Ребенка четырех лет и старше можно познакомить уже с таким понятием, как предложение.

Читайте ребенку как можно больше детских стихов, пойте вместе детские песенки.

При этом полезно играть в такую игру. Вы читаете стихотворение, делая паузу в конце четверостишия, чтобы ребенок сам смог досказать словечко.

Пример: Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе … позвал,

Купил муку, купил творог, испёк рассыпчатый пирог

 

Разгадывайте т.н. рифмованные загадки.

Рифмованные загадки - это загадки-стихотворения, в которых предлагается назвать в качестве отгадки последнее слово в строке. Рифма подскажет отгадку и поможет ребенку почувствовать себя успешным, поверить в свои силы. Отгадывание таких загадок вполне доступно даже самым маленьким, и малыши очень любят такие загадки. Пример: Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису)

Ртом большим поймала мушку

И заквакала …. лягушка.

3. С детьми постарше можно поиграть в рифмы. Научите ребенка подбирать пары рифмованных слов. Например, лягушка-подушка, кошка-картошка, ворона-корона. После того как он научится это делать, можно попробовать сочинять с ним короткие, шуточные стишки, используя рифмованные слова (Буриме).

Пример: Птица важная ворона

К лицу была бы ей …. корона.

Ребенка четырех лет и старше можно познакомить уже с таким понятием, как предложение.

Расскажите ему, что предложения бывают длинные, состоящие из большого количества слов, и короткие. Важно научить его определять на слух, сколько слов в предложении. Предложения надо подбирать простые, без предлогов.

Например: Мама варит суп. Дедушка спит. Тане подарили новый велосипед.

Можно выложить предложение из кубиков или деталей конструктора, заменив каждое слово кубиком.

5. От предложений переходим к словам. Слова тоже бывают разной длины. Например, слово дом - короткое, а слово инопланетянин – длинное. После этого научите малыша определять на слух, сколько слогов в слове. Пусть он по вашей просьбе "прохлопает" или "протопает" слова по слогам. Напомним, что в слове столько слогов, сколько в нём гласных: например, в слове А-РИ-Я 3 слога.

Очень рекомендуем вам следующую игру на развитие фонематического слуха. Можно перебрасывать друг другу мячик, произнося при этом слова по слогам. Пример: вы бросаете ребенку мяч и говорите МА. Он придумывает слово, начинающиеся на данный слог, и возвращает вам мяч, называя следующий слог этого слова. Например, ШИ. Вы бросаете ему мяч повторно, говоря НА. Получилась МА-ШИ-НА и т.д.

6. Научите ребенка находить ударный слог в словах. Полезно рисовать схему слова, состоящую из квадратиков. Количество квадратиков соответствует количеству слогов в слове. Ударный слог в слове надо закрасить темным цветом.

7. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать специальные упражнения на развитие фонематического слуха. Например, определить, какой звук в начале или в конце слова. Обращаем ваше внимание на то, что дошкольнику легче всего выделить из слов начальный гласный под ударением, затем конечный согласный (Аист, Облако, мяЧ, моХ и т.д). Труднее выделить начальный согласный и очень трудно конечный гласный.