Влияние различных факторов на устойчивость автомобиля.

В условиях эксплуатации чаще происходит нарушение поперечной устойчивости автомобиля (занос, опрокидывание), которое более опасно, чем нарушение продольной устойчивости.

  1. Поперечный крен кузова. При разгоне, торможении и повороте автомобиля, а также езде по неровностям дороги вследствие действия боковой силы (рис. 27, а) шины и упругие устройства подвески с одной стороны автомобиля разгружаются, а с другой – разгружаются. В результате кузов автомобиля наклоняется в поперечном направлении. Он может быть уменьшен установкой в подвеске стабилизатора (рис. 27, б) поперечной устойчивости, который препятствует крену кузова и уменьшает его поперечные угловые колебания.

Обычно при эксплуатации угол поперечного крена кузова не превышает 100, но этого достаточно, чтобы возросла возможность опрокидывания автомобиля. Поэтому значения критической скорости и критического угла поперечного уклона дороги в действительности будут на 10-15% меньше рассчитанных по формулам.

  1. Износ шин. Значение коэффициента сцепления колёс с дорогой, протектор шин которых изношен до полного исчезновения рисунка («лысые шины»), почти в 2 раза меньше, чем у новых шин.
  2. Неисправности тормозных механизмов.Причиной нарушения поперечной устойчивости при торможении может быть неравномерное распределение тормозных сил по колёсам автомобиля из-за замасливания или неправильной регулировке тормозных механизмов (рис. 28). При этом неравномерность распределения тормозных сил у передних колёс опаснее, чем у задних.

Рис. 28. Проверка тормозных свойств автомобиля на тормозном стенде.

 

  1. Блокировка колёс при торможении. При торможении на дорогах с коэффициентом сцепления

менее 0,4 у автомобиля первыми блокируются задние колёса, что может привести к потере устойчивости автомобиля.

При торможении на дорогах с более высоким коэффициентом сцепления у автомобиля первыми доводятся до юза передние колёса. Следствием этого может быть потеря управляемости автомобиля.

  1. Центр тяжести автомобиля и колея колёс. При высоком расположении центра тяжести

может произойти опрокидывание автомобиля при действии боковой силы. Это наиболее

вероятно при движении автомобиля на поворотах малого радиуса при отсутствии виражей

вследствие уменьшения критической скорости автомобиля по опрокидыванию.

  1. Дорога, повороты и виражи. При ухудшении состояния дорожного покрытия (дождь, снег,

обледенение) значительно уменьшается сцепление колёс с дорогой, что может привести к

заносу автомобиля.

Наименьшие радиусы поворотов дорог составляют 30 м. Для повышения устойчивости

автомобиля на поворотах с небольшими радиусами создают виражи – поперечные уклоны

дороги, направленные к центру поворота.

  1. Расположение груза в кузове автомобиля. При несовпадении центра тяжести груза с

продольной осью автомобиля сила инерции, возникающая при торможении, создаёт

поворачивающий момент, что может привести к заносу автомобиля.

  1. Способ торможения. Устойчивость автомобиля зависит от способа торможения.

Торможение автомобиля двигателем, который не отсоединяется от трансмиссии и работает на

компрессорном режиме, обеспечивает устойчивость автомобиля против заноса.

При комбинированном торможении автомобиля (совместно тормозными механизмами колёс и

двигателем) повышается его поперечная устойчивость. Комбинированный способ торможения

автомобиля необходимо применять на дорогах с малым коэффициентом сцепления колёс с

дорогой.