Потенциала организации
В первой главе работы должна быть раскрыта сущность потенциала организации как базового фактора ее конкурентоспособности. Необходимо показать, что потенциал фирмы представляет совокупность всех ее возможностей по выпуску продукции и оказанию услуг, включающих внутренние переменные и управленческий потенциал. Далее следует показать определяющее влияние факторов окружающей среды на конкурентоспособность организации, а также на формирование стратегии фирмы.
Во второй главе должны быть проанализированы основные ресурсы организации, составляющие ее потенциал: технические и технологические ресурсы, кадровые, информационные, финансовые и организационные, временные ресурсы. Необходимо выделить проблемы их эффективного использования.
В третьей главе должны быть выработаны рекомендации по эффективному формированию и использованию потенциала в процессе выбора и реализации стратегии. Следует учитывать и такие особенности потенциала фирмы, как его вероятностный характер, изменчивость, а также многовариантность интеграции ресурсов в единое целое, роль высшего руководства в формировании потенциала организации.
Тема 7. Анализ внешней и внутренней среды организации
В теоретической главе должны быть раскрыты цели и принципы стратегического анализа внешней и внутренней среды организации. Диализ среды является отправным моментом в стратегическом управлении, так как он формирует исходную базу для определения миссии и целей фирмы, а также выработки стратегии организации. Необходимо показать роль PEST-анализа макросреды предприятия, раскрыть Значение анализа общей ситуации и конкуренции в отрасли. Далее надо рассмотреть методы и приемы проведения управленческого анализа внутренней среды организации.
Во второй главе работы на основе рассмотренных методов необходимо проанализировать состояние внешней и внутренней среды конкретного предприятия, вычленить проблемы развития организации. Особое внимание необходимо обратить на источники информации при проведении анализа.
Третья глава курсовой работы должна содержать рекомендации по организации и управлению процессом обследования организации, формированию постоянного мониторинга внешней и внутренней среды. В заключении на основе анализа следует выполнить сравнительную оценку конкурентного положения организации и структуры затрат организации и ее конкурентов.
Тема 8. Выбор стиля руководства в организации
В первой главе необходимо следует раскрыть ретроспективные и современные взгляды на выбор стиля руководства компанией. Привести основные критерии оценки ситуации «подчиненные - руководители» и формированию лидеров в организациях. Обозначить тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией.
Во второй главе должна быть проанализирована структура власти в организации. Необходимо дать оценку факторам, влияющим на выбор стиля руководства и тенденциям определяющим состояние организационных процессов. Следует обращать внимание на специфику деятельности компании, условия рыночной борьбы, состояние ресурсов и выбранной стратегии развития компании.
В третьей главе должны быть выработаны рекомендации по эффективному выбору стиля руководства в типовых организационных ситуациях и при имеющихся ресурсах, в т.ч. человеческих. Следует сделать акцент на поиск критериев выбора стиля руководства и реализации ситуационного подхода в управлении человеческими ресурсами.
Тема 9. Роль мотивации в поведении в организации
В первой главе необходимо раскрыть сущность мотивации в организации и обозначить роль руководителя в реализации функции мотивации. Следует привести типологию теорий мотивации и показать их эволюционное развитие. Далее следует дать описание как традиционных, так и нетрадиционных методов мотивации в организации: ситуативная оценка, психологические тесты, свободная характеристика, управление по целям, круговая аттестация.
Во второй главе необходимо провести анализ уровня мотивации сотрудников в организации и дать оценку влияния мотивации на результаты труда и степень фрустрации потребностей персонала. Также следует оценить эффективность применения методов материальной и нематериальной мотивации труда в организации через опрос.
В третьей главе должны быть выработаны рекомендации по выбору оптимальной структуры системы мотивации в организации. Предлагается сформировать предложения по реализации мероприятий по аттестации, адаптации и развития человеческих ресурсов в организации. Следует учитывать структуру фрустрации потребностей персонала при построении системы мотивации в организации.
Тема 10. Человеческий фактор в управлении организацией
В первой главе работы необходимо остановиться на роли человеческого фактора в управлении. Необходимо показать, что человеческие ресурсы являются ключевыми ресурсами организации. Особое внимание следует обратить на вопросы мотивации и создания системы вознаграждений и поощрений, значение организационной культуры для реализации поставленных целей, создание соответствующего климата и организационной культуры, а также выявить факторы, влияющие на повышение эффективности управления человеческими ресурсами.
Во второй главе на основе анализа деятельности конкретной организации, ее конкурентных преимуществ, следует оценить роль человеческого фактора в управлении организации. Показать, как расстановка кадров на ключевых позициях и система мотивации влияют на эффективность организации.
В третьей главе необходимо обосновать собственные предложения для эффективного решения обозначенных в аналитической части проблем. При этом важно учесть адаптацию коллектива к изменениям, и, при необходимости, внести коррективы в стратегию управления.
Тема 11. Управление процессом реализации изменений и нововведений в организации
В теоретической главе работы следует остановиться на сущности и содержании изменений и нововведений в процессе реализации стратегии. Следует раскрыть содержание возможных уровней изменений, этапы и основные методы их проведения. Особое внимание следует уделить раскрытию значения сопротивления изменениям и методам управления сопротивлениям, показать возможные стратегии использования человеческого потенциала в процессе проведения изменений.
В аналитической главе работы необходимо дать характеристику стратегических позиций конкретной организации и направление возможных изменений. Далее целесообразно остановиться на этапах, уровнях и методах проведения изменений в организации.
В третьей главе следует обосновать собственные предложения по совершенствованию управления процессом реализации изменений в организации. Следует дать предложения по планированию проведения изменений и методам управления сопротивлениям, а также обосновать необходимые этапы проведения организационных изменений.
Тема 12. Управление поведением в конфликтных ситуациях
В первой главе работы необходимо определить сущность и роль конфликта в организации, его типологию, модели управления конфликтом. Следует показать типовые причины конфликтов организации и стратегии поведения в конфликтной ситуации. Рекомендуется привести описание правила поведения в условиях конфликта и методы борьбы с ними.
Во второй главе следует провести оценку уровня состоянии конфликта в организации и выявить его причины. Необходимо провести тестирование сотрудников на стрессоустойчивость и составить модель поведения персонала в условиях состояния конфликта.
В третьей главе необходимо разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления человеческими ресурсами и разработать стратегию управления коммуникациями в условиях конфликта. Следует учитывать, что сбор информации необходимо осуществлять в зависимости от наличия ресурсов и состояния отношений, сложившихся в коллективе.
Тема 13. Процессы принятия решений в организации
В первой, теоретической, главе работы необходимо раскрыть сущность и значение процессов принятия решений в организации, дать определение и классификацию управленческих решений, выявить факторы, влияющие на процесс принятия решений. Здесь также необходимо сформулировать требования, предъявляемые к управленческим решениям, и показать реализацию требований на конкретных примерах, описать подходы к принятию решений в отечественной и зарубежной практике.
Во второй, аналитической, главе прежде всего необходимо дать характеристику конкретной организации (предприятия): краткую историческую справку, описать характер выпускаемой продукции либо услуги. Далее необходимо провести анализ процессов принятия решений в данной организации и на основании анализа разработать процедуру подготовки, принятия и реализации управленческого решения по форме, представленной ниже.
Этапы процедуры | Содержание | Участвующие подразделения и исполнители | Способы выполнения работ |
Постановка проблемы | |||
Анализ и обработка исходной информации | |||
Разработка вариантов решения | |||
Выбор окончательного варианта | |||
Организация выполнения решения | |||
Контроль выполнения решения |
В третьей, практической, главе необходимо проанализировать действующие в организации процедуры подготовки и принятия управленческих решений, выявить их достоинства и недостатки и наметить предложения по совершенствованию. В результате проведенного исследования необходимо представить проектный вариант процедуры подготовки и принятия управленческих решений.
В качестве иллюстративного материала необходимо представить схемы, описание реальной ситуации и механизма выработки управленческого решения.
Тема 14. Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией
В первой главе необходимо раскрыть сущность и значение коммуникационных процессов в организации. Показать структуру коммуникационных процессов, внутрифирменные коммуникации, коммуникации между организацией и внешней средой. Здесь также необходимо осветить современные информационные технологии осуществления коммуникационных процессов, увязать с проблемами повышения качества коммуникаций и эффективностью управления.
При этом целесообразно выявить основные современные проблемы становления и развития коммуникационных процессов в организациях.
Во второй главе на основе анализа деятельности конкретной организации оценить состояние коммуникационных процессов, содержание этапов, значение и роль обратной связи. При этом необходимо выявить и проанализировать степень влияния коммуникаций на эффективность управления организацией и используемые при этом современные информационные технологии.
В третьей главе следует обосновать предложенные вами мероприятия по совершенствованию коммуникационных процессов в организации, разработать схему коммуникационного процесса с учетом ваших предложений и показать ее целесообразность.
В качестве иллюстративного материала представить схему коммуникационного процесса в организации; характеристику помех в процессе управления; информационные технологии и технические средства в организации.
Тема 15. Менеджмент человеческих ресурсов
В первой главе работы необходимо раскрыть роль человеческого фактора в менеджменте, показать, что человек — это самая большая ценность и самое сильное конкурентное преимущество. Далее необходимо раскрыть особенности современной кадровой политики, содержание, формы и методы кадровой работы. Определить понятие лидерства в менеджменте, роль лидера в группе, стили руководства.
Необходимо также рассмотреть основные проблемы формирования групп с учетом особенностей мотивации, условий работы, формальных и неформальных лидеров и др.
Во второй главе работы необходимо дать характеристику конкретной организации и конкретной группы (отдела, цеха, бригады), проанализировать численность, демографическую структуру, выполняемую работу. Далее необходимо проанализировать систему межличностных отношений, сферу их проявления в трудовом коллективе и определить ценностно-ориентационное единство коллектива.
В третьей главе работы следует обосновать собственные предложения по совершенствованию процесса управления человеческими ресурсами, уделив при этом внимание подбору и расстановке кадров, мотивационной политике, психологическому комфорту в коллективе, системе накопленных ценностей.
В качестве иллюстративного материала представить: структуру управления подразделений компании, функциональные обязанности менеджеров, тесты на определение лидерства, роли в группе и др.
Тема22. Эффективность менеджмента организации
В первой, теоретической, главе работы необходимо раскрыть сущность и понятие эффективности менеджмента, показать, в чем отличие эффективности управляющей системы от эффективности управляемых объектов. Рассмотреть факторы, влияющие на эффективность менеджмента: экономические, политические, социально-психологические, организационные, технические. Показать, в чем смысл и значение социальной ответственности организации и какую роль в повышении эффективности играет организационная культура.
Во второй, аналитической, главе необходимо дать характеристику конкретной организации: привести структуру управления, описать характер выпускаемой продукции или услуги и технологического процесса (если имеется). Далее проанализировать деятельность управляющей системы, используя показатели эффективности, представленные на схеме ниже, а также показатели, используемые в конкретной организации.
Рис.1. Состав показателей эффективности менеджмента организации
В третьей, заключительной, главе вам необходимо обобщить результаты проведенного анализа и обосновать предложения по рационализации управления. Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня рассмотренных вами показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.
В качестве иллюстративного материала представить таблицы качественных и количественных показателей эффективности, расчеты экономической эффективности.
ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ КУРСОВЫХ РАБОТ