При пиковой нагрузке
Расчетные изгибные напряжения при пиковой нагрузке
.
Допускаемые изгибные напряжения при действии максимальной нагрузки для стальных колес с улучшением:
;
=41,8 .
Условие прочности выполнено.
Таким образом, все условия прочности выполняются.
3. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ РЕДУКТОРА
Расчет выполняем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.
Крутящие моменты в поперечных сечениях валов по табл.1:
ведущего вала
Тк1 = Т1 = 36,4 Н×м;
ведомого вала
Тк2 = Тк1×u×h = 36,4×3,16×0,94 = 107,78 Н×м.
Ведущий вал:
Диаметр выходного конца ведущего вала при допускаемом напряжении [tк] = 25 МПа (по формуле (8.16) [1])
мм.
Для соединения ведущего вала с помощью Муфта Упругая Втулочно-Пальцевая по ГОСТ 21424-75 с валом электродвигателя dдв = 32 мм принимаем dв1 = 30 мм, под подшипниками dп1 = 35 мм, под шестерней dк1 = 25 мм.
Диаметр под уплотнение принимаем (с.209): dсальник 30 (мм).
Диаметр гайки принимаем (с.188): dгайки 33(мм).
Мы не можем выполнить вал-шестерню, т.к. у нас расстояние от впадины зуба до шпоночного паза оказывается больше расстояния x=1.6.me=1.6.3.2=5.12 (мм).
Ведомый вал:
Диаметр выходного конца ведомого вала dв2 определяем при [tк] = =25 МПа:
мм.
Примем dв2=28 мм.
Диаметр под уплотнение dy=35 мм.
Диаметр под подшипник dп2=35 мм.
Диаметр под зубчатым колесом dк2=40 мм.
Так как выходной конец вала работает только на кручение, то можно принять меньшее значение диаметра (из конструктивных соображений). Примем db2 = 28 мм, под подшипниками dп2 = 30 мм, под зубчатым колесом dк2 = 35 мм. Последующие расчеты покажут оптимальность данного выбора.
4. КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗМЕРЫ ШЕСТЕРНИ И КОЛЕСА
Шестерня: сравнительно небольшие размеры шестерни по отношению к диаметру вала позволяют не выделять ступицу. Длина посадочного участка lст ≈ b = 33 мм. Примем lст = 35 мм.
Колесо: коническое зубчатое колесо кованое. Размеры: dае2 = 225 мм; b = 33 мм (определены в п. 2); диаметр ступицы dст ≈ 1,6.dк2 = 1,6×40 = =64 мм, длина ступицы lст = (1,2¸1,5)dк2 = (1,2¸1,5)×40 = 48¸60 мм, принимаем lст = 50 мм (lст и dст по табл. 10.1 [1]). Толщина обода d0 = (3¸4).me = (3¸4)×3,2 = 9.6¸12.8 мм, принимаем d0 = 10 мм. Толщина диска С = (0,1¸0,17).Rе = (0,1¸0,17)×116,2=11,62¸19,75 мм, принимаем С = 15 мм (все формулы по табл. 10.1).
5. КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗМЕРЫ КОРПУСА РЕДУКТОРА
Толщины стенок корпуса и крышки:
d = 0,05.Re + 1 = 0,05 × 116,2 + 1 = 6,81 мм, принимаем d = 7 мм;
d1 = 0,04.Rе + 1 = 0,04 × 116,2 + 1 = 5,64 мм, принимаем d = 7 мм.
Толщины фланцев (поясов) корпуса и крышки:
верхнего пояса корпуса и пояса крышки
b = 1,5.d = 1,5×7 = 10,5 мм, примем b=10
b1 = 1,5.d1 = 1,5×7 = 10,5 мм; b1=10
нижнего пояса корпуса
р = 2,35.d = 2,35×7 = 16,45 мм, принимаем р = 17 мм.
Диаметры:
болтов фундаментных
d1 = 0,055Rе + 10 = 0,055 × 116,2 + 10 = 16,4 мм,
принимаем фундаментные болты с резьбой М17;
болтов, крепящих крышку к корпусу у подшипника,
d2 = (0,7¸0,75).d1 = (0,7¸0,76)×17 = 12¸13 мм,
принимаем болты с резьбой М14;
болтов, соединяющих крышку с корпусом,
d3 = (0,5¸0,6).d1 = (0,5¸0,6)×17 = 8,5¸10,2 мм,
принимаем болты с резьбой М10 (все формулы из табл. 10.2 [1]).
6. ПЕРВЫЙ ЭТАП КОМПОНОВКИ РЕДУКТОРА
Выбираем способ смазывания: для смазывания зацепления применяем масляный туман, создаваемый брызговиками; для подшипников – пластичный смазочный материал. Раздельное смазывание принято потому, что один из подшипников ведущего вала удален и это затрудняет попадание масляных брызг. Кроме того, раздельная смазка предохраняет подшипники от попадания вместе с маслом частиц металла. Брызговики также нужны для нормальной работы подшипников.
Камеры подшипников отделяем от внутренней полости корпуса мазеудерживающими кольцами.
Устанавливаем возможность размещения одной проекции – разрез по осям валов – на листе формата А1.
Проводим посередине листа горизонтальную осевую линию – ось ведущего вала. Намечаем положение вертикальной линии – оси ведомого вала. Из точки пересечения проводим под углом δ1=17о34’ осевые линии делительных конусов и откладываем на них отрезки Re=116,2.
Конструктивно оформляем по найденным выше размерам шестерню и колесо. Вычерчиваем их в зацеплении. Ступицу колеса выполняем несимметричной относительно диска, чтобы уменьшить расстояние между опорами ведомого вала.
Намечаем для валов подшипники (табл.2):
для ведущего и ведомого валов – роликоподшипники конические однорядные легкой широкой серии (табл. П7 приложения);
Таблица. 2
Условное обозначение подшипника | D | D | T | C | C0 | е | В |
мм | кН | мм | |||||
0.27 0.27 |
Наносим габариты подшипников ведущего вала, наметив предварительно внутреннюю стенку корпуса на расстоянии x=10 мм, от торца шестерни и отложив зазор между стенкой корпуса и торцом подшипника y=15 мм (для размещения мазеудерживающего кольца).
При установке радиально-упорных подшипников необходимо учитывать, что радиальные реакции считают приложенными к валу в точках пересечения нормалей, проведенных к серединам контактных площадок. Для однорядных конических роликоподшипников (формула (9.11) [1])
мм.
Размер от среднего диаметра шестерни до реакции подшипников определяем по компоновке
f1 = 56 мм.
Принимаем размер между реакциями подшипников ведущего вала
с1 = (1,4¸2,3).f1 = (1,4¸2,3)×56 = 79 ¸ 128 мм.
Принимаем с1 = 118 мм.
Размещаем подшипники ведомого вала, наметив предварительно внутреннюю стенку корпуса на расстоянии x=10 мм, от торца шестерни и отложив зазор между стенкой корпуса и торцом подшипника y=20 мм (для размещения мазеудерживающего кольца).
Замером определяем размер А от линии реакции подшипника до оси ведущего вала. Примем А=А′=80 мм (т.к. корпус выполнен симметрично оси ведущего вала).
Замером определяем расстояние f2=49 мм, с2=111 мм. (A+A1=c2+f2)
Построение эпюр
Эпюры строятся без дополнительных нагрузок.