Рекомендации по подготовке семинарского занятия

Для успешного выполнения тестового задания необходимо подготовить общую характеристику философии Нового времени, а также эмпиризма и рационализма как направлений в гносеологии с помощью материала учебных пособий.

Второй и третий вопросы предполагают знакомство с источниками. Опираясь на текст философских трудов Ф. Бэкона и Р. Декарта, реконструируйте основные положения их гносеологических учений. Дайте определение терминов «индукция», «элиминативная индукция», «эмпиризм», «интеллектуальная интуиция», «рационализм», «дедукция».

Будьте готовы интерпретировать высказывание Ф. Энгельса, который назвал труды Ф. Бэкона «манифестом индустриального века». Объясните, почему Г. Гегель назвал Р. Декарта «отцом всей современной философии».

При подготовке к четвертому вопросу с помощью учебной и дополнительной литературы дайте определение метода, выделите существенные и отличительные характеристики научного метода, сформулируйте аксиоматику научной методологии. Дайте краткую характеристику основных форм научного знания. Опишите эмпирические и теоретические методы научного познания, различите эмпирический и теоретический уровни в науке.

Источники

Бэкон, Ф. Новый Органон: соч.: в 2-х т. Т. 2. / Френсис Бэкон. – URL: http://filosof. historic.ru.

Декарт, Р. Рассуждение о методе / Рене Декарт // Избранные произведения. – Части II, III, IV. – URL: http://filosof. historic.ru.

Кун, Т.С. Структура научных революций / Т.С. Кун. – URL: http://psylib.org.ua/books/kun.

Основная литература

Антюшин, С.С. Основы философии / С.С. Антюшин. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010. – 411 с.*

Горелов, А.А. Основы философии: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.А. Горелов. – М.: Academia, 2012. – 320 с.

Мирский, Э.П. Наука как социальный институт / Э.П. Мирский // Высшее образование в России. – 2004. – № 8. – С. 89-108.

Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. – М.: Акад. Проект: Мир, 2004. – 1003 с.

Торгашев, Г.А. Основы философии: курс лекций / Г.А. Торгашев. – М.: РАП, 2007. – 377 с.*

Черникова, И.В. Современная наука и научное познание в зеркале философской рефлексии / И.В. Черникова // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. – 2004. – № 6. – С. 94-103.

Дополнительная литература

Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / Т.Я. Дубнищева. – М.: Академия, 2006. – 607 с.

Лихин, А.Ф. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / А.Ф. Лихин. – М.: Проспект, 2007. – 262 с.

Найдыш, В.М. Концепции современного естествознания: учебник для вузов по гуманитарным специальностям / В.М. Найдыш. – М.: Инфра-М: Альфа-М, 2007. – 704 с.

Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 287 с.

Рубашкин, В.Ш. Онтология: от натурфилософии к научному мировоззрению и инженерии знаний / В.Ш. Рубашкин, Д.Г. Лахути // Вопросы философии. –2005. – № 1. – С. 64-81 .

Меркулов, И.П. Эволюционируют ли наши когнитивные способности? / И.П. Меркулов // Вопросы философии. – 2005. – № 3. – С. 92-102 .

Розин, В.М. Техника и социальность / В.М. Розин // Вопросы философии. –2005. – № 5. – С. 95-107.

Тема 8. Аксиология – раздел философии о ценностях. Духовные ценности человека. Философия искусства(групповая дискуссия)

1. Понятие и виды ценностей в философии.

2. Этическое учение И. Канта.

А. Что такое добрая воля? Автономия и гетерономия воли.

Б. Долг и склонность как противоположные принципы поступков.

В. Что такое императив? Гипотетический и категорический императивы.

Г. Основание всеобщности моральных законов.

3. Современное искусство: философские подходы к анализу творчества современных художников

Рекомендации по подготовке семинарского занятия

Второй вопрос требует знакомства с текстом источника. Изучая источник, обратите внимание на авторские термины, которыми пользуется философ. Сформулируйте определения понятий «добрая воля», «долг», «склонность», «практический разум», «автономия воли», «гетерономия воли», «категорический императив», «гипотетический императив», «максима», «моральный закон». Выпишите различные формулировки категорического императива, подготовьтесь к интерпретациям их смысла. Объясните высказывание И. Канта: «И нельзя было бы придумать для нравственности ничего хуже, чем если бы хотели вывести ее из примеров». О какой важнейшей характеристике морали говорит Кант? Подготовьтесь к моделированию ситуаций, служащих конкретными примерами основных положений этической теории И. Канта

Источник

Кант, И. Основоположения метафизики нравов: собр. соч. в 8 томах. Т. 4 / Иммануил Кант. – М.: Чоро, 1994. – С. 161-220.

Кант, И. Основоположения метафизики нравов / Иммануил Кант. – URL: http://www.biblioclub.ru/7038_Osnovopolozheniya_metafiziki_nravov.html

Основная литература

Антюшин, С.С. Основы философии / С.С. Антюшин. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010. – 411 с.*

Дополнительная литература

Алексеева, Т.А. "Публичное" и "частное": где границы "политического"? / Т.А. Алексеева // Философские науки. – 2005. – № 3. – С. 26-39.

Горелов, А.А. Основы философии: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.А. Горелов. – М.: Academia, 2012. – 320 с.

Водолазов, Г.Г. Гражданское общество и мир политики / Г.Г. Водолазов // Философские науки. – 2005. – № 3. – С. 7-25 .

Карпов, А.О. К проблеме феноменологии творчества / А.О. Карпов // Философские науки. – 2005. – № 5. – С. 105-119.

Лиссман, К.П. Философия современного искусства: введение / К.П. Лиссман; пер. с нем. Александра Белобратова. – СПб.: Гиперион, 2011. – 246 с.

Столович, Л.Н. Об общечеловеческих ценностях / Л.Н. Столович // Вопросы философии. – 2004. – № 7. – С. 86-97.

Якимович, А.К. Художники Нового времени: к описанию социопсихологического типажа / А. К. Якимович // Вопросы философии. – 2005. – № 3. – С. 71-80 .