Арт психология и ее возможности в развитии творческого потенциала личности

Арт психология в течение нескольких десятилетий формировалось, главным образом, как эмпирическая область деятельность. Немаловажное значение имело то, что многие специалисты арт-психологии были художниками или арт-педагогами. Они не склонны были заниматься теоретическим обоснованием своей работы с больными, полагая, что основной лечебно-коррекционный эффект достигается за счет «отвлечения» пациентов от их переживаний и проблем, связанных с болезнью, либо некого «катарсического» фактора, природу которого они не стремились анализировать.

Первые элементы будущей арт-психологии стали появляться в 40-60 годы, благодаря развитию психодинамического подхода и попыткам осмысления некоторых его понятий, таких, например, как понятия бессознательного, переноса и контрпереноса, сублимации, символического образа и некоторых других понятий в контексте арт-терапевтической работы.

Дальнейшее развитие теоретической базы арт-психологии происходило путем синтеза положений классического психоанализа, аналитической психологии К.Юнга, теории объектных отношений с представлениями гуманистической психологии и психотерапии, клинического подхода, психологической теории игр, теории систем, динамической психиатрии, группового анализа, трансперсональной методологией.

В настоящее время можно говорить о том, что арт-психология обладает достаточно солидной теоретической базой, которой, при некоторой ее эклектичности, свойствен явный мульти-дисциплинарный оттенок и тенденция к интеграции разнородных теоретических влияний.

В Европе основателями арт-терапии нередко признают Адриана Хилла и Герберта Рида. Интерес к использованию изобразительной деятельности в качестве лечеьно-восстановительного средства впервые проявился у А.Hill в тот период, когда он проходил лечение от туберкулеза в одном из специализированный санаториев. Находя свою жизнь там весьма монотонной, он обратился к рисованию и таким образом нашел для себя интересное занятие, позволившее ему скрашивать долгие месяцы лечения. Он убедился, на своем опыте и опыте других людей, что изобразительное искусство способно помочь человеку в преодолении его недуга и ускорить процесс выздоравливания и реабилитации.

Параллельно с внедрением арт-терапии в клиниках соматического и психиатрического профиля, в Европе развивались и идеи прогрессивной арт-педагогики, представленной Гербертом Ридом и Джоном Девей (Herbert Read, John Dewey). Они рассматривали изобразительное творчество в качестве важного инструмента в формировании здоровой, гармоничной личности.

На современном этапе развития арт-психологии существует несколько направлений работы:

1).Арт-психология в образовании. Характеристика основных подходов и методов работы в этом направлении отражены в работах Г.Рида и Е. Крамер (1971). Основные задачи - осуществлять эмоциональное воспитание, эмоциональное образование детей и школьников, а так же развитие художественного самовыражения и творческого потенциала.

В настоящее время арт-терапия все более широко используется в работе с детьми и подростками, не имеющими явных психических отклонений или умственной отсталости. Эти дети и подростки так называемой «группы риска», либо те из них у кого имеются негрубые эмоциональные или поведенческие нарушения. Их наличие приводит к плохой успеваемости таких детей, поэтому арт-терапевтическая работа может помочь им не только избавиться от этих нарушений, но и способствует повышению их показателей в учебе. При работе с детьми и подростками этой группы используется широкий круг тем и упражнений:

1.Темы и упражнения, предполагающие работу с разными изобразительными материалами и имеющие целью общую активизацию и развитие сенсомоторных навыков детей;

2.«общие» темы и упражнения, позволяющие изучать проблемы детей и выражать самые разнообразные переживания;

3.темы, связанные с восприятием себя, позволяющие изучать систему отношений детей и положительно влиять на ее изменение;

4.упражнения и темы, позволяющие изучать отношения в семье ребенка с целью выявления причин нарушения поведения и их последующей коррекции. Можно рекомендовать различные варианты упражнения «игровые семейные отношения».

5. Парные упражнения, позволяющие развивать коммуникативные возможности детей. Здесь широко применяется техника «каракули Винникота», когда один ребенок изображает каракуль и передает другому для того, чтобы тот создал из нее образ;

6. Совместное групповое рисование, например техника «групповая форма». На стене закрепляется большой лист бумаги. Группа или лидер выбирают тему и приступают к рисованию, работая поочередно или одновременно;

7.Групповые изобразительные игры, например игра «странное животное». Один ребенок рисует голову животного, сгибает лист и передает его следующему участнику. Тот должен нарисовать туловище животного, согнуть лист и передать дальше;

8.Изобразительная работа на основе визуализации или материала сновидений;

9.Техники, предполагающие сочетание изобразительной деятельности с другими формами творческого самовыражения – с прослушиванием музыки, чтением стихов, исполнением ролей;

Арт-психология в социальной сфере (арт-терапия как инструмент разрешения кофликтов).

Некоторыми достоинствами арт-терапевтического подхода, применительно к проблеме разрешения социальных конфликтов, являются следующие:

- арт-терапевтические техники во многих случаях дают возможность выхода разрушительных и саморазрушительных тенденций и чувств гнева;

- Проекция разрушительных и саморазрушительных тенденций и чувст гнева на изобразительный материал и образ позволяет «дистанцироваться» от них и достичь определенной степени контроля над ними. Кроме того, эти тенденции и чувства могут затем стать предметом анализа и осознания;

- Арт-терапия позволяет наблюдать привычные способы поведения участников в конфликтных ситуациях, а затем анализировать их и вырабатывать иные, более конструктивные способы поведения путем их моделирования в условиях арт-терапевтической работы;

- Арт-терапия, используя «материальные свидетельства» конфликта в форме изобразительной продукции его участников, позволяет наблюдать и оценивать динамику конфликта, в частности, путем ретроспективного обзора работ.