Научные школы.

Общеизвестно, что наука всегда персонифицирована в конкретных индивидах и их группах. Одним из видов продуктивного научного сообщества выступают научные школы. Понятие «научная школа» в педагогике стало активно использоваться сравнительно недавно, и, как это часто бывает в таких случаях, далеко не всегда по назначению. Надо признать, что порой оно толкуется слишком расширительно, вследствие чего превращается скорее в простую метафору, нежели в структурный компонент педагогической науки.

Раскрывая сущностную характеристику понятия научной школы, М.Г.Ярошевский обращает внимание на то, что оно «при всей его неопределенности означает, по общепринятому мнению историков, во-первых, единство обучения творчеству и процесса исследования; во-вторых, позицию, которой придерживается одна группа ученых в отличие от остальных».[4]

Определение феномена научной школы представлено в свое время В.Б.Гасиловым: «Научная школа - сообщество ученых разных статусов, компетенции и специализации, координирующих под руководством лидера свою исследовательскую деятельность, внесших вклад в реализацию и развитие исследовательской программы и способных активно представлять и защищать цели и результаты программы. Структура и первоначальное содержание программы продуцировано лидером в ответ на проблемную ситуацию, задаваемую логикой развития науки, запросами развития ее категориального строя, поскольку ситуация неразрешима в рамках сложившейся категориальной структуры знания. ... Это сообщество фиксируется в виде взаимосвязанной совокупности публикаций, воспринимаемой или игнорируемой как единое целое его сторонниками или оппонентами».[5]

В этом определении хорошо видны основные признаки научной школы как структурного элемента науки:

· лидер-ученый, обладающий соответствующими качествами;

· координированное сообщество ученых;

· наличие единой (общей) исследовательской программы;

· взаимосвязанная совокупность публикаций, воспринимаемая как единое целое.

Таким образом, для возникновения научной школы необходимо появление значительной научной идеи и соответствующие качества лидера-ученого, способного создать относительно долгосрочную исследовательскую программу и вокруг нее координировать деятельность исследователей разных статусов (учеников, соратников, сторонников).

Научная школа в структуре науки может существовать и развиваться в форме научного направления. В этой связи научная школа иногда воспринимается как «направление в науке, обладающее определенными признаками, свойствами, связанное общностью или преемственностью принципов».[6] Однако в педагогике чаще научные школы обозначаются в форме теорий или концепций. Например: научная школа Л.И.Новиковой - «педагогика детского коллектива» и «теория и практика воспитательных систем»; научная школа Г.И.Щукиной - теория развития познавательной активности учащихся и др.