Вопрос 7.8. Ценообразование на основе сокращенных затрат

Значительные преимущества в принятии решений с по­мощью цен дает калькулирование себестоимости продукции по сокращенным («директ-костинг») затратам. На данном методе калькулирования основана концепция так называемых дополнительных затрат (предельных), которая распространена в аналитической практике стран с развитой ры­ночной экономикой в области принятия управленческих реше­ний.

Суть концепции заключается в том, что при принятии ре­шений о дополнительных заказах или выпуске дополнительной продукции выручку от ее реализации сравнивают не с полной себестоимостью, а с суммой соответствующей ей переменных затрат. При этом учитывается, что условно-постоянные расхо­ды уже возмещаются через цены изделий основной производственной программы.

Отличие калькуляции по элементам полных затрат от прямых затрат:

- классификация затрат по местам возникновения организовывается с разделением на постоянную/переменную части;

- классификация затрат по носителям затрат: постоянные затраты не распределяются между носителями и только переменные относят на носители;

- определение результатов по носителям затрат: переменные затраты на единицу вычитают из цены изделия и на основе разности исчисляют брутто-прибыль;

- определение результатов за период: общую выручку за период сравнивают с величиной переменных затрат, а общую сумму постоянных затрат за период относят на тот период, в котором она возникла.

При использовании такого метода учета сокращенных затрат цена (Ц) будет определяться следующим образом:

Ц= Зпер.ед. +МД,

где Зпер.ед. — сумма переменных затрат при производстве единицы продук­ции, р.;

МД— покрытие переменных затрат (или маржинальный доход), р.

В свою очередь покрытие переменных затрат состоит из

МД = Зпост.ед +Пр. ед,

где Зпост.ед — сумма постоянных затрат при производстве единицы продук­ции, р.;

Пр.ед — прибыль на единицу продукции, р.

В процессе управленческой деятельности на предприятии необходимо рассчитать окупаемость постоянных затрат при за­данном уровне рыночной цены. При этом следует исходить из того, что переменные затраты непосредственно включаются в цену и полностью возмещаются покупателем после реализации продукции. Эти затраты можно окупить и в том случае, если производство не состоялось. Например, сырье, материалы мож­но продать, заработную плату не выплачивать, если рабочих не привлекали.

Постоянные затраты будут существовать даже в том случае, если фирма, предприятие ничего не производит. Они возместятся или окупятся только после производства и реализации определенной партии продукции. Причем, если общая сумма постоянных издержек по мере изменения объема производства практически не меняется, то их размер в расчете на единицу продукции уменьшается при увеличении масштабов производ­ства и возрастает при его уменьшении. Окупаемость постоян­ных затрат (точка безубыточности) можно рассчитать следующим образом:

Опост.з = Зпост.общ :Ппер,

где О пост.з — окупаемость постоянных затрат, натуральные единицы изме­рения; Зпост.общ — сумма постоянных затрат по предприятию (или по вы­пуску определенного вида изделий), р.

Окупаемость постоянных затрат показывает, какой объем продукции в натуральном выражении нужно произвести и про­дать по рыночным ценам, чтобы возместить (окупить) постоян­ные затраты. При этом прибыль и убытки будут равны нулю. Для того чтобы определить, каким должен быть объем про­даж, чтобы достигнуть заданной (или целевой) прибыли, нужно сделать расчет по следующей формуле:

Vпр = (Зпост.общ + Пцел.общ) : Ппер,

где Vпр — объем продаж, количество; П цел.общ — сумма целевой прибыли, р.

Применение метода сокращенных затрат дает возможность более четко организовать их планирование, учет и контроль и таким образом управлять затратами, проводить эффективную ценовую политику, выявлять наиболее выгодные (высокорен­табельные) для фирмы виды продукции по разнице между ры­ночной ценой и переменными затратами.

Как показывает опыт стран с переходной экономикой, с нас­туплением первых признаков финансовой стабилизации при низкой платежеспособности потребителей становится актуаль­ным обоснование различных вариантов снижения цен. Как та­кие ценовые решения повлияют на изменение массы прибыли и объем продаж? Всегда ли, как принято считать, снижение цен принесет дополнительную прибыль?

Чтобы ответить на эти вопросы, на основе приведенных вы­ше понятий и показателей можно вывести зависимости между снижением цен, изменением объемов продаж и массы прибыли:

П= Цо ×V0 − Зпер.ед. × V0 − Зпост.общ,

где П — прибыль от реализации партии товара, р.; Ц0 — первоначальная цена, p.; V0 — исходный объем продаж, натуральные единицы измерения.

Выразим теперь ту же прибыль при уменьшении цены и из­менении объема продаж:

П= (Цо−∆Ц) × V0 × Т−Зпер.ед ×V0 ×Т−Зпост.общ

где ∆Ц — снижение цены, р.; Т — темп роста объема продаж.

Прировняв уравнения, получим зависимости изменения це­ны и темпов роста продаж, позволяющие обеспечить сохране­ние имеющейся прибыли:

Т= (Цо−Зпер.ед):(Цо−∆Ц –Зпер.ед);

∆Ц = (Цо−Зпер.ед)−[(Цо−Зпер.ед):Т].

Таким образом, не всякое снижение цены приносит увели­чение прибыли за счет роста объема продаж, как это принято считать. Для того чтобы при изменении цены сохранить имею­щуюся прибыль, нужно соответственно увеличить объем про­даж такими темпами, которые будут зависеть от соотношения переменных и постоянных затрат. Причем, чем больше доля пе­ременных затрат в себестоимости, тем соответственно больший нужен прирост объема продаж для сохранения имеющейся прибыли при снижении цены. И наоборот, принимая решение об увеличении объема продаж, можно рассчитать, насколько можно снизить цену, чтобы сохранить имеющийся размер при­были. Аналогично можно сделать расчеты планируемого увели­чения прибыли за счет снижения цены или увеличения объема продаж.

Неизменность постоянных затрат при изменении масштабов производства позволяет утверждать, что рентабельность следует определять как отношение разницы между ценой изделия и сокращенными затратами к сокращенным затратам, т.е. при определении выгодности изделий постоянные затраты не должны учитываться.

Цель применения данного метода заключается в нахождении оптимального варианта загрузки производственных мощностей, обеспечивающего получение наибольшей прибыли. При произвольном отнесении постоянных затрат на единицу продукции возможно принятие неверного решения о дальнейшем развитии производства.

В таблице 7.11. приведены данные сравнительного анализа калькулирования по полным и сокращенным затратам.

Таблица 7.11. Сравнительный анализ калькулирования по полным и сокращенным затратам

Показатель Изделие
А Б С
  1. Рыночная цена изделия
  1. Сырье и материалы
  1. Заработная плата основных производственных рабочих
  1. Прочие прямые затраты
  1. Итого сокращенных затрат
  1. Покрытие (маржинальный доход)
  1. Рентабельность (стр.6:стр.5),%
  1. Косвенные затраты
  1. Всего затрат
  1. Рентабельность (стр.1-стр.9):стр.9,%
8,5

 

Определение цен на базе только переменных издержек позволяет фирме в условиях сильной конкуренции установить более низкий уровень цен на данный товар и за счет этого добиться увеличения продаж и получения приемлемой прибыли.

Данный метод позволяет исчислить предел цены, ниже которого она не может опуститься. Нижний предел (порог) цены может различаться в зависимости от конъюнктуры рынка. Различают три вида нижнего предела цены:

- цена целевая (достаточная) определяется как сумма полных затрат и прибыли на единицу продукции (прибыль может определяться как традиционная или среднеотраслевая). Может считаться нижней границей при благоприятной конъюнктуре;

- цена техническая (долгосрочная) соответствует полным затратам на одно изделие. Продажа товара по технической цене обеспечивает покрытие затрат, но не позволяет получить прибыль;

- цена предельная (краткосрочная) включает только удельные переменные затраты. При дальнейшем снижении цены производство прекращается.

Расчет нижней границы цены необходим для принятия решения о приеме или отклонении добавочных заказов, об остановке или продолжении производства, об участии в конкурсах на получение контракта. Для фирмы с неполной загрузкой производственных мощностей прием заказа по цене, покрывающей переменные и часть постоянных затрат.

Применение калькулирования по сокращенным затратам имеет следующее ограничение: обоснование цен на базе только сокращенных затрат нельзя использовать одновременно на все выпускаемые фирмой товары, поскольку постоянные издержки должны быть возмещены фирмой в общей ее выручке; информация, полученная с помощью данного метода не отвечает на вопрос о возможности замены менее прибыльной продукции более прибыльной; необходимо оценить влияние прекращения производства одной продукции на спрос на другие товары.

Использование калькулирования по сокращенным затратам весьма эффективно во внешнеторговой деятельности, при эк­спорте продукции (в том числе по более низким ценам), в усло­виях неполной загрузки производственных мощностей, когда относительно увеличиваются постоянные расходы. Эту систему целесообразно использовать для обоснования шкал или катало­гов скидок с цен.

Задача предприятия определение того объема выпуска, при котором общая прибыль максимальна: первый способ: сравнение общего дохода и общих издержек при разных объемах производства; второй способ:сравнение предельного дохода и предельных из­держек при разных объемах производства.

Знание предельных издержек помогает руководству пред­приятия установить: увеличивать или уменьшать выпуск продукции; какому поставщику сырья отдать предпочтение; в каких границах должен осуществляться производственный процесс.

В процессе управления фирмой становится возможным наи­более эффективно решать такие задачи, как целесообраз­ность дополнительного выпуска продукции или выполнения дополнительного заказа по сниженной цене, производить ли своими силами или закупать на стороне комплектующие изде­лия или полуфабрикаты, определять оптимальные размеры партии или серии деталей, продуктов, рассчитывать и выби­рать различные комбинации цены на товар и объемов его реали­зации и др.