Революционно-демократический радикализм в России
Начнем с выделения главных родовых черт революционно-демократического радикализма. К ним мы относим: 1) отведение народным массам главной, решающей роли в революционном преобразовании общества; 2) приоритет революционных ценностей над государственными; 3) негативное отношение к авторитарности, диктаторским методам в общественной и партийной жизни; 4) допущение политического террора как крайней меры с избирательной, индивидуальной направленностью; 5) усеченный либерализм, т.е. частичное признание самоценности правовых и гуманистических принципов, допущение возможности реформистского пути в осуществлении радикальных социальных преобразований.
К наиболее видным представителям революционно-демократического радикализма, по нашему мнению, следует отнести A.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина, Н.К. Михайловского, П.А. Кропоткина. В XX в. эту линию продолжили эсеры, анархисты и правые социал-демократы-меньшевики.
Революционно-демократический радикализм как течение общественной мысли стал оформляться в самостоятельное идейное направление в 30-40-х гг. XIX в. Его появление связано с проникновением в Россию западных социалистических идей и возникновением интеллектуальной потребности приспособить, их к русской действительности.
Первоначально вопросы социалистической теории поднимались в спорах западников и славянофилов и звучали в контексте острой проблемы выбора Россией своего исторического пути. Серьезные разногласия в отношения к данной проблеме привели к идейно-политическому расколу внутри русской оппозиционной интеллигенции, в результате чего образовались два противостоящих друг другу лагеря - революционно-демократический и либеральный.
Представители первого стояли на социалистических и радикально-революционаристских позициях, а второго - на буржуазно-реформистских.
С этого времени наступил продолжительный период конфронтации революционного и либерального направлений в политико-интеллектуальной российскойжизни. На всем его протяжении революционная демократия в лице различных своих представителей либо полностью разрывала все отношения с либеральной интеллигенцией, либо в определенные моменты готова была частично разделить ее взгляды и пойти на союз с нею (Герцен, Лавров, Михайловский, Плеханов и др.).
Но какие бы идейные повороты ни происходили в истории революционно-демократического радикализма, всегда неизменным концептуальным его ядром оставалась идея демократического социализма.
Политическая и теоретическая окраска этой идеи могла быть разной. Она то облекалась в одежды народнического («крестьянского», «общинного») социализма, то соединялась с социал-демократическими концепциями меньшевизма, ориентированными на западную демократию.
Разработка данной идеи приводила к постановке сложной проблемы - соединения принципов демократии и социализма в условиях отсталой России.
Другой проблемой, ставшей центральной для революционной российской демократии, был вопрос о соотношении революционно-насильственныхимирных реформистских методов при осуществлении социального переворота.
В отличие от радикалов якобинского толка, установивших приоритет насильственных методов, революционно-демократические радикалы неоднозначно подходили к решению данной проблемы. В то же время позиция либералов, осуждавших всякое революционное насилие, весьма критически воспринималась революционными демократами, которые нередко усматривали в ней даже черты реакционности.
В ряду главных проблем революционной демократии - место и роль интеллигенции в социалистической революции. Эта проблема включала следующие аспекты: 1) задачи интеллигенции в предреволюционный период и ее роль в подготовке политического переворота; 2) задачи интеллигенции по обеспечению подлинного народовластия и свободы личности в ходе революционных преобразований; 3) задачи формирования новой культуры и нового человека.
Данные вопросы в среде революционной демократии вызывали острые дискуссии. Об этом полемизировали Герцен, Бакунин иЛавров, народовольцы и «чернопередельцы».
Рассмотрим подробнее концепции некоторых крупных представителей революционно-демократического направления российского радикализма.
Александр Герцен под влиянием славянофилов и П.Я.Чаадаева глубоко проникся идеей особого пути развития России. Изучая революционный опыт Западной Европы, Герцен укрепился в мысли, что Европа применительно к таким проблемам, как государство и личность, власть и свобода, коммунизм и эгоизм (в широком смысле этого слова), «предлагает решение ущербное и отвлеченное»[30].
Опыт всех буржуазных республик, по его мнению, показал, что они никогда не воплощали суверенитета народа, не вели к подлинному освобождению, личности. «Все революции не удались в Европе потому, что они не касались ни поля, ни мастерской, ни даже семейных отношений и были сбиты с дороги мещанством»[31].
Вместе с тем Герцен считал, что опыт Европы весьма полезен для России, поскольку может предостеречь от возможных политических и теоретических ошибок и к тому же обогатить революционную российскую мысль новыми знаниями, стимулирующими поиски иных путей к демократическому устройству общества.
У России, по мнению Герцена, есть важное преимущество перед Западом, ибо история дает ей шанс воспользоваться европейским опытом и тем самым избежать узости буржуазной демократии. В одном из обращений к своим европейским коллегам он писал: «Мы идем вам навстречу в будущем перевороте, нам не нужно для этого проходить через те топи, по которым вы прошли... Ваши усилия, ваши старания - для нас поучения. История весьма несправедлива, поздно приходящим дает она не оглядки, а старшинство опытности»[32].
Альтернативу «мещанской» цивилизации Запада Герцен видел в русском социализме, к которому может прийти Россия, если мобилизует весь свой национально-культурный и интеллектуальный потенциал. Этот потенциал Герцен находил не только в крестьянской общине, несущей, по его мнению, зародыш будущего социалистического устройства, но и в скрытых духовно-нравственных силах всего русского народа. «Мне кажется, - писал Герцен в 1649 г., - что в русской жизни есть нечто более высокое, чем община, и более сильное, чем власть... Я говорю о той внутренней, но вполне сознающей себя силе, которая так чудодейственно поддерживала русский народ под игом монгольских орд и немецкой бюрократии... Эта сила, независимо от всех внешних событий и вопрекиим сохранила русский народ и поддержала его несокрушимую веру в себя»[33].
Вместе с тем Герцен не идеализировал народ, сознавая насколько глубоко в его психологию и быт проникла сервильность. Привычка к рабству - одно из главных препятствий на пути к социалистической революции. Тем не менее, в России, по его мнению, переход к социализму будет легче осуществить, чем на Западе, благодаря коллективистскому духу крестьянских масс и особенностям устройства крестьянской общины. Запад же придет к социализму в результате пролетарской борьбы. Эту мысль Герцен выразил в знаменитой своей фразе: «Вы пролетариатом к социализму, мы социализмом к свободе»[34].
return false">ссылка скрытаПереход России к социализму, по Герцену, может быть осуществлен в различных формах. В основном он рассматривал три альтернативных варианта: либо стихийный народный бунт, либо мирная «самодержавная революция», либо организованный революционной интеллигенцией переворот, желательно бескровный.
Над этой же триадой вариантов размышлял и Бакунин, ставивший вопрос так: «Романов, Пугачев или Пестель?» «Романов» -это реформа «сверху», «Пугачев» - крестьянский бунт, «Пестель» - организованный революционным меньшинством политический переворот.
Бакунин из всех вариантов выбрал «Пугачева». Что касается Герцена, то его решение не было столь однозначным. Вариант «Пугачев» он считал наиболее вероятным в том случае, если по своей политической недальновидности правительство не освободит крестьян «сверху».
Понимая, к каким страшным и непредсказуемым последствиям может привести готовность крестьян «взяться за топоры», Герцен пытался убедить царя в необходимости скорейших реформ: «Торопитесь! Спасите крестьян от будущих злодейств, спасите его от крови, которую он должен будет пролить»[35].
Хотя для Герцена предпочтительней был мирный путь радикальных преобразований, он все же считал, что затягивание с революцией «сверху» может привести к гораздо худшим последствиям для страны, чем крестьянский бунт. В одной из статей, анализируя данную позицию, Герцен писала «Мы не любители восстаний и революции ради революции, и мы думаем, - и эта мысль нас радовала, - что Россия могла бы сделать свои первые шаги к свободе и справедливости без насилия и ружейных выстрелов. Нише правительство было достаточно сильным, чтобы начать «сверху» эту революцию; но теперь оно свою силу утратило... Куда же мы идем? Очень возможно - к ужасной жакерии, к массовому восстанию крестьян. Мы вовсе не хотим его... но, с другой стороны, рабство и состояние мучительной неизвестности... еще хуже, чем жакерия»[36].
Признавая позитивную историческую роль крестьянского восстания, Герцен однако осуждал интеллигентскую агитацию, призывающую крестьян к топору. Прежде чем бросать в массы такие лозунги, нужно подготовить организационную базу и выработать тактику. «Призвавши к топору, - учил Герцен революционеров, - надобно овладеть движением, надобно иметь организацию, надобно иметь план, силы и готовность лечь костьми, не только схватившись за рукоятку, но и схватив за лезвие, когда топор слишком расходится»[37].
Таким образом, Герцен полагал, что для достижения социалистических целей, необходимо внести организованность и планомерность в стихийное крестьянское движение. Нужно создать организацию, которая подготавливала бы восстание и руководила революционным процессом.
Якобинский вариант «Пестель» не устраивал Герцена, как и вариант «Пугачев». Первый - из-за его заговорщической тактики и экстремизма, второй - по причине стихийности и кровавости крестьянского бунта. Большие сомнения внушал и вариант «Романов», который мог не пройти в силу сопротивления правящих верхов. Мирный путь радикальных реформ «сверху» был маловероятен.
Тем не менее, Герцен определил для себя наиболее приемлемые пути социалистического переворота. Первый - путь организованной подготовки крестьянского восстания - был наилучшим, по его мнению, в том случае, если массовых революционных движений не избежать. Второй - путь парламентского развития России, возможный при усилении демократического мирного движения «снизу». Последний - парламентский - вариант был смоделирован Герценом в пореформенный период. Под впечатлением земской реформы он писал: «Итак, остается созыв «великого сбора», представительства без различия классов, - единственное средство для определения действительных нужд народа и положения, в котором мы находимся... Каково бы ни было первое учредительное собрание, первый парламент - мы получили свободу слова, обсуждения и законную почву под ногами. С этими данными мы можем двигаться вперед»[38].
Таким образом, поиски путей революционных преобразований приводили Герцена к позиции, своеобразно сочетавшей идеи «русского социализма», революционного радикализма и либерального парламентаризма.
Данная позиция вызывала нападки со стороны других русских радикалов, прежде всего якобинцев, а также сторонников революционно-демократического радикализма - Бакунина и Чернышевского.
Герцена обвиняли в либеральных колебаниях, примирении с казенным буржуазным демократизмом. Бакунин упрекал его в готовности принять «красный бюрократизм»[39].
Герцен, полемизируя с Бакуниным в письме «К старому товарищу» (1869 г.), утверждал, что путь насилия и террора не ведет к созданию нового. «Подорванный порохом, весь мир буржуазный, когда уляжется дым и расчистятся развалины, снова начнет с разными изменениями какой-нибудь буржуазный мир... Ни одна основа из тех, на которых покоится современный порядок, из тех, которые должны рухнуть и пересоздаться, не настолько почата и расшатана, что ее достаточно было вырвать силой, чтоб исключить ееиз жизни»[40].
Насилием, утверждал Герцен, «можно лишь расчистить место - не больше». Чтобы новые социальные институты были прочными, они должны органически вырастать из старых и «снимать» их. «Собственность, семья, церковь, государство были огромными воспитательными формами человеческого освобождения и развития - выходили изних по миновании надобности»[41].
Якобинство, возлагающее всю ответственность за старые социальные беды на представителей «прежней правды» и уничтожающее их, по Герцену, есть «нелепая несправедливость». Грозить собственникам карой и разорением, склонять их к добровольной бедности страшной картиной страданий - наивность. «Из этих средств социализм вырос». Собственник должен сам убедиться, что гораздо выгоднее пойти на определенные уступки, чем бессмысленно истощать свои силы в борьбе против революционных масс, ибо «чем она упорнее и длительнее, тем к большим потерям и гибелям она приведет». Надо не уничтожать сторонников старого порядка, а дать им возможность спасения» через компромисс. «Новый водворяющийся порядок, - подчеркивал Герцен, - является не только мечом рубящим, но и силой хранительной. Нанося удар старому миру, он не только должен спасти все, что в нем достойно спасения, но оставить на свою судьбу все не мешающее, разнообразное, своеобычное»[42].
Революционный террор, по мнению Герцена, сокрушая старые формы жизни, не уничтожает предрассудки и рабскую психологию. Напротив, вызванный им страх консервируетих, вгоняет еще глубже внутрь, «приостанавливает их оправдание и не касается содержания». Отсюда вывод: «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри»[43].
Таким образом, Герцен полагал, что социалистические преобразования не приведут к реальному освобождению народа, если для этого не созрели духовные предпосылки в самом народе, если рабское состояние для него более привычно, чем свобода. «Как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное рабство, чем дар излишней свободы»[44]. В этом высказывании Герцена сквозит предчувствие, пожалуй, самого главного социокультурного конфликта, который будет переживать Россия на протяжении многих десятилетий, конфликта, свойственного и нашему времени.
Герценовские мысли о внутренней и внешней свободе сближают его с русскими либеральными мыслителями конца XIX - начала XX вв.
Радикализм Герцена, оставаясь в целом революционно-демократическим, вместе с тем включал целый ряд либеральных идей и постулатов. Своей публицистической деятельностью Герцен пытался смягчить все усиливавшееся противостояние в русском образованном обществе между революционными радикалами и либералами. Однако конфронтационная тенденция оказалась сильнее, чем линия политического компромисса. Обострение конфликта между двумя оппозиционными течениями было связано с появлением в общественной жизни России такого своеобразного явления, как радикализм «шестидесятников».
«Шестидесятники» - второе поколение революционно-демократических радикалов после Герцена, Огарева и других представителей дворянского радикализма. Интеллектуальными основами им служили: 1) нигилистическая концепция Д.И. Писарева, призывавшего ниспровергать все прежние обычаи, нравственные нормы и порядки; 2) философский позитивизм и вульгарный материализм; 3) этика «разумного эгоизма»; 4) утилитарная концепция культуры; 5) субъективная социология; 6) теория «общинного» социализма.
В начале 60-х гг. в среде русских радикалов были широко распространены просветительские идеи. Писарев призывал вливать в народ научные знания не только «ведрами», но и «сороковыми бочками». Чернышевский утверждал, что важнейшей силой общественного прогресса является наука, которая просветляет народный ум и поднимает массы на сознательную борьбу против общественных порядков. В связи с этим он считал, что лозунгом революционера-просветителя должны стать слова поэта: «Ты вставай, во мраке спящий брат!»
Фигура НиколаяЧернышевского - самая яркая и влиятельная в среде радикалов-«шестидесятников». Он по праву считается властителем дум этого поколения.
Одной из главных черт радикализма Чернышевского часто называют его антилиберализм, который способствовал полному разрыву русских революционных радикалов с либеральным течением и повороту к правовому нигилизму.
Понятия «либерал» и «демократ» Чернышевский рассматривал как противоположности. Он писал: «У либералов и демократов существенно различны коренные желания, основные побуждения». Либералы, по его мнению, стремятся прежде всего к политической свободе, заботятся о политических правах, забывая при этом о «житейском благосостоянии масс, которое одно и дает возможность осуществления права». Демократы же (речь идет о революционных демократах) не остановятся перед тем, чтобы «производить реформы с помощью материальной силы», и для радикальных реформ готовы «жертвовать и свободой слова и конституционными формами».
Либералы, утверждал Чернышевский, хотят преобразований, но желают вводить их постепенно, «без всяких по возможности сотрясений». Они всегда будут искать поводов, чтобы избежать коренных переломов общественного устройства и повести свое дело путем маленьких исправлений, при которых не нужны никакие чрезвычайные меры. Демократы же считают, что только «перевороты в материальных отношениях по владению землею, по зависимости от капитала драгоценны для массы», ибо задавленным нуждой «простолюдинам» будет не до политики.
Либералы проводят свою политическую, линии в интересах людей материально независимых и с развитыми умственными способностями, готовых сознательно участвовать в выборах и работе парламента. Демократы, подчеркивал Чернышевский, выражают интересы «простолюдинов», чей быт препятствует «человеческому благосостоянию и осуждает людей на темноту»[45].
Главный для Чернышевского политический вопрос о том, что первично, социальная революция, изменяющая материальные условия жизни широких масс, или политические либеральные реформы, не ведущие к коренным изменениям социального строя, решался им в пользу революции, за которую выступали революционные демократы.
Полемика Чернышевского с либералами принимала порой столь ожесточенный характер, что даже Герцен выступил с протестом против его нападок на либеральных публицистов. В № 44 «Колокола» (1 июня 1859 г.) он опубликовал статью под названием «Very dangerous!!!» («Очень опасно!!!»), где обвинил авторов «Современника», и в первую очередь Чернышевского, Добролюбова и Некрасова, в «пустом балагурстве», в освистывании первых опытов гласности, «у которой еще не заросли волосы на пол голове, так как она недавно сидела в остроге»[46].
Позиция Герцена, более мягкая и толерантная, содержала элементы политического- плюрализма и идейно-политической терпимости. В публицистике Чернышевского сквозит дух революционного сектантства и нетерпимости к противникам социалистически революции. От Герцена идут нити не только к народническому социализму, но и к русским либералам и к меньшевикам. От Чернышевского - к революционным народникам, эсерам и большевикам.
Вместе с тем, несмотря на различный характер радикализма Герцена и Чернышевского, в их размышлениях о путях переустройства России было много общего. Например, Ф. Дан считал, что оба мыслителя работали над трудной проблемой соединения социализма и демократии в условиях России и оба, по его мнению, пришли к одинаковому выводу, что для России приоритетная задача - социалистическая революция, которая откроет возможности для дальнейшей демократизации страны[47].