Теоретические основы

Учебной и научной информации»

Цель работы: используя поисковые системы российского сегмента сети Интернет, Международные поисковые системы, Российские каталоги интернет-ресурсов общего назначения, каталоги ресурсов для образования, а также специализированные химические сайты освоить поиск учебной и научной информации

Теоретические основы

Электронные ресурсы, опубликованные в компьютерной сети Интернет, сегодня используются практически во всех сферах деятельности человека. С их помощью повышается эффективность работы инженеров и врачей, юристов и военных, экономистов и деятелей культуры. Современные телекоммуникационные технологии и электронные ресурсы не обошли стороной и образование.

Для обеспечения эффективного поиска информации в компьютерных сетях применяются технологии поиска информации, цель которых - собирать данные об информационных ресурсах сети и предоставлять пользователям возможность быстрого поиска информации. С помощью поисковых систем в сети Интернет можно искать и находить электронные ресурсы, программное обеспечение, информацию об организациях, людях и многое другое.

Поисковые системы (или, говоря иначе, поисковые серверы) достаточно многочисленны и разнообразны. Различают поисковые индексы и каталоги.

Поисковые индексы регулярно прочитывают («индексируют») содержание большинства страниц сети Интернет и помещают их полностью или частично в общую базу данных. Пользователи поискового сервера имеют возможность осуществлять полнотекстовый поиск по этой базе данных, используя ключевые слова, относящиеся к интересующей их теме. Выдача результатов поиска обычно состоит из выдержек рекомендуемых вниманию пользователя страниц и их адресов, оформленных в виде гиперссылок. Работать с поисковыми серверами этого типа удобно, когда человек хорошо представляет то, что именно хочет найти.

Поисковые каталоги представляют собой многоуровневую смысловую классификацию ссылок, построенную по принципу «от общего к частному». Примером такого каталога, напечатанного на бумаге, являются все выпуски настоящего издания. В поисковых каталогах сети Интернет ссылки чаще всего сопровождаются кратким описанием информационного ресурса. Как правило, возможен поиск в названиях рубрик (категориях) и описаниях ресурсов по ключевым словам. Поисковыми каталогами пользуются тогда, когда не вполне четко знают, что именно ищут. Переходя от самых общих категорий к более частным, можно определить, с каким именно электронным ресурсом сети Интернет следует ознакомиться более детально.

Поисковые каталоги подразделяются на каталоги общего назначения и специализированные. Поисковые каталоги общего назначения включают в себя информационные ресурсы самого разного профиля. Специализированные каталоги объединяют только ресурсы, посвященные определенной тематике. Им часто удается достичь лучшего охвата электронных ресурсов из конкретной области и построить более адекватную рубрикацию.

Работать с поисковыми системами несложно. В строке запроса поисковой системы необходимо набирать на нужном языке ключевые слова или фразу, соответствующие электронному ресурсу или ресурсам сети Интернет, которые требуется найти. Затем с помощью мыши необходимо нажать на экране кнопку c английской надписью «Search» или русской надписью «Поиск». Результаты поиска появятся в рабочем окне обозревателя.

Как правило, поисковая система выдает результаты поиска порциями, например, по 10 ссылок на одной странице. Поэтому часто все результаты поиска занимают более одной страницы. В этом случае под списком рекомендуемых ссылок будет находиться ссылка, предлагающая перейти к следующей «порции» результатов поиска.

В идеальном случае требуемый электронный ресурс будет помещен поисковой системой на первую страницу выдачи результатов поиска. Такой ресурс можно сразу узнать по его краткому описанию. Однако часто приходится просмотреть несколько ресурсов и страниц выдачи результата, прежде чем удастся обнаружить подходящий электронный ресурс. Как правило, пользователь просматривает такие ресурсы в новых окнах обозревателя, не закрывая окно обозревателя с результатами поиска.

return false">ссылка скрыта

Ключевые слова, составляющие поисковый запрос, обычно разделяются пробелами. Различные поисковые системы воспринимают это по-разному.

Некоторые из них отбирают по такому запросу только электронные ресурсы, содержащие все ключевые слова, то есть воспринимают пробел в запросе как логическую связку «и». Некоторые трактуют пробел как логическое «или» и производят поиск ресурсов, содержащих хотя бы одно из приведенных в запросе ключевых слов.

Удачно сформулировать запрос для поисковой системы с первого раза получается не всегда. Если запрос короткий и в нем присутствуют только часто употребляемые слова, может быть найдено очень много ресурсов: сотни тысяч или миллионы. И наоборот, если запрос окажется слишком детализированным или в нем будут использованы очень редкие слова, поисковая система выдаст сообщение о том, что ресурсов, отвечающих такому запросу, не найдено. Постепенное сужение или расширение круга поиска через увеличение или уменьшение списка ключевых слов, замена неудачных поисковых терминов на более удачные помогают улучшить результаты поиска.

Весьма полезным может оказаться использование возможностей режима «Расширенный поиск» (Advanced Search), который имеется в большинстве поисковых систем. В данном режиме можно задать дополнительные условия, ограничивающие область поиска: например, выполнить поиск документов, на-ходящихся на заданном сайте (сайтах), опубликованных в Интернете в опре-деленный период времени, имеющих заданный формат (html, doc, pdf и др.), расположенных на сайтах заданного региона, а также задать логические правила обработки запроса - поиск результатов с точным совпадением с контекстом запроса, c любым из заданных слов, со всеми словами, без заданных слов и т. д.

С помощью современных поисковых систем можно проводить поиск самых разных электронных ресурсов сети Интернет, использование которых позволило бы повысить эффективность общего среднего образования. Среди таких ресурсов можно выделить образовательные интернет-порталы, которые сами являются каталогами ресурсов, сервисные и инструментальные компьютерные программные средства, электронные представления бумажных изданий, электронные учебные средства и средства измерения результатов обучения, ресурсы, содержащие новости, объявления и средства для общения участников образовательного процесса.

Специализированные химические сайты могут оказаться полезными как при изложении нового материала, так и для проведения лабораторно-практических работ на уроках по неорганической и органической химии. Благодаря таким ресурсам становятся возможными знакомство школьников с химическими веществами и демонстрация опытов, которые по разным причинам недоступны для школы. В числе приводимых интернет-ресурсов - электронные учебники и учебные пособия по химии, электронные издания, посвященные занимательной и популярной химии, химические каталоги, таблицы и базы данных, атласы и коллекции материалов, призванные повысить наглядность и доступность содержания химии как учебной дисциплины.

Современный специалист не сможет эффективно организовать и осуществлять свою деятельность без использования сети Интернет, ее ресурсов и сервисов. Однако процесс освоения таких средств информационных технологий не может быть осуществлен в кратчайшие сроки. Необходимо решение большого количества проблем, начиная с ознакомления с техническими и технологическими особенностями работы с техникой и заканчивая проблемой выработки устойчивой профессиональной заинтересованности в обучении и науке с использованием современных средств информатизации образования.