Технические условия

Обозначения, рекомендуемые для нанесения в воинских частях на аккумуляторных батареях при закреплении за машинами

1. На всех аккумуляторных батареях, закрепленных за объектами ВВТ, с помощью трафаретов белой краской наносятся номера подразделений и машин. Номерные обозначения наносить на передней торцовой стенке батареи.

2. На батареях, предназначенных для использования в качестве буферных групп, по периметру ящика красной краской наносится горизонтальная полоса шириной 50 мм.

3. На резервных батареях по периметру ящика наносится белая полоса шириной 50 мм.

4. Размеры обозначений:

- для АБ типа 6СТЭН-140, 12СТ-70, 12СТ-85, 6СТ-190, 6СТ-182, 6СТ-132, 6СТ-90, ЗСТ-150, ЗСТ-215 высота цифр и букв – 50 мм, ширина – 30 мм, толщина линии – 8-10 мм.

- для остальных АБ высота цифр и букв – 30 мм, ширина – 20 мм, толщина линии – 6-8 мм.

После нанесения обозначений аккумуляторные батареи приводятся в рабочее состояние и устанавливаются на машины, а если батареи предназначены для техники длительного хранения, то они в сухозаряженном или приведенном состоянии сдаются на хранение в аккумуляторную.

Прием батарей на хранение в аккумуляторную осуществляется после проверки их технического состояния аккумуляторщиком (ответственным за хранение) и записи их в «Журнал учета обслуживания аккумуляторных батарей» (Руководство по свинцово-стартерным АБ, изд. 1983 г.).

О приеме батарей аккумуляторщик заверяет росписью в «Книге учета материальных средств, выданных во временное пользование» (форма 37, приказ МО 1979 г. № 260) подразделения, сдавшего аккумуляторы.

 

ОПЕРАЦИОННЫЕ КАРТЫ №3

Объем и периодичность технического обслуживания аккумуляторных батарей

На танковых батареях при техническом обслуживании № 2, но не реже одного раза в месяц зимой, и одного раза в 3 месяца летом, а на танковых батареях не реже одного раза в месяц проверять степень заряженности батарей по плотности электролита. Для этого необходимо знать, какая плотность была установлена в конце полного заряда батареи, измерить плотность электролита во всех аккумуляторах и температуру в среднем аккумуляторе батареи. Уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см3 составляет примерно 5-6% потери емкости батареи, поэтому степень разряженности батареи можно определить по таблице № 1, учитывая температурную поправку.

Таблица 1

Плотность полностью заряженной батареи Плотность разряженной батареи
На 25% На 50%
1,31 1,27 1,23
1,29 1,25 1,21
1,27 1,23 1,19
1,25 1,21 1,17
1,23 1,19 1,15

Батареи, разряженные зимой более чем на 25%, а летом более чем на 50%, снять с машин и зарядить на зарядной станции.

Объем и периодичность технического обслуживания аккумуляторных батарей при их эксплуатации указаны в таблице № 2.

Таблица 2

Объем обслуживания Периодичность обслуживания
танковых батарей автомобильных батарей
6СТ-140Р, 12СТ-85Р 12СТ-70М, 12CT-70
Без снятия батарей с машины
1. Провести внешний осмотр и очистку поверхности батарей от пыли и грязи Один раз в 15 дней Один раз в 15 дней При ТО-1 машины, но не реже одного раза в 15 дней
2. Проверить: плотность крепления наконечников проводов с полюсными выводами батарей; надежность крепления батарей на стеллажах и в гнездах; работоспособность батарей То же То же То же
При снятых батареях с машины
1. Очистить: поверхность батарей (мастику, ящик, моноблок, перемычки) от пыли и грязи; контактные поверхности выводных зажимов от окислов Один раз в три месяца. Летом при температуре 25°С и выше - один раз в месяц При ежемесячном заряде на зарядной станции При ТО-1 машины, но не реже: летом - одного раза в 15 дней, зимой - одного раза в месяц
2. Проверить: чистоту вентиляционных отверстий в пробках; при необходимости прочистить их; отсутствие трещин в мастике; обнаруженные трещины и вспучивания оплавить нагретым электропаяльником с насадкой; уровень электролита во всех аккумуляторах; довести его до нормы То же То же То же
3. Нейтрализовать поверхность батареи 10% раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта То же То же То же
4. Проверить степень разряженности по плотности электролита. При степени разряженности более допустимой отправить батареи на зарядную станцию Один раз в три месяца. Летом при температуре 25°С и выше и зимой при температуре -10°С и ниже - один раз в месяц При ежемесячном заряде на зарядной станции При ТО-2 машины, но не реже одного раза в три месяца летом и одного раза в месяц зимой
5. Провести контроль зарядного режима для автомобильных батарей - - При ТО-2 машины, но не реже одного раза в три месяца летом и одного раза в месяц зимой
6. Провести полный заряд на зарядной станции При разряженности батарей летом на 50%, а зимой на 25%
При переходе с летней эксплуатации на зимнюю и с зимней на летнюю Ежемесячно независимо от степени разряженности  
7. Провести контрольно-тренировочный цикл Один раз в год (12СТ-85Р - один раз в 9 месяцев) Один раз в 6 месяцев Один раз в год. При поступлении в часть вместе с машинами от автомобильных заводов и других частей
При поступлении с машинами от других частей  

 

ПРИМЕЧАНИЕ. Под термином “лето” (если нет указаний на конкретную температуру) понимается период года, когда устойчивая окружающая температура выше +5°С. Под термином “зима” - когда эта температура ниже +5°С.

 

ОПЕРАЦИОННЫЕ КАРТЫ №4

Диагностирование аккумуляторных батарей, снятых с танка

Методика диагностирования аккумуляторных батарей, снятых с танка, включает в себя следующие операции:

1. Проверку наличия неисправностей батареи по внешним признакам.

2. Проверку уровня электролита во всех аккумуляторах.

3. Измерение температуры и плотности электролита для оценки степени разряженности каждого аккумулятора и батареи в целом.

4. Определение короткозамкнутых аккумуляторов по величине (ЭДС).

5. Проверку отсутствия повышенного саморазряда.

                   
         
 
 
 

6. Проверку степени заряженности батарей переносным прибором.

Рис. Контрольно-измерительные приборы

1. Переносной вольтметр типа М106 на напряжение 3, 15, 30, 75 В класса точности не ниже 1,5 с внутренним сопротивлением не менее 300 Ом/В

2. Уровнемерная трубка, стеклянная, с рисками на 10, 12, 15 и 17 мм с внутренним диаметром 4 - 6 мм.

3. Термометр жидкостной ГОСТ 9177-74 или ртутный ГОСТ 2823-73 с ценой деления 0,5 или 1°С на пределы измерений от минус 50 до плюс 80°С.

4. Ареометр аккумуляторный по ГОСТ 18481-81 на предел измерений от 1,10 до 1,30 г/см3.

5. Переносной прибор для определения степени заряженности батарей.

 

1. Проверка технического состояния батареи по внешнему виду

Проверяется

а) состояние вентиляционных отверстий, мастики, полюсных выводов и перемычек;

б) отсутствие механических повреждений корпуса и подтекания электролита;

в) наличие защитного кожуха и крышки, а также болтов, шайб и гаек на полюсных выводах.

Технические условия

 
 

Батарея сухая, вентиляционные отверстия чистые, трещины в заливочной мастике, ее отслоение и механические повреждения корпуса отсутствуют. Полюсные выводы и перемычки батареи зачищены (не окислены) и не имеют повышенного износа и механических повреждений, моноблоки или баки батареи не имеют трещин.

Рис. Внешний осмотр

 

2 Проверка уровня электролита во всех аккумуляторах

Порядок проверки

Снять пробку заливного отверстия и погрузить уровнемерную трубку в электролит до упора в предохранительный щиток аккумулятора. Зажать пальцем верхний конец трубки и приподнять её, определить визуально высоту столбика электролита в трубке.

Технические условия

Высота столбика электролита в уровнемерной трубке должна быть 10…12 мм, что соответствует уровню электролита в аккумуляторе над защитной сеткой.

 
 

Рис. Проверка уровня электролита

3. ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ И ПЛОТНОСТИ ЭЛЕКТРОЛИТА

Порядок проверки

 
 

Для определения температуры электролита необходимо погрузить термометр в электролит и по его шкале произвести отсчет. После определения температуры электролита определить его плотность с помощью ареометра. Для этого необходимо сжать рукой резиновую грушу ареометра, опустить конец заборной трубки в электролит и постепенно отпустить грушу. Когда денсиметр всплывет, по его шкале определить плотность электролита в аккумуляторе.

 

Рис. Определение температуры и плотности электролита

Технические условия

При измерении плотности электролита необходимо одновременно измерять его температуру. И руководствуясь таблицей №3 температурных поправок к показанию ареометра, приводить плотность электролита к температуре +250С.

Таблица № 3

Температура электролита при измерении плотности,0 С От-55 до-41 От-40 до-26 От-25 до -11 От -10 до +4 От +5 до +19 От +20 до +30 От +31 до +45 От +46 до +60
Поправка к показанию ареометра, г/см3 -0,05 -0,04 -0,03 -0,02 -0,01 0.00 +0,01 +0,02

 

4. Проверка отсутствия короткозамкнутых аккумуляторов по величине электродвижущей силы (ЭДС)

Порядок проверки

 
 

Для проверки прижать концы проводов переносного вольтметра к разноименным выводам аккумулятора и определить величину ЭДС по показаниям прибора.

 

Рис. Проверка батареи по величине ЭДС

Технические условия

Измеренная ЭДС не должна быть меньше расчетной ( ) и при исправном и заряженном аккумуляторе должна быть в пределах 1,92..2,15В

Если измеренная ЭДС меньше, то в аккумуляторе частичное замыкание разноименных электродов. Если же ЭДС равна нулю - аккумулятор полностью короткозамкнут.

 

5. Проверка отсутствия повышенного саморазряда

Порядок проверки

 
 

Для этого конец одного провода переносного вольтметра прижать к поверхности мастики или корпусу батареи, а специальный вывод - к перемычке межэлементного соединения.

Рис. Проверка на утечку тока

Технические условия

Отклонение стрелки вольтамперметра от нулевой отметки показывает утечку тока, вызывающую повышенный саморазряд.

 

6. Проверка степени заряженности батареи переносным прибором

Порядок проверки

Подключить к прибору соединительный провод. Установить рукоятку потенциометра в положение, соответствующее плотности электролита полностью заряженной батареи (для климатической зоны Южного Урала g = 1,28 г/см3). Установить переключатель напряжения в положение «12В» или «24В» в зависимости от номинального напряжения проверяемой батареи. Соблюдая полярность, подключить соединительные провода („плюс” прибора к полюсному выводу „+” батареи, а „минус” прибора к полюсному выводу „-” батареи).

Технические условия

По отклонению стрелки прибора произвести отсчет степени заряженности батареи в процентах. Летом допускается разряженность батареи на 50%, зимой на 25%.

 
 

Рис. Проверка переносным прибором

 

 

ОПЕРАЦИОННЫЕ КАРТЫ №5

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Во время эксплуатации и хранения аккумуляторных батарей могут возникать следующие неисправности:

-трещины в заливочной мастике и отслоение её;

-повреждение и износ полюсных выводов и перемычек;

-сульфатация электродов;

-повышенный саморазряд;

-отстающие аккумуляторы;

-короткое замыкание внутри аккумуляторов;

-нарушение электрической цепи аккумуляторной батареи;

-трещины моноблоков, баков и крышек аккумуляторов;

-разрушение деревянных ящиков батарей.

Для устранения некоторых неисправностей требуется производить частичную разборку батарей. Аккумуляторные батареи и отдельные аккумуляторы в воинских частях разбираются для устранения неисправностей только после обработки ими гарантийного срока службы или наработки. Если до истечения гарантийного срока при соблюдении правил эксплуатации и обслуживания обнаружены неисправности, требующие разборки батарей, составляется акт-рекламация.

Внешние неисправности

ТРЕЩИНЫ В ЗАЛИВОЧНОЙ МАСТИКЕ И ЕЕ ОТСЛОЕНИЕ

Трещины в заливочной мастике и отслоение её от крышек аккумуляторов и стенок моноблока образуются при длительной эксплуатации аккумуляторных батарей в результате естественного старения мастики, нарушения правил хранения батареи при отрицательных температурах воздуха, а также в результате случайных ударов и тряски батареи.

Небольшие трещины в мастике устраняют с помощью электрического паяльника со специальными насадками.

Пользоваться для этой цели открытым пламенем воспрещается.

Если в мастике имеются глубокие трещины или отслоения от стенок моноблока (ящика), её необходимо удалить и залить поверхность батарей новой расплавленной мастикой. Мастику для заливки расплавляют в мастиковарке на электрической плитке. Температура расплавленной мастики БР-20 и БРТ-1 должна быть 180…220°С, а мастики ЭП-10 и БР-Д-220…230°С. Заливку батарей мастикой производят вручную с помощью специального ковша с оттянутым носиком.

Перед заливкой мастики поверхность батареи необходимо очистить от электролита с помощью ветоши, смоченной в растворе кальцинированной соды, и обязательно протереть насухо.

После заливки удалить с помощью ножа излишки мастики и выровнять поверхность нагретым паяльником с насадкой.

ПОВРЕЖДЕНИЕ И ИЗНОС ПОЛЮСНЫХ ВЫВОДОВ И ПЕРЕМЫЧЕК

Изношенные или поврежденные полюсные выводы (выполненные под «конус») автомобильных аккумуляторных батарей наплавляются с помощью угольного электрода и специальных форм (шаблонов) для положительного или отрицательного вывода.

В качестве источника тока может быть использована батарея напряжением 6 или 12В или понижающий трансформатор на вторичное напряжение 12В. Один провод от батареи присоединяется к шаблону, а другой - к угольному электроду.

Изношенные полюсные выводы танковых батарей заменяют годными, снятыми со списанных батарей, или новыми. Для отливки полюсных выводов танковых батарей используют специальную форму.

Негодные перемычки заменяют новыми, отлитыми в специальной форме.

Материалом для отливки выводов и перемычек служат свинцовые детали ремонтируемых и непригодных батарей.

Температура форм должна быть около 200°С, а расплавленного свинца около 500°С.

ПОВЫШЕННЫЙ САМОРАЗРЯД

Аккумуляторная батарея, отключенная от разрядной цепи, самопроизвольно разряжается и теряет ёмкость. Такой разряд аккумуляторной батареи называется саморазрядом.

Саморазряд бывает нормальным и повышенным. Нормальный саморазряд для свинцовой стартерной аккумуляторной батареи - явление неизбежное. Саморазряд считается повышенным, если после 14-суточного бездействия батареи среднеустойчивая величина его превышает 0,7% номинальной ёмкости автомобильных батарей и 0,5…0,6% номинальной ёмкости танковых батарей при температуре окружающей среды +20 5°С.

Повышенный саморазряд вызывается следующими основными причинами:

-наличием на поверхности батарей загрязнений, проводящих электрический ток (например, электролита, пролитого при небрежной заливке батарей во время установки батарей в машину или попавшего во время их заряда при бурном газовыделении);

-применением дистиллированной воды или электролита, содержащих вредные примеси;

-хранением аккумуляторных батарей при повышенных температурах окружающего воздуха;

-повышенным износом электродов в процессе эксплуатации аккумуляторных батарей.

Повышенный саморазряд обнаруживают по быстрому уменьшению плотности электролита при хранении батарей, а также по утечке тока, определяемой вольтметром со щупом.

Для обнаружения утечки тока концом провода (щупом) от переносного вольтметра прикасаются к поверхности мастики или деревянного ящика, а специальный вывод вольтметра прижимают к перемычке. Отклонение стрелки вольтметра от «нуля» показывает утечку тока, вызывающую повышенный саморазряд батареи.

Для предупреждения и устранения повышенного саморазряда необходимо применять для приготовления электролита только аккумуляторную кислоту, отвечающую требованиям ГОСТа, и дистиллированную воду; своевременно проводить обслуживание батарей при эксплуатации и при хранении, обращая особое внимание на то, чтобы поверхность батареи была чистой и сухой; своевременно устранять трещины в мастике.

Саморазряд аккумуляторных батарей в значительной степени зависит от температуры окружающего воздуха (соответственно и от температуры электролита). При повышении окружающей температуры саморазряд увеличивается, при температуре электролита 0°С и ниже саморазряд практически прекращается.

ТРЕЩИНЫ МОНОБЛОКОВ, БАКОВ И КРЫШЕК АККУМУЛЯТОРОВ

Трещины моноблоков, баков, внутренних перегородок моноблока и крышек аккумуляторов вызываются механическими повреждениями, ударами, тряской и т.п. в процессе эксплуатации аккумуляторных батарей. Появление трещин может произойти также из-за плохого крепления батарей на машинах.

Эти неисправности обнаруживаются при внешнем осмотре батарей, а также по быстрому снижению уровня электролита вследствие подтекания его через трещины.

Трещины во внутренних перегородках моноблока вызывают постепенный разряд смежных аккумуляторов батареи. Первым признаком такого повреждения обычно является неспособность батареи держать заряд и различие в степени заряженности отдельных аккумуляторов.

При устранении неисправностей крышки аккумуляторов, отдельные баки и моноблоки, имеющие трещины, подлежат замене исправными.

РАЗРУШЕНИЕ ДЕРЕВЯННЫХ ЯЩИКОВ БАТАРЕИ

Разрушение деревянных ящиков вызывается попаданием электролита на стенки ящика через трещины в мастике и щели между мастикой и стенкой ящика; выплёскиванием электролита на стенки ящика при большом наклоне батареи во время установки в машину.

Под действием электролита деревянные ящики обугливаются, теряют механическую прочность и разрушаются. Устранение трещин в заливочной мастике по мере их появления, регулярная обработка поверхности мастики и ящика кальцинированной содой для нейтрализации разрушаемого действия электролита, а также окраска ящика (после обработки содой и просушки) лаком БТ-783 являются действенными мерами предохранения его от преждевременного разрушения.

 

Внутренние неисправности

СУЛЬФАТАЦИЯ ЭЛЕКТРОДОВ

Под термином «Сульфатация электродов» в значении неисправности аккумуляторной батареи понимают такое состояние электродов, когда они не заряжаются при пропускании нормального тока в течение установленного промежутка времени.

Для отрицательного электрода сульфатация внешне проявляется наличием на поверхности крупных, трудно растворимых при зарядке кристаллов или даже сплошного слоя сульфата свинца. Активный материал таких электродов является жёстким, поверхность электродов не даёт ясной металлической черты, если по ней прочертить ножом.

Активный материал положительных электродов, подвергшихся сульфатации, часто приобретает светлую окраску, причём появляются белые пятна сульфата. Поверхность электродов становится жёсткой, шероховатой; при растирании такой активной массы между пальцами создаётся ощущение, сходное с ощущением, получаемым при растирании песка. При сульфатации электродов резко возрастает внутреннее сопротивление аккумулятора, а следовательно, понижается напряжение при разрядке. Ёмкость сульфатированного аккумулятора резко снижается, особенно при стартерном режиме разряда.

Сульфат свинца имеет больший объём, чем активная масса, поэтому при сульфатации происходят закупоривание пор, выкрашивание и выдавливание активной массы, а также искривление и разрыв электродов.

Сульфатация электродов возникает в результате несоблюдения правил обслуживания батарей при их эксплуатации и хранении.

Сульфатация характеризуется следующими признаками:

-при заряде быстро повышается температура электролита (из-за высокого внутреннего сопротивления сульфатированных аккумуляторов);

-плотность электролита при заряде почти не повышается или повышается очень медленно;

-газовыделение начинается значительно раньше, чем у исправных аккумуляторов (нередко оно начинается сразу при включении аккумулятора на заряд);

-напряжение аккумуляторов в начале заряда имеет более высокое значение, чем у исправных аккумуляторов, затем медленно возврастает и в конце заряда остаётся ниже нормы (2,4 В против 2,6…2,65В у исправных аккумуляторов);

-при контрольном разряде батарея отдаёт ёмкость значительно меньше номинальной.

Раннее газовыделение, незначительное возрастание плотности электролита и повышенное напряжение при заряде сульфатированных батарей иногда приводят к тому, что неправильно определяют окончание заряда батареи. Это особенность следует всегда помнить, чтобы не прекратить заряд преждевременно.

Причины сульфатации:

-применение загрязненного примесями электролита;

-длительное нахождение батарей в разряженном состоянии;

-систематический недозаряд батарей;

-снижение уровня электролита в аккумуляторах (ниже верхней кромки электродов);

-эксплуатация аккумуляторных батарей при недопустимо высокой температуре и плотности электролита.

Исправление сильно сульфатированных электродов аккумулятора невозможно.

Частичную сульфитацию, не вызвавшую разрывов и коробления электродов, можно устранить путём длительного (до 24 ч и более) заряда батареи. Заряд необходимо вести до тех пор, пока плотность электролита и напряжение не будут постоянными в течение 5…6 ч. Если путём длительного заряда сульфатацию устранить не удаётся, следует разрядить аккумулятор током 10-часового режима, вылить электролит, промыть аккумуляторы дистиллированной водой и проверить, нет ли короткого замыкания. Затем следует залить в аккумуляторы слегка подкисленную дистиллированную воду и через час после заливки поставить на заряд током, сниженным наполовину от нормального (для танковых батарей величина тока 4А). Заряд производят до тех пор, пока плотность и напряжение не будут постоянными в течение 5…6 ч, после чего необходимо довести плотность до нормальной и провести контрольный разряд. Практически оказывается необходимым провести ещё не менее одного- двух контрольного – тренировочных циклов, чтобы сульфатированная батарея отдала 75% гарантированной ёмкости.

ОТСТАЮЩИЕ АККУМУЛЯТОРЫ

Состояние отдельных аккумуляторов в батарее должно быть практически одинаковым. Если в батарее хотя бы один аккумулятор будет разряжаться раньше остальных, то работоспособность батареи определяется именно этим отстающим аккумулятором.

Отстающие аккумуляторы можно обнаружить при заряде на зарядной станции, а также при контрольном разряде во время контрольно-тренировочного цикла.

Наиболее характерными признаками отстающего аккумулятора являются:

-плотность электролита при заряде повышается значительно медленнее, чем в других аккумуляторах, и не достигает необходимого значения;

-напряжение в конце заряда ниже, а температура электролита выше, чем в остальных исправных аккумуляторах.

Отстающие аккумуляторы следует дозарядить отдельно после окончания заряда остальных исправных аккумуляторов батареи. Для этого к перемычкам отстающих аккумуляторов с помощью зажимов присоединяют провода от зарядного источника через дополнительный реостат.

Заряд производится в течение 3…4 ч тем же током и по тем же правилам, что заряд батареи. Затем следует провести контрольный заряд всей батареи током 10-часового разрядного режима. Если в конце заряда разница между напряжением отстающего аккумулятора и другими будет менее 0,2В, то такую батарею после нормального заряда можно сдать в эксплуатацию.

Если дополнительный заряд отстающих аккумуляторов не дает положительных результатов, исправление их надо проводить способами устранения сульфатации или короткого замыкания.

КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ ВНУТРИ АККУМУЛЯТОРА

Внутренние короткие замыкания в аккумуляторах происходят между разноименными электродами через токопроводящие мостики из свинцовой губки, образующиеся на нижних и боковых кромках электродов; через осадок (шлам), откладывающийся в придонном пространстве аккумулятора в результате оползания активной массы, а также за счет заполнения наиболее крупных по диаметру пор сепараторов разбухшей активной массой до образования сквозных мостиков через сепараторы (так называемое «прорастание»). Мостики образуются вследствие продавливания сепараторов разбухшей активной массой и образования трещин в сепараторах. Характерными признаками короткозамкнутого аккумулятора являются:

-отсутствие или очень малая величина ЭДС;

-непрерывное уменьшение плотности электролита, несмотря на то, что батарея получает нормальный заряд;

-быстрая потеря емкости после полного заряда;

-плотность электролита, а также напряжение на аккумуляторе в процессе заряда не повышается, а после выключения зарядного тока напряжение быстро падает;

-при заряде в короткозамкнутом аккумуляторе быстро повышается температура.

Причины коротких замыканий устанавливаются после разработки аккумуляторов и устраняются заменой поврежденных сепараторов, удалением губки на кромках электродов и накопившегося на дне аккумулятора осадка.

НАРУШЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Нарушение электрической цепи батареи обнаруживается по отказу в работе стартера при исправной цепи батарея – стартер, по низкому уровню напряжения. Оно может быть вызвано распайкой перемычек, расплавлением или обломом полюсного вывода борна, а также обрывом полублока положительных электродов в результате коррозии токоотводов.

Признаком нарушения контакта в местах спайки токоведущих частей является нагревание места спайки при больших разрядных токах, потрескивание и дымление.

Признаком обрыва электрической цепи внутри аккумулятора является малая величина ЭДС без нагрузки и низкое напряжение под нагрузкой.

Нарушение пайки полюсного вывода перемычки может быть устранено путем проварки нарушенного соединения угольным электродом. При обрыве цепи внутри аккумулятора она подлежит разборке и исправлению мест повреждения или замене блока электродов.

 

 

Задание на учебное место №2.

Тема: Размещение источников электрической энергии в танке. Установка, крепление АБ в танке, их снятие. Выполнение нормативов Н-Тх №2,3. Проверка технического состояния АБ в танке

Учебно – воспитательные цели:

1. Изучить размещение источников электрической энергии в танке

2. Дать практику в установке, крепление АБ в танке, их снятие (выполнение нормативов Н-Тх №2,3), в проверке технического состояния АБ в танке.

3. Воспитывать ответственность за качественное выполнение работ по установке, креплению АБ в танке, их снятие, проверке технического состояния АБ в танке

Время: - 80 мин.

Учебно-материальное обеспечение:

1. Литература:

а) основная литература:

- "Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации". М. Воениздат, 1989 г., кн. 12, часть 2, стр. 10 - 12,

2. Наглядные пособия:

- плакат «Общее устройство АБ».

3. Материальная часть:

= танк Т-72 – 1 ед.;

=ЗИП танка;

Учебные вопросы:

1.Размещение источников электрической энергии в танке.

2.Установка, крепление АБ в танке, их снятие. Выполнение нормативов Н-Тх №2,3.

3.Проверка технического состояния АБ в танке

 

 

Техника безопасности:

На учебном месте №1, необходимо соблюдать следующие требования по технике безопасности:

- надежно стопорить открытые крышки люков;

- не пользоваться неисправным или плохо заправленным инструментом, не удлинять плечо ключа другим ключами, не пользоваться ключами, не соответствующими размеру гайки или болта, а также инструментами не по назначению;

- не включать электроприборы на танках и действующие стенды без разрешения преподавателя;

- рабочий инструмент, приборы и вспомогательные материалы расположить в удобном и безопасном для пользования порядке и проверить их исправность.

 

ОПЕРАЦИОННАЯ КАРТА №1

Размещение источников электрической энергии в танке

Основным источником электрической энергии в танке Т-72 является стартер – генератор СГ-10-1С, работающей в генераторном режиме, имеющий привод через гитару от двигателя танка.

Стартер-генератор установлен в силовом отделении машины на кронштейне, приваренном к подмоторному фундаменту, в специальной подушке. Закреплен стартер-генератор двумя хомутами 3 и 7 с помощью стяжных болтов. Сверху стартер-генератор имеет щиток, защищающий его от теплового излучения двигателя.

 

 

Вторым источником электрической энергии служат аккумуляторные батареи.

Аккумуляторные батареи располагаются слева от механика-водителя и закрываются защитной крышкой.

 

 

ОПЕРАЦИОННАЯ КАРТА №2

Диагностирование аккумуляторных батарей установленных в танке

Методика диагностирования аккумуляторных батарей в танке включает в себя следующие операции:

1. Проверку состояния батарей внешним осмотром.

2. Проверку батарей на отсутствие утечки тока.

3. Проверку состояния батарей по величине ЭДС.

4. Проверку степени заряженности батарей по величине зарядного тока.

5.Проверку напряжения АБ под нагрзкой5.

6.Проверку степени заряженности батарей переносным прибором.

Проверка АБ производится с помощью штатного вольтамперметра ВА-540, установленного на щитке механика-водителя или переносным прибором.

 
 

Рис.

А. Вольтамперметр типа ВА-540:

1- кнопка перевода в режим вольтметра; 2- шкала вольтметра (верхняя); 3- шкала амперметра. Пределы измерений: амперметра: 100 - 0 - 500 А; вольтметра: 0 - 30 В. Цена деления: амперметра - 50 А; вольтметра - 2 В.

Б. Переносной прибор для определения степени заряженности аккумуляторных батарей

1 - шкала плотности электролита; 2 - рукоятка потенциометра; 3 - переключатель напряжения; 4 - шкала для определения степени заряженности батарей.

ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ БАТАРЕЙ ВНЕШНИМ ОСМОТРОМ

Проверяется:

а) состояние батарей по их внешнему виду;

б) надежность крепления батарей на штатных местах;

в) надежность соединения проводов и перемычек с полюсными выводами АБ.

Технические условия:

Корпуса батарей должны быть чистыми, окрашены кислотоупорным лаком и иметь номер, соответствующий номеру танка. Пыль и грязь на поверхности батарей не допускаются. Батареи должны надежно крепиться на своих штатных местах замками.

 
 

Рис. Внешний осмотр

Болты, соединяющие перемычки и полюсные выводы батарей, должны быть прочно затянуты. Под гайками крепления наконечников проводов к полюсным выводам должны быть шайбы, а полюсные выводы должны быть смазаны техническим вазелином. Провода, подсоединяемые к АБ, и их наконечники, должны быть исправными. Не допускается натяжение проводов. Аккумуляторные батареи должны быть закрыты крышками, а их полюсные выводы - защитными кожухами. Подтекание электролита, повреждения полюсных выводов и трещины мастики не допускаются.

 

ПРОВЕРКА БАТАРЕЙ НА ОТСУТСТВИЕ УТЕЧКИ ТОКА

Порядок проверки

Нажать на кнопку (V нажать) вольтамперметра ВА-540 при неработающем двигателе и выключенном выключателе батарей.

Технические условия

Стрелка вольтамперметра не должна отклонятся от нулевой отметки. При наличии утечки тока (стрелка вольтамперметра отклонилась от нулевой отметки) аккумуляторные батареи снять со штатных мест, очистить от загрязнения и нейтрализовать поверхности батарей 10% рас

 
 

твором кальцинированной соды или нашатырного спирта.

Рис. Проверка на отсутствие утечки тока

 

Проверка состояния батарей по величине ЭДС

Порядок проверки

При включенном выключателе батарей, неработающем двигателе и выключенных потребителях электрической энергии нажать на кнопку (V нажать) вольтамперметра.

Технические условия

При исправных заряженных аккумуляторных батареях величина ЭДС должна быть больше или равна 24В (отсчет проводится по верхней шкале вольтамперметра, цена деления-2В). Низкое значение ЭДС свидетельствует о наличии в батареях короткозамкнутых аккумуляторов или об их разряженности. В этом случае аккумуляторные батареи необходимо снять и сдать на зарядную станцию для ремонта или зарядки.

 
 

Рис. Проверка батарей по ЭДС

 

ПРОВЕРКА СТЕПЕНИ ЗАРЯЖЕННОСТИ ПО ВЕЛИЧИНЕ ЗАРЯДНОГО ТОКА

Порядок проверки

Пустить двигатель танка и прогреть его в течение 10...15 минут. Установить эксплуатационные обороты коленчатого вала двигателя (1600-1900 об/мин) и определить величину зарядного тока по вольтамперметру (кнопку V не нажимать).

Технические условия

Если величина зарядного тока находится в пределах 20…45А (отсчет проводится по нижней шкале вольтметра, цена деления-50А), то степень заряженности батареи составляет 90..75% соответственно. Летом допускается разряжать батареи на50%, а зимой на 25%. Если величина зарядного тока находится в пределах 50-130А, то это свидетельствует о сильном разряде батарей. АБ необходимо подзарядить на зарядной станции.

 

 
 

Рис. Проверка степени заряженности батарей по величине зарядного тока

 

 

ПРОВЕРКА НАПРЯЖЕНИЯ АБ ПОД НАГРУЗКОЙ

Проверка состояния АБ по величине падения напряжения при прокручивании КВД стартером без подачи топлива.

Нажимают на кнопку стартера без подачи топлива и кнопку вольтметра и замеряют показание прибора. Прибор должен показать значение не ниже указанного в таблице:

 

Тип батареи Значение напряжения по вольтметру, В, в системах электрического пуска с номинальным напряжением
48 В 24 В
6СТ-140Р 6СТЭН-140М   12СТ-85Р 12СТ-70М 12СТ-70 15---16 14---15   16---17 15---16 16---17 14---15

 

Примечание: в числителе- напряжение при положительной температуре окружающей среды, в знаменателе – при отрицательной температуре.

 

ПРОВЕРКА СТЕПЕНИ ЗАРЯЖЕННОСТИ

ПЕРЕНОСНЫМ ПРИБОРОМ

Порядок проверки

Подключить к прибору соединительный провод. Установить рукоятку потенциометра в положение, соответствующее плотности электролита полностью заряженной батареи (для климатической зоны Южного Урала g = 1,28 г/см3). Установить переключатель напряжения в положение «24В», соблюдая полярность подключить соединительные провода („плюс” прибора к выводу „+1” реле стартера-генератора РСГ-10М1, а „минус” прибора к выводу „-2” реле РСГ-10М1).

Технические условия

 
 

По отклонению стрелки прибора произвести отсчет степени заряженности батареи в процентах.

 

Рис. Проверка степени заряженности батарей переносным прибором

 

 

ОПЕРАЦИОННАЯ КАРТА №3

Установка, крепление АБ в танке, их снятие.

Выполнение нормативов Н-Тх №2,3.

 

В танке устанавливается четыре стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батареи марки 6СТ-140Р или 12СТ-85Р.

Аккумуляторные батареи устанавливаются в корзины и крепятся стяжными болтами. Корзины с батареями устанавливаются в стеллаж, который находится в отделении управления слева от сидения механика-водителя.

 
 

а) б)

Рис Размещение батарей в танке

1-стелаж АБ; 2-защитный кожух; 3-нижний защитный кожух; 4-перемычка; 5-провод; 6-верхний защитный кожух; 7-перемычка; 8-провод; 9-перемычка; 10-АБ; 11-замок крепления батарей; 12-болт крепления замка.

а) АБ марки 6СТ-140Р; б) АБ марки 12СТ 85Р.

При установке в танке аккумуляторных батарей марки 12СТ-85Р производится параллельное соединение. При этом напряжение бортовой сети равно 24В, а общая емкость-340 .

 
 

а)

 
 

б)

Рис. Схема соединения 24 вольтовых АБ:

а) Схема соединения АБ; б) Электрическая схема соединения АБ

 

Если же в танке устанавливаются аккумуляторные батареи 6СТ-140Р, то они соединяются последовательно-параллельно. При этом напряжение бортовой сети равно 24В, а общая емкость-280 .

 
 

а)


б)

Рис. Схема соединения 12- вольтовых АБ:

а) Схема соединения АБ; б) Электрическая схема соединения АБ

 

На момент пуска двигателя стартером-генератором аккумуляторные батареи посредством переключающего реле переключаются на напряжение равное 48В, т.е АБ соединяются последовательно-параллельно (12СТ-85Р) или последовательно (6СТ-140Р). Напряжение в 48В подается только на стартерную обмотку стартера-генератора СГ-10-1С. Остальные потребители остаются подключенными на две аккумуляторные батареи, соединенные параллельно (12СТ-85Р) или последовательно (6СТ-140Р).

На кожухе, закрывающем реле РСГ-10М1, имеется табличка со схемой соединения аккумуляторных батарей и схемой подключения проводов при внешнем пуске своего танка от другого или от буферной группы.

 

1.Порядок установки аккумуляторных батарей в танк

Для установки аккумуляторных батарей в танк необходимо:

1. Развернуть пушку, освободив просвет люка механика-водителя. Опустить сидение механика-водителя и зафиксировать его. Снять с сидения спинку и подушку. Снять ящик для инструмента, коробку для лент ПКТ и футляр медицинской аптечки, установленные на кожухах аккумуляторных батарей, и стеллаж запасного прибора ТНПО-168В.

2. Опустить в люк механика-водителя две аккумуляторные батареи и установить их одну на другую. Задвинуть в левый стеллаж сначала верхнюю, а затем нижнюю АБ.

3. Опустить в люк механика-водителя две другие аккумуляторные батареи и таким же порядком установить в правый стеллаж.

4. Закрепить корзины в стеллажах замками, ввернув болты крепления.

5. Вывернуть болты крепления защитных кожухов и снять кожухи.

6. Присоединить провод от клеммы «+1» реле стартер-генератора РСГ-10М1 к клемме «+»нижней левой батареи. Провод от клеммы «+2» реле стартер-генератора РСГ-10М1 к клемме «+»нижней правой батареи.

7. Присоединить перемычку от клеммы «-2» реле стартер-генератора РСГ-10М1 к клемме «-» верхней правой батареи.

8. Присоединить перемычку от выключателя батарей «ВБ» к клемме «-» верхней левой батареи.

9. Соединить перемычками между собой верхние и нижние аккумуляторные батареи:

а) 12СТ-85Р-параллельно ( «+» верхней с «+» нижней и «-» верхней с «-» нижней);

б) 6СТ-140Р последовательно ( «+» верхней с «-» нижней). Закрепить их клеммными болтами с гайками и плоскими шайбами. Удерживая болт ключом, затянуть гайку до упора. Перед установкой клеммы и контактные болты с гайками смазать техническим вазелином.

10. Установить защитные клеммные кожухи на аккумуляторные батареи и закрепить их.

11. Установить верхний и нижний защитный кожухи, ящик для инструмента, коробку для лент ПКТ, футляр медицинской аптечки, стеллаж запасного прибора ТНПО-168В.

12. Установить на место подушку и спинку сидения механика-водителя.

13. Включить выключатель батарей, нажать кнопку вольтамперметра на щите контрольных приборов

 

НОРМАТИВ №2

 

СНЯТИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

 

Условия выполнения:

1. Норматив выполняется командирами танков, механиками-водителями.

2. После снятия аккумуляторные батареи поставить перед машиной.

3. Крышки и предохранительные колодки установить на батареи, болты для присоединения проводов закрепить на клеммах проводов.

4. Перед выполнением норматива штатные выстрелы и боеукладка, мешающие работе, снимаются.

Инструмент и приспособления:

Ключи гаечные 8 х 10; 12 х 14; 17 х 19; 22 х 24; 27 х 30; отвертка; плоскогубцы.

Порядок выполнения:

1. Развернуть башню, освободить просвет люка механика-водителя.

2. Опустить сидение механика-водителя, снять с него подлокотники, чашу и спинку.

3. Снять со стеллажа на кожухе АКБ ящик инструмента, аптечку и коробки ПКТ.

4. Снять верхний кожух ограждения АКБ и вынуть его через люк механика-водителя.

5. Открыть с левой стороны нижнего кожуха ограждения задвижки, снять с петель и вынуть кожух через люк механика-водителя.

6. Выключить выключатель АКБ («Массу»).

7. Вывернуть болты и снять клеммные кожухи с батарей.

8. Отсоединить и снять перемычки, соединяющие между собой нижние и верхние АКБ.

9. Отсоединить от АКБ и отвести в сторону перемычки к клеммам «+1» и «+2» реле РСГ-10М1.

10. Отсоединить провод от клеммы «—» верхней левой батареи и отвести в сторону.

11. Отсоединить провод от клеммы «+» верхней правой батареи и отвести в сторону.

12. Установить на АКБ и закрепить болтами клеммные кожухи.

13. Отвернуть болты крепления и снять замки крепления АКБ к стеллажам.

14 Выдвинуть с правого стеллажа поочередно нижнюю и верхнюю батареи и, установив их друг на друга напротив люка механика-водителя, вынуть из машины.

15. Выдвинуть с левого стеллажа поочередно нижнюю и верхнюю батареи и, установив их друг на друга, вынуть из танка.

16. Батареи установить перед танком.

17. Прикрыть люки командира и механика-водителя,и доложить о готовности.

Оценка по времени:

Отлично — 14 мин.

Хорошо — 15 мин.

Удовлетворительно — 18 мин.