Научные дисциплины.
Е.В.Титова
Строение педагогической науки
Для получения представлений о структуре современной педагогики как науки необходимо, прежде всего, осознать из каких структурных элементов она складывается. Причем для понимания строя науки важно осмыслить прежде всего состав и соотношение самих структурных подразделений (единиц), в рамках которых осуществляется научная деятельность и развивается система научного знания педагогики.
В разных источниках и контекстах можно обнаружить такие наименования структурных составляющих педагогической науки как:
· научные дисциплины
· отрасли педагогики (научные отрасли, отрасли педагогической науки);
· разделы педагогической науки
· научные направления
· научные области
· течения в науке (научные течения, педагогические течения)
· научные Школы
Встречая подобные обозначения в текстах, нельзя не заметить некоторой путаницы в употреблении этих понятий и явной неоднозначности их смыслового наполнения. Одна и та же научная область может именоваться и отраслью, и дисциплиной, и разделом педагогики, и ее научным направлением и т.д. Такая беспорядочность словоупотреблений не позволяет иметь ясных представлений о действительной структуре педагогики и тенденциях ее развития.
В связи с этим возникает ряд вопросов. Правомерно ли выделение всех этих конструкций в структуре педагогики? Что они собой представляют, чем отличаются друг от друга, каковы их признаки и особенности? Как они соотносятся между собой? Ответы на эти вопросы позволят обозначить те позиции, с которых возможен взгляд на целостный образ реальной структуры педагогической науки.
По-видимому, для начала следует уточнить понятия, используемые для обозначения структурных элементов науки. В ряду перечисленных понятий по степени строгости (точной определенности) их смыслового наполнения можно выделить более строгие (точно определенные) понятия и менее строгие, не имеющие точного определения. Так к числу наименее строгих могут быть отнесены понятия «научная область» и «раздел науки». В принципе они применимы к любому структурному ее элементу как более общие, через которые могут определяться другие. Например, через понятие «научная область» могут быть определены конкретные виды и типы научных областей.
Кроме того, выделенные понятия различаются по содержанию и объему и, следовательно, могут быть соотнесены иерархически (субординационно и координационно).
Научные дисциплины.
В науковедческих источниках как наиболее широкое по объему рассматривается понятие «научная дисциплина» и, фактически, оно применяется для обозначения конкретной науки в единой системе наук.
Признание той или иной научной области дисциплиной осуществляется по определенным признакам. Наиболее общие черты научной дисциплины (по Э.М.Мирскому):
· единство дисциплинарного знания и способов действия с ним;
· общее содержание специальной подготовки исследователей и форм их идентификации;
· единый набор средств дисциплинарной коммуникации и институтов, регулирующих функционирование дисциплины.[1]
Существует также и более развернутый список признаков научной дисциплины, включающий в себя следующие:
1) фиксированный корпус наличного знания;
2) определенные категории или эмпирические области, явления которых считаются «законными» объектами дисциплинарного изучения;
3) набор аналитических и эмпирических исследовательских средств (включая определенные методики изучения и языки описания);
4) набор теорий и предположений о природе исследуемой реальности, а также подходы к ее изучению;
5) одна или несколько типичных схем взаимодействия, обычных для исследовательской деятельности в данной дисциплине (соотношение между теоретическим и эмпирическим, экспериментом, наблюдением и т.п.);
6) единая писанная история успехов и неудач исследовательской деятельности и представление о перспективах ее развития (включая как сам набор проблем, так и определенное направление развития в их постановке и изучении);
7) определенные средства и каналы коммуникации между коллегами;
8) сфера специальной подготовки и определения профессиональной принадлежности ученых;
9) набор профессиональных институтов, ассоциаций, журналов и т.п.[2]
Если руководствоваться приведенными признаками, то можно утверждать, что понятие «научная дисциплина» с достаточной правомерностью может быть применимо не только по отношению к педагогике в целом (как одной из научных дисциплин в единой системе наук), но также и по отношению к некоторым, относительно обособленным, научным областям в составе педагогической науки как целого. В частности, признакам научной дисциплины в структуре педагогики отвечают, так называемые, «частные дидактики», именуемые также «методиками обучения» (методика обучения биологии, физики, химии и т.д.).
Таким образом, понятие «научная дисциплина» используется в педагогике в двух значениях: во-первых, для обозначения педагогической науки в целом и, во-вторых, для обозначения относительно обособленных внутринаучных областей, имеющих соответствующие признаки.
***
В основании выделения, обособления тех или иных структурных формирований педагогики как целостной научной дисциплины, также как и в любой другой науке, лежат особенности (специфика, своеобразие) либо объекта, либо предмета, либо подхода к изучению объективной реальности (методов, способов, принципов, исследовательской программы и т.п.), либо получаемого продукта (уровня и предназначения научных знаний).