ИЛИ С М
1 »t ИНН* 11м|Ч||ИМ М рибоЧсМ ШрМЩНОМ ||Н1ИМД|*
Нг о «им HUMimfHtH ич'мщний сйпемы m лрй
\ mwf р#Ц1МЯЙ НМ.МИЙ H IH емким ((МПопроюДй
Нснс(цммн R^HVУМНЫЙ Vi ИПИШк ним трипсин гор
м» hrttftfc »к (*0<ИНМС»Н<Й 1М> ШЛЛМИ'М
МгГ^рм^ГИЧШН'ГЬ и ММ I ЦДроирипО.'|Й hipMown
Ион • »мк RiMini « impotipHRoa гормоюр иг л апь
•МЯ1 кии»
— |
M»jftoftt*to4Mn« |ффН1И1Н(ИГГ| «ормочтнии |
мро«.Г, |
I см с «I |
« м » NN «Общим НИфорМЙМИН*
i\ !М <• I ормо имм си» ><*ма точипмч'мчч» состчнмм*
I млрниришъл тормоша - про. качки и VIмочи гормшной жидкости»
Неполно* put гормйжиияни* «ол*с
vit'mv-■» w»t петли тормоза и» w woo
|vm«« поннлм поршми ии1 ичкйюлсм или »елсп»м»"
йгформ «»мн (фе^МШКОК упорной шайбы
i it портной и I чином mil рабочих шпммдрах
н* коррщин и ра»г>\\ания майt
<Ъ . Ht КоТмЦОК »м •> «ч мГмсмич пли поломки нр\ »t<H ipHWk н»рм.чми\ мечами »м«ч» МИСС
t;HOp?Hl<0 ИМ»»рсГИЧ п КрЫШКС бйчка И'рМОИЮЙ ЖИЛ кости
£м с Швный гормолиой цилиндр
сии пи н \спнншка»
см с. IM. «Глипмый гормсиной цилиндр снятие и уччапонкв», с 1б7, «ГорМоШой чей шнч перо шои> MNJiva разборка и сборы» См с 169, «Рабочий цилиндр заднего ко* СЙ - ммана*
см I 1бТ «Гормошвя он гема про пера Технического состояний»
М+тпряпны ёмортичаторм hope я ней и (или) vimott
иолиоуки
Ic^t 1'МЙПИЧ ПНЯНГИ ИМЛрГЧиЛ VvTOH
р» ..и, ,, (v ibmuiirt iiim k1vniii
Гй« *ЛЧИ*ЛМИ«> «итМОЙМПЯ при Д|Н4*ЯМИМ, СИПЬММЙ ЩИ»М * ПОШОр<»1.1< I СМ с. I & ( |
туйцо» цМИМйМ
146). «Пер» «нчч (1нлняц) nmw j ка п|Чч»срк.1 технического СОШАНМИ
Г»МСЧНМ> ПАДйНМО WO«H« ОЯПЛ*.ДЙЛЧЦЯЙ «И.ЦШЧММ
—
Г|о»ЧЧ»ж И-МН»! р*ЛИ*ТО(М. НПЙИНШ» .СИМ? ИХ iV
пинсиий v туфиш
И'М^ -KUHMr МрОК АЛ* И блока HWTW?V\JMK
HiH пчЧц^Ал^нйс СЛЛКИИКЙ НЙС1Кй омлцдаю
тей
1, ч». жм )U IM ЛИЧ1ШЧЧ* »' Hi KjviHa
см с ° \ < 4u tvМЯ ox 1СМИЯ ПрОМр!
4V4 W. «ItMvMftHit б КЧКЙ им шндро» cw nw и N4 vaimeKa»
см t ♦Hawv ox tavtfKMiift! жтмэСШ CMtrWO Н \\
см сл mcivma whim 1Шм й
НН* 1VXHH4» V K01\> СЧЧ ПЛЦНН*'
---------
lioiq u. -tiho » 1 м^чм йт iv^uv uwtnn vu t 1m, система
ЦЯЯ тШйШ. М «V • V, vK^l^flggJMHWWj
'■b CI. (W ЖПЛКЧЧ ^UV' ЧКЧ ЧЛУЧКП
......... - — м--
HpliftipeHawMfr см > «I ммена»
JM ___ Ь J
Электрояеитилятор отопителя работает только на одной скорости | |
Неисправен переключатель режимом работы отопителя Перегорел дополнительный резистор | см с. 204, «Переключатели - замена» см с. 226, «Электродвигатель вентилятора и радиатор отопителя — замена» |
Электродвигатель стеклоочистителе не работает, биметаллический предохранитель не срабатывает, перегорел предохранитель | |
Нарушены соединения проводов Неисправен переключатель Неисправен мотор р< iy> гор | Проверьте и восстановите соединения см. с. 204, «Переключатели - замена» см. с. 206, «Мотор-редуктор очистителя ветрового стекла - снятие и установка» |
Электродяи! етоль стеклоочистителя не работает. биметаллический предохранитель срабатывает или перегорает предохранитель е монтажном блоке | |
Короткое замыкание г обмспсе электродвигателя мотор- редуктора Щетки примерзли к стеклу или в рычажный механизм попал посторонний предмет | см. с. 206, «Мотор-редуктор очистителя ветрового стекла - снятие и установка» Устраните помеху движению механизма |
Стеклоочиститель не работает в прерывистом режиме | |
Неисправны а) реле б) порск 1Ючагетъ | а) см. С. 177, «Реле - замен,*» б) см. с 204. «Переключатели — замена» |
Стеклоочиститель не останавливается в прерывистом режиме | |
Неисправно \кте Неисправны контакты в МОТОр-ред$тпх>ре | см. с. 177, «Реле - замена» см. с. 206, «Мотор-редуктор очистителя ветрового стекла - снятие и установка» |
Щетки стеклоочистителя останавливаются в произвольном положении | |
Отвернулась гайка кривошипа Неисправны контакты в мотор-редукторе | см с. 206» «Мотор-редуктор очистителя ветрового стекла ~ снятие и остановка» |
Щетки стеклоочистителе работают не синхронно | |
Ослабление крепления рыч.иа тетки на вхт> | см. с. 204ч * Мотор-ре лхжтог очистителя ветрового стекла - снятие и установка» |
Зтжт род виге гель реботеет, но щетхи стеклоочистителя нвподамкмы |
Ослабление пялк-1 креп «ми* кринсмшмш vorop-priyv о» с Хо. * Мотор-ре д\<тор оч.ити к. я se~- UHN* роаого СТекЛ* - снятие и установка»
I НИ |
Разрушение тсстерн» мотор редуктора
амперм^тр тж*лы«**т рдзрчдный то* (стре^кя нлхллится * отрица
и больших оборотах коае+гчатого
iXW^aacs ремень t\y iBoaa \\ кераюла ни ос 6 о < т> см с v Рем. ъ р wax кчсре орв - е не Г* «енот т> тиромса а
Неисправны: с^ € 1SU 'Ген^кюр - пзр^wpks и хмант»
а) ретх тятор наг->\* жен и я
(S) выпрямительный &*ок. мяи диоды питали** ОбЫЮТКИ аоэбхжтемия
no*
' Мула» и ты n'iftfmuar ммыааий* ь оЛмогкаа |»иер»1ор* И m*ntt€Hu нль меной шстм тхсрггир» шуышаш
0?с<*тиниле* чр^Фил т маао.г» *Ш* ннсрешр* 11 kifaift коитш карпуга генератора к «массвй»
Генератор Ajurf вередиwli 4м«умулетори*« бетар** HriK/FpttfttM рсгулвгрр »4ltp*MCHH* |
и* гммллыоьт* тот реград* при »«гл«ом*,иии аник Приборы и* работает -------- ж--------- ------------------ —............................ Г ОЬрЫЯ в ЦвВЯ ЛИТВН1'4 ао^ынашш Приборов И./И ОТ В0СС»»ИОЙНГе соединение ,ам*» и* лын»* во блок» ЩЯЛОЩрВНВПМ* cm с 1559, «Вшышиауслгь <axm>t) \*м*и , ИИ* - СН#7И£ И установка» -1 ^ ■ - |
Неисправен «емок ЫЛМЛНИИ |
Нарушены ыннлжты ш соединении* щнгьояи*
ш к 1*1 «I с игр* гор * и /i''^'"'
им (сцтлвв иадодитс* » ьщыифщ) и» Ч***" И Лолъишж оборот»* MMNHffOrO ИМ Н |
см. С I9I« «Генератор проверка и f |
Mj$*s turn |
см t 174 «'*.** |ро0борудоы>*м "И ^
см с 1*1» «Геиерадор - промера и |
He г орет л«мли фар, фонарей или плафонов |
tu НЯШНШМАИО СОСТОЯНИЯ
—"
Перегорел* ламгш
Неисправим рвм ля» вщдмжкяи (персклкяюмы)
1\(ЩлПКДОШ ItfiOBfrU и «х соединении
Перегорели предохранители
СМ. С ГЧ )А€НУрО(.'*>ру/ЮнаН»£ ftpfMpi
tc хи инее кою состоянии*
см с 176, «Предохрани!ели имсна»
Кх>*грол*и*в лемла указателей повороте мигает е удвоенной частотой
Перегори д oujia mj ламп гкамхедей wmoptm |
ем с ' 74, • Эасг фооборудш^нне - им rtiHHчетно состояния
Плохо «держит* стоеионимИ торчюъ
Не </Г5*!у.Ы;У*%«< OpflMftg Cf /ЯНСПИ0Й К0НОЯН0Й СИСМИЫ Нару.'Т, ИКС yttiHOvO ntJMrkfrpvJU р*1ЖИМНО?0 рн-u га fopmriHOfQ шгглмаш мш&о ко леса
return false">ссылка скрытаГреем привод* ж шшд h .ia> pabiMWUfilpyfea* уши?ов гормонных шп&мнмгт* *иии> ими
CM f I 71, «.< ояно «нмй .ормо. pffyj- рОгкд*
I . -Ц
см < 172 •< гоямниая хчр<мп\и'л сиент амена троса»
в с алой проникает вода
--- .............................. —
Не о ГКТ у(иромвио п* ожеиг* аиерги в Прдем*» «ум» см с «Диср*. • ФНЯТНе Я усгаяов**»
lieii ('гт- о art >i и гю^кгждгИ '/ядопиитеа jraepH см. с. «Кума промер»а техии
«Del тжи |
состг^ни*»
Ааеръ ие опт>ираегтсе внутренней py^exnt
см с, 1)Ь<2\*>1, <UU'J*. личшнь- и Н4ру/ I
Цере41НСй <мдией; Д*ери сн^жс и ycti . .
расход Hf/tfji**Art масла
Уйм/а нас.-!» «iapri имвшемше жчмнм ияинчяищ см с ^ «Гкредиии еялде
J вммячмго аама
Пм^саисна О^Мйш^ ыи<т« см С «Пох^ун м^тер » влигатс** с»
•WW-«WW
млиил[1]
<М И 47, #Пр9*Л*ДК* Крыш** Г»:ЮЙШ Ьл<*.*
см с, iWJHW^V'i* ей*
Нчщжлм.ня >uunw имыи 6т«с* ниуии |
По»рсЖ/***Ш про*;<*/!*И И ННЛНКЙ ГрММК* ПрИНШ t->UPimctlp€ftt:/W1€M<MH0 |
Ууичкм имел* |
1Ш И усНМ/ШГЛ*
{рупии |
си. с, ЬХ mm ~
с As, «Ледою* и /*/». ии т*пилр*>ь
4 - / d * Л А
* с, 116 ( 46)« «Передня* <эимя*) яде»*'
«Л НрО*£р*4 Г€%ИИН€СКтС 'ЛСНЫИИЯ*
ЛШЛНОСУЬ
- ---------------------------
СМ. е. •\<Ц>Ш.1Л*А СИ* роме(rti
Ишос сзиышто» леринчпме и.м mw яынт см к <> , •■ t г Heav/ino тнернуы пр/ис* с*и много (Щ'иьивго) о» акТЫ»м*я» |
сьлмиыт полуосей «елудо* шдегегдю Нешютдо мясриуга <гроС>*я {залияилю; ся •Пнг/ня ЪШфИАСЯ Ш\уи ЛШЛ0 W*,\'<i Йшбоч»* минное ГЬ ЛОДТ4НГМГТ «3 ЧЛОрУИЧМТОрО* |
Нарушен* /срмпичммаь (идронрмюд* |
UtCHfttMrt'A*
8. ДВИГАТЕЛЬ И ЕГО СИСТЕМЫ
8.1ДВИГАТЕЛЬ
8.1.1 |
СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ
Таблица 8. |
Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания
0,15 850-900 0,08 (0,8) 0,39-0,49 (4-5) 5,2 SG, SH,SJ,Sl 10W30 10W40 I 5W40 OW40 Таблица 8.1. |
Готовые зазоры чежд\ торцами наконечников регулировочных болтов коромысел и стержнями клапанов на холодном двигателе (15-25 X), мм для впускных/выпускных клапанов
Минимальная частота врашения коленчатого вала на холостом ходу, об/мин Давление Macia в системе смазки прогретого двигателя при работе на холостом ходу, МПа (бар)
Давление в системе смазки двигателя, обеспечиваемое предохранительным (редукционным) клапаном, МПа (бар) Объем масла в системе смазки двигателя, л Группа моторного масла по API Класс вязкости моторного масла по SAP -25 °С - +25 °С -20 С - -35 °С
-30 °С - +35 °С /Д.
-35 X - +30 °С
___________________________________________________________________________________________________
Наименование деталей |
Момент затяжки, Нм (кгс-м)
Гайки крепления головки блока цилиндров
Пробки заглушки головки блока
Гайки шпилек крепления коренных подшипников
Гайки шатунных болтов Храповик коленчатого вала
Болты крепления маховика
Винты крепления поддона картера к блоку цилиндров
Гайка крепления кронштейнов передних опор к блоку цилиндров
Гайка крепления подушек передних опор к кронштейнам
Гайка крепления кронштейна задней опоры к коробке передач
Болт крепления генератора к кронштейну
Болт крепления стартера к блоку цилиндров
Гаики крепления впускною трубопровода и выпускного коллектора
90-100 (9-10) 205-215 (20,5-21,5) 110-120 (11-12) I 55-65 (5,5-6,5) 80-90 (8-9) 1 70-80 (7-8) 6-8 (0,6-0,8) 14-18 (1,4-1,8) 14- 18 (1,4-1,8) 27-29 (2,7-2,9) 45-55 (4,5-5,5) 55-58 (5,5-5,8) 15- 18 (1,5-1,8) 15-18 (1,5-1,8) 15-18 (1,5-1,8) |
Гайки крепления карбюратора к впускному трубопроводу
Гайки крепления топливного насоса к блоку цилиндров
Для остальных резьбовых соединений ориентировочная величина моментов затяжки Н м (кге м) ад
Мб: 6-8 (0,6-0,8) М8: 14-17 (1,4-1,7) М10: 30-35 (3,0-3,5) |
щая:
Таблица 8,1 |
Ml2: 55-60 (5,5-6,0) М14: 80-90 (8,0-9,0) М16: 120-140 (12,0-14,0)
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
В зависимости от модификации на автомобиль устанавливался один из двух двигателей: 412Э или 412ДЭ объемом 1,48 л. Двигатели — бензиновые, четырехтактные, четырехцилиндровые, рядные, восьми- клапанные, с верхним расположением распределительного вала. Цилиндры расположены под углом 20° к вертикали.
Двигатель модели 412ДЭ — де- форсированный. Дефорсирование (уменьшение степени сжатия) осуществлено за счет изменения формы головок поршней. Для этого двигателя применяется топливо А-80. Кроме того, на двигателе 412ДЭ установлен распределитель зажигания с иной характеристикой автоматов опережения зажигания.
Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава. В блоке установлены четыре съемные чугунные гильзы, внутренняя поверхность которых хонингуется. По диаметру гильзы цилиндров подразделяются на пять размерных групп: А, Б, В, Г и Д через 0,01 мм и маркируются цветной полосой (см. с. 242, ♦ Приложения»).
Двигатель: 1 — шкив коленчатого вала; 2 — корпус масляного фильтра; 3 — крышка канала для охлаждающей жидкости; 4—датчик указателя давления масла; 5 — крыльчатка вентилятора; б — нижняя крышка газораспределительного механизма; 7 — распределитель зажигания; 8 — верхняя крышка газораспределительного механизма; 9 — крышка головки блока цилиндров; 10 — пробка маслозаливной горловины; 11 — крышка термостата; 12 — воздушный фильтр; 13 — карбюратор; 14 — топливный насос; 15 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 16 — впускной трубопровод; 17 — указатель уровня масла; 18 — маховик; 19 — блок цилиндров; 20 — генератор; 21 — кран для слива охлаждающей жидкости; 22 — пробка маслосливного отверстия; 23 — поддон картера двигателя; 24 — перепускной клапан |
В нижней части блока на пяти опорных шейках, обработанных током высокой частоты, установлен коленчатый вал. отлитый из высокопрочного чугуна. Вал вращается в сталеалюминиевых вкладышах, установленных в отверстия коренных подшипников и крышек. Отверстия под коренные подшипники обрабатываются совместно с крышками подшипников, поэтому крышки — невзаимозаменяемы. На наружных поверхностях крышек коренных подшипников выполнены метки, соответствующие их порядковому номеру (отсчет от носка коленчатого вала). Для предотвращения осевого перемещения коленчатого вала в проточках его средней опоры установлены два упорных полукольца. В нижней крышке привода распределительного вала установлен передний сальник коленчатого вала, работающий по наружной поверхности шкива. Задний сальник запрессован в держатель, крепящийся к блоку цилиндров и работает по поверхности фланца коленчатого вала. В задний торец коленчатого вала запрессован передний подшипник первичного вала коробки передач.
Шатуны — стальные, кованые. Нижняя головка шатуна разъемная, в ней устанавливаются шатунные вкладыши. Отверстие в нижней головке шатуна обрабатывается совместно с крышкой, поэтому крышки — невзаимозаменяемы. Для того чтобы не перепутать крышки шатунов, на боковых сторонах шатунов и крышек нанесены соответствующие номера цилиндров.
В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка, в которую по скользящей посадке установлен поршневой палец. Палец запрессован в бобышки поршня и дополнительно зафиксирован стопорными кольцами.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава, их наружная поверхность (для улучшения прирабатываем ости к стенкам цилиндра) покрыта слоем олова. По наружному диаметру поршни разбиты на пять размерных групп: А. Б, В. Г и Д через 0,01 мм. Буквенная маркировка нанесена на днише поршня. Поршень и соответствующая ему гильза должны относиться к одной размерной группе. Для сохранения уравновешенности двигателя поршни подбираются к гильзам по вес\ и сортируются на четыре группы: 1, 2, 3 и 4. Номер группы наносится на днище поршня. Поршни, установленные на двигатель, должны иметь одну и ту же весовую группу. На днише поршня выбита стрелка, направленная к передней части двигателя, и клеймятся индексы размерной и весовой групп поршня. Юбка поршня (для компенсации неравномерного тешювого расширения) имеет сложную геометрическую форму: по высоте — кони-
чес к ли. а н поперечном сечении — овальная. Поэгому измерять диаметр поршня следует в плоскости, перпендик) 1ярнои поршневому пальцу на расстоянии 11 мм от нижней кромки юбки поршня. Ось отверстия под поршневой па ieu смещена вправо от оси симметрии поршня на 1,5 мм. В канавках поршней установлены поршневые кольца, изготовленные из чугуна. Ближе к днищу поршня распо тожены зва компрессионных кольца, а к юбке — одно маслосьемное Верхнее компрессионное кольцо имеет выпуклую рабочею поверхность, покрытую пористым хромом. Нижнее кольцо — фосфатированное, скребкового типа Маслосъемное кольцо — 1в>\компонентное, состоит из кольни и расширителя. Рабочая поверхность кольца хромированная.
Головка блока цилиндров отлита и j алюминиевого сплава и крепится к блоку десятью гайками. Между головкой и блоком цилиндров установлена уплотнительная прокладка В головки блока запрессованы седла и направляющие втулки Папанов. Втулки изготовлен ны из чугуна. Сверху между стержнями и тарелками пружин клапанов установлены резиновые ушютнительные шайбы. Клапаны изготовлены из жаропрочной стали и приводятся в действие (через коромысла) распределительным валом, врашаюшимся в алюминиевых постелях головки блока цилиндров. Коромысла установлены на осях впускных и выпускных клапанов.
Распределительный вал — пя-
тиопорный, восьмикулачковый, отлил из чугуна. От осевого переметения вал удерживается упор- ны\< фланцем. На переднем торце вала установлена ведомая звездочка Привод распределительного вала осуществляется от ведущей звездочки коленчатого вала двухрядной роликовой цепью. Привод снабжен успокоителем и натяжным устройством цепи.
Маховик установлен на заднем торце коленчатого вала и крепится к нему шестью болтами. Маховик — чугунный, с напрессованным зубчатым венцом, необходимым для запуска двигателя стартером. При сборке нового двигателя маховик балансируется вместе с коленчатым валом.
ДВИГАТЕЛЬ - ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Для своевременного выявления неисправностей двигателя необходимо периодически проводить проверку технического состояния, которое зависит or пробега автомобиля, своевременности проведения периодического технического обслуживания, качества применяемых эксплуатационных материалов, а также от качества выполнения ремонта.
Признаками появления неисправностей могут быть: наличие масляных пятен на месте стоянки автомобиля, загорание контрольной лампы аварийного давления масла, появление постороннего звука (стука, шума) при работе двигателя. дымный выхлоп, перемещение стрелки указателя температуры в правый сектор, увеличенный расход масла, заметная потеря мощности. При выявлении хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо провести более детальную проверку. Проверки технического состояния систем двигателя показаны в соответствующих разделах главы «Двигатель и его системы» (см. с. 73, «Система питания - проверка технического состояния»; с. 92, «Система охлаждения - проверка технического состояния»).
Последовательность выполнения
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»).
2. Осматриваем двигатель сверху и снизу. Подтеки масла Moiyr свидетельствовать об износе сальников или уплотнительной прокладки поддона картера.
3. Проверяем уровень масла в двигателе.
Проверку уровня масла следует проводить на неработающем двигателе не менее чем через 5 минут после его остановки и при нахождении автомобиля на горизонтальной поверхности:
— вынимаем указатель уровня масла (щуп) из направляющей трубки, протираем его чистой ветошью и устанавливаем в трубку до упора;
— повторно вынимаем щуп и контролируем уровень масляной пленки, который должен нахо
диться между нижней и верхн>> метками; £*■ V-' >7лЙК|" ЮИМ* < ^'JMMh |
Внимание!
Превышение уровня масла в картере двигателя выше верхней метки может привести к его течи через сальники, прокладки и систему вентиляции картера.
— если уровень масла приближается к нижней метке, доливаен масло, рекомендуемое заводом-изготовителем (см. с. 40, «Справочные данные»);
— снимаем пробку маслозалив- ной горловины (сапуна) и промываем фильтрующий элемент бензином или очистителем карбюратора (см. с. 73, «Система питания- проверка технического состояния»).
4 Проверяем давление в системе смазки.
У исправного, прогретого до рабочей температуры двигателя давление масла на оборотах холостого хода должно быть не менее О,ОХ МПа (0,8 бар) и не менее 0,4 МПа (4,0 бар) при движении автомобиля на прямой передаче со скоростью 40 км/ч. Если при работе прогретого до рабочей температуры двигателя на холостом ходу давление масла в системе ниже допустимого, убеждаемся, что:
а) из двигателя не доносятся посторонние звуки (стуки, скрежет), свидетельствующие о проворачивании шатунных или коренных вкладышей, или неисправности масляного насоса;
б) в двигатель залито масло, соответствующее сезону эксплуатации (см. с. 40, «Справочные данные»);
в) уровень масла в поддоне картера двигателя соответствует норме (см. выше);
г) исправен датчик указателя давления масла и его провод не замкнут «на массу».
Давление контролируем по указателю, установленному в шиткс
приборов при запушенном двигателе.
При неисправности датчика указателя давления масла или указателя давление можно прогзерить с помошью манометра:
— выворачиваем датчик указателя давления масла (см. с. 58, «Датчик указателя давления масла — замена»);
Удерживая шлипевой отверткой регулировочный винт, отворачиваем контргайку. Выворачиваем из корпуса предохранительного клапана... |
— заворачиваем в посадочное отверстие датчика наконечник манометра;
— запускаем двигатель и контролируем давление масла. Если давление ниже допустимого, скорее всего, засорен или не отрегулирован предохранительный клапан.
Для очистки клапана ключом на 19 мм отворачиваем колпачковую гайку клапана, удерживая ключом того же размера контргайку регулировочного винта.
Ml
1 - предохранительный клапан; 2 - пружина; 3 - уплотнительные шайбы; 4 - колпачковая гайка; 5 - регулировочный винт; 6 - контргайка регулировочного винта
Промываем клапан, регулировочный винт и пружину бензином. Устанавливаем снятые детали на место. Запускаем двигатель и (при ослабленной контргайке), заворачивая/отворачивая регулировочный винт, наблюдаем за показаниями давления масла по манометру. Если давление поднять не удается, то причиной может быть неисправность масляного насоса (см. с. 59, «Масляный насос - разборка и сборка»), загрязнение сетчатого фильтра маслоприемника, либо износ коренных и шатунных вкладышей коленчатого вала (см. с.63, «Коленчатый вал — снятие и установка»).
Замечание
На двигателе, имеющем большой износ, поднять давление масла с помощью предохранительного клапана невозможно.
5. Проверяем компрессию в цилиндрах двигателя.
Проверку компрессии (давления в конце такта сжатия) в цилиндрах двигателя выполняем компрессо- метром. При этом необходимо, чтобы аккумуляторная батарея была полностью заряжена:
— перед измерением компрессии проверяем зазоры в приводе клапанов и при необходимости регулируем (см. с. 57, «Тепловые зазоры клапанов — регулировка*);
...и извлекаем пружину с предохранительным клапаном. Сверху и снизу контргайки установлены медные унлотнительные шайбы. |
Предохранительный клапан масляного насоса: |
— прогреваем двигатель до температуры охлаждающей жидкости 80—90 °С и выключаем зажигание;
— выворачиваем свечи зажигания (см. с. 174, ♦Электрооборудование - проверка технического состояния»);
— устанавливаем наконечник компрессометра в свечное отверстие одного из цилиндров;
4 х . |
— помощник нажимает до упора педаль «газа», полностью открыв дроссельную заслонку и включает стартер на 5—10 секунд (пока показания компрессометра не перестанут увеличиваться);
— записываем или запоминаем показания прибора. Аналогично замеряем компрессию в оставшихся цилиндрах.
У исправного двигателя компрессия в цилиндрах должна быть не менее 1,0 МПа (10 бар), а разница в компрессии между цилиндрами — не более 0,1 МПа (1.0 бар).
Пониженная компрессия в отдельных цилиндрах может возникнуть в результате неплотной посадки клапанов в седлах, зависания стержней клапанов в направляющих втулках, повреждения прокладки головки блока цилиндров, поломки или пригорания поршневых колец. Для более точного выявления причины недостаточной компрессии заливаем 20— 25 г чистого моторного масла в цилиндр с пониженной компрессией и вновь ее замеряем. Более высокие показания компрессометра свидетельствуют о неисправности поршневых колец. Если же величина компрессии осталась без изменений, то это указывает на неплотное прилегание рабочей фаски клапана к седлу или на повреждение прокладки головки блока цилиндров.
6. Проверяем состояние двигателя по шумам и стукам.
По шумам, исходящим при работе двигателя, можно судить о его техническом состоянии. При навыке по характеру стука можно еде-
лать заключение о возможности дальнейшей эксплуатации двигателя.
На фото справа показаны пять зон прослушивания шумов и стуков в двигателе.
В таблице 8.1.4 (см. с. 45) приведены основные указания по методике прослушивания двигателя при помощи стетоскопа.
7 Проверяем мощиостные показатели двигателя.
При уменьшении мощности двигателя ухудшаются его динамические характеристики (время разгона, максимальная скорость). Перед испытанием проверяем утлы установки колес, давление в шинах, состояние подшипников колес.
Замеры проводим при нагрузке в два человека (включая водителя) на горизонтальном прямолинейном участке дороги с твердым покрытием в сухую погоду и при отсутствии сильного ветра. Испытания проводим при движении автомобиля во взаимно противоположных направлениях. При закрытых стеклах и вентиляционном люке. Выбег автомобиля определяем при движении со скоростью 50 км/ч на нейтральной передаче до полной остановки. Величина выбега не должна быть менее 420 м. Максимальную скорость определяем при прохождении на высшей передаче мерного участка длиной 1 км. Если при испытании максимальная скорость автомобиля будет не менее 140 км/ч, а время прохождения 1 км с места будет не более 40 с. то это значит, что мощность двигателя вполне достаточна и он пригоден для дальнейшей эксплуатации. Снижение максимальной скорости на 10-15 % и увеличение времени прохождения 1 км с места на 20- 25 % при исправном техническое состоянии механизмов ходовой части автомобиля указывает на недостаточную мощность двигателя и необходимость выявления причин, вызывающих снижение мощности.
8. Проверяем эксплуатационный расход (угар) масла.
Прежде чем проверить расход масла, необходимо убедиться в отсутствии течи масла через сальник крышки привода газораспределительного механизма, задний коренной подшипник и плоскости разъема картера двигателя с крышкой привода газораспределительного механизма. Причиной течи масла может быть неисправность системы вентиляции.
Эксплуатационный расход на 100 км пробега определяется по формуле (г/100 км): Q = 100 (G,- G2+ G,)/S, где Gj - количество залитого в картер масла,
G, - количество слитого из картера масла,
G - количество долитого свежего масла между заменами,
S - пробег между двумя заменами масла.
Из формулы следует, что расход масла определяется по весу за время, соответствующее пробегу между двумя сменами масла. Чтобы избежать ошибки при измерении количества масла и гарантировать полный слив масла из картера, температура масла перед его сливом не должна быть ниже 60 °С, а время слива должно быть не менее 10 минут.
В тех случаях, когда необходим определить расход масла за болк короткое время эксплуатации а* томобиля, допускается ограни читься пробегом не менее 200 и при равномерном движении сс скоростью 50—60 км/ч. Если пр* исправной системе вентиляции! при отсутствии течи по разлив ным соединениям расход мае* превышает 250 г на 100 км пробей то причиной такого расхода масд является износ или пригораня; поршневых колец.
9. Проверяем экономичности двигателя.
Зоны прослушивания шумов и стуков в двигателе |
Одним из показателей, характе ризующих общее техническое со стояние автомобиля, является контрольный расход топлива. Его оп ределяем при контрольных заезда технически исправного автомобй ля с полной загрузкой, движущегося на участке 3-5 км со с короста 40-50 км/ч. Топливо в карбюратор должно поступать из мерной cm сти. Если расход не превышает на 100 км, двигатель исправен.
Место (сопряжение деталей) возможного стука |
I Тепловое| состояние двигателя |
Режим работы двигвте* |
Место (зона прослушивания) |
В нижней части блока цилиндров |
Боковая поверхность го ловки блока цилиндра (III юна) |
Крышки распределительных звездочек (V зона) |
Характер стука |
Глухой, низкого гона |
(I зона) |
Блок цилиндров. Места, соответствующие верхнему и нижнему положению поршневого пальца (П зона) |
Верхняя часть блока цилиндров (II зона) |
Стенки крышки головки в местах расположения подшипников распределительного вала (IV зона) |
Стук среднего тона (более звонкий, чем стук коренных подшипников)
Отчетливый звонкий стук
Сухой щелкающий стук, усиливающийся при изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя. При сильном износе стук прослушивается также и на прогретом двигателе
Отчетливый стук
Отчетливый стук, исчезающий с увсличе нием частоты вращения
То же |
Заключение о возможности дальнейшей эксплуатации
К эксплуатации ие допускается. требуется ремонт
То же
К эксплуата ции доиускает- |ся. Регулировать w юры следует, если стук будет усиливаться и четко прослушиваться без стетоскопа
К эксплуатации допускается
Таблице в. 1.4
Возможные
последствия експлуета- ■ ции с неустраненным стуком
Разрушение антифрикционного слоя вкладышей подшипников
Разрушение антифрикционного слоя вкладышей подшипников и образование элл и ясности
шатунных шеек коленчатого вала — ■■■ ' -——--*«—
■ ■> |
То же |
Повышенный износ звездочек и цепи |
Усиленный износ седел и головок клапанов
В некоторых случаях увеличенный расход масЛа
Усиленный износ подшипников распредели -
тельного вала
ГХКЗ масло
8 ДВИГАТЕЛЕ - ЗАМЕНА
Для наполнения работы потребуются емкость для слива масла (объемом не менее 6 л), сменный элемент масляного фильтра.
Масло рекомендуется заменять на прогретом двигателе.
Для увеличения срока слу жбы двигателя рекомендуется через каждые 30 ООО км пробега промывать систему смазки двигателя. Для этого сливаем старое масло (см. ниже), не отворачивая корпус масляного фильтра впиваем 2-2,5 л промывочного (веретенного) масла, запускаем двигатель и даем ему работать на холостом ходу около 10 мин (см. рекомен- шпии завода-изготовителя промывочного масла). Сливаем промывочное масло и заменяем сменный элемент масляного фильтра Заливаем в двигатель моторное масло до требуемого уровня.
Последовательность выполнения
1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ГО и ремонту»).
2. Снимаем пробку маслозалив- ной горловины.
6. Вынимаем из корпуса фильтрующий элемент А с уплотнитель- ными кольцами Б и снимаем уплот- нительное кольцо В корпуса. |
3. Ключом на 9 мм с квадратным сечением отворачиваем пробку маслосливного отверстия поддона картера...
...и сливаем масло в заранее под- готоаленную емкость.
Для наглядности дальнейшую работу показываем на снятом двигателе.
5. Торцовым ключом на 17 мм отворачиваем центральный болт крепления корпуса фильтра к крышке... |
...и снимаем корпус с вложенным в него сменным фильтрующим элементом. |
4. Торцовым ключом на 14 мм отворачиваем пробку сливного отверстия корпуса фильтра и сливаем отстой
7. Промыв бензином изнугр корпус фильтра, протираем е> насухо. До установки нового^ мента нижнее уплотнитель) кольцо аккуратно надеваем » центральный болт и плавно rj двигаем вниз до упора в сталц, шайбу, опирающуюся на под** ную пружину.
Предупреждение!
Нельзя сначала устанавливать уплотнительное кольцо в нижнее отверстие злемен та, а затем, вставляя элемент в корпус, одновременно надвигать кольцо hi центральный болт. При га- кой последовательности неизбежны перекос или вдавливание кольца во внутреннюю трубку элемента, что приведет к прекращению очистки масла.
8. Вставляем в корпус фальц* новый фильтрующий элемент- устанавливаем верхнее уплотн»- тельное кольцо.
9. Устанавливаем уплотнитель нос кольцо корпуса и подсоеди няем корпус к крышке, заверн)! центральный болт. Заворачивав пробку сливного отверстия ко^ пуса фильтра.
10. Очищаем резьбу пробу сливного отверстия поддона картера и заворачиваем пробку.
11. Заливаем в двигатель свеж» масло (см. с. 40, «Справочныелак ные»).
12. Выждав 2-3 минуты, извл каем щуп и контролируем уровей масла.
13. Устанавливаем пробку мк лозаливной горловины, предь. рительно промыв ее керосина или ацетоном (см. с. 72, «Систем питания - проверка технически го состояния»).
14. Запускаем двигатель hi 3-5 минут, после чего останаан» васм его. Проверяем уровень мае ла и отсутствие утечек из-ло; крышки корпуса, центральное болта и сливной пробки, также пробки маслосливного отверстия.
При необходимости можно»- менить штатный масляны! фильтр фильтром от автомобил ВАЗ. Для этого необходимо приобрести специальный переход ник, три болта М8х40 и филыр
Последовательность выполнения
1. Снимаем корпус масляного фильтра (см. нише).
2. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем гри гайки и снимаем крышку штатного полнопоточного фильтра.
3. Выворачиваем из нижней крышки газораспределительного механизма три шпильки, на которых была закреплена крышка фильтра.
4. Устанавливаем на место крышки переходник, крепим болтами и вворачиваем в него датчик давления масла, снятый с крышки штатного фильтра (см. с. 58, «Датчик указателя давления масла - замена»).
5. Заливаем в устанавливаемый фильтр свежее масло и смазываем им резиновое уплотнительное кольцо. Наворачиваем фильтр на штуцер и после соприкосновения кольца с привалочной плоскостью переходника, доворачиваем фильтр на 3/4 оборота.
6. Заливаем в двигатель масло.
ПРОКЛАДКА КРЫШКИ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ - ЗАМЕНА
Прокладку крышки головки блока цилиндров заменяем при наличии подтекания масла
Снятие
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»).
2. Снимаем воздушный фильтр со шлангами вентиляции картера (см. с. 74, «Корпус воздушного фильтра - снятие и установка»).
3. Ветошью протираем крышку во избежание попадания грязи внутрь головки блока цилиндров.
4. Ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления наконечника «массового» провода к кронштейну перегородки моторного отсека.
5. Торцовым ключом на 10 мм с удлинителем отворачиваем семь гаек крепления крышки к головке блока цилиндров.
6. Снимаем со шпильки хомут крепления шланга подвода разрежения к распределителю зажигания.
Установка
1. Удаляем все следы материала старой прокладки с контактирующих поверхностей крышки и головки блока цилиндров. Обрабатываем поверхности ветошью, смоченной растворителем или ацетоном.
2. Гайки крепления крышки заворачиваем крест-накрест моментом 6-8 Н м (0,6-0,8 кгс-м). Последней заворачиваем гайку перед него крепления крышки.
3. Установка всех снятых деталей выполняется в обратной последовательности .
ПРОКЛАДКИ ВПУСКНОГО ТРУБОПРОВОДА - ЗАМЕНА
Для наглядности выполняемые работы показываем на снятом двигателе.
Снятие
1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»).
2. Сливаем охлаждающую жид- кость(см. с. 93, «Охлаждающая жидкость - замена»).
3. Для удобства выполнения работы снимаем карбюратор (см с. 81, «Карбюратор — снятие и установка»).
7. Снимаем со шпилек крышку головки блока цилиндров... |
...и прокладку крышки |
4. Снимаем шкив с насоса охлаж- даюшей жидкости (см. с. 95, «Насос охлаждающей жидкости снятие и установка»).
Замечание
Для отворачивания гайки переднего нижнего крепления впускного трубопровода необходимо отсоединить патрубок насоса охлаждающей жидкости от корпуса.
7. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем четыре гайки нижнего крепления впускного трубопровода к головке блока цилиндров |
5. Горновым ключом на 13 мм отворачиваем две гайки болтов А крепления патрубка к корпусу насоса. удерживая болты от проворачивания накидным ключом на 12 мм Тем же накидным ключом отворачиваем бот Ь крепления патрубка.
6. Для доступа к гайке переднего нижнего крепления впускного трубопровода отводим патрубок от корпуса насоса.
8. Тем же инструментом отвора ки креплении патрубка воздухом чиваем четыре гайки верхнего креп- борника,..
Установка всех снятых деталей выполняется в обратной последовательности.
ПРОКЛАДКИ ВЫПУСКНОГО КОЛЛЕКТОРА - ЗАМЕНА
1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см. с. 21. «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»).
7. Снимаем выпускной коллн тор со шпилек. 1 L |
2. Ослабив хомут, отсоединяем шланг от патрубка воздухозаборника теплого воздуха.
3. Отсоединяем от выпускного коллектора приемную трубу (см. с. 96, «Система выпуска отработавших газов - замена»).
...и снимаем впускной трубопровод. Снимаем прокладки и заменяем их новыми |
Установка |
...и снимаем его. |
5. Наносим на гайки и резьба вые части шпилек проникающт смазку и даем соединениям «отмокнуть». 6. Торцовым ключом на 13 ю отворачиваем восемь гаек крепления выпускного коллектора к головке блока цилиндров. |
4. Торцовым ключом ни 13 мм с удлинителем отворачиваем две гай-
8. Места соединений коллектора и головки блока цилиндров уплотнены прокладками, которые заменяем новыми. _ |
Установка
Установка всех снятых деталей выполняется в обратной последовательности.
я-штЪ ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ - СНЯТИЕ И УСТАНОВКА
Головку блока цилиндров снимаем для снятия коромысел, их осей, замены или притирки клапанов, замены прокладки.
Для выполнения работы потребуется динамометрический ключ.
Для наглядности работу показываем на снятом двигателе.
Снятие
1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»).
2. Отсоединяем провод от отрицательного вывода аккумуляторной батареи (см. с. 179, «Аккумуляторная батарея — снятие и установка»).
3. Сливаем охлаждающую жидкость (см. с. 93, «Охлаждающая жидкость - замена»).
4. Отсоединяем от выпускного коллектора приемную трубу (см. с. 96, «Система выпуска отработавших газов - замена»).
5. Снимаем поперечину задней опоры двигателя (см. с. 60, «Опоры силового агрегата - замена») и, установив регулируемую опору под коробку передач, приподнимаем удлинитель коробки до упора в днище кузова.
6. Отсоединяем шланг от вакуумного усилителя тормозов (см. с. 166, «Вакуумный усилитель тормозов - снятие и установка»).
7. Ослабив хомут, отсоединяем от патрубка радиатора подводящий шланг (см. с. 94, «Ралиатор - снятие и установка»).
8. Отсоединяем провод от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости, установленного в гнезде термостата (см с. 94, «Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости - замена»).
9. Ослабив хомут, отсоединяем от патрубка насоса охлаждающей жидкости шланг, идущий к термостату.
10. Отворачиваем свечи зажигания (см. с. 174 «Электрооборудование — проверка технического состояния»).
11. Снимаем корпус воздушного фильтра (см. с. 74, «Корпус воздушного фильтра - снятие и установка»).
12. Отсоединяем от топливного насоса подводящий шланг (см. с. 75, «Топливный насос - снятие и установка, разборка»)
13. Отсоединяем от карбюратора трубку подвода разрежения к вакуумному регулятору распределителя зажигания, трос привода воздушной заслонки, тягу привода дроссельной заслонки и шланг вентиляции картера (см. с. 81, «Карбюратор — снятие и установка»).
14. Снимаем крышку и прокладку крышки головки блока цилиндров (см. с. 47, «Прокладка крышки головки блока цилиндров - замена»).
15. Снимаем верхнюю крышку газораспределительного механизма (см. с. 53, «Цепь привода газораспределительного механизма - регулировка натяжения и замена») и устанавливаем поршни первого и четвертого цилиндра в верхнюю мертвую точку (см. с. 57, «Тепловые зазоры клапанов - регулировка»).
16. Снимаем звездочку распределительного вала с цепью (см. с. 53, «Цепь привода газораспределительного механизма - регулировка натяжения и замена») и, чтобы цепь не перескочила, привязываем ее проволокой к звездочке.
17, Торцовым ключом на 19 мм отворачиваем десять гаек крепления головки блока цилиндров...
18. Аккуратно удаляем с поверхности головки и блока цилиндров накипь и остатки старой прокладки. Обрабатываем контактные поверхности ацетоном или растворителем.
Предупреждение!
...и снимаем ее со шпилек. Снимаем прокладку с двух центрирующих втулок блока цилиндров. |
Проворачивать коленчатый вал при снятой головке блока цилиндров недопустимо, так как за счет трения колец о зеркало гильзы могут приподняться и под упорные нижние фланцы попадет накипь, оставшаяся в системе охлаждения после слива охлаждающей жидкости. В результате нарушится уплотнение гильз. Для предотвращения этого устанавливаем на гильзы держатели (см. фото ниже) и
Установка
1. Проверяем совпадение метки на фланце рас предел ител ьного вала с серединон прилива на передней опоре вала и проверяем совпадение метки ВМТ на шкиве коленчатого вала с установочным штифтом на нижней крышке газораспределительного механизма (см. с. 57, •Тепловые зазоры клапанов - регулировка»).
Рекомендация
Для предотвращения приго- рания прокладки к поверхностям головки и блока, перед установкой прокладки следует обработать ее поверхности графитным порошком.
2. Сняв держатели, устанавливаем на центрирующие втулки новую угиотнительную проктадку и головку блока цилиндров.
3. Гайки крепления головки блока цилиндров предварительно заворачиваем в последовательности, указанной на фото. Динамометрическим ключом окончательно заворачиваем гайки крепления моментом 90-100 Н м (9-10 кгс-м).
4 Отвязываем проволоку и устанавливаем на распределительный вал звездочку с цепью (см. с. 53. *Цепь привода газораспределительного механизма - регулировка натяжения и замена»).
5. Установка остальных снятых деталей выполняется в обратной последовательности.
6 Регулируем натяжение цепи (см. с. 53, «Цепь привода газораспределительного механизма - регулировка натяжения и замена»).
Регулируем натяжение ремня привода генератора (см. с. 180, «Ремень привода генератора - регулировка натяжения и замена»).
Заливаем в систему охлаждающую жидкость (см. с. 93. «Охлаждающая жидкость - замена»).
9. Запускаем двигатель и проверяем наличие утечек охлаждающей жидкости.
ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ - РАЗБОРКА И СБОРКА
Для выполнения работы потребуются рассухаривательдля разборки клапанного механизма головки блока цилиндров.
Разборка
1.Снимаем головку блока цилиндров (см. с. 49, «Головка блока цилиндров - снятие и установка»).
2.Отсоединяем топливный насос, прокладки и толкатель (см. с. 75, «Топливный насос - снятие и установка, разборка»).
3.Снимаем звездочку натяжного устройства цепи в сборе с рычагом (см. с. 53, «Цепь привода газораспределительного механизма - регулировка натяжения и замена-»).
через трубки подходящего диаметра крепим гайками. |
4.Ключом на 13 мм отворачиваем две гайки крепления...
...и снимаем корпус термостата. |
Соединение термостата и пц ки блока цилиндров уплотне прокладкой.
5.Снимаем впускной трубог вод (см. с. 47, «Прокладки впк ного трубопровода - замена») м пускной коллектор (см. с. 48, «II) кладки выпускного коллектор» замена») с прокладками.
Предупреждение!
При выполнении следуют операций по снятию клак нов помечаем детали и р* полагаем в таком поряди чтобы их можно было yen новить на прежние места
6.Отвернув контргайки м с. 57, «Тепловые зазоры клапана регулировка»), выворачиваемр? лировочные болты коромысс
...и маслозашитный колпак. |
14. Шлипевой отверткой отворачиваем два винта крепления |
извлекаем наконечники стержней клапанов Снятые детали располагаем в гаком порядке, чтобы при сборке их можно было установить на прежние места.
Сборка
1. Сборка всех снятых деталей выполняется в обратной последовательности.
2. При замене распределительного вала рекомендуется заменять и все восемь коромысел. Визуально оцениваем состояние поверхностей кулачков и опорных шеек распределительного вала, которые не должны иметь следов износа. Небольшие царапины на кулачках можно удалить мелкозернистой наждачной бумагой.
3. Визуально проверяем рабочие поверхности коромысел и наконечников стержней клапанов, а также вращение регулировочных болтов в коромыслах. При наличии износа, коррозии или трещин летали заменяем.
ШИЗ ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
И ЕЕ ДЕТАЛИ - ПРОВЕРКА
упорного фланца распределительного вала... |
...и снимаем фланец. |
10. Снимаем наружную и внутреннюю пружины. |
15. Извлекаем распределительный вал из головки блока цилиндров. |
7. Оловянным или латунным прутком диаметром 10-12 мм выбиваем оси коромысел из отверстий в головке блока цилиндров и снимаем коромысла. |
8. Рассухаривателем сжимаем пружины клапана... |
11. Снимаем опорную шайбу пружин клапана. |
12. Снимаем с клапана уплот нительную шайбу. |
...и извлекаем из его проточки два сухаря. |
Снимаем рассухариватель. 9. Снимаем тарелку пружин клапана... |
13. Извлекаем клапан из направляющей втулки. Аналогично снимаем остальные клапаны. |
Для выполнения работы потребуется металлическая линейка и набор плоских щупов.
Последовательность выполнения
1. Снимаем головку блока цилиндров (см. с. 49. «Головка блока цилиндров - снятие и установка»).
2. Удаляем следы материала старой прокладки с контактирующих поверхностей головки блока цилиндров и впускного трубопровода/выпускного коллектора. Промываем головку блока цилиндров растворителем и металлической шеткой удаляем нагар со стенок камер сгорания. Проверяем головку блока на наличие трещин и других механических повреждений. Направляющие и седла клапанов должны плотно сидеть в теле головки. Клапаны и седла не должны иметь трещин и следов прогорания. Не должно быть заметного люфта клапанов в направляющих.
16 15 |
Детали привода клапанов: |
1 - шайба уплотнительная; 2 - сухарь клапана; 3 - клапан выпускной; 4 - опорная шайба пружин 5 внутренняя пружина; 6 - наружная пружина; 7 - маслозащитный колпак; 8 - тарелка пружин; 9 - распорная втулка коромысла; 10 - поджимная пружина коромысла; 11 - наконечник стержня клапана; 12 - коромысло; 13 - ось коромысел впускных клапанов; 14 - клапан впускной; 15 - контргайка регулировочного болта; 16 - регулировочный болт коромысла; 17 - распределительный вал; 18 - ось коромысел выпускных клапанов |
сина через уплотнение не допу^ ется. Проверяем клапаны на над*^ нагара... |
3 Проверяем плоскостность головки. Для этого ребром прикладываем линейку в разных направлениях и убеждаемся в отсутствии зазора. Замер зазора проводим при помощи набора плоских щупов. Максимальный зазор - 0,1 мм. Если зазор больше допустимого, головка подлежит фрезерованию или замене.
КЛАПАНЫ - ПРОВЕРКА ГЕРМЕТИЧНОСТИ И ПРИТИРКА
Для выполнения работы потребуется приспособление для притирки клапанов «притирочная паста».
Последовательность выполнения
1. Снимаем головку блока цилиндров (см. с. 49, «Головка блока цилиндров - снятие и установка»)
Устанавливаем клапан в голом блока и закрепляем на его стер»: приспособление для притирт клапанов. |
2. С помощью керосина проверяем герметичность клапанов. Для этого заполняем керосином камеры сгорания. Просачивание керо
При необходимости притира клапан к седпу. Для этого нанось на рабочую кромку клапана прип рочную пасту.