СЛОВАРЬ

 

Альтруизм-моральный принцип,предписывающий человекуподавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближ-нему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интере-сов других.

 

Аморализм-моральный принцип,обосновывающий нигили-стическое отношение к общественным, и в первую очередь к обще-человеческим, нормам морали и провозглашающий безнравствен-ность законным способом поведения личности. Формы проявления аморализма различны. Это может быть откровенный цинизм, чело-


веконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов (Эгоизм) или же, наоборот, псевдогуман-ная терпимость и смирение по отношению к преступным действиям других. К А. следует отнести также признание законным использо-вание любых, в т.ч. безнравственных, средств для достижения яко-бы моральных целей (Иезуетизм, Макиавеллизм), в частности, изу-верства (Фанатизм), демагогии. Наконец, аморализм может выра-жать позицию крайнего нигилизма индивидуалистически настроен-ной личности , проявляющей свой протест против лицемерия гос-подствующей морали в форме анархического бунта.

 

Аскетизм-моральный принцип,предписывающий людям са-моотречение , отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения.

 

Благо-общее понятие,употребляемое для обозначения по-ложительной ценности предметов и явлений. Природные и общест-венные явления становятся благом лишь поскольку они удовлетво-ряют положительные человеческие потребности, способствуют со-циальному прогрессу. Различают материальные и духовные, лич-ные и общественные блага.

Материальные блага. - предметы, полезные для жизни чело-века (пища, одежда, жилище и т.д.).

 

Духовные блага - то, что служит для удовлетворения духовных потребностей человека: духовные ценности (образование, достиже-ния культуры, искусства), нравственные ценности (добро, достоин-ство, честь и т.д.), эстетические ценности (красота).

 

Общественные блага - это совокупность общих материальных и духовных условий общественной жизни, которая обеспечивает обществу и каждому человеку определенные условия для развития.

Личные блага - это совокупность частных условий жизни чело-века и личного развития, зависящая от общих социальных условий. Одна из разновидностей духовного блага - моральная ценность, добро (иногда слова «благо» и «добро» в обыденном языке упот-ребляют как синонимы).

 

Благодарность-отношение человека к оказавшему ему впрошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выра-жающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благо-деянием и в соответствующих практических действиях.

 

Благородство-моральное качество,характеризующее по-ступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положи-


тельных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.)

Вежливость-моральное качество,характеризующее поведе-ние человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружаю-щими. Вежливость - элементарное требование культуры поведения; она включает, внимательность, внешнее проявление доброжела-тельности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью вежливости являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебре-жительного отношения к людям.

Взаимопомощь-отношения между людьми в коллективе,возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объе-динение усилий и разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.

 

Вина-положение(состояние),противоположное правоте,вкотором оказывается человек, нарушивший нравственные или пра-вовые нормы, совершивший проступок или преступление. Состоя-ние вины является выражением морального отношения, в котором личность находится к другим людям и к обществу в целом. Посколь-ку человек, опираясь на разум и волю , выбирает свой образ дейст-вий и ответственен перед обществом за собственные поступки, он выступает как виновный, если избежал возложенной на него ответ-ственности, пренебрег принятыми моральными ценностями и не ис-полнил своего нравственного долга. В праве установление вины че-ловека, игнорирующего общественные интересы и нормы, является основанием для понесения им наказания, в морали же вина влечет за собой лишь осуждение общественным мнением. В том случае, когда человек сам признает свою вину, он может испытывать стра-дание , угрызения совести, раскаяние, чувство стыда или же просто страх перед возмездием.

 

Воздаяние-вознаграждение или наказание человека за со-вершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью. Эквивалентное воздаяние издавна считалось одним из непремен-ных требований справедливости; без него представлялось невоз-можным требовать от людей выполнения определенных норм пове-дения . Принцип воздаяния используется в праве (наказание сооб-разно с мерой преступления), а также лежит в основе материально-го стимулирования деятельности людей. В морали проблема спра-ведливого воздаяния возникает тогда, когда люди начинают отли-чать личные интересы от общественных. Подлинно моральными


санкциями являются поощрение и наказание, осуществляемые по-средством духовного воздействия на людей.

Воля-это способность человека преодолевать препятствия идобиваться поставленной цели.

Воспитание нравственное-составная часть единого процес-са общественного воспитания. Необходимость регулирования об-ществом поведения людей включает с точки зрения морали две взаимосвязанные задачи:

 

− во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливо-сти, добра, зла и т.п.;

 

− во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем что-бы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять моральные требования к другим людям и оцени-вать их поступки.

Вторая задача и решается путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убе-ждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств.

 

Выбор моральный-акт моральной деятельности,исканийличности, выражающийся в сознательном предпочтении опреде-ленной системы ценностей, линии поведения или конкретного вари-анта поступка, когда человек самостоятельно должен принять мо-ральное решение и обеспечить его реализацию. Особенно отчетли-во моральный выбор проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества, собст-венные и чужие интересы или же вступают в противоречие различ-ные моральные требования. Моральные требования, предъявляе-мые к лицу, находящемуся в конфликтной ситуации выбора, пред-полагают учет последствий принимаемого решения и повелевают предпочесть вариант, имеющий результатом минимум зла и макси-мум добра.

return false">ссылка скрыта

 

Грубость-отрицательное моральное качество,характери-зующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости. Будучи одним из внешних проявлений неуважительного отношения к людям, грубость выражается в откровенной недобро-желательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли

 

и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в непреду-


мышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

 

Гуманизм-принцип мировоззрения(в т.ч.и нравственности),в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование сво-боды и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.

 

Деонтология-раздел этики,в котором рассматриваются про-блемы Долга и вообще должного (всего того, что выражает требо-вания нравственности в форме предписаний). Моральное сознание как специфическая форма общественного сознания отражает объ-ективную социальную необходимость, потребности людей, общест-ва, исторического развития - в особой субъективной форме - в виде представления о должном (о том, что «должно быть»), устанавли-вая, насколько соответствует этому представлению фактически су-ществующее. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той точки зрения, насколько они оправданны в силу своего нравст-венного достоинства. Из представлений о должном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать. Применительно к человеку эти требова-ния выступают как его обязанности; последние в обобщенной фор-ме правил, равно распространяющихся на всех, формулируются в моральных нормах, заповедях. Все эти этические категории и явля-ются предметом изучения особого раздела этики - деонтологии.

 

Деятельность моральная-категория этики,при помощи ко-торой во всем многообразии общественной практики людей выде-ляется нравственная сторона, из всех видов побуждений - специфи-чески нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществлять определенные идеалы. В отличие от поведения, которое охватывает всю совокупность по-ступков человека, под моральной деятельностью в этике понимают-ся только поступки, сознательно подчиненные определенным мо-ральным целям.

Добро-одно из наиболее общих понятий морального созна-ния и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей проти-воположностью - злом добро является наиболее обобщенной фор-мой разграничения нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что от-вечает содержанию требований нравственности, и того, что проти-воречит им. В зависимости от того, что именно подвергается оценке


(поступок, моральное качество личности , взаимоотношения людей и т.д.) понятие добра приобретает форму более конкретных понятий - благодеяния, добродетели, справедливости и др.

 

Добродетель-понятие нравственного сознания,служащееобобщенной характеристикой положительных устойчивых мораль-ных качеств личности, указывая на их моральную ценность. Понятие добродетели подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добродетель - делать добро) в противоположность простому зна-нию принципов, которое не делает человека добродетельным. Про-тивоположностью добродетели является понятие порока.

 

Доверие-отношение к действиям другого лица и к нему са-мому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководи-телю, другу), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности. Противоположностью дове-рия является недоверие, подозрительность , когда подвергается со-мнению верность общему делу, готовность соблюдать общие инте-ресы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий.

 

Долг-одна из основных категорий этики,общественная необ-ходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой фор-ме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного кон-кретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Личность вы-ступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности.

Достоинство-понятие морального сознания,выражающеепредставления о ценности всякого человека как нравственной лич-ности, а также категория этики , которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. С одной сторо-ны, сознание человеком собственного достоинства является фор-мой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе . Утверждение и поддер-жание своего достоинства предполагает совершение соответст-вующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего достоинства). С другой стороны, достоинство личности требует и от других людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему.


Жизненная позиция-направленность жизнедеятельностиличности, ее точки зрения на свое место и роль в общественной жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравствен-ном плане жизненная позиция - система поведения личности, опре-деляемая его убеждениями, совестью. Критерий истинности, пра-вильности той или иной жизненной позиции - ее соответствие про-грессивным тенденциям развития общества.

 

Зависть-неприязненно-враждебное чувство по отношению куспехам, популярности, моральному превосходству или преимуще-ственному положению другого лица. Зависть возникает у человека на основе себялюбия и связанных с ним честолюбия и тщеславия. Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей (оно, например, возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье , дискредитировал себя перед окружающими, и нередко толкает на совершение аморальных поступков).

 

Законность-принцип права и морали,предписывающий не-уклонное соблюдение и правильное применение законов.

Заповедь-нравственная норма,представленная в мораль-ном сознании в виде повеления, исходящего от какого-либо автори-тетного лица. Придание моральной норме формы заповеди связано с бытовавшим в прошлом представлением, что она основывается не на социальной потребности, а на чьем -то повелении. В религиоз-ном истолковании нравственности таким законодателем выступает бог.

 

Зло-категория этики,по своему содержанию являющаясяпротивоположностью добру, и понятие морального сознания, кото-рое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслужи-вающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует отли-чать от социального зла (противоположности блага). Последнее яв-ляется не только моральным, а более широким понятием, которое охватывает всю совокупность явлений , противоречащих интересам и жизненным потребностям человека, препятствующих обществен-ному прогрессу. Как моральное зло обычно оцениваются отрица-тельные поступки людей.

Золотое правило-одно из древнейших нормативных требо-ваний, выражающее общечеловеческое содержание нравственно-сти. Его наиболее распространенная формулировка: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не ) хотел бы, чтобы они посту-пали по отношению к тебе». Золотое правило встречается уже в ранних письменных памятниках многих культур (в учении Конфуция,


в древнеиндийской «Махабхарате», в Библии и др.) и прочно входит

 

в общественное сознание последующих эпох, вплоть до нашего времени. В русском языке оно закрепилось в виде пословицы: «чего

в других не любишь, того и сам не делай».

 

Идеал нравственный-понятие морального сознания,в кото-ром предъявляемые к людям нравственные требования выражают-ся в виде образа нравственно совершенной личности, представле-ния о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие мораль-ные качества (добродетели).

 

Интуитивизм-направление в этике,сторонники которого ут-верждают, что моральные понятия (добро, долг и др.) невозможно обосновать посредством разума и опыта, что они якобы постигают-ся человеком интуитивно, как «самоочевидные истины». Этический интуитивизм есть теоретическое выражение представления о том, что общепринятые нравственные убеждения не нуждаются в дока-зательстве, очевидны сами по себе.

 

Иррационализм-методологический принцип истолкованияприроды нравственности, характерный для ряда теорий морали. Главное в этическом иррационализме - отрицание каких бы то ни было общих законов и нравственности, преувеличение значения особенного , неповторимого в каждой моральной проблеме. Следст-вием этого является вывод, что разум и наука, способные устанав-ливать лишь общее в многообразном, совершенно неприменимы к области морали и поэтому сфера морали непознаваема. Утверждая, что каждая жизненная ситуация и положение каждого отдельного человека всегда уникальны, неповторимы, иррационалисты делают вывод, что моральные требования каждый раз имеют совершенно различный смысл. Поэтому, с их точки зрения, невозможно сформу-лировать какие-либо общие принципы нравственности, на основа-нии которых человек мог бы принимать конкретные решения в раз-личных практических ситуациях.

 

Искренность-моральное качество,характеризующее лич-ность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и гово-рит то, в правильность чего он верит, действует ради тех соображе-ний, в которых готов признаться самому себе и др. Искренность противоположна лицемерию и обману, попыткам создать непра-вильное впечатление о тех мотивах, которыми человек руково-дствуется, чисто внешнему выполнению им определенных требова-ний без веры в правильность совершаемых поступков, а ради соб-ственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма.

Категории-это универсальные формы человеческого мыш-ления.


Категории этики-основные понятия этики,отражающие наи-более существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. Конкретное содержание ка-тегорий этики, их логическая форма и место каждой из них в обшей системе понятий менялись в истории этической мысли в зависимо-сти от понимания природы нравственности. В истории этики основ-ными категориями обычно считались понятия добра и долга, совес-ти, чести и др.

 

Категорический императив-основная категория этики Канта;сформулированный им «нравственный закон», который гласит: по-ступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь ко-торой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеоб-щим моральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему следовать). Кант считал, что из этого принципа можно вывести и приемлемые для всех менее общие моральные требования (если избранной тобой линии поведения не могут последовать другие, то она не является правильной).

Качества моральные-понятие нравственного сознания,спомощью которого выделяются в общественной жизни и характери-зуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты пове-дения людей. Качества моральные характеризуют как поступки не-зависимо от того, кем они совершаются, так и отдельные стороны поведения определенной личности, выступающие как свойства ее характера. Качества моральные разделяют на положительные и от - рицательные, которые иногда именуют добродетелями и пороками.

 

Кодекс моральный-свод нравственных норм,предписывае-мых к исполнению. Как правило, в моральном кодексе , составлен-ном определенным автором, отражаются нравственные требования, которые уже выработало до него стихийно моральное сознание об-щества. Моральный кодекс обычно охватывает как те нормы пове-дения, которые практикуются подавляющим большинством людей, так и те, которые часто нарушаются, но считаются, тем не менее, обязательными.

 

Конфликт моральный-специфическая ситуация моральноговыбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбран-ных возможностей поступка во имя к. -л. нравственной нормы одно-временно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность. В конфликт-ной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель.


Разрешение морального конфликта базируется на осознании иерархии нравственных ценностей (общественный долг, например, рассматривается как более высокий по сравнению с частным).

 

Конформизм-социально-психологическая ориентация,скла-дывающаяся не в результате самостоятельных решений общест-венных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обуслов-ленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам пове-дения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т.е . навязываются ему явно (принуждением) или неявно (внушением через традицию и др.) В этике конформизм равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы, следовательно, отказу от себя как от личности.

 

Корыстолюбие-отрицательное моральное качество,харак-тери-i зующее поведение и мотивы человека, который рассматрива-ет и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружаю-щими с точки зрения личной материальной выгоды. Корыстолюбие есть проявление эгоизма в сфере отношения людей к материаль-ным благам. Его социальный смысл состоит в оказании предпочте-ния личному материальному интересу перед общественным.

 

Культура-это совокупность всех созданных и создаваемыхчеловечеством материальных и духовных ценностей, охраняемых, используемых и передаваемых последующим поколениям.

Культура поведения-совокупность форм повседневного по-ведения человека, в которых находят внешнее выражение мораль-ные и эстетические нормы этого поведения . Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни , стали повседневными жизненными правилами. В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней' культуры человека: этикет, правила обхож-дения с людьми и поведения в; общественных местах; культура бы-та, включающая характер личных потребностей и интересов, взаи-моотношения людей вне работы, организация личного времени, эс-тетические вкусы (умение одеваться, украсить жилище), мимика, жесты и т.д. Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно


и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выраже-ниям.

Лицемерие-отрицательное моральное качество,состоящее втом, что заведомо безнравственным поступкам приписывается мо-ральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности - ка-чествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.

Личность-субъект нравственной деятельности.Человек ста-новится моральной личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их со-держание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным об-стоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя. Таким образом, понятие моральной личности - одна из важнейших категорий этики, тесно связанная с другими этическими понятиями и проблемами.

Любовь-чувство,соответствующее отношениям общности иблизости между людьми, основанным на взаимной заинтересован-ности и склонности. В этике и философии любовь понимается как такое отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе и тем или иным об-разом отождествляет себя с ним:

 

− испытывает потребность к объединению и сближению;

 

− отождествляет с ним свои собственные интересы и устрем-

ления;

 

− добровольно физически и духовно отдает себя другому и стремится взаимно обладать им.

Противоположностью любви является ненависть. Малодушие-отрицательное моральное качество,характери-

 

зующее слабость воли личности; выражается в неспособности че-ловека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в ко-торые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни на-влечь на себя неблагоприятные последствия, из страха перед труд-ностями или из неверия в собственные силы.

Манеры-способ держать себя,внешняя форма поведения,обращения с другими людьми. Включают также совокупность свойств речи (употребляемые выражения, тон, интонация), харак-терные для человека походку, жестикуляцию, мимику. Манеры отно-сятся к культуре поведения и регулируются этикетом. Целесообраз-ность определенных манер находит отражение не только в требо-ваниях, имеющих нравственный смысл, но и в .эстетических пред-


ставлениях о внешнем облике человека. Единство этического и эс-тетического в оценке манер связано с тем, что внешний образ пове-дения является наглядной, зримой формой воплощения духовного облика человека, органичным и естественным выражением его об-щей культуры.

 

Международный билль о правах человека (International bill of human rights) - общий термин,применяемый к четырем основным между-народным документам в области прав человека, заключенным под эгидой Организации Объединенных Наций:

 

1. Всеобщая декларация прав человека;

2. Международный пакт об экономических, социальных и культур-ных правах;

 

3. Международный пакт о гражданских и политических правах;

4. Факультативные протоколы к Международному пакту о граждан-ских и политических правах.

 

5. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации - иногда считается частью международного билля о правах человека.

Мировоззрение-совокупность взглядов человека на окру-жающий мир.

Мораль-предмет изучения этики;форма общественного соз-нания, выступающая в виде норм, правил и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Мораль регулирует по-ведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни. Мораль того или иного общества, прежде всего предполагает определенное содержание поведения, то, как принято поступать, нравы. Мораль складывается из нравственной деятельности, пове-дения людей, поступков, особым образом мотивированных; мораль-ных отношений людей. Нравственная деятельность и отношения отражаются и закрепляются в моральном сознании.

 

Мотив-внутреннее,субъективно-личностное побуждение кдействию, осознанная заинтересованность в его совершении. Среди родственных понятий - стимул, намерение, цель, относящиеся к идеальной сторон поступка. Мотив занимает особое место, являясь основанием поступка, мотив реализуется в цели, хотя в практике нравственной деятельности возможны несовпадения цели и моти-вов.

 

Мужество-моральное качество,характеризующее поведение

и моральный облик человека, которому присущи смелость, стой-кость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство соб-ственного достоинства. Выражается в способности человека дейст-вовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение


стоящей перед ним цели и в готовность пойти в случае необходимо-сти на самопожертвование.

Навыки-действия,которые человек настолько усвоил в про-цесс длительного упражнения, что начал осуществлять их более или менее автоматизировано. В отличие от привычки, которая включает потребность ; склонность человека к действию, навыки ка-саются лишь технической сторон! его деятельности и лежат вместе со знаниями в основе умений. В моральной деятельности посредст-вом авыков может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия.

 

Ненависть-моральное чувство,соответствующее отношени-ям взаимной вражды между людьми. По своему содержанию оно включает ряд взаимосвязанных моментов, например, отвращение и желание зла другим; отказ в помощи ненавистному лицу, противо-действие всем его стремлениям. Чувство ненависти противополож-но чувству любви.

Нигилизм-принцип,характеризующий отношение человека кнравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов.

 

Норма-это определенный стандарт поведения представите-лей человеческого общества.

 

Норма моральная-простая,конкретная форма нравственно-го требования; выступает как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. Во всяком обществе существует объ-ективная потребность в том, чтобы в определенных, часто повто-ряющихся ситуациях люди поступали однотипным образом. Эта по-требность и реализуется практически посредством моральных норм. Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отраже-ние и в моральном сознании в виде соответствующих правил, запо-ведей. Моральным сознанием моральные нормы формулируется в виде повеления, равно обращенного ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых различных случаях. Примером могут служить некоторые из «Десяти заповедей», изло-женных в Библии («Не убий», «Не укради», «Почитай отца и мать твоих»). Однако сами по себе моральные нормы не могут служить исчерпывающим руководством в моральной деятельности. Такая, например, моральная норма, как '»Не убий», не может применяться во всех случаях без исключения (например, по отношению к закоре-нелому убийце, представляющему опасность для общества, или по отношению к врагу в условиях военных действий). При этом нужно исходить из более обобщенных моральных представлений - прин-


ципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и др. Разли-чают позитивные и негативные моральные нормы. Позитивные мо-ральные нормы предписывают необходимую линию поведения, по-буждают к определенного рода действиям («Будь правдив», «Будь честен»). Негативные моральные нормы запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка («Не укради», «Не убей»).

 

Нормативная этика-составная часть этики,в которой ста-вятся и решаются проблемы смысла жизни , назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются опре-деленные моральные принципы и нормы.

 

Нравственная культура личности-степень восприятия че-

ловеком нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности во-плотились в поступках человека благодаря влиянию общества и са-мовоспитанию. Нравственная культура личности выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуаци-ях, а также творческие элементы сознания - нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в про-блемных ситуациях.

Нравственность-понятие,являющееся синонимом морали(русский вариант лат. термина «мораль», происходит от слова «нрав»), выражающее реальные процессы в сфере человеческих отношений, определяющее «рамки» достойного поведения,

 

Нравы-обычаи,имеющие нравственное значение(ценность),поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений. Понятие нравов близко к понятию норм поведения. Но в отличие от последних оно характеризует содержание поведения (как именно принято поступать), присущего данному обществу. Им обычно поль-зуются при описании и моральной оценке бытующих в том или ином обществе норм поведения, характеристике образа жизни людей.

 

Общение-процесс взаимодействия,установления прямого,непосредственного контакта между людьми. Люди не могут нор-мально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навы-ками, не контактируя друг с другом. Сущность общения состоит в стремлении и умении жить с другими людьми в согласии и добро-желательности. Оно строится на уважении достоинства других, со-блюдении выработанных человечеством простых норм нравствен-ности.

 

Общественное мнение-средство духовного воздействия об-щества на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций, одно из проявлений моральных отношений. Всякая


форма общественной дисциплины (обычаи, традиции, нравы), по-скольку она становится законом социальной жизни, которому доб-ровольно следует большинство людей, отражается в их обществен-ном сознании и поддерживается авторитетом их совместного мне-ния. Это коллективное мнение, одобряющее одни и осуждающее другие поступки, является одним из способов регулирования пове-дения людей в обществе.

 

Ответственность-категория этики,характеризующая лич-ность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом, выражающая степень участия личности и социальных групп , как в их собственном нравственном совершен-ствовании , так и в совершенствовании общественных отношений. Если долг человека состоит в том, чтобы практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении - это вопрос о личной ответственности.

Отклоняющееся поведение(девиантное) -особый вид мо-

 

рального зла, выражающийся в негативных отступлениях от норм и образцов поведения.

Отношения моральные-особый вид общественных отноше-ний, совокупность зависимостей и связей, которые возникают у лю-дей в процессе их нравственной деятельности.

 

Правовая идеология-совокупность понятий,представлений,взглядов, идей, относящихся к правовой действительности.

Правовая психология-совокупность чувств,эмоций,привы-чек и т .д., характеризующих отношение личности к различным пра-вовым явлениям жизни и общества.

Правосознание-это одна из форм общественного сознания,отражающая действительность в форме юридических знаний, пра-вовых установок, идей, взглядов, чувств, эмоций, регулирующих по-ведение человека в юридически значимых ситуациях и выражающих его отношение к праву.

Поведение-совокупность поступков человека,имеющихнравственное значение, совершаемых им в относительно продол-жительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие нравственной деятельности характеризует только целена-правленные и нравственно мотивированные действия, то поведение охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравствен-ным или др. побуждениям).


Полезность-одна из форм проявления общественного зна-чения предметов и явлений, а также действий человека; положи-тельная роль, которую они играют в удовлетворении чьих-либо ин-тересов или для достижения поставленных целей. В моральной деятельности понятие полезности характеризует поступок с точки зрения его последствий, реально достигнутого результата.

 

Правовая ориентация-это совокупность правовых установокличности или группы, непосредственно формирующая программу деятельности в юридически значимых ситуациях.

 

Презумпция невиновности-принцип,в соответствии с кото-рым подозреваемый считается невиновным до тех пор, пока его ви-на не доказана судом.

Преступление-понятие морального сознания,характери-зующее проступок с точки зрения меры, в какой он нарушает требо-вания нравственности. К преступлениям обычно относят те поступ-ки, которые особо опасны для человечества, попирают общеприня-тые представления о гуманности и справедливости, не могут быть оправданы обстоятельствами и совершаются по аморальным моти-вам. В большинстве случаев понятия правового и морального пре-ступления совпадают (убийство, воровство). Однако в отличие от права, которое считает преступлением только нарушение офици-ально санкционированного закона, мораль может оценивать как преступления и действие, не наказуемое правом.

 

Принципиальность-положительное нравственное качество,характеризующее личность и ее действия; означает верность опре-деленной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении.

 

Принципы-одна из форм нравственного сознания,в которойморальные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен со-вершать, а понятие морального качества характеризует отдельные стороны поведения и черты характера личности, то принципы в об-щей форме раскрывают содержание той или иной нравственности, выражают выработанные в моральном сознании общества требова-ния, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла жизни и характера взаимоотношений между людьми. Они дают человеку общее направление деятельности и обычно служат основанием для более частных норм поведения.

 

Проступок-поступок,по своему содержанию представляю-щий нарушение требований нравственности.


Профессиональная культура-высокая степень овладенияпрофессией, соответствующий уровень правовой и специальной подготовки, образованность и воспитанность человека.

 

Профессиональная мораль-исторически сложившаяся со-вокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. Профессиональная мораль является частью общей морали и имеет определенную специфику в конкретных профессиональных сферах.

 

Профессиональная честь-забота об авторитете своей про-фессии в обществе.

Профессиональная этика-это вид трудовой морали обще-ства, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей раз-личных профессий, особенно тех профессий, предметом труда ко-торых является человек или социальные группы.

 

Профессионально - нравственная деформация -искажениехарактера и результата профессиональной деятельности, служеб-ных и внеслужебных отношений, развитие в духовном мире челове-ка отрицательных черт характера.

 

Раскаяние-признание собственной вины и осуждение своихпрошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах. Раскаяние всегда рассматривалось моральным сознанием как не-обходимая часть искупления, поскольку без него невозможно ис-правление человека в дальнейшем . Раскаяние может быть прояв-лением совести или чувства стыда, но в обоих случаях оно выпол-няет роль самооценки человеком своих поступков, которая направ-ляет его дальнейшие действия. Раскаяние - специфически мораль-ный акт. Однако оно играет определенную роль и в праве, где мера наказания определяется с учетом раскаяния виновного.

 

Санкция-подтверждение нравственных требований посред-ством одобрения или осуждения уже совершенных поступков лю-дей. Моральная санкция является одной из форм духовного воздей-ствия, она совершается посредством оценки поведения людей. Оценивая какой-либо поступок как добро, моральное сознание тем самым предписывает совершать подобные поступки в дальнейшем. И, наоборот, отрицательная оценка означает нравственный запрет на подобные поступки в будущем.

 

Смысл жизни-понятие,которое показывает,во имя чего не-обходима жизнь и деятельность человека.


Совесть-категория этики,характеризующая способностьличности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых по-ступков.

Сознание моральное-одна из форм общественного созна-ния, которая представляет собой систему взглядов, идей, представ-лений о должном поведении, соответствующем социальным инте-ресам.

 

Социальная установка личности-это предрасположенностьличности воспринимать и оценивать информацию, процессы, явле-ния и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.

Справедливость-понятие морального сознания,характери-зующее соответствующее распределение блага и зла между людь-ми. Нравственная справедливость - вознаграждение и наказание человека за его поступки в соответствии с нравственными требова-ниями.

Стыд-одно из проявлений нравственного самосознания лич-ности; моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств.

Счастье-понятие морального сознания,обозначающее такоесостояние человека , которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмыслен-ности жизни , осуществлению своего человеческого назначения. В зависимости от того, как истолковывается назначение и смысл че-ловеческой жизни, понимается и содержание счастья.

Такт (тактичность)-принцип этикета,выражающийся в уме-нии человека что-либо сказать или сделать кстати, никого не поста-вив в неловкое положение.

Труда нравственность-одна из важнейших сфер действияморали, охватывающая все области общественно полезной дея-тельности человека. Общественная полезность труда - главный по-казатель его моральной ценности и источник нравственных отноше-ний, складывающихся в процессе труда.

 

Уважение-одно из важнейших требований нравственности,подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности. Сложившееся в моральном соз-нании общества понятие уважения предполагает: справедливость, равенство прав, возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, вниматель-ное отношение к их убеждениям, чуткость, вежливость, деликат-ность, скромность.


Формализм-чисто внешнее следование заповедям и нормам,формальное выполнение долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действитель-ного смысла своей нравственной деятельности или не способен мо-тивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека. При этом скрупулезное исполнение строго зафиксированных нрав-ственных правил нередко сопровождается нарушением важнейших общих принципов морали - гуманизма, справедливости, уважения к людям.

 

Ханжество-отрицательное моральное качество,характери-зующее личность и ее поступки с точки зрения способа выполнения ею нравственных требований; разновидность морального форма-лизма и лицемерия. Ханжа истолковывает требования нравственно-сти в духе крайнего ригоризма, пуританства и нетерпимости, вы-ставляет себя перед окружающими образцом благонравия и благо-честия, публично демонстрируя свои «добродетели», и берет на се-бя роль строгого блюстителя нравственности всех остальных.

 

Цель-заранее предполагаемый результат действия или дея-тельности людей , на осуществление которого они направлены. Це-ленаправленный характер деятельности присущ только человеку в его общественной жизни. Поскольку целесообразный характер дея-тельности человека помимо постановки цели предполагает выбор наиболее пригодных из имеющихся в наличии средств для ее осу-ществления , нравственной оценке в соответствии с действующими в обществе нормами подлежат не только цели, но и использование тех или иных способов и средств их реализации.

Ценности(моральные) -одна из форм проявления моральныхотношений общества. Под ценностями понимаются,

 

− во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц) и ее поступков или нравственные характеристики об-щественных институтов;

 

− во-вторых, ценностные представления, относящиеся к об-ласти морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.

Цинизм-моральное качество,характеризующее презритель-ное отношение к культуре общества, к его духовным и нравствен-ным ценностям. Цинизмом называют слова и деяния, в которых со-вершается надругательство над тем, что составляет исторические достижения культуры человечества, глумление над нравственными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание челове-ческого достоинства. Цинизм в поведении и убеждениях характерен для людей, преследующих свои эгоистические интересы всеми воз-


можными, в том числе и аморальными, средствами, а также для тех, кто, разочаровавшись в каких-либо идеалах, пришел к аморальному банкротству и духовной опустошенности.

 

Человечность-моральное качество,выражающее принципгуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям лю-дей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, любовь к людям, уважение их достоинства, права на счастье, бла-гожелательность, сочувствие, великодушие, самопожертвование ради интересов других.

 

Честь-понятие морального сознания и категория этики,тесносвязанная и во многом сходная с категорией достоинства. Понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Однако в отличие от понятия достоинст-ва моральная ценность личности в понятии чести связывается с конкретным общественным положением человека , родом его дея-тельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равен-ства всех людей в моральном отношении, то понятие чести, наобо-рот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно честь требует от человека поддер-живать ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к ко-торому он принадлежит.

 

Чувства-эмоциональная сторона духовной деятельностиличности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию. По своей психологической природе чувства - это устойчивые условно-рефлекторные образования в сознании че-ловека, составляющие основу его аффективно-волевых реакций в различных ситуациях (эмоций и побуждений). По своему социаль-ному содержанию моральное чувство представляет собой особую форму отношения человека к различным явлениям действительно-сти, основанную на их соответствии или несоответствии потребно-стям человека.

 

Эвдемонизм-часто применявшийся в истории этики способобоснования морали и истолкования ее природы и целей . В отличие от гедонизма основополагающей категорией этики и исходным принципом нравственности эвдемонизм считает понятие счастья, достижение которого объявляет высшим критерием всякой добро-детели и основой моральных поступков.

 

Эгоизм-жизненный принцип и моральное качество,характе-ризующее человека с точки зрения его отношения к обществу и дру-гим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии по-ведения собственным интересам перед интересами общества и ок-


ружающих людей и является наиболее открытым проявлением ин-дивидуализма. Как моральное качество эгоизм оценивается обычно отрицательно.

 

Этика-философская наука,объектом изучения которой явля-ется мораль: происхождение, структура, функции, а также проблемы развития нравственности. Этика - одна из древнейших теоретиче-ских дисциплин, возникшая как часть философии в период станов-ления рабовладельческого общества. Для обозначения учения о добродетелях человека термин «этика» был введен Аристотелем. Постепенно в этике начали различать два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек (нормативная этика), и собст-венно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали (теоретическая этика),

 

Этикет-совокупность правил поведения,касающихся внешне-го проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных мес-тах, манеры и одежда). Этикет - составная часть внешней культуры общества . Этикет выражается в сложной системе детально разра-ботанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхож-дения с представителями различных классов и сословий, с должно-стными лицами в соответствии с их рангом, правила поведения в различных кругах. В то же время за строгим соблюдением этикета может скрываться недоброжелательное и неуважительное отноше-ние к людям. Современный этикет значительно упрощается, приоб-ретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям. В целом этикет совпадает с общими требованиями вежливости и такта.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Нормативно-правовые акты:

 

22. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

 

// Организация Объединенных Наций: Дополнительные материалы по ООН.

23. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию пра-вопорядка // Права человека и судопроизводство: Собр. междунар.

 

док. Вена, 1996. С. 174–178.

24. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости ВС СССР. 1976. №17.

 

25. Минимальные стандартные правила Организации Объеди-ненных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (“Пекинские правила”) // Права человека и су-допроизводство... С. 184–203.


26. Минимальные стандартные правила обращения с заклю-ченными // Права человека и судопроизводство… С. 214–227.

27. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. - М.,

1994.

28. Конституция Российской Федерации. Комментарий /Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М., 1994.

29. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. - М.: «ЭЛИТ-2002»,

2002.

30. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Комментарий. - М.:

НОРМА, 2004.

31. Гражданский кодекс РФ. Ч. I. – М.: ИНФРА-М., 1996.

32. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Россий-ской Федерации». - М., 1992, с изменениями и дополнениями.

33. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федера-ции» (в ред. Федеральных законов от 17.11.1995 г., от 10.02.1999 г.,

 

от 19.11.1999 г., от 02.01.2001 г., от 27.12.2000 г., от 29.12.2001 г., от 28.06.2002 г., от 25.07.2002 г., от 05.09.2002 г.)-

34. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адво-катуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ

 

Основная литература:

 

1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1993.

 

2. Барщевский М.Ю. Адвокатская этика . – 2-е изд.; испр. - М.,

2001.

3. Закомлистов А.Ф. Судебная этика. – СПб.: Изд. «Юридиче-ский центр Пресс», 2002. – 258 с.

4. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. – М.: Изд.группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 168 с.

 

5. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста: Учебное пособие – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 161 с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Агешин Ю.А. Право, политика, мораль. – М., 1982.

 

2. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. – М., 1985.

3. Анчел Е. Этос и история. – М., 1988.

4. Аристотель. Никомахова этика //Соч.: в 4-х т. – Т.4. М., 1984.

5. Ароцкер Л.Е. Судебная этика. – М., 1969.

6. Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допроса. – М., 1969.

7. Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного следствия. – М.,

1975.

8. Бардин С. Этика взаимных отношений. – М., 1969.

9. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.


10. Бойков А.Д. Этика профессиональной защиты по уголов-ным делам. – М., 1978.

11. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. – М., 1998.

12. Букреев В.И.. Этика права: от истоков этики и права к миро-воззрению: Учеб.пособие . – М., 1998.

 

13. Быховский И., Захарченко Н. Этика проведения следствен-ных действий//Социалистическая законность – 1973, № 11-12.

14. Василенко В.А. Мораль и общественная практика. – М.,

1983.

15. Ватман Д.П. Адвокатская этика. – М., 1977.

16. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М.: Правовая культура, 1994.

 

17. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. – М.,

1976.

18. Выгорбина А.Е. Культура дискуссии (требования этики и ло-гики в обсуждении спорных проблем) . – М., 1999.

19. Гадамер Г.Г. Диалектическая этика Платона. – СПб., 2000.

20. Гегель Г.В. Философия права. – М., 1990.

21. Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. – М., 1989–1991.

22. Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Судебная этика. – Воронеж, 1973.

 

23. Государственный служащий: культура поведения и деловой этикет /под ред. Е.В.Охотского. – М., 1999.

24. Громов И.А. Этика взаимоотношений в трудовом коллекти-

ве. – Л., 1973.

25. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.- М., 1987.

26. Гусейнов А.А.. Этика: Учебник для вузов. – М., 1998.

27. Декарт Р. Соч.: в 2 т. М., 1989–1994.

28. Гусейнов А.А. Введение в этику. – М., 1985.

29. Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. – М., 1974.

 

30. Ефимычев С.П., Кулагин С.П., Ямпольский А.Е. Допрос. – Волгоград, 1978.

31. Зеленкова И.Л. Основы этики. Минск: Тетра Системс, 1998.

32. Зеленкова И.Л. Этика: Учеб.пособие и практикум. – Минск,

1995.

33. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. – Минск, 1997.

34. Золотухина-Аболина Е.В.. Курс лекций по этике: Учеб.пособие для студ.вузов – М.,Ростов-на-Дону, 1999.

35. Зубарев В.С., Крыскин Л.П., Статкус В.Ф. Язык и стиль об-винительного заключения. – М., 1976.


36. Ибрагимов М.М., Куличенко В.В., Съедин Б.Г. Профессио-нальная этика и этическая культура сотрудников органов внутрен-них дел – Киев, 1990.

 

37. Иванов В.Г. История этики древнего мира.– С.-Пб., 1997.

38. Иванов В.Г. История этики Древнего мира: Учеб.пособие для вузов – СПб., 1997.

39. Ильин И.А. Естественное право. Требование справедливо-сти// Правоведение.– 1992, № 3.

 

40. Кант И. С.ч.: в 6 т. – М., 1963–1966.

41. Карпец И.И. Уголовное право и этика. – М., 1985.

42. Киселев Я.С. Этика адвоката. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,

1974.

43. Карсавин Л.П. Добро и зло. – СПб., 1994.

44. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации//Утв. Приказом МВД РФ от

 

19.11.93 г.

45. Кодекс чести судьи Российской Федерации//Законность. – 1994, № 2.

 

46. Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Этика уголовного процесса. – Во-

ронеж, 1993.

47. Комиссаров В.И. Научные, правовые и нравственные осно-вы следственной тактики – М., 1980.

 

48. Кондрашов В.А. Этика. – Ростов-на-Дону, 1998.

49. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика.- Ростов-на-

Дону, 1999.

50. Кони А.Ф. Избранные труды и речи. – Тула, 2000.

51. Кони А.Ф. Нравственное начало в уголовном процессе.

Собр. соч., т. 4.–М.,1969.

52. Котов Д.П. Вопросы судебной этики. М., 1976.

53. Краткая история этики . – М., 1987.

54. Краткий словарь по этике / Под ред. О.Г. Дробницкого,

И.С.Кона. – М.,1965.

55. Кропоткин П.Е. Этика. – М., 1991.

56. Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет.– М., 1995.

57. Кукушкин В.М. Твоя профессиональная этика. – М., 1994.

58. Лапина Т.С. Разрешение противоречий между правом и моралью как условие функционирования правового государства // Правовое государство: связь веков. – М., 1991. – С.15-35.

 

59. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России. –

СПб., 2001.

60. Леоненко В.В. Профессиональная этика участников уголов-ного судопроизводства. – Киев, 1981.


61. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики. –

 

М., 1991.

62. Лубшев Ю.Ф. Адвокат в уголовном деле.– М., 1997.

63. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. –М., 1986.

64. Любичев С.Г. Этические основы следственной тактики - М.,

1980.

65. Маркс К. Энгельс Ф. Избр. произв.: в 3-х т. – М., 1979.

66. Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека. – М., 1993.

 

67. Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. - М-, 1993.

68. Москальскова Т.Н. Этика уголовно-процессуального дока-зывания (стадия предварительного расследования). – М., 1996.

69. Мур Дж. Принципы этики.– М., 1984.

70. Мухортов Н.М. Мораль в системе общественных отноше-ний. – Воронеж, 1976.

71. Некрасов С. Допустимость доказательств: вопросы и ре-шения// Российская юстиция .– 1998, № 8.

 

72. Опале А.В. Умение обращаться с людьми. Этикет делового человека. М.: Культура и спорт, 1996.

73. Основы профессиональной этики адвокатов//Адвокат. – 1998, № 1.

 

74. Основы этических знаний: Учеб.пособие для вузов / Отв.ред. М.Н. Росенко. – СПб., 1998.

75. Петрухин И.Л. Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение. – М., 1985.

76. Петрушин А. Всегда быть этичным//Социалистическая за-конность. – 1983 №6.

 

77. Пичкалева Г. Нравственный аспект принудительного осви-детельствования потерпевших // Социалистическая законность. – 1976, № 5.

78. Понятие о нравственных началах следствия//Руководство для следователей./Под ред. Селиванова Н.А. – М., 1997.

79. Проблемы судебной этики/Под ред. Строговича М.С.– М.,

1974.

80. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Опалева, Г. В. Дубова. – М.:

 

Щит-М, 1997.

81. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб.пособие / Под ред. Г.В. Дубова, А.В. Опалева. – 2-е изд.; испр. и доп. - М., 1998.


82. Профессиональная этика участников уголовного судопро-изводства. – Киев, 1981.

83. Ратинов А., Зархин Ю. Следственная этика// Социалисти-ческая законность. – 1970, № 10.

84. Селиванов Н. Критерии допустимости применения такти-ческих приемов при расследовании//Законность. – 1994, № 3.

85. Селиванов Н. Этико-тактические вопросы расследова-ния//Вопросы борьбы с преступностью. – М., 1983, Вып. 38.

 

86. Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. – 6-

е изд. – М., 1989.

87. Словарь по этике / Под ред. И.С.Кона. – 5-е изд. – М., 1983.

88. Солодухина А.О. Юридический диалог: теория и практика, круг проблем. – М., 1998.

89. Соловьев В.С. Право и нравственность. – Минск, 2001.

90. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1989.

91. Строгович М. Этика судебной защиты по уголовным де-лам//Социалистическая законность. – 1976, № 10.

92. Строгович М.С. О судебной этике//Проблемы государства и права на современном этапе.– Вып. 7. – М., 1973,

93. Строгович М.С. Судебная этика, ее предмет и сущ-ность//Советское государство и право – 1971, № 12.

 

94. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М., 1990.

95. Типовые правила профессиональной этики Американской Ассоциации Юристов. Вашингтон, 1993.

96. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. – М.,

1974.

97. Томин В.Т. Цель и средства в уголовном судопроизводстве.

– Н.Новгород, 1991.

98. Трубочкина В. Нравственные начала в деятельности сле-дователя/ /Российская юстиция. – 1997, № 11.

99. Феофанов Ю.В. Закон и мораль. – М., 1970.

100.Функционирования правового государства//Правовое госу-дарство: связь веков. – М., 1991.

101.Хрестоматия по этике / Сост. О.В.Сухомлинская. – М.: Пе-дагогика, 1990.

102.Цыпкин А.Л. Этика советского следователя//Вопросы уго-ловного процесса. – Саратов, 1977, вып. 1.

 

103.Чернышева М.А. Этика деловых отношений. – Л., 1988.

 

104. Шахов В. О судебной этике//Советская юстиция. – 1965, № 1.

105.Шрейдер Ю.А. Лекции по этике.– М., 1994.

106.Шрейдер Ю.А.. Этика. Введение в предмет: Учеб.пособие.

– М., 1998.


107.Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. – М., 1999.

108.Элькинд П.С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве. – Л., 1976.

109.Энциклопедия этикета. СПб., 1996.

110.Этика и этикет: Учеб.пособие. – М., 1995.

111.Этика: Избранные труды / П. А. Кропоткин. – М, 1991.

112.Этика: Словарь афоризмов и изречений: пособие для студ.вузов / Сост В.Н. Назаров,Е.Д.Мелешко. – М., 1995.

 

113.Этика: Энциклопедический словарь / Под ред: Р.Г.Апресяна, А.Л. Гусейнова. – М., 2001.

114.Яблоков Н.П. Нравственные аспекты криминалистических приемов и средств ведения расследования//Вестник МГУ.– сер.11

Право, 1999, № 3.