Диагностика типов негармоничного семейного воспитания
Тип воспитания | Выраженность черт воспитательного процесса | ||||
Протекция | Уровень протекции | Полнота удовлетворения потребностей | Степень предъявления требований | Степень запретов | Строгость санкций |
П(Г+, Г-) | У | Т | З | С | |
Потворствующая гиперпротекция | + | + | — | — | — |
Доминирующая гиперпротекция | + | ± | ± | + | ± |
Повышенная моральная ответственность | + | — | + | ± | ± |
Эмоциональное отвержение | — | — | ± | ± | ± |
Жестокое обращение | — | — | ± | ± | + |
Гиперпротекция | — | — | — | — | ± |
Примечание:
+ означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания;
— означает недостаточную выраженность;
± означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность, или невыраженность.
Эмоциональное отвержение (Г-, У—, Тс, Зс, Сс). Крайний вариант этого типа — воспитание по типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое, а чаще неосознаваемое отождествление ребенка с какими-либо; отрицательными моментами в жизни родителей. Ребенок ощущает себя помехой в жизни родителей, устанавливающих большую дистанцию в отношениях с ним. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инерноимпульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями.
При жестоком обращении родителей с детьми (Г—, У—, Тс, Зс, C+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, которое проявляется в том, что потребности детей не удовлетворяются, их лишают удовольствий, наказывают, избивая и истязая.
Гиперпротекция (гапоопека — Г-, У-, Т-, 3-, Сс). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.
После того как обработаны результаты опросника и сделан анализ рисунка ребенка, родителей необходимо ознакомить:
1) с результатами проективного теста (семья и отношения в ней глазами ребенка);
2) с результатами опросника АСВ: стиль воспитания каждого из родителей, анализ каждого из стилей воспитания.
А также информировать родителей о возможных последствиях для будущего ребенка, если данная ситуация сохранится и помочь родителям выработать единую стратегию воспитания.
При информировании родителей о результатах АСВ полезно будет также сообщить им сведения: в результате исследования на установление зависимости статуса подростка в группе сверстников и стиля его взаимоотношений от стиля семейного воспитания была выявлена следующая закономерность:
1) авторитарный стиль семейного воспитания способствует формированию у подростка альтруизма или авторитарности;
2) гиперопека — агрессивности, авторитарности, реже — покорно-застенчивости или сотрудничества;
3) демократический стиль воспитания — альтруизма и не зависимо-доминирующей позиции;
4) лидирующее место в группе занимают подростки с не зависимо-доминирующим типом межличностных взаимоотношений;
5) в референтную группу входят подростки с такими типами межличностных взаимоотношений как сотрудничающий, покорно-застенчивый, альтруистический;
6) в предпочитаемую группу — с альтруистическим, агрессивным, авторитарным и независимо доминирующим типами.
Кроме того, подростки с авторитарным типом взаимоот-1 ношений в большинстве случаев (75%) являются пренебрегаемыми. Подростки с типом взаимоотношений «направленный на людей» входят в референтную и предпочитаемую! группы.
Таким образом, специфика системы межличностных взаимоотношений вереде подростков, а также статусное распределение ролей внутри подростковой группы определяются стилем семейного воспитания.
Демократический стиль семейного воспитания возможно определить как наиболее предпочтительный, в связи с тем, что он основан на взаимоуважении и доверии, способствует! развитию коммуникативных навыков, адаптации личности в обществе.
Уместно предложить родителям записать основные момент ты в виде договора в трех экземплярах (каждому родителю и консультанту). Разумно в данный «договор» включить обязанности каждого из родителей с тел, чтобы разделить сферы влияния, таким образом, чтоб» они не пересекались.! Например, мама осуществляет контролирующую функцию по выполнению ребенком своих обязанностей (уроки, домашние обязанности), отец — карающую. При этом важно четко прописать виды наказаний по степени тяжести проступка,; например: если ребенок пришел домой позднее с прогул впервые, то он на следующий день не идет гулять, если рой раз, то он два дня не гуляет, если третий раз, то сиди дома неделю. Иди: если он опоздал на 15 мин — то гуляет на следующий день на час меньше, если на 30 мин, то не гуляет, если на три часа, то — два дня. Таким образом, достигаются две цели по цене одной: создается для ребенка прогнозируемая реальность (отсутствие стабильности — благотворная почва для развития неврозов) и сводится к минимуму одна из главных конфликтных сфер между супругами.
Итог: консультация завершается выработкой единой стратегии общения обоих родителей с ребенком и, как следствие, объединением их вокруг проблемы ребенка («Да, мы разные, у каждого свое мнение, мир, и т.п., но ребенок у нас общий и нам обоим дорогой»).
Здесь же рекомендуется назначить дату контрольной встречи для отслеживания эффективности выработанной стратегии, а также предложить супругам дополнительную встречу для анализа супружеских взаимоотношения и/или индивидуальные консультации. Следует помнить, что «предложить» не всегда означает «высказать прямо». Прямое предложение консультанта о дополнительных встречах скорее «отпугнет»-супругов, чем инициирует их. Более эффективным будет косвенное предложение, которое возможно выразить при помощи стимулирующих вопросов:
1. Удовлетворяет ли родителей достигнутый результат?
2. Что еще они хотели бы обсудить?
3. Есть ли вопросы, не касающиеся ребенка, но важные для них?
Желание продолжить беседу, но уже в другом ракурсе не всегда приходит к клиентам сразу. Для того чтобы инициировать возникновение данного желания и оставить в их сознании возможность его реализации, консультант, может закончить встречу одной из фраз: «Если у вас возникнет необходимость, буду рад вам помочь», «У некоторых наших клиентов впоследствии возникает желание встретиться по поводу новых вопросов. Мы всегда рады вновь помочь им».
Идеальной для клиентов станет ситуация, при которой 'впоследствии могут осуществляться оба вида (супружеское, личностное) консультативных встреч.
Важно заметить, что порядок данных встреч может быть любым, определяется самим клиентом по мере осознания необходимости и не влияет на эффективность консультирования