Чем люди живы?

Чтобы написать сочинение на темы данного направления, необходимо вспомнить героев следующих произведений.

1. А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (Чацкий, Молчалин, представители фамусовского общества)

2. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (Пугачёв, Швабрин), «Пиковая Дама» (Германн), «Скупой рыцарь» (Барон), «Моцарт и Сальери» (Моцарт, Сальери), «Я памятник себе воздвиг…», «Евгений Онегин» (Онегин, Татьяна)

3. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» (Мцыри), «Как часто пёстрою толпою окружён», «Дума», «Герой нашего времени» (Печорин)

4. Н.В. Гоголь. «Шинель» (Башмачкин), «Ревизор» (Хлестаков, чиновники), «Мёртвые души» (Чичиков, помещики)

5. А.Н. Островский. «Гроза» (Катерина)

6. И.А. Гончаров. «Обломов» (Обломов, Штольц, Ольга)

7. И.С. Тургенев. «Два богача», «Отцы и дети» (Базаров, родители Базарова, Одинцова, Павел Петрович Кирсанов)

8. Н.А. Некрасов. «Русские женщины» (Волконская, Трубецкая), «Памяти Добролюбова», «Поэт и гражданин», «Кому на Руси жить хорошо» (Матрёна Тимофеевна, Поп, помещики, крестьяне, Григорий Добросклонов)

9. Н.С. Лесков. «Очарованный странник» (Иван Флягин)

10. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь» (Пескарь)

11. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников, Сонечка Мармеладова, Свидригайлов)

12. Л.Н. Толстой. «Война и мир» (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, семьи Болконских, Ростовых, Курагиных, А.П. Шерер, Платон Каратаев)

13. В.Г. Короленко. «В дурном обществе» (герой-рассказчик)

14. А.П.Чехов. «Крыжовник» (Николай Иванович), «Ионыч» (Дмитрий Старцев, семья Туркиных), «Дама с собачкой» (Гуров, Анна Сергеевна), «Вишнёвый сад» (Раневская, Гаев, Петя Трофимов, Лопахин)

15. И.А. Бунин. «Лёгкое дыхание» (Оля Мещерская), «Чистый понедельник» (Он и Она), «Господин из Сан-Франциско» (Господин)

16. А.И. Куприн. «Гранатовый браслет» (Желтков)

17. А.М. Горький. «Старуха Изергиль» (Старуха, Данко), «На дне» (Сатин, Лука, Актёр, Клещ, Настя, Васька Пепел)

18. А. Грин «Алые паруса» (Ассоль)

19. А.А. Блок. «Стихи о Прекрасной Даме», «О Весна, без конца и без края…»

 

А.А. Ахматова. «Мужество», «Мне голос был…»

20. М.И. Цветаева. «Тоска по Родине! Давно…»

21. А.И. Солженицын. «Матрёнин двор» (Матрёна)

В список включены произведения, которые изучены к моменту написания сочинения.

Среди указанных персонажей есть те, чьи идеалы можно взять за образец, а также и те, жизнь которых бесперспективна, обречена на крах. Вспоминая, повторяя, продумай, что можно взять в качестве положительного примера, а что – в качестве отрицательного.

Чем люди живы?(Как раскрыть тему)

Ты ещё не знаешь, как будут сформулированы темы итогового сочинения. Возможно, это будет сочинение проблемного характера по одному или с опорой на несколько произведений, или сочинение-характеристика героя или определённого типа, или сочинение на «сквозную» тему. Так или иначе – речь пойдёт об идеалах человечества. Попробуй написать рассуждение на тему «Чем живы герои… (какого-либо произведения)?» Например, А.П. Чехова (ты не так давно познакомился с ними).

Во вступлении к сочинению можно написать о том, что следует относить к ценностным ориентирам, какие этико-нравственные, философские, социальные аспекты бытия могут составлять жизненную основу человека. Не забудь сделать плавный логический переход к основной части, сообщив о том, к творчеству (произведению) какого писателя ты обращаешься.

В основной части следует раскрыть тему примерно по таким аспектам:

1. Чем живёт герой (идеалы, интересы, помыслы, мечты, занятия). Говоря об этом, не увлекайся элементарным пересказом содержания.

2. Какова твоя оценка подобной жизненной позиции: хорошо это или плохо, приемлемо или нет? почему? – обязательно обоснуй! (Исключительно – твоё мнение)

3. Совпадает ли твоя точка зрения с мнением автора? К чему он приводит своего героя? (Здесь тебе надо будет обратить внимание на все средства выражения авторской позиции: композиционные приёмы, художественные изобразительные и выразительные средства языка).

4. В заключение попробуй дать свои рекомендации относительно ценностных ориентиров человека. (Что для тебя является главным в жизни?) Возможно, тебе поможет в этом верно понятая идея исследуемого образа или произведения. Этим можно завершить работу.

Не забывай, что ты пишешь рассуждение, поэтому каждый выдвинутый тезис должен быть аргументированы.

Обрати внимание на мудрые высказывания известных людей. Их можно использовать в качестве эпиграфа, аргумента в основной части, включить во вступление или заключительную часть сочинения, а также применить для оформления мыслей.