Методы решения изобретательских задач.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году и впервые опубликована в 1956 году - это технология творчества, основанная на идеи о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники , развивающимися по определённым законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного, к этому отношения подчиняться объективным закономерностям». Появления ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость настроения и т.п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт психологической инерции и усиления творческого воображения.
Основные функции и применения ТРИЗ:
1. Решение изобретательских задач любой сложности и направленности;
2. Прогнозирование развития технических систем;
3. Развитие творческого воображения и мышления.
4. Развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.
ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой
обобщенный в абстрактной форме опыт изобретательства и развития науки и техники
В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач и технической области, и сегодня используется в нетехнических областях ( бизнес, искусство, педагогика, политика и др)
Возможно ли научится изобретать или это врождённый талант? Советский инженер, писатель и учёный Генрих Альтшуллер был убеждён в возможности научится изобретать и, чтобы доказать это, разработал ТРИЗ, имея целью превращения искусства в точную науку.
Г.С. Альтшуллер начал изобретать с раннего возраста. В 17 лет он получил свое первое авторское свидетельство ( 9 ноября 1943г.), а к 1950 году число изобретений перевалило за десять. Широко распространено мнение, что изобретение приходит неожиданно, с озарением Альтшуллер, будучи учёным и инженером, задался целью выявить, как делаются изобретения, и есть ли у творчества свои закономерности. Для этого он за период с 1946 по 1971 проанализировал свыше 40 тысяч патентов и авторских свидетельств, классифицировал решения по 5-ти уровням изобретательности и выделил 40 стандартных приемов, используемых изобретателями. В сочетании с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ), это стало ядром ТРИЗ.
Первоначально «методика изобретательства» мыслилась в виде свода правил типа «решить задачу – значит найти и преодолеть техническое противоречие».
В дальнейшем Альтшуллер продолжил развитие ТРИЗ и дополнил его теорией развития технических систем (ТРТС), в явном виде сформулировав главные законы развития технических систем. За 60 лет развития, благодаря усилиям Альтшуллера, его учеников и последователей, база знаний ТРИЗ – ТРТС постоянно дополнялась новыми приёмами и физическими эффектами, а АРИЗ претерпел несколько усовершенствований. Общая же теория была дополнена опытом внедрения изобретений, сконцентрированном в его жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ). В последствии это объединенной теории было дано наименование общей теории сильного мышления (ОТСМ)
Основы ТРИЗ
Изобретательская ситуация и изобретательская задача.
Когда техническая проблема встаёт перед изобретателем впервые, она обычно сформулирована расплывчато и не содержит в себе указаний на пути решения. В ТРИЗ такая форма постановки называется изобретательской ситуацией. Главный её недостаток в том, что перед инженером оказывается через чур много путей и методов решения. Перебирать их все трудоемко и дорого, а выбор путей наудачу приводит к малоэффективному методу проб и ошибок.
Поэтому первый шаг на пути к изобретению – переформулировать ситуацию таким образом, чтоб сама формулировка отсекала бесперспективные и неэффективные пути решения. При этом возникает вопрос, какие решения эффективные, а какие – нет ?
Г. Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы- такое, которое достигается « само по себе» только за счёт уже имеющихся ресурсов. Таким образом он пришёл к формулировке идеального конечного результата (ИКР): «Некий элемент (Х – элемент ) системы или окружающей среды сам устраняет воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие»
На практике идеальный конечный результат редко достижим полностью, однако он служит ориентиром для изобретательской мысли. Чем ближе решение к ИКР, тем оно лучше.
Получив инструмент отсечения неэффективных решений, можно переформулировать изобретательскую ситуацию в стандартную мини-задачу: «согласно ИКР, все должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появится новое, полезное качество». Основная идея мини-задачи в том, чтобы избегать существенных ( и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решение.
Формулировка мини-задачи способствует более точному описанию проблемы:
• из каких частей состоит система, как они взаимодействуют ?
• какие связи являются вредными, мешающими, какие- нейтральными, а какие – полезными ?
• какие части и связи можно изменять, а какие – нельзя ?
• какие изменения приводят к улучшению системы, а какие – к ухудшению ?