Лекция 1. Организационные и правовые основы туристского бизнеса

КУРС ЛЕКЦИЙ

По дисциплине

«Технология туристической деятельности»

 

 

Кафедра теории и методики физической культуры и туризма

Составитель: доцент, канд. пед. наук Бескоровайная Л.В.

 

Содержание

 

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

Лекция 1. Организационные и правовые основы туристского бизнеса

Лекция 2. Виды делового предпринимательства в сфере туризма

Лекция 3. Организационные технологии туристского бизнеса

Раздел 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТУРОВ. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В РЕСУРСАХ

Лекция 4. Технологическая схема формирования туров. Планирование потребностей в ресурсах

Лекция 5. Технология планирования потребностей в ресурсах

Раздел 3 ТЕХНОЛОГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СОСТАВА ЗАТРАТ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

Лекция 6 Технология ценообразования и особенности состава затрат туристского продукта

Лекция 7. Продвижение и реализация тур продукта

Раздел 4. ТЕХНОЛОГИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лекция 8. Организация дополнительных услуг туристам

Лекция 9. Пути повышения эффективности деятельности туристских фирм

Лекция 10. Прикладные аспекты диверсификации туристской деятельности


Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

Лекция 1. Организационные и правовые основы туристского бизнеса

Для сферы бизнеса и деловой предприимчивости всегда были характерны творческая активность и особое мировоззрение, своеобразная философия, основы которой довольно устойчивы, так как наиболее характерные черты среды, в которой действуют предприниматели (условия неопределенности, неустойчивости и риска), практически не меняются.

В сфере экономики туризма деловая предприимчивость рассматривается как инициативная, сопряженная с экономическим и финансовым риском, самостоятельная деятельность физических и юридических лиц с целью получения прибыли. Ее содержание заключается в нахождении или формировании спроса на турпродукты (услуги) и в его удовлетворении предложением и продажей собственного или приобретенного продукта в виде потребных рынку туристских услуг. Виды деятельности в сфере туризма разнообразны. По типовым фазам воспроизводственного цикла (производство - обмен - распределение -потребление) выделяются производственный, коммерческий и финансовый виды предпринимательской деятельности. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Производственное предпринимательство распространяется в основном на производство и распределение туров и услуг, коммерческое - на их продвижение, сбыт и потребление, а финансовое - на обращение, обмен стоимостей (банки, страховые компании и т.д.). К производственному виду предпринимательства относится деятельность, в условиях которой предприниматель осуществляет производство продукции (туров и услуг), информации, духовных ценное:eh, подлежащих последующей реализации потребителям (туристам)

Коммерческий вид делового предпринимательства характеризуется прежде всего тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Они выражают основное содержание коммерческого предпринимательства в туризме. Основой этого вида предпринимательской деятельности являются операции и сделки по купле-продаже туров и услуг.

Для осуществления своей деятельности предпринимателю, независимо от сферы деятельности, вида производимого продукта, товара, масштабов сделки, связанной с производством и реализацией опреде­ленного продукта (либо выполнением определенной работы, оказанием услуги), требуется наличие собственных либо наемных (взятых в рейтинг, лизинг, аренду) ресурсов рабочей силы, средств и предметов труда.

Коммерческой сделке должен предшествовать анализ туристского рынка, в результате которого прогнозируются объемы потребления и сбыта формируемого тура, востребованность предлагаемых видов услуг, цена покупки и цена реализации тура. Если предварительный анализ и прогноз свидетельствуют в пользу коммерческой сделки, то турфирма разрабатывает программу действий по осуществлению сделки, рассчитывает соотношение затрат и результатов.

Особенностью развития предпринимательства в туризме, туристского производства, является то, что оно в значительной степени зави­сит от внешних факторов, таких как общее состояние и развитие экономики государства, политическая обстановка, вопросы безопасности и информационного обеспечения региональных потребителей. Любой из этих факторов способен оказать решающее влияние на производственно-хозяйственную деятельность и финансовую устойчивость тур. предприятия. С учетом этих факторов и факторов внутренней среды организации разрабатывается определенный механизм, на котором основывается весь процесс управления деятельностью тур. предприятия. Структуру этого технологического механизма составляют определенные элементы (р. 1.1).

Основные элементы технологии управления туристической фирмой
1.Государственное правовое и нормативное регулирование деятельности фирмы 2.Рыночный механизм регулирования деятельности фирмы 3.Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов хозяйственной деятельности 4.Информационное обеспечение менеджмента 5.Система методов управления деятельностью турфирмы 6.Система методов контроля за реализацией управленческих решений

Рис. 1.1. Основные элементы технологии управления турфирмой

Основными правовыми актами, регулирующими туристскую деятельность, являются: Конституция Украины, Гражданский кодекс Украины. Базовым документом, регулирующим туристскую деятельность в Украине, является (вопрос для самостоятельной работы+раскрыть суть законов, их принципы), при подготовке которого были проанализированы опыт законодательного регулирования 62 стран, рекомендации Всемирной туристской организации (ВТО) и материалы международных конференций по туризму.

Предполагается дальнейшая работа над созданием правовых, организационных и экономических основ формирования в Украине современной конкурентоспособной индустрии туризма; включение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки экономики; создание нормативно-правовой базы развития туриз­ма, соответствующей мировому опыту и правовой практике; формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма; привлечения инвестиций в эту сферу и защиты внутреннего туристического рынка при предоставлении налоговых и таможенных льгот, государственных гарантий и иных мер го­сударственной поддержки; введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристической деятельности; создание благоприятных условий для кооперации туристических, банковских структур, транс­портных, гостиничных и страховых компаний в целях формирования высокотехнологичных комплексов туристического обслуживания и развития материально-технической базы отрасли.