Взаимодействие психолога со специалистами смежных профессий (педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов)
По роду своей профессиональной деятельности психологическому консультанту приходится общаться с представителями иных профессии. К ним относятся: педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов. Взаимодействие с каждым имеет свою специфику.
Взаимодействие консультанта с учителями определяется понятием «нормы» относительно психического и личностного развития (включая понятие «индивидуальная норма») сквозь призму разрешения следующих проблем:
1) адекватность восприятия учебного предмета;
2) адекватность подачи материала учителем;
3) роль учителя в жизни ученика;
4) роль ученика в жизни учителя.
Адекватность восприятия учебного предметаучащимся будет зависеть от его индивидуальных особенностей (визуал, аудиал, кинестетик) и склонности к восприятию конкретного предмета, адекватность подачи материала учителем — от знания им специфики возрастной группы, к которой относится данный учащийся, и методологических основ преподавания. Кроме того, многие учителя недооценивают то значение, которое они, как личности, имеют для своих учеников, и влияние, оказываемое ими на желание изучать преподаваемый предмет. Здесь можно говорить о ситуации взаимовлияния, возникающей в процессе педагогической деятельности в ситуациях «учитель — ученик» и «учитель — группа». Не секрет, что довольно часто неуспеваемость ученика обусловлена существованием скрытого (или явного) конфликта между ним и учителем или негативным отношением одного из них к другому.
Задача консультанта при разрешении вопросов, связанных с неуспеваемостью ученика или/и его дезадаптивным поведением на уроках, заключается в выявлении скрытых причин, вызывающих данные реакции. Однако подобные реакции
могут иметь свои истоки не только во взаимоотношениях «учитель — ученик», но и в неблагополучной ситуации в семье (неблагополучные семьи) или в протестной реакции ребенка на другие раздражители. Здесь следует помнить, что понятие «неблагополучная семья» в последнее время наполнилось новым содержанием. Традиционно под ним понимались: неполные семьи (один из родителей); семьи с алкоголиками; семьи, имеющие родственников, пребывающих или пребывавших в местах лишения свободы. В настоящее время это понятие стало несколько иным. Большинство психологов и психотерапевтов расширили его значение, включив в понятие «неблагополучная семья» понятие «семьи с нарушенными коммуникативными отношениями» (В. Сатир, Д. Хеши, К. Маданес). Таким образом, традиционная «неблагополучная семья» увеличилась, приняв в свои объятия семьи, которые несколько утрированно можно представить в виде следующей схематичной картинки: «Папа в галстуке, мама играет на пианино, дети предоставлены сами себе». Иначе: в понятие «неблагополучная семья» включены не только семьи, не соответствующие общепринятым социальным нормам, но и семьи, отвечающие внешним социальным стандартам, но в которых отношения между членами носят формальный характер. Все это и приводит к деформации личности ребенка, проявляющейся вовне в виде негативных поведенческих реакций и/или на психосоматическом уровне.