Проектирование сцепления
Наиболее разнообразным по конструкции узлом автомобильных трансмиссий является сцепление.
Прототип сцепления можно взять из учебников по устройству или расчету автомобиля (например: [2]). После принятия варианта конструкции необходимо выполнить подбор основных параметров, провести проектный и проверочный расчеты основных деталей по предлагаемой ниже методике.
На ватмане формата А1 изображаются: продольный разрез сборочного чертежа; вид со стороны коробки передач (оба вида в масштабе 1:1); схема привода в произвольном масштабе с нанесенными размерами.
Вид со стороны коробки передач выполняют только студенты дневной формы обучения. Этот вид делается с местными вырезами по каждой четверти круга для того, чтобы показать на виде: ведомый диск; нажимной диск; кожух; выжимной подшипник с фрагментом вилки.
Все, не рассчитываемые детали сцепления, переносятся из прототипа (чертеж в учебнике) в определенной пропорции на ватман. Пропорция определяется путем деления рассчитанного значения наружного диаметра ведомого диска на размер наружного диаметра диска в учебнике.
Выбор основных параметров ведомого диска
Наружный диаметр ведомого диска принимается по рекомендациям ГОСТа с учетом максимального крутящего момента двигателя (Таблица 3).
Таблица 3
Выбор диаметра ведомого диска
Наружный диаметр ведомого диска Dд, мм. | Крутящий момент двигателя, не более, Н·м. | Угловая скорость вращения коленчатого вала, не более, рад/с. | |
Однодисковое сцепление | Двухдисковое сцепление | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
Таблица 4
Выбор накладок ведомого диска
Наружный диаметр накладок, Dн, мм. | Внутренний диаметр накладок, Dв, мм. | Толщина накладок, δнакл, мм | ||||||||
2,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | |||||||
4,5 | ||||||||||
3,5 | 4,0 | 4,5 | 6,0 | |||||||
4,0 | 4,5 | 4,7 | 5,0 | 6,0 | ||||||
4,0 | 4,5 | 5,0 | 6,0 | |||||||
5,0 | 5,5 | 6,0 |
Дополнительным фактором при выборе является максимальная угловая скорость коленчатого вала двигателя. У проектируемого автомобиля она не должна превышать величину, указанную в таблице ГОСТа.
Наружный диаметр фрикционных накладок будет равен выбранному наружному диаметру ведомого диска.
Внутренний диаметр фрикционных накладок и их толщина принимается по таблице 4, взятой также из ГОСТа. Для уменьшения момента инерции ведомого диска вначале берутся больший внутренний диаметр и меньшая толщина накладок. Дальнейшие проверочные расчеты, возможно, приведут к коррекции принятых изначально размеров.