Новый взгляд на содержание и структуру личности (по статье Колесниковой Г.И. «Механизмы манипулирования сознанием» // 4 Социально-гуманитарные знания (доп. вып.) — М., 2007)
Исследование содержания понятия «личность» и ее составляющих имеет многовековую традицию, берущую истоки в античной философии.
36 Rogers, 1986.
37 Rogers, 1959. Р. 192. Цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — М.< 1997. С. 555-556.
Личность (от лат. — persona, personalitas) — устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности, — является объектом изучения психологии, социологии, философии. Данное понятие необходимо отделять от понятий «индивид» — человек как единичный представитель некоего целого биологического или социального, и «индивидуальность» — совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других. Об индивидуальности можно говорить на биологическом, психологическом, социальном уровнях.
Следует отметить, что в философии « психологии всегда существовало достаточно много различных точек зрения на личность. Так в идеалистической психологии был принят взгляд на личность как на некую неизменяемую сущность. И если понятие «духовная сущность» не встречает никаких возражений, то характеристика этой сущности как «неизменяемой» или смешение ее с психикой нам представляется изначально неверной. «Ибо духовная жизнь дана не в психических процессах, а в самом «я», в самой «самости», которая стоит над временем, хотя и проявляет себя во времени»38. Мы имеем в виду, что, несмотря на существующую связь с психикой, духовная жизнь по своей сути сверхпсихична. На протяжении многих веков понятия «духовность» и «религиозность» воспринимались неразрывно. В течение всей мировой истории религия всегда имела экзотерическую (внешнюю) и эзотерическую (тайную, сокрытую) стороны. Религии Древнего Египта, Индии, Китая, Греции39 и других стран подтверждают эту двойную традицию. С другой стороны, как бы ни различались внешние стороны религий, их внутренние учения идентичны по своей сущности. Внутренняя правда о Вселенной и человеке, выраженная в религии Древнего Египта, совпадает с правдой Вед, древнего религиозного учения индусов, и с истинами буддизма, эллинизма и, конечно, христианства, а все они вместе — с теми данными, которые называют «научные исследования».
В рамках философии, воспринимающей личность, прежде всего, как этический феномен акцент ставится на разрешении вопросов:
- Кто и что такое человек?
- Какое место в мире он занимает?
- Может ли он создать самого себя и свою жизнь?
В античной философии исследовалась проблема несовпадения реального поведения человека и его «сущности», и в связи с этим были подняты вопросы долга, вины и ответственности. Однако если в древнегреческой философии личность рассматривалась «как отношение», то в христианстве она понимается как особая сущность, «индивидуальная субстанция», синоним нематериальной души. Начиная с философии нового времени практически все интерпретации личности так или иначе сводятся к дуальным противоположностям: между Я и не-Я (Фихте), природы и духа (Гегель), воли и представления (Шопенгауэр), жизни и духа (романтизм), сознательного и бессознательно (романтизм, психоанализ), наличного бытия и существования (Кьеркегор, современный экзистенциализм).
В процессе развития философского знания уточнялись отдельные вопросы исследования личности: биологические и социальные детерминанты, степени свободы и несвободы по отношению к природе, самому себе, обществу.
В психологии под личностью подразумевается, как правило, некое ядро, интегрирующее начало. В зависимости от того, в чем именно оно усматривается, выделяют следующие теории личности40: психодинамические (Фрейд), аналитические (Юнг, Адлер), когнитивно-поведенческие (Скиннер, Келли), психобиологические (Шелдон), биосоциальные (Олпорт, Роджерс), психосоциальные (Хорни, неофрейдисты), экзистенциально-гуманистические (Маслоу, Роджерс).
38 Левицкий С.А. Свобода и ответственность: основы органического мировоззрения. — М., 2003. С. 123.
39 Транскультуральные исследования в психотерапии. — Л., 1989
40 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Пер. с ант. — СПб., 1999.
Весьма продуктивными в плане конкретных методических решений представляются концепции А. Маслоу41, Г. Олпорта42, К. Роджерса43, однако они обнаруживают определенную ограниченность, которая проявляется в физикализме, переносе законов механики на анализ, проявлений личности в гуманистической психологии и экзистенциализме. В советский период Личность рассматривалась с позиции марксизма, что значительно сужало рамки восприятия, многогранность, низводя ее до «чистого продукта социума». Однако взгляды отдельных авторов представляются нам весьма ценными, придающими новою нюансированность в понимании сущности: личности как таковой. Наиболее ценным среди них, на наш взгляд, являются: предложение Б.Г. Ананьева44 и А.Н. Леонтьева45 рассматривать личность в единстве, но не тождестве, чувственной сущности ее носителя — индивида и условий социальной среды; взгляд С.Л. Рубинштейна46 на личность, как опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Суммируя вышеприведенные представления о личности, можно, обобщив их, сделать вывод о том, что развитая личность должна обладать высоким самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых сторон активности личности. Таким образом, личность предстает как органическое целое, в качественно-превосходной степени не равнозначное понятию «человек», поскольку «...далеко не каждый человек является личностью, хотя каждый человек есть потенциальная личность. Человек становится личностью в любви и творчестве, в служении высшим ценностям»47. Кроме того, понятие личности не совпадает и с понятием индивидуальности: «биологически и психологически яркая индивидуальность не есть личность... ибо личность есть в первую очередь понятие этического, аксиологического порядка, в то время как в индивидуальности выражается лишь психико-физиологическая оригинальность»48. С позиции Левицкого, сущность личности составляют основные четыре характеристики. Первая: единство сознания, заключающееся в способности человека осознавать не только мир, но и самого себя. Вторая: внутренняя свобода, потому что только человек может противопоставить свою силу воли не только окружающему миру, но и собственным влечениям. Третья: своеобразие и незаменимость, заключающиеся в персональности духовного бытия. Четвертая: направленность на абсолютные ценности, поскольку сама идея «ценности», в отличие от благ, доступна только личности.
Субъективно для индивида личность выступает как его Я (образ-Я, Я-концепция), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценке, в чувстве самоуважения, уровне притязаний. Образ-Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем и каким бы хотел быть в будущем, если бы сумел. Я-концепция, следовательно, является важным структурным элементом психологического облика личности, возникающим в результате общения и деятельности. Становление Я-концепции, обусловленное социально-культурным контекстом, происходит в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми. В результате данного обмена субъект, по словам Маркса, «смотрится как в зеркало в другого человека», и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует, образы своего Я. Процесс социализации поддерживает определенные черты в каждом индивиде в соответствии с типом личности, наиболее адекватным для данной культуры. Поэтому люди, при условии недостаточного понимания, могут казаться поразительно похожими друг на друга. Можно предположить, что внутри этого типа личности постепенно зреет определенная индивидуальность, отличающаяся от того, как ее воспринимает окружение.
41 Маслоу А. Самоактуализация // Психология человеческих проблем. —Минск, 1998. С. 20-34.
42 Хьелл Л., Зиглер Д. Указ. соч. С. 271-303.
43 Роджерс К. Q групповой психотерапии / Пер. с англ. — М., 1993.
44 Ананьев В.Г. О проблемах современного человекознания. — М„ 1977. *»'Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
46 Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. 1989. № 4. С. 89-95.
47 Левицкий С.А. Свобода и ответственность: основы органического мировоззрения. — М., 2003. С. 130.
48 Там же.
Различие между личностью и индивидуальностью можно проиллюстрировать на примере такой черты как правдивость. Как личность человек может быть правдивым или лживым, и окружение наделяет его соответствующими характеристиками.
Однако правдивость отличается по мотивации: кто-то правдив по неведению того зла, которое творит; другой лжет, как ему кажется, в интересах правды. Чувство, которое при этом испытывает человек, характеризует не его личность, а скорее его индивидуальность. Можно сказать, что как личности мы представляем собой тип, категорию людей данной культуры, а в качестве индивидуальности мы неповторимы, являясь индивидуальностями в подлинном смысле слова не как единичные индивиды, а как индивидуальности, которые переработали в себе личность и подчинили ее себе.
Предполагается, что каждый человек объективно представляет собой индивидуальность, а поскольку Я-концепция закрепляется в именах, с помощью которых обозначаются черты (правдивый, лживый, смелый), то каждая личность осмысливает, понимает и чувствует себя через символизацию самого себя посредством имен. Следовательно, индивиду, несмотря на всю неповторимость его переживаний, трудно и часто совершенно невозможно ощутить свою индивидуальность. Осознавая, например, себя носителем такого качества как глупость, он не может принять себя таковым, так как мыслит свою глупость так же, как мыслит ее окружающее его сообщество. И, таким образом, единственной возможностью ступить на путь индивидуации для него становится противодействие давлению социума, с одной стороны, а с другой — полное принятие себя таковым, каким он является на данный момент, и, соответственно, построение взаимодействия с окружением с позиции данного принятия. И здесь нам представляется уместным привести в качестве примера принцип Питерса, являющийся одним из составляющих характеристик индивидуальности, суть которого заключается в осознании индивидуумом уровня своей некомпетентности: если это подлинное осознание, то подобная некомпетентность переживается как стимул к развитию, что качественно отличает переживание некомпетентности, пришедшее в результате конфликта или неудачи.
Таким образом, главное отличив между личностью и индивидуальностью, возможно, заключается в том, что личность является таковой вследствие своей интуитивности, которая развивается в результате созерцательности и невовлеченности в запрограммированную культурой среду. И, следовательно, созерцатель может видеть ситуации в совершенно неожиданном контексте, и поэтому созерцательность является одной из основных характеристик личности, необходимой составляющей личности для ее становления и продвижения по пути гармонизации.
Подобный подход к личности как автономной, самодостаточной и самопроявляющейся структуре, хотя и является очевидным, но можно расценивать и как революционный
шаг, несмотря на достаточно солидный возраст некоторых из перечисленных в связи с этим направлений. Так социальный утилитаризм занимался в принципе только вопросом самоотречения ради людей и человеческого общества. Европейское мышление со времен Декарта49 и его знаменитого изречения (Cogito ergo sum) не приемлет идею универсальности характера самоотречения, а вместе с ним и идею самосовершенствования личности, что объясняется, в первую очередь, его стремлением создать рациональную этику, содержащую общезначимые рецепты. Однако создание такой этики возможно только в том случае, если она имеет под собой твердую почву не только в сфере интересов человеческого общества вообще, но и в сфере интересов личности и возможности ее развития. Этика же рационализма поглощена целиком рассмотрением существования как такового, обрекая себя тем самым на бесконечную полемику с натурфилософией. Причина этого кроется прежде всего в том, что размышления о духовности были направлены на абстрактное понятие бытия вместо бытия действительного. Это заблуждение возникло вследствие попыток понимания идей самосовершенствования в рамках натурфилософии.
49 Декарт Р. Правила для руководства ума. — М.-Л., 1993.
Такую же ошибку совершила и китайская философия, когда полагала, что «безличное» мирового процесса скрывает тайну истинно этического, и, в связи с этим, определяя сущность духовного самоотречения ради бытия, утверждала необходимость отречения людьми от своих внутренних, субъективных мотивов и подчинение своего поведения законам объективности, которые они открывают в мировом процессе. Истинной этикой жизни «в соответствии со смыслом событий», возможно, могла бы стать этика Чжуан-цзы50 и Ницше51.
С другой стороны, предположение о том, что в мировом процессе господствует объективность, подающая пример для поведения людей, есть не что иное, как попытка этического истолкования мира, предпринятая при весьма небольшом наборе средств, и как пример тому здесь можно привести идею о соответствии бытия со смыслом мира у Лао-цзы52 и Чжуан-цзы, что в их понимании означает внутреннее освобождение от душевного беспокойства и от внешних событий. Европейским мышлением подобное направление воспринималось как полное отречение от всяких чувств и привязанностей, отсутствие каких-либо обязательств! Но подобное «отмирание» чувств до их полного исчезновения сродни умиранию и смерти и низводит Смысл жизни к смыслу смерти, а именно смысл жизни, в подобном восприятии, предстает как искусство умирания и смерти. Однако если рассматривать идею освобождения от чувств, включая в понятие «чувства» гамму, воспринимаемую в общечеловеческом смысле как негативную (гае?, зависть, жадность, эгоцентризм...), идея освобождения воспринимается в совершенно новом свете, как путь самосовершенствования, путь устранения фальшивых нот путь гармонии. И тогда перед нами предстает жизнь в соответствии со смыслом мира, как это было у Конфуция53 и Мао-цзы54: человеческое мышление возводится в «бытие — в подобие миру», где этическая воля Человека так или иначе предписывает мировому духу этический характер с те*, чтобы найти в нем самое себя, постичь эту закономерность в акте сознания как принадлежащую ему внутренне и духовно.
Многие науки учат придавать большее значение активному присутствию символа, чем сознательному опыту, который манипулирует им и оценивает его. Стою отметить, что символизм является не только важнейшей категорией искусства, философии и психологии, но он не был бы в этих структурах столь значимым, если б не имел формирующей роли в созданий личностного мифа, преломляясь через призму архетипов.
Другой, более глубокий аспект — это аспект историчности каждого человеческого существования, который поэтому прямо подразумевает боль столкновения со смертью. Именно при попытке оценить эту боль перед лицом смерти то есть в попытке определить ей место и оценить ее с точки зрения, отличной от нашей, — этот сравнительный подход начинает быть поучительным. Боль перед небытием и смертью становится специфичным явлением современности. Во всех неевропейских культурах, то есть в других религиях, смерть никогда не предстает как абсолютный конец или как небытие. Она, скорее, считается обрядом перехода к другой форме существования, а потому к ней всегда обращаются в связи с символизмом и ритуалами инициации, возрождения или воскрешения. Однако в большинстве религий смерть все же отождествляется со смертью физического тела. То есть происходит некое неразделение жизни духа и жизни тела.
Таким образом, исходя из вышесказанного, говоря о личности, следует иметь в виду, с одной стороны, индивида как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности, а с другой — как некую духовную сущность, проявляющую себя в этих отношениях и создающую при этом взаимодействии ситуацию взаимовлияния.
50 Чжуан-цзы // Древнекитайская философия. — М., 1972. Т. 1. С. 281.
51 Ницше Ф. Соч.: В 2 т. / Пер. с нем. — М., 1990.
52 Лао-цзы // Древнекитайская философия. — М., 1972. Т. 1. С. 118.
53 Конфуций // Древнекитайская философия. — М„ 1973. Т. 2. С. 105.
54 Мао-цзы //Древнекитайская философия. — М., 1972. Т. 1. С. 279.
С понятием «личность» тесно связаны понятия «самосознание», «рефлексия», «сознание».
Самосознание—целостная оценка самого себя: своего знания, нравственного облика, идеалов, ценностей и критериев, на основании которой человек выделяет себя из окружающего мира, определяя свое место в нем. По Канту, человек становится личностью благодаря именно самосознанию, которое, отличая его от животных, позволяет подчинять Я нравственному закону.
Рефлексия — форма теоретической деятельности человека, направленная на самопознание и осмысление себя, своих действий и их законов. В рефлексии проявляются стороны личности: психологическая— способность осознания собственной тождественности и моральная — свобода выбора разумного существа.
Сознание— способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы данного воспроизведения на разных его уровнях. С позиции социологии сознание рассматривается как духовная жизнь общества в совокупности всех ее форм. В психологии — совокупность чувственных и умственных образов конкретного индивида, у которого присутствует четкое представление о том, кто он есть и кем является. С позиции философского материализма сознание есть форма высокоорганизованной материи, заключающаяся в психическом отражении действительности, как осознании объективного бытия через призму субъективизма. На ранних ступенях развития философии нe было строгого деления идеальное — материальное. Первым это сделал Платон55, вычленив понятие идеального как некой противоположности чувственно-предметному: как для всего космоса нус (ум) является силой, способной осознавать самого себя, так и в индивидуальной Душе человека ум созерцает самого себя, регулируя поведение человека. Таким образом, в античности разум предстает как обобщение действительно существующего мира. В средние века сознание понимается как надмировое начало — Бог. В философии нового времени большое влияние на разработку проблемы сознания оказали Р. Декарт56 и Б. Спиноза. Первый обратил внимание на момент самосознания, рассматривая при этом сознание как непространственную субстанцию. Второй, в своем материалистическом учении, определил сознание как один из атрибутов природы. Во французском материализме сознание, трактовалось как функция мозга и отражение действительности; в немецком классическом идеализме сделан акцент на творческой активности сознания; Гегель рассматривал сознание с позиции его социально-исторической природы как субъективный дух, определяемый духом объективным. С понятием «сознание» связано понятие «бессознательное». Идея о бессознательном восходит к учению Платона о познании-воспоминании. Своему отождествлению с психофизиологической деятельностью мозга бессознательное обязано Декарту. Лейбниц57, четко сформулировав концепцию о бессознательном, низвел, тем не менее, его до низшей -формы душевной деятельности, «океана темных перцепций» ((восприятий). Д. Гартли58, дав строго материалистическое объяснение, связал бессознательное с деятельностью нервной системы. Кант связывал бессознательное с вопросом о чувственном познании. В романтизме бессознательное, наконец, после долгих лет «унижения» и «непонимания» возвели на пьедестал глубинного источника творчества. Шопенгауэр59 создал иррационалистическое учение о бессознательном. Гартман, продолжив учение Шопенгауэра, возвеличил бессознательное до универсального принципа, некой основы бытия. С девятнадцатого столетия бессознательное начали изучать в психологическом аспекте. Так, в 1824 году, Гербарт60 предложил взгляд на бессознательное, как место, в которое вытесняются из сознания идеи, не теряя, однако, в результате данного вытеснения своих динамических свойств и продолжая оказывать влияние на сознание. Шарко, воздействуя на бессознательное при помощи гипноза открыл его психическую деятельность патогенного характера, происходящую помимо сознания индивида.
55 Богомолов А.С. Античная философия. — М., 1985.
56 Декарт Р. Соч.: В 2 т. / Пер. с лат. и франц. — М., 1989.
57 Лейбниц Г.В. Избранные философские сочинения. — М., 1908.
58 Оксфордское руководство по психиатрии / Пер. с англ. — Киев, 1997
59 Шопенгауэр А. Избранные произведения. — И., 1992.
60 Ellis, H. The world of dreams, — Boston, 1911.
Фрейду61 обязана закрепившаяся за бессознательным репутация «свалки», на которую сознание выбрасывает (вытесняет) воспоминания, мысли, желания, не совпадающие с социокультурными нормами. Юнг62 расширил представление о бессознательном, введя, кроме личного, понятие коллективного бессознательного. В советской психологии бессознательное изучали Д.Н. Узнадзе63, И.М. Сеченов и И.П. Павлов84, B.C. Ротенберг65. Акцент в данных исследованиях ставился на психофизиологических аспектах, анализе снов и гипнотических состояний; а также явлениях автоматизма в разных сферах деятельности.
Таким образом, бессознательное в широком смысле определяется как совокупность психических процессов, операций, состояний, происходящих вне сознания субъекта. Данное понятие применяется в философии, психологии, психиатрии для характеристики индивидуального и группового поведения, цели и последствия которого не осознаются. Глубоко исследовался вопрос о взаимоотношении сознательного и бессознательного, бессознательного и иррационального, а также проявлении и взаимодействии данных составляющих с внешним миром. Термин «иррациональное» происходит от латинского irmtionatis — неразумный, бессознательный, находящийся за пределами разума, алогичное. Понятие иррационального является одним из основных в идеалистических философских направлениях (Бергсон66, Гартман67, Шеллинг68, Шопенгауэр69).
С развитием кибернетики предпринимались исследования, направленные на построение целостной теории, объясняющей механизмы и структуру бессознательного. Предполагается, что в бессознательное, в его структуру входят иррациональные составляющие личности, проявляющиеся вовне в нестандартных ситуациях или ситуациях, провоцирующих возникновение психоэмоционального напряжения. Сама по себе структура личности со времен Фрейда представляется как состоящая из трех иерархических сфер, однако их соподчинение мыслится по-разному. С позиции Левицкого, данное соотношение будет следующим. Подсознательная сфера, в которой находятся отличительно безличные, стихийные влечения (биоорганическое — инстинкт самосохранения; пеихо-органическое — стремление к наслаждению; психическое— стремление к самоутверждению). Сознательная сфера — Я — центр сознания, дающая направление развитию сознания и его взаимодействию с подсознательными сверхсознательными влечениями — подавление их, вытеснение, сублимирование. Сверхсознательная сфера является источником религиозно-моральных императивов и творческих вдохновений. .У Фрейда Сверхсознание представлено как особая функция подсознания. С позиции персонализма, сверхсознание является высшей психической инстанцией личности. Современные философско-пеихологические направления можно разделить на два блока: те, которые помогают личности осознать самое себя (психоанализ70 логотерапия Франкла71) и те, которые направлены на осознание личностью ошибок во взаимодействии с внешним миром и выработку более успешных стратегий поведения (Гриндера и Бендлера)72 В последнее время, однако, появляются и принципиально новые течения, стремящиеся объединить в себе обе эти составляющие. И к ним, в первую очередь, можно отнести работы Дилтса.73 В отечественном научном пространстве, в связи с исследуемым нами направлением, можно назвать имена Мясищева В.Н.74 одним из
61 Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия / Пер. с нем. — М., 1992.
62 Юнг К.Г. Аналитическая психология / Пер. с англ. — Ш., 1994.
63 Уоттс А. Психотерапия. Восток и Запад / Пер. с англ. — Львов, 1997.
64 Карвасарский Б.Д. Неврозы. — М., 1990,
65 Ротенберг В.С. Сновидения, гипноз и деятельность мозга. — М., 2001.
66 Бергсон А. Длительность и одновременность. — СПб., 1923.
67 Антология мировой философии // Соч.: В 4 т. —М., 1969-1971.
68 Шеллинг Ф. Философия искусства. — М., 1966.
69 Шопенгауэр А. Избранные произведения. — М., 1992.
70 Фрейд 3. Психология бессознательного / Пер. с нем. — М., 1989.
71 Франка В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ, и нем, — М., 1990.
72 О'Коннор Дж., Сейнор Дж. Введение в НЛП / Пер. с англ. — Челябинск, 1997.
73 Дилтс Р. Сознание и творчества/ Пер. с англ. — М., 1998.
74 Мясищев В.Н. Психология отношений. — М„ 1995.
превалирующих моментов в научной деятельности которого являлось изучение личности и характера не как формально-динамического, а как структурно-содержательного целого, определяемого условиями общественно-индивидуального развития, и М.Е. Бурно75 создателя метода, носящего название «терапия творческим самовыражением», цель которого заключается в оказании помощи клиенту в раскрытии его творческих возможностей вообще, и в его профессии в частности. И эту направленность можно соотнести и с идеями Франкла о поисках смысла бытия, и со свойственной представителям экзистенциального направления углубленностью в уникальность личного опыта. Но ценность его заключается прежде всего в присущем этому методу своеобразном уравновешивании этих внешне разнонаправленных идей: метод Бурно возвышает, одухотворяет личность, обращаясь к духовным ее компонентам, продолжая в этом смысле лучшие мистические традиции. И это равновесное соединение мнимых противоположностей является одновременно и ценным дополнением, и подтверждением нашей концепции развития личности.
В социологии личность рассматривается с позиции той социальной системы, в которую она включена, и тех социальных функций, ролей, которые она в ней выполняет. К. Маркс76 в связи с этим писал, что определенные человеческие роли 'вытекают отнюдь не из человеческой индивидуальности вообще, а детерминированы социальной структурой общества. С объективной позиции основным моментом отношения личности к реальности является целеполагающая деятельность. Считается, что взрослый психически здоровый индивид обладает стремлением к «внутренней цели», которой подчиняет все свои действия и поступки («постулат сообразности» по В.А. Петровскому). Выделяют следующие уровни проявления данного «постулата сообразности». Первый: грмеоста-тический — стремление к устранению конфликтов во взаимоотношениях со средой, установлению некого «равновесия». Второй: гедоническийъш гедонистический— стремление к удовольствию в виде интеллектуального эстетического или чувственного наслаждения (например, эпикурейцы) или страдания (крайний вариант — мазохизм, на бытовом уровне — «позиция жертвы»). Третий: прагматический — максимализация узкопрактических целей. Целеполагающая творческая деятельность, происходящая в конкретных культурно-исторических условиях, является одновременно и высшей целью, придающей смысл жизни, и одним из отличительных признаков, выделяющих человека из животного мира. «Человек обладает не только способностью к труду, но он постоянно вопрошает мир и в этом состоит особенность его природы. ...Самореализация человеческой природы, в отличие от животного, осуществляется как посредством общественно-трудовой деятельности и мышления, так и путем возрастания способностей, потребностей и интересов человеческой деятельности в результате опоры на достигнутое саморазвитие»77.
Становление личности происходит в результате взаимодействия с социумом. Успех или неуспех в данном взаимодействии оказывает если не решающее, то, в значительной мере, формирующее значение в развитии личности. И здесь имеет значение и то, что конкретно предпринял индивид на пути к достижению цели, и качество самой цели. Мы имеем в виду]что цели формируются потребностями. Квалификация индивидом чего-либо как «потребность» может зависеть от многих факторов. Основываясь на природе человека как биологического, социального и духовного существа, возможно выделить три основных направления формирования его потребностей: биологическое (потребность в голоде, жажде, сексе); социальное (власть, престиж, статус); духовное (морально-этическое развитие). Биологические и социальные потребности пересекаются, поскольку стремление К социально одобряемым ценностям при нарушении -общечеловеческих норм обнажает животное в человеке. Кроме того, социальные потребности в большинстве случаев не являются действительно необходимыми человеку и их истинная цель заключается в том, чтобы увести его с пути духовного развития. Понимание возникновения потребностей как результата внутреннего и
75 Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. — М., 1989
76 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения / Пер. с нем. — М., 1968. Т. 3. С. 76.
77 Ковалев А.М. Человек — продукт природы и основа социума: идеи, размышления, гипотезы. — М., 2000. С. 117.
внешнего воздействия свойственно В.Д. Небылицину78. Оригинальны его взгляды на соотношение потребностей и эмоциональности: «Возникновение потребностей (внутренних и обусловленных внешними воздействиями) и ход их удовлетворения связываются с характерным модусом эмоционального реагирования. Например, состояние голода у одних индивидов вызывает неудовольствие пассивного характера, у других — острое раздражение, агрессивные реакции направленного вовне активного поиска. Точно такая же картина наблюдается при внешнем воздействии, угрожающем, например, существованию индивида, его здоровью. У одних при этом возникает страх, подавленность, тоска, выражающиеся в бегстве от опасностей. У других — острое удовольствие от предстоящей борьбы и реакция атаки»79. Согласно Салливану80, у индивида две ведущие потребности, одна из которых имеет биологическую природу, вторая — межличностную. Биологическая инициирует его стремление к ласке, нежности, межличностная — стремление к безопасности. Психологический смысл первой — ослабление физиологических потребностей, которые есть и у животных. Психологический смысл второй — снижение тревоги и неуверенности. Маслоу связывал формирование потребностей с мотивацией. Он полагал, что основной человеческой мотиваций является поиск и достижение личных целей и именно это делает жизнь осмысленной. Маслоу описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного удовлетворения. Это вызвано тем, что после удовлетворения одной потребности на первый план выходит, требуя удовлетворения, другая. Таким образом, жизнь человека характеризуется тем, что он почти всегда чего-либо желает. Предположив, что все потребности человека врожденные или инстинктивные и организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования, Маслоу выстроил их в порядке очередности: физиологические потребности, потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви и потребности самоуважения, потребности самоактуализации иди потребности личностного самосовершенствования. В основе данной иерархической системы лежит допущение: для того чтобы возникли потребности более высокого плана, потребности базового плана — физиологические — должны быть удовлетворены. Ключевым моментом в концепции Маслоу является то, что потребности никогда не удовлетворяются по принципу «все или ничего». Они могут частично совпадать, и таким образом, человек может быть ориентирован одновременно на удовлетворение двух и более потребностей. Кроме того, потребности возникают постепенно и не важно «...насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в
достаточной мере удовлетворены»81. Маслоу сделал предположение, что потребность в самоакгуализации — желание стать тем, кем ты можешь стать, достигнув вершины своего потенциала, — является врожденной потребностью. Однако исследования в Данном направлении привели его к заключению, что самоактуализирующихся личностей менее одного процента всего населения. Причина, по его мнению, заключается в препятствиях, которые имеют социокультурную природу. Во-первых: жесткие стереотипы поведения, которые приравниваются к нормам и которым необходимо подчиняться, чтобы быть принятым обществом (например, стереотипы мужественности и женственности). Во-вторых: отсутствие у большинства личностных качеств, наличие которых необходимо для процесса самосовершенствования: мужества, способности рисковать, готовности ошибаться и признавать свои ошибки. Это обусловлено первой группой, поскольку одна из базовых потребностей — потребность в безопасности — оказывается под угрозой, как только индивид пытается противоречить устоям общества. В результате, как правило, социокультурные ограничения, с одной стороны, и личностная импотенция, с другой, мешают не только развитию, но и осознанию своего потенциала. Таким образом, мы приходим к выводу, что людям необходимо «способствующее общество», каким в настоящем оно не является. Мы можем сказать также, что скорее, в настоящий момент, мы можем определить общество как «общество мешающее», навязывающее ложные приоритеты в виде статуса, престижа, материальных благ. Следовательно, возможно констатировать не тождественность потребностей, диктуемых социумом, и необходимых самой личности. Иначе: существует разрыв между целями общества, средствами их достижения и нуждами, желаниями личности.
78 Небылицин В.Д. Новое представление о структуре эмоциональности // Жизнь и научное творчество. — М„ 1996. С 248-260.
79 Там же. С. 252.
80 Sullivan H.S. The interpersonal theory of psychiatry. — N. Y., 1953.
81 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Пер. с англ. — СПб., 1999. С. 489
Таким образом, структура личности, с позиции данных исследователей, на видовом уровне ограничена биологическими потребностями, на социальном — поведенческими стереотипами, базирующимися на декларируемых общественным сознанием нормах и критериях. Из этого следует, что общество, с одной стороны, в Процессе социализации формирует человеческое в человеке, а с другой — деформирует пробужденное человеческое начало, направляя его устремления на ложные цели (материальные блага). Здесь мы приходим к разрыву между потребностями общества, цель которого — технократическое развитие для поддержания себя как организованного целого, и предназначением личности как духовной сущности для реализации своего потенциала в творчестве и самосовершенствовании. Творцы по духу опасны для общества, поскольку, являясь «двигателями» развития цивилизации, в то же время подрывают его устои.
Однако структура личности не столь одномерна, более дифференцирована и многозначна. Прежде всего, считаем необходимым разграничить понятия: «потребности», «стремления», «способности».
Под потребностями мы предлагаем понимать то, без чего человек не способен выжить как биологическое существо и на достижение которых его направляет инстинкт выживания.
Стремления формируются мотивами. Возникновение мотивов инициируется социумом. И, следовательно, стремления индивида имеют социальный характер, хотя могут и не осознаваться, особенно в тех случаях, когда одобряемые обществом нормы и ценности им полностью интегрированы в структуру и воспринимаются как собственные.
Способности духовного уровня являются врожденными, но их раскрытие и реализация зависят от целенаправленных усилий самого субъекта и, в частности, во многом определяются тем, насколько он сможет противостоять стереотипам, выйдя за их границы.
В таблице 8 представлена иерархическая структура личности. В ее основу положены биологические потребности. Социальные устремления обозначены как переходный этап на пути личностного развития. К высшей стадии отнесены духовные способности и их реализация. Раскроем каждое из данных положений.
Таблица 8