Применяемость генераторов переменного тока
Марка автомобиля, гусеничной машины | УАЗ-469 | ЗиЛ-131 | КАМАЗ-4310 УРАЛ-4320 | МТ-ЛБ |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Применяемый генератор | Г250-П1 | Г-287Б | Г-288 | Г-290 |
Электрическая схема генератора переменного тока выполнена в соответствии с рисунком 62.
Рис.62.Электрическая схема генератора
Генератор, в соответствии с рисунком 63, состоит из следующих основных частей:
- ротора;
- статора;
- выпрямительного блока;
- передней и задней крышек;
- щеточного узла;
- приводного шкива.
Рис.63. Генератор
Ротор.
Ротор – вращающаяся часть генератора, выполнен в соответствии с рисунком 64. Он является индуктором и состоит из:
- вала;
- стальной втулки;
- клювообразных магнитов;
- обмотки возбуждения.
Вал стальной установлен в крышках на двух шариковых подшипниках.
На валу закреплены:
- на изолированной втулке два контактных кольца;
- стальная втулка и клювообразные полюса;
- шкив привода генератора.
Рис.64. Ротор генератора переменного тока:
1 - полюсы (клювы) одной полярности; 2 - полюсы (клювы) противополюсной полярности; 3 - катушка обмотки возбуждения; 4 - контактное кольцо
Магниты имеют форму заостренных клювов, причем клювы одной половины сердечника входят в промежуток между клювами другой. Они образуют 6 пар полюсов.
Обмотка возбуждения намотана непосредственно на стальную втулку и изолирована с торцов картонными шайбами. Концы обмотки возбуждения припаяны к контактным кольцам.
Статор.
Статор является неподвижной частью генератора, выполнен в соответствии с рисунком 65, выполняет роль якоря. В его обмотках индуктируется ЭДС.
Он состоит из:
-сердечника;
-обмотки статора.
Сердечник статора набирают из листов электротехнической стали толщиной 0,5 – 1мм.
Рис.65.Статор генератора переменного тока:
1 – пакет статора; 2 – катушки обмотки статора
Внутри сердечника образуются равномерно расположенные по окружности 72 паза, в которых помещаются обмотки.
Обмотка статора у всех типов отечественных генераторов - трехфазная, соединенная на звезду. Выходные зажимы фаз соединены с выпрямительным блоком. Каждая фаза состоит из шести последовательно соединенных катушек.
Выпрямительное устройство.
Рис.66. Выпрямительное устройство
Выпрямительное устройство (рисунок 66) служит для выпрямления переменного тока в постоянный. Во всех отечественных генераторах переменного тока выпрямительное устройство рассчитано на двухполупериодное выпрямление трехфазного тока. Поэтому оно имеет шесть вентилей. В качестве выпрямителей на автомобильных генераторах применяются кремниевые вентили, которые размещаются в выпрямительном блоке, размещенном в крышке генератора со стороны контактных колец. Как правило, во всех выпрямительных блоках типа БПВ использованы силовые диоды типа Д104-20 и Д104-20Х. Способные работать при большом диапазоне температур и в условиях сильных электромагнитных излучений диоды этого типа в полной мере отвечают требованиям к военной автомобильной технике, которая должна сохранять свою работоспособность в различных климатических зонах и выдерживать воздействия поражающих факторов ядерного оружия.
Три вентиля присоединены отрицательными выводами к основанию щеткодержателя, т.е. к корпусу генератора, под общий болт образующий минусовой полюс выпрямителя.
Другие вентили смонтированы в отдельный пластине охладителя изолированной от корпуса генератора и имеющий контактный болт для присоединения фазных обмоток генератора и отрицательных выводов трех остальных вентилей. Корпусы этих вентилей закреплены в общем трехполюсном радиаторе, также изолированном от крышки генератора и образующим положительный полюс схемы выпрямителя. Плюсовой вывод генератора соединен с контактным болтом этого общего охладителя.
Крышки генератора.
Крышки генератора отлиты из алюминиевого сплава. Посадочные места под подшипники и под отверстия в кронштейнах армируют чугунными или стальными втулками. Подшипники закрытого типа со смазкой одноразового наполнения. Передняя крышка имеет вентиляционные отверстия и два кронштейна, один из которых служит для крепления натяжной планки, а другой - для закрепления генератора на двигателе.
Генераторы с кремниевыми вентилями имеют две изолированные от корпуса выводные клеммы: клемму "плюс" для подключения генератора к аккумуляторной батарее и внешней цепи, и двухполюсный штепсельный разъем для соединения с регулятором напряжения. Третьей (минусовой) клеммой является неизолированный винт М ("масса"), служащий для соединения корпуса генератора с "массой" автомобиля.