Тема 11. Аксиология – раздел философии о ценностях. Духовные ценности человека. Философия искусства

1. Понятие ценности.

2. Нравственные ценности.

3. Эволюция религиозных ценностей. Этические кодексы мировых религий.

4. Искусство как особый способ освоения действительности. Художественная ценность.

5. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

 

Литература

Алексеев, П.В. Философия в схемах и определениях / П.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2013. – 112 с.

Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2013. – 588с.**

Антюшин, С.С. Основы философии / С.С. Антюшин. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010. – 411с.*

Горелов, А.А. Философия / А.А. Горелов. – М.: КноРус, 2012. – 320 с.

Грядовой, Д.И. Философия. Общий курс / Д.И. Грядовой. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 463 с. ***

Золкин, А.Л. Философия / А.Л. Золкин. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 590 с.***

Лаврикова, И.Н. Философия. Учимся размышлять / И.Л. Лаврикова. – М.:Юнити-Дана,2012. – 167 с.***

Липский, Б.И. Философия / Б.И. Липский, Б.В. Марков. – М.: Юрайт, 2013. – 512 с.

Мамедов, А.А. История философии / А.А. Мамедов. – М.: Либроком, 2010. – 112 с.

Марков, Б.В. Философия / Б.В. Марков. – СПб.: Питер, 2013. – 432 с.

Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. – М.: Акад. Проект: Мир, 2004. – 1003 с.

Торгашев, Г.А. Основы философии: Курс лекций / Г.А. Торгашев. – М.: РАП, 2007. – 377 с.*

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 463 с.***

Тема 12. Общество как система. Философия об историческом развитии общества

1. Антропологическое и социально-философское направления в философии. Понятия «общество», «человек».

2. Специфика философско-исторического познания.

3. Формационная и цивилизационная концепции истории.

4. Личность и массы в истории.

 

Литература

Алексеев, П.В. Философия в схемах и определениях / П.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2013. – 112 с.

Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2013. – 588с.**

Антюшин, С.С. Основы философии / С.С. Антюшин. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010. – 411с.*

Горелов, А.А. Философия / А.А. Горелов. – М.: КноРус, 2012. – 320 с.

Грядовой, Д.И. Философия. Общий курс / Д.И. Грядовой. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 463 с. ***

Золкин, А.Л. Философия / А.Л. Золкин. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 590 с.***

Лаврикова, И.Н. Философия. Учимся размышлять / И.Л. Лаврикова. – М.:Юнити-Дана,2012. – 167 с.***

Липский, Б.И. Философия / Б.И. Липский, Б.В. Марков. – М.: Юрайт, 2013. – 512 с.

Мамедов, А.А. История философии / А.А. Мамедов. – М.: Либроком, 2010. – 112 с.

Марков, Б.В. Философия / Б.В. Марков. – СПб.: Питер, 2013. – 432 с.

Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. – М.: Акад. Проект: Мир, 2004. – 1003 с.

Торгашев, Г.А. Основы философии: Курс лекций / Г.А. Торгашев. – М.: РАП, 2007. – 377 с.*

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 463 с.***

Тема 13. Развитие и прогресс в философии. Будущее человечества и глобальные проблемы современности

1. Философские категории «развитие», «прогесс». Философская критика прогресса.

2. Футурология как философское учение о будущем.

3. Происхождение и сущность глобальных проблем.

4. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

Литература

Алексеев, П.В. Философия в схемах и определениях / П.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2013. – 112 с.

Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2013. – 588с.**

Антюшин, С.С. Основы философии / С.С. Антюшин. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010. – 411с.*

Горелов, А.А. Философия / А.А. Горелов. – М.: КноРус, 2012. – 320 с.

Грядовой, Д.И. Философия. Общий курс / Д.И. Грядовой. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 463 с. ***

Золкин, А.Л. Философия / А.Л. Золкин. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 590 с.***

Лаврикова, И.Н. Философия. Учимся размышлять / И.Л. Лаврикова. – М.:Юнити-Дана,2012. – 167 с.***

Липский, Б.И. Философия / Б.И. Липский, Б.В. Марков. – М.: Юрайт, 2013. – 512 с.

Мамедов, А.А. История философии / А.А. Мамедов. – М.: Либроком, 2010. – 112 с.

Марков, Б.В. Философия / Б.В. Марков. – СПб.: Питер, 2013. – 432 с.

Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. – М.: Акад. Проект: Мир, 2004. – 1003 с.

Торгашев, Г.А. Основы философии: Курс лекций / Г.А. Торгашев. – М.: РАП, 2007. – 377 с.*

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 463 с.***


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Философия, ее предмет и значение. Структура философского знания. Мифологическая, религиозная, научная картины мира(разбор конкретных ситуаций)

1. Философия как исторический тип мировоззрения.

2. Философия и другие сферы духовной деятельности (дискуссия по проблеме «Является ли философия наукой?»).

3. Значение философии для человека и общества.

Рекомендации по подготовке семинарского занятия

Для успешного выполнения тестового задания необходимо с помощью учебной литературы изучить характеристики философии как исторического типа мировоззрения в сопоставлении с мифологией и религией, провести сравнительный анализ философии и науки, философии и искусства, выявить функции философии в жизни человека и общества.

Для подготовки развернутых ответов, обеспечивающих получение оценок «хорошо» и «отлично», необходимо познакомиться со статьей Н.Я. Грота, обращая внимание на характеристику науки и искусства как противоположных сфер духовной деятельности, выявление иерархии видов искусства, определение философии как разновидности искусства с помощью перечисления ее существенных признаков.

Используя материал учебных пособий и текст источника, приготовьтесь участвовать в дискуссии на заявленную тему, аргументировать свое согласие или несогласие с точкой зрения автора статьи.

Источник

Грот, Н.Я. Философия, как ветвь искусства / Н.Я. Грот, П.В. Алексеев, А.В. Панин // Хрестоматия по философии. – М.: Проспект, 1996. – С. 56-60.

Основная литература

Антюшин, С.С. Основы философии / С.С. Антюшин. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010. – 411 с.*

Горелов, А.А. Основы философии: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Academia, 2012. – 320 с.

Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. – М.: Акад. Проект: Мир, 2004. – 1003 с.

Торгашев, Г.А. Основы философии: курс лекций / Г.А. Торгашев. – М.: РАП, 2007. – 377 с.*

Дополнительная литература

Майданов, А. С. Миф как источник знания / А. С. Майданов // Вопросы философии. – 2004. – № 9. – С. 91-105.

Мамардашвили, М.К. Философия – это сознание вслух / М.К. Мамардашвили. – URL: http://philosophy.ru/ library/mmk/ vsluh.html.

Суркова, Л. В. Философия в мире: Поиск методологических оснований / Л. В. Суркова // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. – 2004. – № 1. – С. 3-20.

Философия в современной культуре: новые перспективы: (материалы "круглого стола") / В.А. Лекторский, В.С. Степин, И.Т. Касавин, А.А. Гусейнов, В.В. Миронов, Л.А. Микешина, В.Н. Межуев, В.Н. Порус, А.Ф. Зотов // Вопросы философии. – 2004. – № 4. – С. 3-46 .

Философия и интеграция социально-гуманитарного знания, круглый стол. Философия и интеграция социально-гуманитарного знания: (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. – 2004. – № 7. – С. 3-39.

 

Тема 2. Античная философия. Философия Древнего Востока(групповая дискуссия)

1. Общая характеристика и периодизация античной философии.

2. Милетская школа. Пифагор. Софисты. Сократ. Платон. Аристотель. Эпикур. Стоицизм. (Доклады, ответы на вопросы).

3. Этапы, источники, основные понятия Древнеиндийской философии.

4. Жизнь Будды – ответ на вопрос о нравственности жизни.

5. Даосизм.

6. Легизм.

7. Конфуцианство. Основные идеи философии Конфуция.

8. Учение Конфуция о человеке. Качества «благородного мужа».

9. Конфуций об управлении государством. Роль традиций в жизни человека и общества.

Рекомендации по подготовке семинарского занятия

При подготовке первого вопроса плана выделите отличительные черты античной философии; дайте краткую характеристику наиболее крупных философских учений.

Во втором вопросе при подготовке к докладам необходимо обратить внимание на жизненный путь и философские идеи мыслителей, их вклад в общемировой философский процесс. В пятом и шестом вопросе необходимо охарактеризовать время, место появления философского направления, кто являлся основоположником, описать основные положения.

Для ответа на седьмой вопрос плана определите основные идеи, установки конфуцианства, дайте им развернутую характеристику, используя тексты первоисточников, опираясь на цитаты из трудов Конфуция. Четвертый и пятый вопросы также требуют обращения к источникам и умения объяснить смысл высказываний Конфуция.

Источники

Конфуций. Лунь-Юй // Жизнь. Учение. Мысли, изречения, афоризмы / Конфуций; сост. В.В. Юрчук. – URL: http://philosophy.ru/lib /asiatic.

Основная литература

Антюшин, С.С. Основы философии / С.С. Антюшин. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010. – 411 с.*

Горелов, А.А. Основы философии: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Academia, 2012. – 320 с.

Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. – М.: Акад. Проект: Мир, 2004. – 1003 с.

Торгашев, Г.А. Основы философии: курс лекций / Г.А. Торгашев. – М.: РАП, 2007. – 377 с.*

Дополнительная литература

История религий: учебник для студентов вузов / под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2002. – 380 с.

Малявин, В.В. Конфуций / В.В. Малявин. – М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996. – 214 с.