Научные течения.

Как известно, в формировании структуры любой науки, в том числе и педагогической, существенную роль играют процессы дифференциации и интеграции научного знания и научно-исследовательской деятельности. Вследствие этих процессов происходит обогащение состава научного знания внутри уже сложившихся и развивающихся научных отраслей и научно-эмпирических областей, возникновение новых научных областей, направлений, течений.

Что в науке может быть названо течением?

Само понятие «течение» несет в себе динамическую характеристику и связано с некоторыми изменениями в каком-либо направлении. Исходя из этого понимания, под течением в науке следует понимать изменение развития научной мысли, направленное на утверждение определенной идеи как исходной, основополагающей. Это, по существу, процесс оформления и развития соответствующего выдвинутой идее относительно целостного концептуального образа системы научного знания. Именно по этой причине в наименовании течений чаще всего используется обозначение целостной науки - понятие «педагогика» (педагогика сотрудничества, педагогика ненасилия, вальдорфская педагогика и т.п.) пусть даже и в виде метафоры.

Как утверждают представители других наук, (например, психологи В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев) научные течения различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объяснительным схемам. В каждом из них действительность предстает под определенным углом зрения, отдельные стороны жизни выступают на передний план, изучаются основательно и детально[3].

На основании общих представлений о научных течениях можно дать определение понятия «педагогическое течение».

Педагогическое течение - развиваемая в теории и практике целостная педагогическая концепция, построенная на оригинальной основополагающей идее или принципе.

Педагогическое течение также как и другие структурные элементы науки должно обладать определенными признаками, по которым те или иные изменения в научной деятельности и системе научного знания можно квалифицировать как течение.

К числу таких признаков течения, не претендуя на исчерпывающий перечень, можно отнести следующие.

1. Очевидно, что главным признаком течения будет выступать эта самая ведущая, ключевая идея, через призму которой выстраивается иной концептуальный образ педагогики, и которая, как правило, обозначается в самом наименовании течения. Например: Педагогика сотрудничества, Педагогика общей заботы, Педагогика социального творчества, Педагогика ненасилия, Педагогика успеха, Христианская Педагогика и т.п. Указание в наименовании именно на содержательную идею построения научного знания позволяет отличать педагогические течения от отраслей педагогики, наименование которых также содержит понятие «педагогика», но указывает на объектную область науки (сравним: дошкольная педагогика, коррекционная педагогика и т.п.).

2.Любое течение и в самой науке, и в практике всегда имеет сторонников, противников и, так называемых, «нейтралов». По всей вероятности, наличие сторонников и противников есть один из признаков становления и существования течения в отличие, скажем, от какой-либо теоретической концепции, которая тоже может быть именована автором аналогичным образом (например, «педагогика отождествления» О.Г.Прикота).

Часто возникновение и развитие течения в педагогической науке связано с возникновением и развитием педагогического движения в практике.

Движение педагогическое (общественно-педагогическое движение) может пониматься как совокупность деятельностей педагогов (практиков и ученых) или их сообществ, объединенных общей идеей или целью, определяющей их профессиональную позицию. В качестве примеров наиболее ярких педагогических движений можно привести движения за педагогику сотрудничества (в 80-х годах) и педагогику ненасилия (в 90-х).

3. Еще одним признаком научного течения можно считать существование в нем и развитие знания на различных его уровнях:

Þ на уровне обоснования правомерности построения теоретических концепций и практических методик, т.е. на уровне методологии;

Þ на уровне истории как знания о процессе развития самого научного знания и особенностях его реализации в различных социальных условиях;

Þ на уровне теории - т.е. знаний для объяснения педагогических явлений;

Þ на уровне методики - как совокупности инструментально-прикладных предписаний результативных практических действий;

Þ на уровне практики (эмпирики) - как эмпирического описания педагогической деятельности.

4. И совершенно особым специфическим признаком педагогического течения можно рассматривать наличие сложившегося, отличающегося своеобразием, педагогического языка (профессионального и научного), на котором осуществляются коммуникации сторонников и подвижников течения, т.е. существование и развитие его понятийного аппарата. Для понятийного аппарата конкретного педагогического течения, как правило, характерно наличие не только специфических терминов, но и специфическая трактовка как будто общеизвестных терминов. Например: «общая творческая забота воспитателей и воспитанников», «объективные и субъективные воспитательные отношения» (педагогика общей заботы), «личные и личностные достижения», «системно-ориентационное поле» (педагогика успеха) и т.п.

Педагогические течения могут быть как альтернативными, так и параллельными (неальтернативными). Если основополагающая идея (или принцип) противоречит основным идеям педагогики, актуальным и признанным на данном этапе ее развития, то такое течение можно считать альтернативным. Альтернативность сама по себе не является признаком научного течения, т.к. она, как известно, относительна. Можно привести примеры того, как некоторые педагогические течения, возникая и развиваясь как альтернативные, со временем эту альтернативность утрачивали, получив признание не только сторонников течения и участников соответствующего педагогического движения, но, и так называемой «официальной» науки.

В отличие от психологии, где существование и возникновение научных течений не только признается как факт, но и рассматривается своеобразным фактором развития научного знания и науки в целом, в педагогике к самому понятию «течение» и к реально существующим уже педагогическим течениям отношение неоднозначное и, пожалуй, даже настороженное.

Научные течения в структуре науки занимают, если можно так выразиться, межотраслевое положение. Хотя зарождение их может быть связано с какой-то конкретной отраслью педагогики, в дальнейшем концептуальные идеи течения могут начать развиваться и в других отраслях. Например, педагогика сотрудничества, оформившись как течение в недрах педагогики школы, со временем нашла свое воплощение и развитие и в дошкольной педагогике, и в социальной. Однако в каждой отрасли происходит спецификация научных знаний (идей, принципов, подходов, методов и т.д.) в соответствии с особенностями их объекта исследований.