Проектирование сцепления

Наиболее разнообразным по конструкции узлом автомобильных трансмиссий является сцепление.

Прототип сцепления можно взять из учебников по устройству или расчету автомобиля (например: [2]). После принятия варианта конструкции необходимо выполнить подбор основных параметров, провести проектный и проверочный расчеты основных деталей по предлагаемой ниже методике.

На ватмане формата А1 изображаются: продольный разрез сборочного чертежа; вид со стороны коробки передач (оба вида в масштабе 1:1); схема привода в произвольном масштабе с нанесенными размерами.

Вид со стороны коробки передач выполняют только студенты дневной формы обучения. Этот вид делается с местными вырезами по каждой четверти круга для того, чтобы показать на виде: ведомый диск; нажимной диск; кожух; выжимной подшипник с фрагментом вилки.

Все, не рассчитываемые детали сцепления, переносятся из прототипа (чертеж в учебнике) в определенной пропорции на ватман. Пропорция определяется путем деления рассчитанного значения наружного диаметра ведомого диска на размер наружного диаметра диска в учебнике.

 

Выбор основных параметров ведомого диска

 

Наружный диаметр ведомого диска принимается по рекомендациям ГОСТа с учетом максимального крутящего момента двигателя (Таблица 3).

Таблица 3

Выбор диаметра ведомого диска

  Наружный диаметр ведомого диска Dд, мм. Крутящий момент двигателя, не более, Н·м. Угловая скорость вращения коленчатого вала, не более, рад/с.
Однодисковое сцепление Двухдисковое сцепление
-
-
-
-
-
-
-
-

 

Таблица 4

Выбор накладок ведомого диска

 

Наружный диаметр накладок, , мм. Внутренний диаметр накладок, , мм. Толщина накладок, δнакл, мм
    2,5 3,0 3,5 4,0  
   
   
      4,5        
     
   
    3,5 4,0 4,5 6,0  
 
    4,0 4,5 4,7 5,0 6,0
     
   
    4,0 4,5 5,0 6,0  
    5,0 5,5 6,0    

 

Дополнительным фактором при выборе является максимальная угловая скорость коленчатого вала двигателя. У проектируемого автомобиля она не должна превышать величину, указанную в таблице ГОСТа.

Наружный диаметр фрикционных накладок будет равен выбранному наружному диаметру ведомого диска.

Внутренний диаметр фрикционных накладок и их толщина принимается по таблице 4, взятой также из ГОСТа. Для уменьшения момента инерции ведомого диска вначале берутся больший внутренний диаметр и меньшая толщина накладок. Дальнейшие проверочные расчеты, возможно, приведут к коррекции принятых изначально размеров.