и специалистов

 

Анализ профессиональной деятельности современного рабо­чего (специалиста) в условиях на­шей страны и за рубежом позволяет говорить о том, что сегодня выдвигаются требования о необходимости соответствия ее научно-техническому и социально-экономическому прогрессу. В чем же заключаются эти требования?

Сложившаяся сегодня ситуация на российском рынке труда обнажила противоречие между потребностью в профессионалах (специалистах, рабочих, служащих) с высокой квалификацией и крайне условным профессионализмом, характерным для значительного числа лиц с опытом работы. При этом обострилось и противоречие между интересами работодателей и интересами работников, предлагающих свою рабочую силу на рынке труда. Исследования социальных процессов, приводящих к невостребованности специалистов и рабочих на рынке труда, показывает, что проблема безработицы вызвана не только отсутствием рабочих мест, но и тем, что предлагаемые качества профессионального опыта не удовлетворяют спросу на рынке труда.

Одним из препятствий, не позволяющих успешному трудоустройству, становится отсутствие у работников опыта по предложению своих услуг на рынке труда и взаимодействию с работодателем и, что особенно важно, отсутствие готовности к пересмотру своего профессионального опыта в целях обеспечения его максимального соответствия требованиям вакантного рабочего места.

Нестабильность, которая характерна для сложившейся экономической ситуации, предъявляет особо жесткие требования к профессионалу с точки зрения сохранения его конкурентоспособности. Конкурентоспособность специалиста может быть обеспечена, прежде всего, за счет высокого уровня профессиональной компетентности и компетенции, который на сегодняшний день не может быть достигнут без соответствующей профессиональной практики.

Формирование профессиональной компетентности и компетенции связано с реализацией в профессиональном образовании компетентностного подхода. Мы уже определили ранее, что профессиональная компетентность– это совокупность знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения профессиональной деятельности, а профессиональная компетенция – совокупность свойств личности, обеспечивающих самостоятельное выполнение профессиональной деятельности. Компетенция выражается понятием «быть способным». Сопоставляя два этих понятия, можно сказать, что компетенция – это обладание компетентностями.

Положение рабочего на современном производстве, его квалификация и произ­водственные функции обусловливаются не только типом производства, уровнем и стадиями развития автоматизации, но и производственными факторами.

Рассмотрим основные факторы:

1. Значимость выпускаемой продукции, ее характер, сложность, точность и чистота обработки не только на данном предприятии, но и в данной отрасли промышленности, степень участия рабочего в управлении производством и совершенствовании производственных процессов;

2. Номенклатура и разнообразие применяемых в производственной деятельности предметов труда: основные материалы; вспомогательные материалы и двигательные виды энергии (электрическая, пневматическая и гидравлическая);

3. Однотипность и разнотипность используемых орудий труда, сложность и разнообразие обслуживаемых машин, приспособлений и инструментов;

4. Односторонний и разносторонний технологический процесс, характер его проведения; сюда, прежде всего, относятся: режим работы (диапазон тарификации работ); методы изготовления изделий и принципы построения технологических процессов (концентрация и дифференциация операций); насколько широк круг работ, закрепленных за рабочим, степень повторяемости технологических процессов при переходе к новой продукции;

5. Организация производствахарактеризует: тип производства (массовое, серийное, индивидуальное); характер организации производства (предметный, технологический); методы организации производства (поточный, непоточный);

6. Организация труда: качество обслуживаемых агрегатов; совмещение специальностей (совмещение основными рабочими специальностей основных рабочих; совмещение основными рабочими специальностей вспомогательных рабочих; совмещение вспомогательными рабочими специальностей вспомогательных рабочих); методы контроля выпускаемой продукции; степень самостоятельности в работе (выполнение наладочных, подналадочных и операторских работ).

Анализ приведенных факторов показывает, что выполнение рабочим производственных функций зависит от уровня развития техники, от того, трудится он при помощи машинной или автоматизированной техники.

Содержание подготовки рабочих зависит, таким образом, от этих причин, а также от действия законов производства, тех или иных производственных факторов.

Рассматривая профессиональное образование, мы уже сталкивались с такими понятиями, как рабочий и специалист. Рабочий – это работник сферы материального производства, занятый в промышленности, строительстве, на транспорте и в близких к ним отраслях, занимающийся производительным трудом, преимущественно, физическим. Специалист – это профессионально компетентный работник, обладающий необходимыми для качественного выполнения производительного и управленческого труда знаниями, умениями, качествами, опытом и индивидуальным стилем деятельности.

Сегодня все чаще используется еще одно понятие, характеризующее работника профессиональной деятельности – это профессионал. Профессионал* – работник, обладающий помимо знаний, умений, навыков и опыта, также определенной компетенцией, способностью к самоорганизации, ответственностью и профессиональной надежностью. Профессионал способен обнаружить проблему, сформировать задачу и найти способ ее решения. Можно также считать, что профессионал – это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными качествами и компетенцией, отличающийся индивидуальным стилем деятельности.

Изменение научно-технического и социального прогресса приводит к изменению профессионализма рабочих и их квалификации. Различают понятия квалифицированный рабочий, рабочий широкого профиля, рабочий высокой квалификации. Рассмотрим эти понятия.

Квалифицированный рабочий –получивший специальную подготовку по одной из профессий и выполняющий сложный труд, требующий наличия знаний, умений и навыков для выполнения определенных видов работ. Квалифицированный рабочий создает в единицу времени большую стоимость, чем неквалифицированный.

Рабочий широкого профиля в своем труде совмещает несколько профессий, обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения производственных функций на смежных по технологии участках работ. Он вооружен знаниями научных основ производства, способен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства.

Выделяют четыре вида рабочих широкого профиля:

для первого вида характерен такой вид трудовой деятельности, в основе которой находится общность в содержании, средствах, орудиях и предметах труда, являющаяся инвариантной для объединения родственных профессий. Например, «строитель-плотник» включает такие единичные профессии, как арматурщик, бетонщик, плотник, электросварщик ручной сварки, каменщик, монтажник по монтажу стальных и железобетонных изделий. При необходимости, можно осуществлять подготовку рабочих с различным сочетанием профессий и специальностей, входящих в данную профессиональную группу;

рабочий широкого профиля второго вида, наряду со своей работой по основной профессии (например, токарь), овладевает навыками и умениями из других профессий (фрезеровщика, шлифовщика, электромонтера и др.) и применяет их в производственной деятельности. Такой рабочий выполняет только часть объема работ по другим профессиям, т.е. имеется частичное совмещение профессий;

для третьего вида характерно полное совмещение объемов работ, закрепленных за рабочим по другим профессиям;

четвертый вид имеет такое сочетание рабочих профессий, при котором отсутствует общность научно-технических основ профессии. Например, оленевод-радист.

Широта профессионально-квалификационного уровня рабочего – понятие емкое и дифференцированное, но она не является еще признаком высокой квалификации. В то же время высокая квалификация рабочего еще не означает, что он имеет широкий профиль подготовки, а рабочий начальной квалификации – узкий профиль.

В практике нередки случаи, когда высококвалифицированные рабочие имеют узкий профиль и выполняют работы ограниченной номенклатуры.

Рабочий высокой квалификации обладает широкими общеобразовательными, общетехническими и профессиональными знаниями, навыками и умениями, дающими ему возможность легко ориентироваться в системе производства данной отрасли промышленности в новой производственной обстановке, овладевать новыми знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения все усложняющихся и изменяющихся трудовых функций.

Рабочий высокой квалификации выполняет сложные виды трудовой деятельности, а в его труде преобладает интеллектуальный труд. Его труд – разновидность инженерно-технического труда и связан с повышением роли логических функций. Такой рабочий обладает широкой профессионально-политехнической подготовкой и высокой общей культурой, проявляет высокую творческую активность в труде, изобретательстве и рационализаторстве, полную самостоятельность и высокую профессиональную устойчивость. Запас его теоретических знаний достаточен для выполнения работы, не входящей в данное время в круг его производственных обязанностей.

Это новатор производства, образованный рабочий, обладающий высокой сознательностью и чувством личной ответственности, принимающий активное участие в его управлении. Труд рабочего высокой квалификации характеризуется многосторонними устойчивыми навыками и умениями для выполнения различной работы в данном цехе. Он способен быстро переключаться от одного вида деятельности к другому, т.е. обладает высокой профессиональной мобильностью. Он социально активен, знает сущность социально-экономических и психологических отношений, сложившихся на предприятии, занимает активную жизненную позицию.

Рассматривая подготовку такого рабочего с точки зрения теории готовности, можно сказать, что его профессиональная готовность содержит большинство компонентов, имеющих достаточно высокий уровень сформированности. Для рабочих же широкого профиля характерным является развитие в основном операционального компонента профессиональной готовности.

В профессиональном образовании сегодня много говорится о необходимости подготовки рабочих высокой квалификации, которые бы отвечали не только сегодняшнему, но и завтрашнему дню. Разработана концепция высшего рабочего образования(Г.М. Романцев), которая содержит новый подход к удовлетворению потребности динамичного рынка труда рабочих с углубленной подготовкой.

Под высшим рабочим образованием понимается самостоятельная ветвь высшего профессионального образования, которое обеспечивает готовность личности к высочайшему профессиональному мастерству в сфере рабочих профессий, социальной и профессиональной мобильности, овладению высокой общей культурой.

Целью высшего рабочего образования является подготовка работника, способного:

- осуществлять эффективную трудовую деятельность на различных предприятиях;

- прогнозировать не только технико-технологические, но и социально-экономические перспективы конкретного производства;

- совмещать, при необходимости, управленческие и исполнительские функции;

- хорошо ориентироваться на рынке труда во время поиска работы и при необходимости уметь создавать свое собственное производство.

Таким образом, можно считать, что концепция высшего рабочего образования предусматривает подготовку рабочих, профессиональная готовность которых имеет сформированными на высоком уровне все ее составляющие компоненты.

Если сгруппировать различные требования к современному профессионалу и определенные личностные качества в рамках понятия готовности к профессиональной деятельности, то получим следующий перечень (табл. 2).


 

Таблица 2

Требования, предъявляемые к современному специалисту, рабочему

 

Готовность к профессиональной деятельности
Мотивационная готовность Ориентационная готовность Психофизиологическая готовность Социально-психологическая готовность Социально–профессиональная готовность Операциональная готовность
Представление о профессиональной деятельности, положительное отношение к профессии, осознание ценности и престижности своего труда для общества, желание заниматься именно этой профессиональной деятельностью, личностная значимость данной профессии Интерес к профессиональной деятельности, наличие склонности к профессиональной деятельности, профессиональное мировоззрение и убеждения, намерения совершенствовать свое профессиональное мастерство Развитый интеллект и твор­ческие способности, способность осуществлять рефлексию, требовательность, самостоятельность, активность, работоспособность, высокий уровень физического развития, эмоционально–волевые качества Иметь сформированными качества: коллективизм, от­ветственность за результаты труда коллектива, взаимопомощь, взаимовыручка, общительность, коммуникативность, гражданская зрелость, высокий уровень нравственности, чувство долга, общая куль­тура, организованность, активная жизненная позиция Трудолюбие; предприимчивость; мобильность; самопрезентация; гибкость; креативность; ответственность, инициативность; надежность, дисциплинированность; навыки поведения на рынке труда; профессионально важные качества; профессиональная культура Глубокие и разносторонние профессионально-технические знания, социально-экономические знания рыночной экономики; высокий уровень профессиональных умений и навыков; развитые расчетные, регулиро­вочные, аналитические и контрольные умения

 

Для того чтобы обеспечить такой уровень профессиональной готовности работника сегодня, профессиональные учебные заведения должны иметь не только современную учебно-материальную и учебно-производственную базу, но и современные педагогические технологии обучения и воспитания. Решению этих задач способствует введение новых образовательных стандартов обучения в системе начального и среднего профессионального образования, а также учет требований современного рынка труда и работодателя. Подготовка квалифицированных работников должна осуществляться в соответствии с требованиями, представленными выше.

Среди современных качеств будущего рабочего, особо выделяются такие, как профессиональная мобильность, социальная мобильность, профессиональная предприимчивость.

Профессиональная мобильность – готовность и способность работника к быстрой смене выполняемых производственных функций, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии и отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или умения в них, возникающие под влиянием научно-технических преобразований.

Социальная мобильность –готовность и способность работника менять не только место работы или специальность, но и свою социальную роль: рабочий, служащий, специалист, частный предприниматель, общественный деятель и т.д.

Профессиональная предприимчивость –готовность и способность работника самостоятельно, по собственной инициативе, осуществлять деятельность, направленную на получение дохода, прибыли в рамках своей основной профессиональной деятельности или деятельности организации, предприятия. Предприимчивость преследует также цели улучшения качества продукции, имиджа, повышения статуса, как своего, так и организации.

Таким образом, в современном производстве создается качественно новый тип работников - конкурентоспособных, в труде которых большую роль играет труд интеллектуальный, творческий. Появление таких профессионалов свидетельствует о такой закономерности в развитии человеческого фактора производства в условиях дальнейшего технического прогресса, как расширение и углубление знаний, постоянное повышение уровня квалификации.

Конкурентоспособный работник (рабочий, специалист) –это тот, кто имеет боле высокий уровень готовности к профессиональной деятельности, по сравнению с другими, за счет развитых способностей, профессиональной компетентности, сформированных личностных и гражданских качеств и умеет предложить их как товар за достойную цену, позволяющую обеспечить собственное благополучие и семьи.

Таким образом, требования к квалификации рабочего, специалиста определяются производственными факторами, содержанием ЕТКС, профессиональными и образовательными стандартами, а также потенциальными требованиями работодателей, которые, в свою очередь, диктуются рынком труда.

Чтобы создать модель подготовки рабочих широкого профиля или рабочих высокой квалификации, необходимо исследовать производственный процесс. Для этого проводят, так называемые, анализы профессий. Специально созданные комиссии определяют: содержание и объем труда, технико-организационные условия, рабочие функции, квалификацию, специальные требования и т.д.

При организации и проведении анализов профессий учитывается целый ряд взаимосвязанных между собой вопросов:

– научно-технических – прогнозирование развития отраслей;

– экономико-педагогических – прогнозирование форм подготовки и расходов на обучение;

– социальных – прогнозирование трудовых функций рабочих и специалистов;

– науковедческих – прогнозирование компонентов логической структуры соответствующей науки;

– психологических – прогнозирование доступности учебного материала;

– физиологических – прогнозирование требований, предъявляемых профессий к физиологическим качествам рабочего;

– воспитательных – прогнозирование мероприятий, чтобы с упреждением вносить коррективы в содержание обучения;

– педагогических – прогнозирование управленческих функций учебно-воспитательного процесса.

Группировка рабочих профессий произ­водится после их анализа на основе общности содержания труда рабочих. Например, общ­ность наблюдается при подготовке рабочих по профессии: машинист бульдозера, скрепера, грейдера; машинист экскаватора, машинист-крановщик. Общность в содержании обучения по специальным предметам может колебаться от 60 до 90 процентов. Имеется общность и в овладении навыками и умениями.

Различают также общность психологических особенностей деятельности, заключающейся в общих компонентах технического мышления, планирования работы диагностирования неисправностей, наблюдательность, умение оперировать пространственными образами.

Основой группировки родственных профессий и специальностей является создание типовой и унифицированной учебно-программной документации на основе общности содержания обучения по темам предметов общетехнического цикла и производственному обучению. Подготовка рабочих по группам родственных профессий давно уже реализована во многих странах мира.

Общепрофессиональные предметы определяют наиболее крупные груп­пы профессий. Это базисный модуль обучения. Спецпредметы и производственное обучение служат основой для объединения профессий внутри группы.

Группировка профессий осуществляется как в отраслевом – для технологических профессий, так и межотраслевом – для профессий, повторяющихся в различных отраслях народного хозяйства. Например, электромонтеры, электромонтажники, электрослесари, радиотехники, слесари-монтажники и т.д.

Приводимая группировка профессий не затрагивает названия и содержания профессий, принятых Едиными тарифно-квалифика­ционными справочниками (ЕТКС) работ и профессий рабочих. Поэтому учебная документация, разработанная на группы профессий, несколько расширяет, по сравнению с требованиями ЕТКС, профиль подготавливаемых рабочих, что способствует более быстрому освоению смежных профессий на производстве и лучшему их использованию. Обучающиеся получают потенциальную возможность работать по другим специальностям, включенным в данную группу. Они заранее подготовлены к тем изменениям в технике и организации производства, которые неизбежны в ходе технического прогресса.

Главное в группировке профессий – определение, каким должно быть содержание обучения в профессиональных училищах, что нового вносит в профессиональную подготовку научно-технический прогресс, с одной стороны, и среднее образование – с другой, как наиболее целесообразно использовать среднюю общую политехническую подготовку для повышения уровня квалификации.

Создание учебно-программной документации по профессиональному обучению осуществляется на основе теории стадийного обучения. Сущность этой системы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс расчленяется на две стадии обучения: основную (стабильную) и специальную (динамическую). На данной основе и разрабатываются учебные программы. Соотношение основного и специального обучения устанавливается с конкретными требованиями профиля подготовки.

Основная (стабильная) стадия обучения – федеральный компонент профессионального образования. На этой стадии учащиеся приобретают такие знания, умения и навыки, которые не подвержены быстрым изменениям, происходящим под воздействием научно-технического прогресса. Эта общетрудовая политехническая подготовка включает такие предметы, как технология металлов, техническое черчение, техническая механика, электротехника, гидравлика и пневматика, допуски, посадки и технические измерения, организация и экономика производства.

Специальная (динамичная) стадия обучения – региональный компонент профессионального обучения. На данной стадии учащиеся осваивают такие знания, которые отвечают требованиям развития техники и технологии конкретного производства. Задача мастера профессионального обучения – помочь учащимся усвоить теоретические знания и научить применять их на практике.

Можно сделать вывод о том, что на специальной стадии мастеру профессионального обучения предстоит научить учащегося работать на современном оборудовании, ознакомить его с наиболее передовыми технологическими процессами и методами организации труда, выполнять нормы и работать с творческой инициативой, правильно использовать технологическую документацию, рабочие чертежи и т.д., принятые на данном предприятии, соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности; помочь учащемуся овладеть необходимыми знаниями и умениями, научить его выполнять различные операции по осваиваемой профессии и квалификации, используя рациональные приемы; использовать работу учащегося в коллективе предприятия как важное средство воспитания; привить обучающимся чувство бережного отношения к материалам, инструменту, оборудованию, инвентарю, ко всей общественной собственности; дать учащемуся представление о культуре труда, научить его организовывать и содержать рабочее место; подготовить таких рабочих, которые сознательно и активно боролись бы за высокую производительность труда, за честь своего предприятия, за качество работы, за соблюдение трудовой и производственной дисциплины. Эти умения должны превратиться в навыки при условии соблюдения требований современной технологии и организации производства.

На основе группировки рабочих профессий и в соответствии с теорией стадийного обучения происходит разработка Государственного стандарта по конкретным профессиям.

Согласно Закону РФ «Об образовании» Государственный образовательный стандарт содержит три основные составляющие: обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучаемых и требования к уровню подготовки выпускников. Государственный образовательный стандарт включает федеральный и национально-региональный компоненты.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1.Охарактеризуйте современную ситуацию на рынке труда с точки зрения требований к профессионалам.

2. В чем заключается сущность компетентностного подхода в профессиональном образовании?

3. Какими качествами должен обладать современный рабочий и специалист?

4. Приведите требования к подготовке современного рабочего и специалиста по компонентам профессиональной готовности.

5. Дайте определение конкурентоспособного работника.

6. В чем сущность анализа профессий?

7. Как производится группировка рабочих профессий?

8. Поясните сущность теории стадийного обучения.

9. В чем проявляется взаимосвязь группировки рабочих профессий, теории стадийного обучения и Государственного стандарта профессионального образования?

 

Рекомендуемая литература к разделу 3

1. Безрукова В.С. Педагогика: Учеб. для инж.-пед. спец. /Екатеринбург: Обл. ин-т развития регионального образования. – Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993.

2. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Авт.-сост.: Г.Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева, М.В. Полякова. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2003.

3. Олейникова Н.О. Реформирование профессионального образования за рубежом. – М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2003.

4. Полдолина М.Л. Как подготовить конкурентоспособного выпускника. – М.: Акад. проф. образования, 2002.

5. Профессиональная педагогика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ассоциация «Проф. образование», 1999.

6. Романцев Г.М. Теоретические основы высшего рабочего образования. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.

7. Смирнов И.П., Полякова В.А., Ткаченко Е.В. Новые принципы организации начального профессионального образования. – М.: ООО «Аспект», 2004.

8. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб.пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996.

 


* Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. –С. 31.