Правило: При цепной связи нельзя убрать какое-либо предложение из текста без ущерба для его смысла.
Рассмотрим теперь текст, где предложения связаны без сцепляющих слов, то есть параллельной связью.
ТЕКСТ.
Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени... (И. С. Тургенев)
14 Задание. Графически покажите, как связаны предложения в тексте.
Представим эту цепь в виде электрической.
СХЕМА параллельной связи предложений в тексте.
Если в этой цепи какая-нибудь «лампочка» перегорит, будут ли светить остальные? Извлеките 1-2 предложения из текста.
Правило: При параллельной связи предложений перестановка фраз, изъятие их из текста смысла текста не меняют.
15 Задание. Ответьте на вопрос: почему, приступая к работе по тексту, необходимо знать, как связаны предложения в тексте?
СЖАТИЕ ВСЕГО ТЕКСТА может быть осуществлено за счет:
1) свертывания грамматических структур;
2) обобщения основной мысли на уровне абзаца, части текста;
3) извлечения из текста предложении, содержащих несущественную информацию.
16 Задание. Обобщите и сократите тексты.
Исходный текст
Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.
Возможный вариант
Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяжением Урана другой, неизвестной планетой.