесные краны 10 и дополнительными опорами для защитных кожухов шлангов подвода воздуха. На колесах 254Г-508 колесный кран 10 устанавливается на наружной стороне кронштейна-ограничителя.

Колеса с шинами балансируются. Балансировка колес осуществляется с помощью грузов 8, которые крепятся пружиной 7, Гайки и шпильки крепления колес с правой и левой сторон имеют правую резьбу.

Детали крепления шины на ободе.

Устройство(в соответствии с рисунком 144):бортовые кольца 6 (2 шт.), замочное кольцо 9.

Бортовые 6 и замочное 9 кольца колес 254Г-508 и 400Г-508 взаимозаменяемые и на этих колесах устанавливаются в строго определенном положении, в соответствии с рисунком 144, с помощью ограничителей замочного кольца 11, приваренных к ободу, и выдавок на замочных кольцах, входящих в соответствующее углубление (паз) на бортовых кольцах. Второй паз на бортовых кольцах используется при демонтаже колес. На одном из концов замочного кольца сделан паз для захвата кольца при извлечении его из замочной канавки обода.

Шины.

Назначение:служит дляобеспечения сцепления колес с опорной поверхностью и смягчает толчки и удары, возникающие при движении автомобиля.

Характеристика: камерные, обычного профиля с регулируемым давлением. Размеры шины 370-508 (14.00-20). Пределы изменения давления – 0,05-0,32 МПа (0,5-3,2 кгс/см2).

Устройство(в соответствии с рисунком 145):покрышка 4, камера с вентилем 10, 8, ободная лента 7.

 

Рис.145. Шина

1 - протектор; 2 - брекер; 3 - каркас; 4 - покрышка; 5 - боковины; 6 - бортовые кольца; 7 -ободная лента; 8 - вентиль; 9 - колесо; 10 – камера

 

Покрышка служит длянепосредственного контакта с опорной поверхностью и защиты камеры от повреждения и состоит, в соответствии с рисунком 145, из протектора 1, брекера 2, каркаса 3, боковины 5, бортовые кольца 6.

Каркас 3 служит основой покрышки и включает в себя несколько наложенных друг на друга слоев корда. Корд представляет собой специальную прорезиненную ткань, состоящую из поперечных нитей изготовленных из искусственных текстильных волокон. Края корда каждого слоя завернуты вокруг бортового кольца и образуют борт.

Борт - жесткая часть покрышки, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.

Брекер 2 (подушечный слой) - часть покрышки расположенная между протектором 5 и каркасом 6, состоящая из теплостойкого разреженного корда (толщина резинового слоя значительно больше, чем в каркасе) и предназначенная для повышения устойчивости каркаса к механическим повреждениям. Брекер смягчает воздействие ударных нагрузок на каркас и более равномерно распределяет по его поверхности, действующие на колесо силы.

Протектор 1 обеспечивает сцепление шины с дорогой и предохраняет каркас от повреждений. Он изготавливается из прочной, твердой и износостойкий резины и имеет рельефный рисунок.

Боковины 5изготавливаются как одно целое с протектором из протекторной резины. Боковины предохраняют каркас от повреждений и воздействия влаги.

На покрышке наносятся обозначения, указывающие ее размерность, направление вращения, допустимую нагрузку, внутреннее давление, нормативно-технические документы, по которым она изготавливалась, и целый ряд других характеристик. На покрышке ставится товарный знак завода-изготовителя и ее номер, например:

ЯХI86487767 или 3192Я1348848

где Я – индекс завода-изготовителя;

ХI – месяц изготовления;

86,92 – год изготовления;

31 – неделя года изготовления;

487767 или 134848 – шестизначный номер покрышки.

Камера служит резервуаром для воздуха. Камера 10, в соответствии с рисунком 145, представляет собой резиновую трубку, склеенную в кольцо. Воздух закачивается в нее через вентиль 8 – металлическую трубку, завулканизированную в камеру. Вентиль через колесный кран соединяется с пневмосистемой машины. В запасном колесе давление воздуха поддерживается с помощью золотника, ввернутого в вентиль. Золотник позволяет закачивать воздух в камеру и не дает ему выходить обратно.

Ободная лента служит для предотвращения повреждения камеры в результате трения об обод и представляет собой резиновое кольцо. В ободной ленте выполнено отверстие для вентиля камеры.

Основные неисправности колес и шин приведены в таблице 14.

Таблица 14