Применяемость генераторов переменного тока

Марка автомобиля, гусеничной машины УАЗ-469 ЗиЛ-131 КАМАЗ-4310 УРАЛ-4320 МТ-ЛБ
1. 2. 3. 4. 5.
Применяемый генератор Г250-П1 Г-287Б Г-288 Г-290

 

Электрическая схема генератора переменного тока выполнена в соответствии с рисунком 62.

 

 

Рис.62.Электрическая схема генератора

 

Генератор, в соответствии с рисунком 63, состоит из следующих основных частей:

- ротора;

- статора;

- выпрямительного блока;

- передней и задней крышек;

- щеточного узла;

- приводного шкива.

Рис.63. Генератор

 

Ротор.

Ротор – вращающаяся часть генератора, выполнен в соответствии с рисунком 64. Он является индуктором и состоит из:

- вала;

- стальной втулки;

- клювообразных магнитов;

- обмотки возбуждения.

Вал стальной установлен в крышках на двух шариковых подшипниках.

На валу закреплены:

- на изолированной втулке два контактных кольца;

- стальная втулка и клювообразные полюса;

- шкив привода генератора.

Рис.64. Ротор генератора переменного тока:

1 - полюсы (клювы) одной полярности; 2 - полюсы (клювы) противополюсной полярности; 3 - катушка обмотки возбуждения; 4 - контактное кольцо

 

Магниты имеют форму заостренных клювов, причем клювы одной половины сердечника входят в промежуток между клювами другой. Они образуют 6 пар полюсов.

Обмотка возбуждения намотана непосредственно на стальную втулку и изолирована с торцов картонными шайбами. Концы обмотки возбуждения припаяны к контактным кольцам.

Статор.

Статор является неподвижной частью генератора, выполнен в соответствии с рисунком 65, выполняет роль якоря. В его обмотках индуктируется ЭДС.

Он состоит из:

-сердечника;

-обмотки статора.

Сердечник статора набирают из листов электротехнической стали толщиной 0,5 – 1мм.

 

 

Рис.65.Статор генератора переменного тока:

1 – пакет статора; 2 – катушки обмотки статора

 

Внутри сердечника образуются равномерно расположенные по окружности 72 паза, в которых помещаются обмотки.

Обмотка статора у всех типов отечественных генераторов - трехфазная, соединенная на звезду. Выходные зажимы фаз соединены с выпрямительным блоком. Каждая фаза состоит из шести последовательно соединенных катушек.

Выпрямительное устройство.

 

Рис.66. Выпрямительное устройство

 

Выпрямительное устройство (рисунок 66) служит для выпрямления переменного тока в постоянный. Во всех отечественных генераторах переменного тока выпрямительное устройство рассчитано на двухполупериодное выпрямление трехфазного тока. Поэтому оно имеет шесть вентилей. В качестве выпрямителей на автомобильных генераторах применяются кремниевые вентили, которые размещаются в выпрямительном блоке, размещенном в крышке генератора со стороны контактных колец. Как правило, во всех выпрямительных блоках типа БПВ использованы силовые диоды типа Д104-20 и Д104-20Х. Способные работать при большом диапазоне температур и в условиях сильных электромагнитных излучений диоды этого типа в полной мере отвечают требованиям к военной автомобильной технике, которая должна сохранять свою работоспособность в различных климатических зонах и выдерживать воздействия поражающих факторов ядерного оружия.

Три вентиля присоединены отрицательными выводами к основанию щеткодержателя, т.е. к корпусу генератора, под общий болт образующий минусовой полюс выпрямителя.

Другие вентили смонтированы в отдельный пластине охладителя изолированной от корпуса генератора и имеющий контактный болт для присоединения фазных обмоток генератора и отрицательных выводов трех остальных вентилей. Корпусы этих вентилей закреплены в общем трехполюсном радиаторе, также изолированном от крышки генератора и образующим положительный полюс схемы выпрямителя. Плюсовой вывод генератора соединен с контактным болтом этого общего охладителя.

Крышки генератора.

Крышки генератора отлиты из алюминиевого сплава. Посадочные места под подшипники и под отверстия в кронштейнах армируют чугунными или стальными втулками. Подшипники закрытого типа со смазкой одноразового наполнения. Передняя крышка имеет вентиляционные отверстия и два кронштейна, один из которых служит для крепления натяжной планки, а другой - для закрепления генератора на двигателе.

Генераторы с кремниевыми вентилями имеют две изолированные от корпуса выводные клеммы: клемму "плюс" для подключения генератора к аккумуляторной батарее и внешней цепи, и двухполюсный штепсельный разъем для соединения с регулятором напряжения. Третьей (минусовой) клеммой является неизолированный винт М ("масса"), служащий для соединения корпуса генератора с "массой" автомобиля.