СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
[fr^ СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ
14 17 0,4 1,7) Ь^Н (0,6 0,8) Ь н (0,6 о.п) |
Момомт ЛЛ1МММ*, И м (м/с м)
Наименование двг«л«й
ГяЙКН КрСИЛСНИИ НДОИ№ <>м,1* лак МНОЙ ЖИДМНТИ * корпусу
Тлбпнцт в.Э I |
Болты креплении крышки корпуса термос rata Гайки и болты крепления рал на юра
Тмб/тцы 8.3.2
OAK К XI, ОЖ 40 XT, ОЖК 1осол;ОЖ40Го сол, ОЖ 40, ОЖК К < К ОЖ 40СК, ДоЛ* А40; ОЖ К Госол-ТС. ОЖ 40 Го^л ТС; М*гифР** U АН, А(НР ЛиШгееге 1Ш*, Olywniin О 01, 01укапип О 91 |
Основные данные дли контроля, petулировки и обслуживания Применяемые охлаждающие жидко* ih
Объем жидкое I и и системе охлаждении двигателя, л
7,5 77-86 |
кмиеригури открытия Основного клапана термостате, "<
—
в.3.2 |
Дега |
с I «мы охлаждении: |
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
13 12 11 1 -* расиыритея^ныИ бачок, 2 радиатор, Э — крыничатка аашинитора; 4 - иидвиднщии шпанг радиатора, S t«i»Moi гат; в пирипускной ui/iam. / подаодищии uinaiu родиаюри отопшшш; в iMj^top отинию/ж У оюодмщми шпвт ридИмЮра ОЮПИ1И/1И, 10 ччш11г СОЕДИНИ ТвЛиМШЙ; 1 I UprtH ОГОМИП1ЛИ, 12 - КрЯН СЛИВНОЙ, 13 Лромнлуючный МдЦ.убо* насоса охлаждающий жидкости. <4 шлаж оншда и*/1н*дающ«и *идк<н.1и от впускного трубопровода. 15 иаООс окла#дающвй *идюг.'и; 16 отиодмщий uwmnf рцдиыора |
< ticicMa охлаждении поддержи^ них двимюлм жидкостная, гер
Bttrf ОЦТИМИЛЫ1ЫЙ (енооной |Н'ЖНМ маличного ним, состоящая и» ру
лнжатоля путем рпулируемот от башки, окружающей головку блока
ащдв гепла oi наиболее тнреишо- нилинлрон н гилыы нилннлрон
шиксн дс 1алеи Сисюмя охлнжм дшнателя.рнлиаторас расположен
ними перед ним жолк-ш (устном лены на часть автомобилей), расширительною бачка, наечка оллаж дакиией жидкости центробежного 1ина, термостата, крыльчатки ней
тиля тора, предохранительных клапанов. находящихся в пробке ра- пмтора и гв\х сливных кранов К системе охлаждения полк «ючен радиатор отопителя сатона
Жидкость, находящаяся в радиаторе. по шлангам и патрубку поступает в насос ох та*, ииошем жидкости Из насоса жидкость по соединительному Katt.ii> со съемной крышкой, отлитому в теле нижней крышки привода газораспре дел тигельного механизма, поадется к правой стороне двигателя в продольный распределительный канат блока цнлмн дров и датее - в рубашку охлаждения готовки блока цитнндров.
Далее жидкость поступает в термостат, а затем по шлангу направляется в верхний бачок радиатора. Кроме того, часть жидкости из рубашки охлаждения головки блока цилиндров поступает в рубашку подогрева впускного трубопровода. из которой по шлангу направляется в патрубок термостата и далее в радиатор. Головка блока цилиндров интенсивно нагревается, поэтому в ее рубашке охлаждения создана принудительная циркуляция жидкости от насоса. В рубашке охлаждения блока цилиндров циркуляция свободная - нагретая стенками цилиндров жидкость движется вверх и, пройдя в рубашку головки блока цилиндров, смешивается с основным потоком В это же время часть охлажденной жидкости, поступающей 8 головку блока цилиндров, отделяется от основного потока и поступает в рубашку охлаждения блока цилиндров.
Требуемый тепловой режим работы 1вн:з гля автоматически поддерживается термостатом и при помощи жалюзи (на части автомобилей). Т ермостат снабжен основным и перепускным клапанами. В зависимости от температуры жидкости термостат или отключает радиатор от системы (при прогреве двигателя) и перепускает жидкость из головки цилиндров непосредственно в насос яо перепускному штангу, иди отключает перепускной штанг и направляет жидкость для охлаж денич в радиатор (на прогретом двигателе»
Т-упература жидкости в системе контролируете* указателем, находящимся в комбинации приборов Датчик указателя расположен в выходном патрубке головки блока цилиндров
Радия гор имеет пластинчатую сердцевину, впаянную в нижний и верхний бачки Радиатор крепится к щитку передка двумя гайками и двумя болтами.
Пробка радиатора снабжена выну скным (паровым ) и впускным кта- панами. предохраняющими радиатор от повреждения при избыточном даатенни или разрежении.
Крыльчатка вентилятора закреп - тена на шкиве насоса охлаждающей жидкости и вращается постоянно при работающем двигателе. Для уменьшения шума при работе лопасти крыльчатки вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки и шаг.
Рашатор отоомтеля сатона подключен к системе охлаждения двумя штангами. Подводящий штанг радиатора подсоединен к штуцеру, ввернутому в отверстие блока цилиндров. Отводящий (сливной) шланг подсоединен к крану, ввернутому с помощью переходника в промежуточный патрубок. Управление краном осуществляется тросом, связанным с рычагом управления. расположенным на панели приборов.
Стив жидкости из системы охлаж- дения осуществляется через кран, установленный снизу в промежуточном патрубке.
8.3.3
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ - ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Основными признаками возникновения неисправности в системе охлаждения яаояютсч подтекание охгаждаюшей жидкости, перегрев или переохлаждение двигателя.
Пал екание охлаждающей жидкости определяется визуально. Осматриваем места соединений патрубков v шлангов, фланцевых соединений Ятя устранения течи через неплотности в соединениях шлангов с патрубками подтягиваем стяжные хомуты. Течь через неплотности во фланцах устраняем подтягиванием гаек и болтов крепления. В случае подтекания жидкости через зренажное отнерстие корпуса насоса охлаждающей жидкости необходимо заменить изношенные к тал и самоподжимного сальника.
Перегрев двигателя характеризуется повышенной температурой иди закипанием охлаждающей
жидкости. Причиной этого явд. ется недостаточный ypoiem охлаждающей жидкости, пробу*, совка или обрыв ремня привода л нератора (см. с. 180, «Ремень пр». вода генератора — регулировка ю- тяжения и замена»), засорение сер- дцевины радиатора, поломка лопасти крыльчатки насоса охщ. дающей жидкости (см. с. 95, «Н* сос охлаждающей жидкости- снятие и установка»), неиспра* ность термостата, наличие нао- пи в рубашке охлаждения и радиаторе. Во избежание образована накипи рекомендуется периодически промывать систему охлаг дения (см. с. 93, ♦Охлаждающа жидкость - замена») специа»- ным составом для удаления нашли.
Засорение сердцевины радиатор устраняем вначале очисткой трубок щеткой с длинным ворсом i промывкой сердцевины струе! воды со стороны двигателя, а затем продувкой сжатым воздухом Для проверки работоспособности термостата запускаем двигатель и контролируем рукой ri- грев нижнего бачка радиатора При исправном термостате бача начинает прогреваться, когда температура охлаждающей ж ид косп достигнет 77-86 °С. В противно* случае снимаем термостат (с* с. 93, «Термостат — замена») i проверяем температуру начи. открытия основного клапана. Дм проверки помещаем термостат i емкость с водой. Нагреваем воду i контролируем с помощью термометра температуру начала открытия основного клапана. Если температура не соответствует допустимому диапазону - термостат заменяем.
return false">ссылка скрытаПереохлаждение двигателя яр» низкой температуре окружающего воздуха может быть вы звано неисправностью термостата (си выше) или незакрытыми жатюя (при их наличии) радиатора.
Уровень жидкости в систем охлаждения автомобиля контролируем на холодном двнгзтеж.
Внимание!
Попытка проверить уроа&л жидкости на прогретом двигателе может привести (прш отворачивании пробки рада- атора) к ожогам, так как сметем з находится под избыточным давлением.
Отвернув пробку радиатора, визуально оцениваем наличие жидкости в верхнем бачке радиатора. При необходимости доливаем жидкость до нижней кромки горловины радиатора (см. ниже «Охлаждающая жидкость - замена»).
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ - ЗАМЕНА
Замену охлаждающей жидкости проводим согласно периодичности технического обслуживания (см. с. 23, ♦Периодическое техническое обслуживание»), а также в случае изменения ее цвета (это является признаком старения жидкости). Жидкость заменяем только на холодном двигателе!
Внимание!
Охлаждающая жидкость ядовита, будьте осторожны. При попадании на лакокрасочное покрытие жидкость может вызвать изменение его цвета, поэтому сразу же удалите жидкость ветошью.
Не используйте в качестве охлаждающей жидкости воду, она не содержит в своем составе ингибиторов коррозии, плохо смазывает уплотнения насоса и замерзает при отрицательных температурах.
Последовательность выполнения
1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»).
2. Переводим рычаг управления отопителем салона в крайнее правое положение (полностью открываем кран отопите ля).
4. Подставляем емкость (не менее 10 л) под сливной кран.
5. Шлице вой отверткой с широким лезвием или другим подходящим инструментом открываем кран,...
WMTT |
...и сливаем охлаждающую жидкость.
6. Отсоединяем от патрубка заливной горловины радиатора соединительный шланг (см. с. 94, «Радиатор — снятие и установка») и извлекаем его из горловины расширительного бачка.
3. Отворачиваем пробку радиатора. |
7. Торцовым ключом на 10 мм с удлинителем ослабляем болт хомута крепления расширительного бачка и, сняв его, сливаем жидкость.
8. Устанавливаем бачок на место и закрепляем его хомутом. Заливаем в расширительный бачок охлаждающую жидкость до уровня 30-40 мм от дна бачка. Один конец соединительного шланга опускаем в бачок, а другой — подсоединяем к патрубку заливной горловины.
9. Закрываем сливной кран.
10. Заполняем систему охлаждения двигателя через горловину радиатора до тех пор. пока уровень жидкости не достигнет нижней кромки горловины.
11. В процессе заполнения системы жидкостью (для уменьшения вероятности образования воздушных пробок) обжимаем шланги радиатора рукой. Закрываем пробку радиатора
.и отводки ее в сторону |
12. Запускаем двигатель и даем ему поработать на холостом ходу 2-3 мин для удаления воздушных пробок, после чего останавливаем двигатель и доливаем в радиатор охлаждающую жидкость до необходимого уровня.
8.3.5
ТЕРМОСТАТ - ЗАМЕНА
Термостат заменяем при нарушении температурного режима работы двигателя (двигатель долго прогревается или перегревается). Проверка термостата на двигателе описана в разделе «Система охлаждения — проверка технического состояния» (см. с. 92). Проверка термостата, снятого с двигателя, описана ниже.
Снятие
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы <см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»).
2. Частично сливаем охлаждающую жидкость (см. выше «Охлаждающая жидкость — замена»).
3. Торцовым ключом на 10 им отворачиваем четыре болта крепления крышки корпуса термостата...
4 Между крышкой и корпусом термостата установлена уплотни- Альпам прокадка При необходимости заменяем ее
Лля проверки термостата помешаем его в термостойкую емкость с водой. Нагреваем воду и контролируем с помощью термометра температуру начала открытия основного клапана. Если температура открытия не находится в интервале 77-86 °С, термостат необходимо заменить.
Установка
1. Установку термостата выполняем в обратной последовательности.
2. Доливаем в систему охлаждающую жидкость (см. с. 93, «Охлаждающая жидкость - замена*).
3. Запускаем двигатель и проверяем отсутствие подтеканий жидкости
8.3.6
______ ДАТЧИК УКАЗАТЕЛЯ
ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ - ЗАМЕНА
5 Вынимаем из корпуса термостат. |
Если датчик выдает неверные данные о температуре охлаждающей жидкости, то необходимо проверить его на прогретом двигателе. Лля этого при включенном зажигании снимаем с датчика наконеч-
ник провода и замыкаемего на •массу» Если стрелка )казате.1я температуры в щнтъе приборов отклоняется вправо ло упора, датчик неисправен Если стрелка не перемещается. то это указывает на обрыв в цепи
Лля выполнения работы потребуется небольшая емкость для сбора охлаждающей жидкости или пластмассовая заглушка, диаметром 17 мм.
Снятие
1 Отсоединяем провод от отрицательного вывода аккумуляторной батареи (см. с. 179, «Аккумуляторная батарея — снятие и установка»).
...и отсоединяем наконечник провода от датчика. |
...и извлекаем его из корпуса термостата. |
2. Шлидевой отверткой ослабляем винт крепления...
3. Подготавливаем емкость для сбора жидкости или заглушку.
4. Торцовым ключом ва 19 мм выворачиваем датчик...
Датчик имее! коническую ре*, бу, поэтому для него дополнить», нот уплотнения не требуется.
Установка
1. Устанавливаем датчик укав- теля температуры охлаждающе! жидкости в обратной последом тельности.
2.Доливаем в радиатор охла* дающую жидкость (см. с. 93. «От лаждающая жидкость — замена»)
РАДИАТОР - СНЯТИЕ И УСТАНОВКА
Радиатор снимаем для замены mи для проведения кузовных ра бот.
Снятие
1. П од готаат и вас м автомобили выполнению работы (см. с. 21 «11одготовка автомобиля к ТО и ремонту»).
2. Снимаем решетку радиатора (см. с. 210, «Решетка радиатора- снятие и установка»).
3. Сливаем жидкость из системы охлаждения (см. с. 93, «Охлаждающая жидкость — замена»).
4. Ослабив хомут, снимаем подводящий шланг с верхнего патр>£ ка радиатора.
5. Аналогично отсоединяем от промежуточного подводящего патрубка насоса охлаждающей жидкости отводящий шланг радиатора
6. Отсоединяем от патрубка заливной горловины радиатора соединительный шланг.
7. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем гайку крепления радиатора с левой стороны.