Потенциала организации

В первой главе работы должна быть раскрыта сущность по­тенциала организации как базового фактора ее конкурентоспособ­ности. Необходимо показать, что потенциал фирмы представляет совокупность всех ее возможностей по выпуску продукции и ока­занию услуг, включающих внутренние переменные и управлен­ческий потенциал. Далее следует показать определяющее влияние факторов окружающей среды на конкурентоспособность организации, а также на формирование стратегии фирмы.

Во второй главе должны быть проанализированы основные ресурсы организации, составляющие ее потенциал: технические и технологические ресурсы, кадровые, информационные, финансо­вые и организационные, временные ресурсы. Необходимо выде­лить проблемы их эффективного использования.

В третьей главе должны быть выработаны рекомендации по эффективному формированию и использованию потенциала в процессе выбора и реализации стратегии. Следует учитывать и такие особенности потенциала фирмы, как его вероятностный характер, изменчивость, а также многовариантность интеграции ресурсов в единое целое, роль высшего руководства в формировании потенциала организации.

Тема 7. Анализ внешней и внутренней среды организации

В теоретической главе должны быть раскрыты цели и прин­ципы стратегического анализа внешней и внутренней среды орга­низации. Диализ среды является отправным моментом в страте­гическом управлении, так как он формирует исходную базу для определения миссии и целей фирмы, а также выработки страте­гии организации. Необходимо показать роль PEST-анализа мак­росреды предприятия, раскрыть Значение анализа общей ситуации и конкуренции в отрасли. Далее надо рассмотреть методы и при­емы проведения управленческого анализа внутренней среды орга­низации.

Во второй главе работы на основе рассмотренных методов необходимо проанализировать состояние внешней и внутренней среды конкретного предприятия, вычленить проблемы развития организации. Особое внимание необходимо обратить на источни­ки информации при проведении анализа.

Третья глава курсовой работы должна содержать реко­мендации по организации и управлению процессом обследования организации, формированию постоянного мониторинга внешней и внутренней среды. В заключении на основе анализа следует вы­полнить сравнительную оценку конкурентного положения орга­низации и структуры затрат организации и ее конкурентов.

 

Тема 8. Выбор стиля руководства в организации

В первой главе необходимо следует раскрыть ретроспективные и современные взгляды на выбор стиля руководства компанией. Привести основные критерии оценки ситуации «подчиненные - руководители» и формированию лидеров в организациях. Обозначить тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией.

Во второй главе должна быть проанализирована структура власти в организации. Необходимо дать оценку факторам, влияющим на выбор стиля руководства и тенденциям определяющим состояние организационных процессов. Следует обращать внимание на специфику деятельности компании, условия рыночной борьбы, состояние ресурсов и выбранной стратегии развития компании.

В третьей главе должны быть выработаны рекомендации по эффективному выбору стиля руководства в типовых организационных ситуациях и при имеющихся ресурсах, в т.ч. человеческих. Следует сделать акцент на поиск критериев выбора стиля руководства и реализации ситуационного подхода в управлении человеческими ресурсами.

 

Тема 9. Роль мотивации в поведении в организации

В первой главе необходимо раскрыть сущность мотивации в организации и обозначить роль руководителя в реализации функции мотивации. Следует привести типологию теорий мотивации и показать их эволюционное развитие. Далее следует дать описание как традиционных, так и нетрадиционных методов мотивации в организации: ситуативная оценка, психологические тесты, свободная характеристика, управление по целям, круговая аттестация.

Во второй главе необходимо провести анализ уровня мотивации сотрудников в организации и дать оценку влияния мотивации на результаты труда и степень фрустрации потребностей персонала. Также следует оценить эффективность применения методов материальной и нематериальной мотивации труда в организации через опрос.

В третьей главе должны быть выработаны рекомендации по выбору оптимальной структуры системы мотивации в организации. Предлагается сформировать предложения по реализации мероприятий по аттестации, адаптации и развития человеческих ресурсов в организации. Следует учитывать структуру фрустрации потребностей персонала при построении системы мотивации в организации.

Тема 10. Человеческий фактор в управлении организацией

В первой главе работы необходимо остановиться на роли человеческого фактора в управлении. Необходимо показать, что человеческие ресурсы являются ключевыми ресурсами организации. Особое внимание следует обратить на вопросы мотивации и создания системы вознаграждений и поощрений, значение организацион­ной культуры для реализации поставленных целей, создание соответствую­щего климата и организационной культуры, а также выявить факторы, влияющие на повышение эффективности управления человеческими ресурсами.

Во второй главе на основе анализа деятельности конкретной организации, ее конкурентных преимуществ, следует оценить роль человеческого фактора в управлении организации. Показать, как рас­становка кадров на ключевых позициях и система мотивации влия­ют на эффективность организации.

В третьей главе необходимо обосновать собственные предложения для эффективного решения обозначенных в анали­тической части проблем. При этом важно учесть адаптацию кол­лектива к изменениям, и, при необходимости, внести коррективы в стратегию управления.

 

Тема 11. Управление процессом реализации изменений и нововведений в организации

В теоретической главе работы следует остановиться на сущ­ности и содержании изменений и нововведений в процессе реализации стратегии. Следует раскрыть содержание возможных уровней изменений, этапы и основные методы их проведения. Особое вни­мание следует уделить раскрытию значения сопротивления изме­нениям и методам управления сопротивлениям, показать возмож­ные стратегии использования человеческого потенциала в процес­се проведения изменений.

В аналитической главе работы необходимо дать характери­стику стратегических позиций конкретной организации и направ­ление возможных изменений. Далее целесообразно остановиться на этапах, уровнях и методах проведения изменений в организа­ции.

В третьей главе следует обосновать собственные предложе­ния по совершенствованию управления процессом реализации изменений в организации. Следует дать предложения по плани­рованию проведения изменений и методам управления сопротив­лениям, а также обосновать необходимые этапы проведения орга­низационных изменений.

 

Тема 12. Управление поведением в конфликтных ситуациях

В первой главе работы необходимо определить сущность и роль конфликта в организации, его типологию, модели управления конфликтом. Следует показать типовые причины конфликтов организации и стратегии поведения в конфликтной ситуации. Рекомендуется привести описание правила поведения в условиях конфликта и методы борьбы с ними.

Во второй главе следует провести оценку уровня состоянии конфликта в организации и выявить его причины. Необходимо провести тестирование сотрудников на стрессоустойчивость и составить модель поведения персонала в условиях состояния конфликта.

В третьей главе необходимо разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления человеческими ресурсами и разработать стратегию управления коммуникациями в условиях конфликта. Следует учитывать, что сбор информации необходимо осуществлять в зависимости от наличия ресурсов и состояния отношений, сложившихся в коллективе.

 

Тема 13. Процессы принятия решений в организации

В первой, теоретической, главе работы необходимо раскрыть сущность и значение процессов принятия решений в организации, дать определение и классификацию управленческих решений, вы­явить факторы, влияющие на процесс принятия решений. Здесь также необходимо сформулировать требования, предъявляемые к управленческим решениям, и показать реализацию требований на конкретных примерах, описать подходы к принятию решений в отечественной и зарубежной практике.

Во второй, аналитической, главе прежде всего необходи­мо дать характеристику конкретной организации (предприятия): краткую историческую справку, описать характер выпускаемой продукции либо услуги. Далее необходимо провести анализ про­цессов принятия решений в данной организации и на основании анализа разработать процедуру подготовки, принятия и реализа­ции управленческого решения по форме, представленной ниже.

 

Этапы процедуры Содержание Участвующие подразделения и исполнители Способы выполнения работ
Постановка проблемы      
Анализ и обработка исходной информации      
Разработка вариантов решения      
Выбор окончательного варианта      
Организация выполнения решения      
Контроль выполнения решения      

 

В третьей, практической, главе необходимо проанализиро­вать действующие в организации процедуры подготовки и приня­тия управленческих решений, выявить их достоинства и недостат­ки и наметить предложения по совершенствованию. В результате проведенного исследования необходимо представить проектный вариант процедуры подготовки и принятия управленческих ре­шений.

В качестве иллюстративного материала необходимо пред­ставить схемы, описание реальной ситуации и механизма выра­ботки управленческого решения.

 

Тема 14. Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией

В первой главе необходимо раскрыть сущность и значение коммуникационных процессов в организации. Показать структу­ру коммуникационных процессов, внутрифирменные коммуни­кации, коммуникации между организацией и внешней средой. Здесь также необходимо осветить современные информационные технологии осуществления коммуникационных процессов, увя­зать с проблемами повышения качества коммуникаций и эффек­тивностью управления.

При этом целесообразно выявить основные современные проблемы становления и развития коммуникационных процессов в организациях.

Во второй главе на основе анализа деятельности конкретной организации оценить состояние коммуникационных процессов, содержание этапов, значение и роль обратной связи. При этом необходимо выявить и проанализировать степень влияния комму­никаций на эффективность управления организацией и использу­емые при этом современные информационные технологии.

В третьей главе следует обосновать предложенные вами ме­роприятия по совершенствованию коммуникационных процессов в организации, разработать схему коммуникационного процесса с учетом ваших предложений и показать ее целесообразность.

В качестве иллюстративного материала представить схему коммуникационного процесса в организации; характеристику по­мех в процессе управления; информационные технологии и тех­нические средства в организации.

 

Тема 15. Менеджмент человеческих ресурсов

В первой главе работы необходимо раскрыть роль челове­ческого фактора в менеджменте, показать, что человек — это самая большая ценность и самое сильное конкурентное преимущество. Далее необходимо раскрыть особенности современной кадровой политики, содержание, формы и методы кадровой работы. Опре­делить понятие лидерства в менеджменте, роль лидера в группе, стили руководства.

Необходимо также рассмотреть основные проблемы фор­мирования групп с учетом особенностей мотивации, условий ра­боты, формальных и неформальных лидеров и др.

Во второй главе работы необходимо дать характеристи­ку конкретной организации и конкретной группы (отдела, цеха, бригады), проанализировать численность, демографическую структуру, выполняемую работу. Далее необходимо проанализи­ровать систему межличностных отношений, сферу их проявления в трудовом коллективе и определить ценностно-ориентационное единство коллектива.

В третьей главе работы следует обосновать собственные предложения по совершенствованию процесса управления чело­веческими ресурсами, уделив при этом внимание подбору и рас­становке кадров, мотивационной политике, психологическому комфорту в коллективе, системе накопленных ценностей.

В качестве иллюстративного материала представить: струк­туру управления подразделений компании, функциональные обя­занности менеджеров, тесты на определение лидерства, роли в группе и др.

Тема22. Эффективность менеджмента организации

В первой, теоретической, главе работы необходимо раскрыть сущность и понятие эффективности менеджмента, показать, в чем отличие эффективности управляющей системы от эффективности управляемых объектов. Рассмотреть факторы, влияющие на эффек­тивность менеджмента: экономические, политические, социаль­но-психологические, организационные, технические. Показать, в чем смысл и значение социальной ответственности организации и какую роль в повышении эффективности играет организационная культура.

Во второй, аналитической, главе необходимо дать характе­ристику конкретной организации: привести структуру управле­ния, описать характер выпускаемой продукции или услуги и тех­нологического процесса (если имеется). Далее проанализировать деятельность управляющей системы, используя показатели эф­фективности, представленные на схеме ниже, а также показатели, используемые в конкретной организации.

Рис.1. Состав показателей эффективности менеджмента организации

В третьей, заключительной, главе вам необходимо обобщить результаты проведенного анализа и обосновать предложения по рационализации управления. Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня рассмотренных вами показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.

В качестве иллюстративного материала представить табли­цы качественных и количественных показателей эффективности, расчеты экономической эффективности.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ КУРСОВЫХ РАБОТ