Система смазки

 

Система смазки двигателя предназначена для подачи предварительно очищенного масла к трущимся поверхностям, охлаждения их при работе двигателя и удаления механических частиц.

Система смазки двигателя (рис.13) смешанная, с "мокрым" картером. Масляный поддон стальной, штампованный, между масляным поддоном и блоком установлена прокладка толщиной 2,5 мм. Циркуляция масла в системе осуществляется масляным насосом.

Масляный насос (рис.14) двухсекционный, шестеренный. Нагнетающая секция масляного насоса подает масло в главную магистраль системы смазки, а радиаторная секция – в фильтр центробежной очистки и радиатор.

Рис.13. Схема системы смазки двигателя:

1 – клапан сливной центробежного фильтра; 2 – клапан перепускной центробежного фильтра; 3 – кран включения масляного радиатора; 4 – фильтр центробежной очистки масла; 5 – сапун; 6 – магистраль масляная главная; 7 – указатель давления масла; 8 – клапан перепускной полнопоточного фильтра; 9 – фильтр полнопоточный очистки масла; 10 – клапан дифференциальный системы смазки; 11, 12 – секции масляного насоса (нагнетающая и радиаторная); 13, 16 – клапаны предохранительные масляного насоса; 14 – указатель уровня масла; 15 – масляный поддон; 17 – радиатор масляный; 18 – включатель гидромуфты; 19 – гидромуфта привода вентилятора; 20 – компрессор; 21 – насос топливный высокого давления

Рис.14. Насос масляный:

1 – корпус радиаторной секции; 2, 4 – шестерни ведущие; 3 – проставка; 5 – корпус нагнетающей секции; 6 – шестерня ведомая привода масляного насоса; 7, 8 – шестерни ведомые; 12 – клапан предохранительный; 10 – пробка; 13 – шайбы регулировочные

 

Предохранительный клапан 12 радиаторной секции отрегулирован на давление 850...1160 кПа (8,5... 11,6 кгс/см2) и перепускает масло из нагнетающей полости в масляный картер.

Предохранительный клапан нагнетающей секции отрегулирован на давление 850...1160 кПа (8,5... 11,6 кгс/см2). Дифференциальный клапаннагнетающей секции предназначен для ограничения давления в главной магистрали и отрегулирован на давление начала открытия 420...470 кПа (4,2...4,7 кгс/см2).

Рис.15. Фильтр полнопоточный очистки масла:

1 – датчик аварийного падения давления масла; 2 – датчик давления масла; 3, 13, 15 – прокладки; 4 – корпус; 5, 12 – кольца уплотнительные; 6 – элемент фильтрующий; 7 – стержень; 8 – колпак; 9 – кольцо стопорное; 10 – чашка уплотнительная; 11, 19, 22 – пружины; 14, 16 – пробки; 17 – шайбы регулировочные; 18 – винт; 20 – контакт подвижный; 21 – корпус с датчика засоренности масляного фильтра; 23 – клапан перепускной

Полнопоточный фильтр очистки масла (рис.15) прикреплен к правой стенке блока цилиндров и состоит из двух сменных фильтрующих элементов. В корпусе фильтра встроен перепускной клапан 23 с контактным датчиком. Клапан открывается, когда разность давлений до и после фильтрующих элементов достигает 250...300 кПа (2,5...3,0 кгс/см2). При увеличении сопротивления фильтра (засорение фильтрующих элементов, повышенная вязкость масла при низкой температуре) масло поступает в главную магистраль системы смазки через перепускной клапан, минуя фильтрующий элемент 6. При срабатывании перепускного клапана 23 замыкаются контакты датчика сигнализатора и на щитке приборов в кабине водителя загорается сигнализа­тор 5. Свечение сигнализатора допустимо только при пуске и минимальной частоте вращения коленчатого вала.

В корпусе фильтра установлены датчики давления 2 (см. рис.15) и аварийного падения давления масла 1 в главной магистрали. При понижении давления масла менее 70 кПа (0,7 кгс/см2) загорается сигнализатор на щитке приборов.

Фильтр центробежной очистки масла установлен на передней крышке блока цилиндров с правой стороны двигателя. Фильтр предназначен для дополнительной очистки масла от механических примесей.

При работе двигателя масло из радиаторной секции насоса под давлением подается в фильтр, обеспечивая вращение ротора 9 (рис.16). Под действием центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к стенкам колпака 8 ротора 9, где откладываются, образуя плотный осадок, который удаляется при промывке фильтра.

Очищенное масло через отверстие в оси ротора и трубку 2 поступает в масляный радиатор или через сливной клапан в корпусе фильтра, отрегулированный на давление 110...167 кПа (1,1...1,7 кгс/см2), в картер блока цилиндров. Перепускной клапан, установленный в корпусе фильтра, отрегулирован на давление 600...650 кПа (6,0...6,5 кгс/см2), обеспечивает подачу масла в масляный радиатор, минуя фильтр.

Масляный радиатор трубчато-пластинчатый, двухрядный воздушного охлаждения. При температуре окружающего воздуха ниже минус 10°С необходимо отключать масляный радиатор, закрывая кран, находящийся на корпусе фильтра центробежной очистки масла (см. рис.16).

Рис.16. Фильтр центробежной очистки масла:

1 – корпус фильтра; 2 – трубка отвода масла 3, 20, 26 – пружины; 4 – палец стопора; 5 – пластика стопора; 6, 7 – кольца уплотнительные; 8 – колпак ротора; 9 – ротор; 10 – колпак фильтра; 11 – шарикоподшипник упорный; 12 – гайка ротора; 13 – гайка колпака фильтра; 14, 21, 24 – прокладки; 15–гайка колпака ротора; 16–втулка; 17ось ротора; 13 – экран; 19 – плунжер пере­пускного клапана 22 – шайба регулировочная; 23, 25 – пробки; 27 – плунжер сливного клапана; В – канал подвода масла в масляный радиатор; С – канал подвода масла; Е – канал слива масла в картер; I – к масляному радиатору

 

Вентиляция картера естественная, с сапуном лабиринтного типа, установленным на картере маховика с правой стороны двигателя, и трубкой отвода газов. Картерные газы проходят через сапун-уловитель 7 (рис.17), отделяющий частицы масла от вытесняемых газов.   Рис.17. Система вентиляции картера: 1 – картер маховика; 2 – проставка сапуна; 3 – прокладка: 4 – фланец сапуна; 5 – трубка вентиляции картера двигателя; 6 – шланг соединительный: 7 – сапун; 8 – патрубок подвода газов

 

Неисправности системы мазки представлены в таблице 3.

Таблица 3

Возможные неисправности системы смазки

Признаки, причины неисправностей Способы устранения
Понижение давления масла в системе смазки
Неисправен указатель давления масла или датчик. Недостаточен уровень масла Засорение маслозаборника.   Засорение или неисправность предо­хранительных и дифференциального клапанов масляного насоса. Нарушение герметичности соединений трубопроводов, фильтров.   Повышение температуры масла. Трещины в стенках трубопроводов и в деталях фильтров. Разжижение масла топливом или во­дой. Недопустимое увеличение зазора в под­шипниках коленчатого вала. Заменить неисправные приборы.   Долить масло до нормального уровня. Снять поддон, промыть сетчатый фильтр маслозаборника. Вывернуть и промыть клапаны и гнез­да, заменить поврежденные детали. Подтянуть крепежные детали соеди­нений, заменить неисправные проклад­ки уплотнений. Проверить включение масляного ради­атора, состояние его поверхностей и эффективность работы вентилятора. Найти, отремонтировать или заменить неисправные трубопроводы. Устранить причины попадания топлива или воды и заменить масло. Заменить вкладыши подшипников ко­ленчатого вала.
Повышение давления масла
Применение масла повышенной вяз­кости. Нарушение регулировки или зависа­ние в исходном положении перепуск­ных или предохранительных клапанов системы смазки. Заменить масло с учетом условий эксплуатации. Проверить работоспособность клапа­нов, поврежденные детали заменить.  
Разжижение масла топливом или охлаждающей жидкостью
Течь топлива через уплотнения в на­сосе, форсунках. Разрушение резиновых колец уплот­нений гильз и головок цилиндров с блоком. Найти и устранить течи, при необхо­димости заменить прокладки. Заменить кольца.  

 

return false">ссылка скрыта