Вежливость, внимательность по отношению к участвующим

в деле лицам обязывает, например, предложить пожилому сви-детелю сесть во время его допроса. Свидетеля-женщину жела-тельно допросить первой среди свидетелей. При допросах сле-дует проявлять терпение, сдержанность, умение внимательно слушать. Во время прений сторон неэтично листать уголовное дело, не обращая внимания на речи, адресованные суду. Судьям и сторонам следует следить за своими позами, жестикуляцией, тоном обращения к присутствующим.

Судья должен держаться с достоинством, спокойно, просто, скрывать свое плохое настроение, как говорится, «быть застегнут на все пуговицы».

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Определите понятия: этикет, служебный этикет.

 

2. Назовите основные нравственные принципы служебного этикета.

3. Перечислите этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров.

4. Какие этические нормы необходимо соблюдать при приеме населе-ния?

 

5. Назовите основные требования делового этикета во взаимоотноше-ниях с сотрудниками.

6. Какими правилами служебного этикета необходимо руководство-ваться при проведении деловых совещаний?

7. Каковы правила телефонного общения?


8. Назовите основные этикетные правила, используемые при подго-товке деловых бумаг.

9. Каковы особенности делового общения в экстремальных условиях?

10.В чем заключаются особенности юридического этикета?

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Волгин Б.Н. Деловые совещания, М., 1970.

2. Венедиктова В.И. Деловая репутация: личность, культура, этика, имидж делового человека. М. 1996.

 

3. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. С-П. 1997.

4. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии, или как нау-читься работать и добиваться успеха. Ижевск.: Изд-во Удм. Ун-та. 1996.

5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Личность в групповом про-цессе / Хрестоматия по социальной психологии. М.: Международная педагогическая академия. 1995.

6. О деловой этике и этикете. - М.: Фонд "Правовая культура",

 

7. Профессиональная этика сотрудников правоохранительный органов. Под редакцией доктора философских наук, профессора А.В. Опалева и доктора философских наук, профессора Г.В. Дубова.

8. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ. 1997.

9. Шахов В. О судебной этике//Советская юстиция. 1965. № 1.

С. 22.

10. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ. 1994 (2-е изд. – 1997).

 

11. Шмидт Р. Искусство общения. М. 1992.

12. Ягер Д. Деловой этикет. — М.: Джон Уайли энд Сан, 1994.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ